Полный текст статьи
Печать

В  системе среднего профессионального  образования  появляются  новые тенденции   в  организации учебного процесса: модернизация образовательной среды, переоценка  основных функций и способов  деятельности преподавателей   и студентов.

  В педагогической практике произошла смена  пассивных  методов  обучения    на активные  и интерактивные  методы  работы с обучающимися на уроке. Обязательным условием  подготовки специалистов среднего звена   является использование   в образовательном процессе   таких форм  как  мозговой штурм, круглый стол,  семинар, разбор конкретных ситуаций, деловая  и ролевая игра, разбор конкретных ситуаций, групповая дискуссия. Активные  и интерактивные  методы  используются    в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.

 Между общеобразовательной школой  и  учреждением СПО  выстраивается интеграция  в построении   рабочих программ  по учебным предметам и дисциплинам. В  программах  общеобразовательного цикла большое внимание уделяется  результатам освоения:  формирование у обучающихся  универсальных  учебных действий, личностных, метапредметных и  предметных результатов,   общих и профессиональных компетенций.

  В современном процессе обучения  многие  традиционные функции педагогического работника остались и не утратили своего значения. В образовательном учреждении  среднего профессионального образования  он  выполняет следующие функции:

- информатора – передача учебной информации;

- руководителя-  планомерное воздействие на студента;

- воспитателя – воспитание эмоционально-ценностного отношения  к миру;

- контролера – определение и оценка уровня учебных достижений.

 Однако  ведущую позицию  приобрела функция «руководителя» и большое количество часов по учебному плану  отводится  на самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей.  Поэтому  образовательная организация СПО  согласно   требованиям  Федеральных образовательных  стандартов третьего поколения   обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу,  формировать социокультурную среду и создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности. Внеаудиторная работа сопровождается методическим обеспечением и обоснованием расчета времени, затрачиваемого на ее выполнение.

Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования  предъявляют высокие требования к современному выпускнику. Короткие сроки обучения, большие объёмы информации и жёсткие требования к практическому опыту, умениям, знаниям и компетенциям студента — вот современные условия образовательного процесса. Востребованность выпускников учреждений среднего профессионального образования на рынке труда зависит от применяемых педагогических технологий. Высокие запросы невозможно удовлетворить, основываясь на традиционных методах и средствах педагогических технологий. Необходимы новые подходы к организации учебного процесса, опирающиеся на прогрессивные  педагогические  технологии.

На  уроках учебных  дисциплин «Естествознание», «Основы этнографии», «Экологические  основы природопользования» в  ГБПОУ  «Самарское областное училище культуры и искусств» преподаватель Гаршина Ю.П. использует  следующие современные образовательные  технологии:  технология  сотрудничества,  технология  развития  критического мышления,  проблемного  и личностно-ориентированного обучения и информационные  технологии. Они способствуют более эффективному восприятию учебного материала  студентами, повышают интерес к изучаемым  дисциплинам и позволяют  накопить терминологический банк,   и формировать социально-коммуникативные,  профессиональные  умения и  навыки.

Элементами любой образовательной технологии являются педагогические методы (как способы взаимодействия преподавателя и обучающегося по достижению образовательной цели) и приёмы (как  способы воздействия преподавателя на обучающегося или воспитанника). Все используемые преподавателями  педагогические приёмы и технологии  опираются на идею развития личности  и личностных качеств  в социокультурной среде.

Технология сотрудничества реализует гуманистический подход в педагогической  деятельности. Она направлена  на работу студентов в малых группах на учебном занятии и способствует развитию системно - деятельностных  компетенций обучающихся, таких как заинтересованность, умение идти на определённый компромисс, интеллектуальная терпимость, умение слушать и  «держать позицию», эмпатия, лабильность, гибкость мышления, культура речи.

Современные студенты активно используют современные информационные технологии (персональный компьютер, сервисы Интернет, электронные учебники и т.д.), они воспитаны на аудио-видео продуктах, компьютерных играх и других элементах компьютерной культуры.

