Выделяя основные тенденции в современном начальном образовании следует отметить, что ФГОС НОО позволяет изменить содержание и организацию образовательного процесса для достижения одного из требований, закрепленных в этом документе «формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебной деятельности» [1]. Решение проектных задач – это один из методов, позволяющих формировать эти умения.
На первых этапах введения ФГОС НОО эту проблему в начальной школе пытались решить через организацию проектной деятельность, и даже вышли авторские учебники разных образовательных систем, содержащие название проектов по учебным темам. На практике вся проектная деятельность была сведена к тому, что учитель предлагал детям выполнить проект дома. Ну а на уроке дети зачастую представляли результаты творческой работы родителей. Таким образом, постепенно пришло понимание того, что полноценная проектная деятельность не соответствует возрастным возможностям младших школьников. Переносить способы работы из основной школы в начальную, не обучив основам проектной деятельности детей, не эффективно и даже вредно. По этой причине в начальной школе появился прообраз проектной деятельности основной школы для младших школьников – проектные задачи.
Целью данной статью не является теоретическое рассуждение по поводу, что такое проектная задача. Этому посвящены работы А.Б Воронцова. Хочу поделиться опытом. как разработать таковую.
Будим исходить из того, что «проектная задача - задача, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение ещё никогда не существовавшего в практике ребёнка результата(продукта), и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей» [ 2].
Поэтому в проектной задаче должна быть система заданий, составленных учителем. Эти задание есть не что иное, как описание действий, которые должен выполнить ребенок, чтобы достичь конечного результата - создать необходимый продукт. Отметим, что данный продукт чаще всего является квазиреальным (дом, площадка, карта, книга) хотя не исключено получение реального продукта (фотоальбома, буклета и др). Каждому заданию присваивается порядковый номер:
Задание 1
Задание 2
Задание 3 и т.д
Практика показывает, что количество заданий должно соответствовать числу детей в группе, т.е если Вы сформировали группы по 5 человек , то и количество заданий равно пяти.
Кроме этого учитель обеспечивает выполнение проектной задачи всем необходимым материалом (инстукции, схемы, таблицы, информация).
Проектная задача должна начинаться с ее описания. В этой части проектной задачи необходимо обозначить проблему и продукт. Проблема – это противоречие между реальной и идеальной ситуацией, т.е описывая проблему учитель должен просто выделить признаки реальной и желаемой ситуацией, но не формулировать саму проблему. Например «Дорогие ребята! На планете Нано открылся зоопарк с экзотическими животными. Но в нем пока поселилось только одно животное двукрылый жирафолев. Жители планеты Нано его очень полюбили. Он очень добрый, питается растениями, любит лазать по деревьям, мяукает, как кошка. Жители планеты очень хотят, чтобы у них был большой зоопарк с красивыми экзотическими животными. Они узнали, что у нас есть программа, которая может создать фантастические образы зверей, которые смогут пополнить зоопарк планеты Нано. Ребята, нам нужно помочь жителям заполнить зоопарк» [4].
Реальная ситуация: на планете Нано открылся зоопарк с экзотическими животными. Но в нем только одно животное. Идеальная ситуация: жители планеты очень хотят, чтобы у них был большой зоопарк с красивыми экзотическими животными. Дети формулируют цель: помочь жителям планеты Нано наполнить зоопарк красивыми экзотическими животными. Продукт обозначен в задаче как образ фантастического животного созданного с помощью соответствующего компьютерного ресурса.
Далее представляю проектную задачу для 1 класса по окружающему миру, разработанную автором данной статьи. Тема этой задачи очень любима учителями начальных классов, но они всегда предлагают ее детям как творческое задание, которое, опять таки, выполняют родители.
