Полный текст статьи
Печать

Целью и миссией системы среднего профессионального образования является подготовка квалифицированных специалистов для образования, производства, медицины и других областей деятельности. Подготовка современных специалистов должна быть основана на удовлетворении потребности как отрасли в целом, та и отдельного работодателя, учитывать особенности развития региона, достижения науки. Поэтому  проектирование образовательного процесса должно опираться на модель жизнедеятельности человека, включая и его работу по профессии. [1]

Важнейшим качеством квалифицированного специалиста, является компетентность – актуальное качество личности, проявляющееся совокупностью компетенций. Компетенцию можно определить как способность (и готовность) к определенной деятельности с применением знаний, умений, навыков, включающих также личностные качества. В понятие компетенции входят также социальная адаптация и опыт профессиональной или учебной деятельности. В совокупности эти компоненты формируют способность самостоятельно ориентироваться в ситуации и квалифицированно решать сложные задачи. [3]

Сегодня, в век бурно развивающихся медицинских технологий, невозможно сформировать набор компетенций на всю жизнь, освоить медицинскую специальность раз и навсегда, важнее научить будущего специалиста формировать компетенции самостоятельно. Учитывая низкую мотивацию современной молодежи в самообразовании, реализовать данную задачу представляется очень проблематично. Федеральный государственный образовательный стандарт регламентирует для выпускников овладение общекультурными и профессиональными компетенциями.

Средством формирования общих и профессиональных компетенций может выступать самостоятельная работа обучающихся. Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными – это первый профессиональный модуль, который изучают будущие медицинские работники. Содержание модуля позволяет приобрести не только необходимые практические навыки по работе с пациентами и выполнение медицинских процедур, но и освоить разные виды самостоятельной работы.

Для первичного овладения знаниями на теоретических занятиях применяются следующие виды самостоятельной работы: работа с учебником и нормативной документацией, изучение нового материала по методическому пособию в индивидуальном темпе. На практических занятиях для формирования умений, обучающиеся самостоятельно отрабатывают манипуляции на тренажерах и друг на друге, работая в парах. При этом преподаватель выступает в роли консультанта. Также обучающиеся проводят обследование пациентов, оформляют учебные истории болезни, решают ситуационные задачи и задания в тестовой форме. Для систематизации, закрепления, углубления и расширения теоретических знаний и практических умений разработана система внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся. В рамках модуля преподаватель предлагает следующие формы и виды внеаудиторной самостоятельной деятельности: подготовка сообщений и тематических докладов, составление плана текста, таблиц, глоссария. Некоторым обучающимся нравится делать информационный обзор литературных источников и готовить рефераты по предложенной тематике. Обучающиеся с креативной направленностью выбирают такой вид внеаудиторной деятельности, как творческая разработка дидактического материала, например, кроссворды, сканворды, мультимедийные презентации. В рамках изучения модуля некоторые обучающиеся занимаются исследованием какой-либо проблемы с последующим участием в научно-практической конференции. Такой вид самостоятельной работы как организация и проведение санитарно-просветительной работы с пациентами и их родственниками, является обязательным при изучении междисциплинарного курса Технология оказания медицинских услуг. Обучающие самостоятельно подготавливают материал в интересной для пациентов форме с последующей реализацией готового продукта в лечебных учреждениях города. Во время учебной и производственной практики обучающиеся курируют пациентов и пишут учебные сестринские истории болезни.  Перечисленные виды самостоятельной работы вводятся в процесс освоении профессионального модуля с постепенным возрастанием уровня сложности и проблемности заданий. Преподаватель модуля осуществляет управление самостоятельной работой обучающихся. Он мотивирует, организовывает, координирует, консультирует и контролирует их деятельность.

Самостоятельная деятельность обучающихся, развивая их индивидуальные способности, стремление к самостоятельному пополнению профессиональных знаний и навыков, позволяет овладеть принципами самоорганизации познавательной деятельности, являющейся важным качеством современного специалиста. [4]