Полный текст статьи
Печать

В последние годы система образования в России претерпела значительные перемены, и как полагается весь этот процесс шел поэтапно. Стартовой площадкой для внедрения ФГОС второго поколения стала начальная школа. Но сегодня с уверенностью можно сказать, что ФГОС начального общего образования дает качественно новое представление о содержании начального образования. В профессиональную жизнь педагога вошло понятие «универсальные учебные действия» - как ключевой термин для понимания современных требований к результативности образовательного процесса. Именно эти требования и становятся объектом целенаправленной работы педагога по формированию личности учащегося и, как следствие, объектом измерения и оценки его достижений.

В современной системе образования отчетливо прослеживаются сдвиги от получения определенного набора знаний к формированию самостоятельной, творческой, гибкой личности, способной действовать в соответствии с изменяющимися условиями; совершенствоваться и самообучаться.

Таким образом, развитие личности учащегося, раскрытие его потенциала, талантов, становление самосознания, самореализации переходит из разряда одного из возможных подходов к обучению, в разряд основных требований к результатам обучения детей в школе.

Современный стандарт предъявляет новые требования и к системе оценивания предметных результатов освоения программного материала. Метапредметные и предметные результаты подлежат целенаправленному формированию и отслеживанию. Личностные же результаты ученика не подлежат итоговой оценке.

Можно ли все вышеперечисленное отследить и измерить привычными способами контроля и оценки? Частично – да. А как измерить метапредметные результаты или личностные достижения учащихся?

Наиболее точным измерительным инструментом для отслеживания и оценки процесса развития личности ученика является мониторинг, который позволит своевременно сделать необходимую корректировку, спланировать дальнейшую работу по развитию действий учащихся.

С этой целью нами была разработана «Карта личностного роста», которая отражает динамику роста личности ученика по следующим критериям: «Диагностика успеха», «Социальная жизнь» и «Психологические аспекты» на протяжении всего периода обучения в образовательном учреждении. В них нашла свое отражение и оценка творческой деятельности учащегося. Данная форма оценивания школьника помогает не только дополнить традиционную оценку, но и стать стимулом для личностного развития ребенка. Безусловная ценность «Карт личностного роста» заключается в том, что она способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Поэтому крайне важно усвоить для себя и пояснить ребенку и родителям, что ведение «Карт личностного роста» - это не гонка за количеством дипломов и всевозможных грамот! Таким образом, первичным становится сам процесс участия в учебной деятельности или в творческой работе, а вторичным - его результат.

«Карты личностного роста» - это  способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных образовательных достижений обучающихся в определенный период его обучения с 1-го по 9-й классы.

«Карты личностного роста» дополняют традиционные контрольно-измерительные средства и позволяют учитывать результаты, достигнутые обучающимися в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной и других.

В отличие от Портфолио, которое является лишь коллекцией работ и результатов учащегося, уникальность и инновационность «Карты личностного роста» заключается в том, что:

  • в них фиксируются результаты мониторинга конкретного ученика на протяжении всего периода обучения в образовательном учреждении;
  • в возможности увидеть «картину» значимых образовательных результатов в целом (в динамике);
  • в сборе, систематизировании и фиксировании индивидуальных результатов развития конкретного ученика по формированию метапредметных УУД;
  • в диагностике возможностей и особенностей развития конкретного ребенка;
  • в выявлении динамики индивидуальных образовательных достижений конкретного ребенка на протяжении всего периода его обучения в образовательном учреждении;
  • в построении индивидуальной траектории развития конкретного ребенка;
  • в простоте работы с «Картой личностного роста» - доступность и наглядность;
  • в необходимости организации тесного сотрудничества школы и семьи по реализации программы усиления «плюсов» и ликвидации «минусов »  в образовательных, воспитательных и коммуникативных достижениях конкретного ребенка;

Таким образом, «Карты личностного роста» позволяет скорректировать отношения к своим достижениям и  настроить ребенка на мотивацию успеха, т.к. фиксирует и представляет не только лучшие результаты его деятельности, но и  наглядно демонстрирует пробелы в компетенциях различного вида. В «Карте личностного роста» отражается значимая информация для определения стратегий индивидуальной работы с конкретным учащимся, что позволит классному руководителю наметить план действий по преодолению имеющихся трудностей либо дальнейшему развитию учащегося.

Следует подробнее остановиться на критериях мониторинга, который осуществляется по трем направлениям: «Диагностика успеха», «Социальная жизнь», «Психологические аспекты».