 Согласно  существующим  требованиям современного  рынка труда  выпускник учреждения  должен быть  конкурентоспособным,  всесторонне развитым и образованным  специалистом, владеть профессиональным мастерством, высоким уровнем  информационной компетентности, которая является одной из ключевых.  Его знания, умения и навыки, личностные качества  являются определяющими для того, чтобы  быть востребованным  в определённых сферах деятельности. 

Информационная компетентность – это интегральное качество  личности, характеризующее    умение решать  проблемы  и типичные  задачи, возникающие в реальных  жизненных ситуациях, с использованием знаний, учебного и жизненного опыта, ценностей и наклонностей, включающих в себя следующие компоненты:

-    компьютерная грамотность;

- опыт индивидуальной и групповой деятельности  с использованием информационных технологий для достижения  профессионально-значимых целей;

-    готовность к саморазвитию  в сфере информационных технологий, необходимому для постоянного повышения квалификации в профессиональной деятельности.

 На  уроках  дисциплин общеобразовательного цикла  студенты  учатся   работать   с различными источниками информации и   используют  широкий  спектр средств информационных технологий, среди которых можно отметить следующие:

- технические средства общего назначения, которые могут  быть использованы преподавателями   для обучения студентов:  компьютер, диктофон, фотоаппарат, видеокамера, ТВ-тюнер, проекционный экран,  телевизор,  мультимедийный  проектор, интерактивная   доска, принтер, модем, копировальный аппарат и т.д.;

- программные средства обучения: электронные  учебники и пособия, охватывающие или весь курс  изучения  учебной дисциплины  или его крупные разделы; средства для  тренировки и контроля   полученных знаний,  профессиональных умений и навыков;

-  презентации  для визуального и  звукового сопровождения словесных методов обучения;

- компьютерные  практикумы  для проведения практических  и лабораторных работ;

- средства дистанционного обучения для  сопровождения  самостоятельной учебной деятельности.

Современный образовательный процесс не обходится без сочетания  современных  информационных  и компьютерных технологий.  Возможности     таких  технологий  безграничны.

 Современный компьютер предоставляет массу  информации, которую  можно получить за считанные секунды. Применение  информационно-компьютерных технологий в  учебном процессе  показывает   новые  технические  средства, формы, методы  преподавания и новый подход   к процессу обучения. Задача каждого преподавателя  научиться и эффективно использовать  современные информационные технологии, которые открывают  большие возможности  расширения  образовательных  рамок   по  каждой  учебной  дисциплине.

Интернет для преподавателя - обилие  методического  материала, поэтому работа с его  сетью  вошла  в его  повседневную практику. С появлением компьютерных сетей и других, аналогичных им средств ИКТ образование приобрело новое качество, связанное в первую очередь с возможностью оперативно получать информацию из любой точки земного шара. Через глобальную компьютерную сеть Интернет возможен мгновенный доступ к мировым информационным ресурсам (электронным библиотекам, базам данных, хранилищам файлов, и т.д.).

Компьютер позволяет преподавателю значительно расширить возможности предъявления разного типа информации. При дидактически правильном подходе компьютер активизирует внимание студентов, усиливает их мотивацию, развивает познавательные процессы, мышление, внимание, развивает воображение и фантазию. Компьютер  используется  преподавателем на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении и контроле.

           Внедрение мультимедиа-технологии в учреждения СПО остаётся одним из ключевых моментов информатизации образования. Такая  технология позволяет одновременно использовать различные способы представления информации: числа, текст, графику, анимацию, видео и звук. Мультимедиа в учебном процессе представлена компьютерными программами (системами), электронными учебниками, компьютерным моделированием в виде разнообразных заданий для самостоятельной работы, учебно-познавательными задачами на разных этапах учебного занятия, компьютерными учебными играми, а также образовательными веб-страницами в сети Интернет. Применение мультимедиа развивает заинтересованность обучающихся к обучению, улучшает у них мотивационную деятельность к анализу, синтезу и сравнению, моделированию, выявлению причинно-следственных связей, активизирует использование разных видов информации.