Содержание проектной задачи. Мир природы очень разнообразен. Вокруг очень много видов животных. Каждый уголок нашей планеты населен различными живыми организмами. Но некоторые виды животных исчезают, с каждым годом их становится все меньше. Для того чтобы остановить исчезновение, люди создали документ, который получил название «Красная книга». Информация об исчезающих и исчезнувших видах животных и растений была напечатана на листах разного цвета. Красной ее назвали, потому что это цвет опасности, и он привлекает внимание человека. До сих пор в эту книгу заносят названия животных и растений. По примеру всемирной Красной книги составьте свою.
Задание 1.
Красная книга состоит из цветных страниц: черных, желтых, белых, серых, зеленых и красных. Из предложенных листов цветной бумаги выберите по одному, которые станут страницами вашей Красной книги. С помощью дырокола проделайте отверстия так, чтобы страницы можно было разместить в папке-скоросшивателе.
Задание 2.
Страницы разных цветов несут определенную информацию. Ознакомьтесь с тем, что означают эти цвета.
Черные страницы содержат списки тех животных или растений, кого уже нет, кого мы больше никогда не увидим, кто уже вымер.
Желтые страницы – это те животные, количество которых быстро уменьшается.
Белые страницы – это те животные, которых всегда было немного.
Серые страницы – внесены те животные, которые очень мало изучены, и места их обитания малодоступны.
Зеленые страницы – те животные, которых нам удалось сохранить, и спасти их от вымирания.
Красные страницы показывают нам исчезающих и особо редких животных.
Задание 3.
Прочитайте описание животного и определите, на странице какого цвета его нужно разместить.
Задание 4.
Вырежьте изображение этого животного так, чтобы оно разместилось в рамочку на соответствующей странице (ПРИЛОЖЕНИЕ А). Подпишите его название.
Задание 5.
Прочитайте описание этого животного (ПРИЛОЖЕНИЕ Б). Разрежьте текст на предложения. Из полученных предложений составьте более краткое описание этого животного. Наклейте полоски с предложениями рядом с изображением животного так что бы получился небольшой рассказ.
Задание 6.
Готовые страницы соедините в общую папку.
Задание 7
Рассмотрите предложенные образцы обложки Красной книги, обсудите варианты с другими группами и выберите ту страницу, которая станет обложкой для получившейся Красной книги.
Формулировка проблемы (условия проектной задачи) и составление и составление системы заданий – это только два шага в общем алгоритме разработки проектной задачи. Для того чтобы процесс составления проектных задач для учителя был понятен, ниже приводится полный алгоритм ее разработки [3].
Алгоритм разработки проектной задачи для учителя
1. Определить вид и место проектной задачи.
2. Сформулировать (для себя) диагностическую цель проектной задачи.
3. Сформулировать проблему (условие задачи).
1) Наличие квазижизненной ситуации.
2) Наличие отвлекающих «шумов» (возможно отсутствие).
3) Наличие сформулированного вопроса (возможно отсутствие).
4. Составить систему взаимосвязанных сюжетом заданий (инструкцию).
1) Учесть, что двигаться от задания к заданию можно как последовательно, так и выборочно (в зависимости от подготовленности группы).
2) Запланировать отвлекающие маневры, создающие разные препятствия для решения поставленной задачи (возможно отсутствие).
3) Составить заключительное «ключевое» задание так, чтобы оно являлось общей «сборкой», позволяющей собрать вместе все то, что выполнила группа в отдельных заданиях (готовый к презентации продукт).
5. Продумать форму рефлексии (устно, письменно, в группе, перед классом…).
6. Продумать форму представления готового продукта (решения задачи).
7. Продумать форму оценки (кто, когда и как (по какой форме) оценивает).
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Северный олень
Олень - красивое и необычное животное. Питается травой и лишайниками, а также мелкими млекопитающими птицами. Для полярных народов, северный олень, является источником пропитания и материалов. Северный олень имеет широкие копыта, которыми он раскапывает снег в поисках пищи. Это малочисленное животное, которое обитает в основном возле рек и болот, там же он питается листьями с деревьев и кустарниками.