  1. «Диагностика успеха» ребенка включает в себя следующие параметры:
  • «Мои учебные достижения» - что является по своей сути мониторингом УУД ученика. Динамика этого параметра позволяет оценить результативность осуществляемой деятельности и принять своевременные и обоснованные решения. Проводить его следует раз в год (за исключением первого года обучения) по единой стандартной процедуре. Началом системной диагностической работы учителя является педагогическая диагностика стартовой готовности ребенка к успешному обучению в начальной школе, которую мы осуществляем благодаря ……. «Школьный старт». Диагностика «Школьный старт» - стартовая готовность – это совокупность умений (т.е. владение способами действия, мышления, общения), которые позволяют ребенку успешно осваивать учебный материал и включаться в образовательные ситуации, которые создает для него педагог. Психологическая и стартовая готовность взаимно дополняют друг друга и дают общее видение перспектив обучения и развития ребенка в конкретной образовательной среде. При совместном применении и взаимосвязанном анализе результатов диагностики психологической и стартовой готовности у нас, у взрослых, обучающих и сопровождающих  развитие ребенка, появляется возможность максимально настроить образовательный процесс на каждого конкретного ученика, усилить положительное влияние той или иной образовательной системы. Следует еще раз упомянуть о том, что вышеуказанная диагностика «Школьный старт» проводится один раз – в начале первого класса. Именно поэтому в диаграмме «Карты личностного роста»  имеются две кривые за первый год обучения, что является определенной особенностью ежегодной диагностики. Далее осуществляется ежегодное отслеживание процесса формирования УУД на основе единой «линейки» показателей.  Эти диагностические срезы проводятся в конце учебного года (апрель - май) и начальная школа использует УМК «Учимся учиться и действовать» (авторы: Т.В. Меркулова, А.Г. Теплицкая, М.Р. Битянова, Т.В. Беглова). Этот комплекс помогает провести мониторинг метапредметных универсальных учебных действий. Для повышения мотивации учащихся и целостного восприятия материала все задания объединены игровым сюжетом.
  • «Участие в олимпиадах» - данный критерий является необходимым показателей успешности ученика на протяжении всего процесса обучения в школе. Именно этот критерий наглядно демонстрирует предметные достижения учащегося, а именно, освоенный учащимися в ходе учебного предмета опыт деятельности в процессе изучаемого предмета по получению нового знания и его применения.
  • «Участие в конкурсах» - этот немаловажный показатель является демонстрацией уровня активности ученика, его участия в конкурсах различного уровня. Мониторинг по данному критерию проводится в течение учебного года.
  • «Мое творчество» - данный критерий позволяет скорректировать отношение к своим достижениям и настроить ребенка на мотивацию успеха, т.к. фиксирует и представляет не только лучшие результаты его творческой деятельности. Любая работа детей – большой труд, и цену ее результата в виде оценки в «Карте личностного роста» ученики хорошо знают. Количественный показатель творческих работ не является для ребят самоцелью, с его помощью дети становятся более уверенными в себе и получают поддержку от своих одноклассников. Таким образом, личностный рост – своеобразный выход за рамки уже достигнутого и есть развитие ценностного отношения личности к тем объектам действительности, которые признаны ценностью в рамках той цивилизации, с которой отождествляет себя сама личность.

2. «Социальная жизнь»  -  меняющаяся социальная и политическая среда оказывает влияние на формирование личности ребенка. В условиях современной жизни нашего общества актуальной проблемой становится способность учащихся решать социально-значимые проблемы, формирование активной гражданской позиции, патриотических убеждений, приверженность демократическим ценностям, позитивная социализация. Важным направлением в нашей деятельности является развитие социально активной личности, формирование социально-значимых компетенций. Естественно, что в образовательной среде эти компетенции могут формироваться через социализацию ребенка в классном и школьном коллективе, через выполнение своих должностных функций и  единовременных поручений. Указанный критерий отслеживает следующие параметры:

  • «Моя школа»
  • «Мой класс»

3. «Психологические аспекты» - Этот аспект диагностирует и обрабатывает педагог-психолог, используя различные методики, позволяющие отследить следующие параметры:

  • «Самооценка»
  • «Я – глазами одноклассников»
  • «Агрессия»
  • «Мотивация»
  • «Тревожность» 

Все критерии переводятся в уровни: низкий, средний, высокий, и только затем,   показатели вносятся в таблицу  и наносятся на график. Цвет графика за каждый год имеет свой определенный цвет. Через два-три года по графику можно четко видеть картину развития ребенка, его положительную или отрицательную динамику по тому или иному показателю, а следовательно можно скорректировать работу с этим учеником.

Особо стоит отметить, что оценивая результаты через категорию личностного роста, мы подчеркиваем значимость для воспитания позитивной динамики развития личности, то есть развития ценностного отношения ребенка к людям, своему отечеству, труду, а не соответствие ее какому-либо эталону, стандарту или норме. Такой подход позволяет оценить усилия ребенка, причисленного к разряду «анормальных», «девиантных» детей.

И в заключении хотелось бы добавить, что «Карты личностного роста» в нашем образовательном учреждении стали своего рода «преемственным документом», при переходе учащихся в среднюю школу, который является огромным подспорьем в работе классного руководителя как с учащимися так и с их родителями. 

Приложение 1 

Карта личностного роста (бланк) 

Карта личностного роста учащегося  МБОУ СОШ №99

Ф.И.О.___________________________________________________ 

Разделы

 

 

 

 

 

 

Классы

Диагностика успеха

Социальная жизнь

Психологические

аспекты

Мои  учебные достижения

Участия  в конкурсах,  олимпиадах и др.

Моя школьная      жизнь

Мои друзья

Я познаю мир

Самооценка

Агрессия

Мотивация

Тревожность

1 класс

                 

2 класс

                 

3 класс

                 

4 класс

                 

 

 Приложение 2 

Карта личностного роста (рабочий вид)