Варианты использования мультимедиа в работе с обучающимися:  проведение презентаций на занятии при объяснении нового  материала; наглядная  демонстрация  процесса; презентация по результатам выполнения   индивидуальных и групповых проектов; совместное изучение источников материалов; корректировка и тестирование знаний.

Применение мультимедиа-технологий в образовании обладают следующими достоинствами по сравнению с традиционным обучением:
- допускает использование цветной графики, анимации, звукового сопровождения, гипертекста;
- допускает возможность постоянного обновления;          
- имеет небольшие затраты на публикацию и размножение;    
- допускает возможность размещения в нем интерактивных веб-элементов, например, тестов или рабочей тетради;     
- допускает возможность копирования и переноса частей для цитирования;
- устанавливает гиперсвязь с дополнительной литературой в электронных библиотеках или образовательных сайтах.          


        Мультимедиа позволяют сочетать вербальную и наглядно-чувственную информацию, что способствует мотивации обучающихся, созданию  актуальной настройки на обучение.

            При использовании технологии проектной деятельности обучающиеся выполняют проекты в широком диапазоне проблемных задач (творческих, информационных, коммуникационных) и приобретают знания, умения и навыки в процессе конструирования, планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий. Ценность данной технологии заключается в использовании самостоятельной проектировочной деятельности учащихся как основного средства их    профессионального развития.

Учебный  материал  учебных  дисциплин «Естествознание», «Основы этнографии», «Экологические  основы природопользования»   хорошо  усваивается  обучающимися, если он носит междисциплинарный и практико-ориентированный  характер.   На занятиях студентами  изучается  информация   о  природе, её объектах, процессах и явлениях протекающих в ней. Особенно  интересен   студентам  краеведческий    материал, который  в дальнейшем используется  ими   для  исследовательской деятельности и участия в разнообразных проектах. Среди  них можно отметить  проекты:  «Самарский сувенир», «Поэзия народного костюма», «Певчие птицы», «Тайны деревянной  резьбы», «Звонят в России колокола …» и т.д. Они привлекают  внимание молодёжи к народной культуре  и активизируют их деятельность в рамках  проектов   по сохранению  культурного  наследия.

Технология критического мышления  позволяет  студентам   самим определять  цели обучения, осуществлять активный поиск информации  и осознано размышлять  о полученных знаниях. В рамках данной технологии используются различные приёмы работы  с учебной литературой, где применяются активные методы чтения: записи по  мере осмысления  материала, отбор наиболее значимой информации, выделение смысловых единиц текста, составление плана и графическое оформление  полученной информации. Технология критического мышления  способствует формированию  у студентов исследовательской  деятельности  и управление информацией. Наиболее частыми приёмами  в рамках данной технологии  являются:

- приём кластера (помогает определить смысловые моменты раздела или темы, охватить большое количество информации);

- графическое оформление материала (помогает синтезировать имеющиеся знания, наглядно выявить связь ключевого слова с другими понятиями и явлениями);

-работа в парах или малыми группами (повышает ответственность за свой «участок» работы, способствует формированию коммуникативности);

-приём незаконченных предложений (помогает актуализации  и концентрации внимания студентов).

Игровые технологии включают достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр: дидактических, деловых, ролевых. Игровые технологии формируют у  обучающихся профессиональные компетенции и такие личностные компетенции как: отношение с окружающими, речь, установление контакта, неконфликтность, уравновешенность, стрессоустойчивость, самоконтроль, способность регулировать свое поведение, уверенность в себе, лабильность, умение убеждать, умение управлять своим временем.

Автором статьи  используется в учебном процессе  богатый спектр как  традиционных,   так и  современных образовательных технологий,  что позволяет повысить мотивацию студентов, добиться хороших результатов обучения и  позитивной   динамики   учебных   достижений    обучающихся.