Полный текст статьи
Печать

Общеизвестно, что ребенок развивается в деятельности. И чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие. Интенсивное интеллектуальное, эмоционально-личностное развитие, благополучие ребенка и социальный статус связаны с освоением позиции творца детской деятельности. Выстроить индивидуальный путь развития через приобретение новых умений, навыков, свойств личности в созданной социальной ситуации развития ребенка – вот суть построения системы краткосрочных образовательных практик по выбору. Активность ребенка стимулируется свободой выбора деятельности по собственному желанию, под воздействием привлекших его внимание игровых материалов [1].

Под кратковременными образовательными практиками (далее КОП) принято понимать практико-ориентированную законченную образовательную деятельность продолжительностью не более 4-6 академических часов, длительностью 20-25 минут, выбираемую участниками образовательного процесса в соответствии со своими интересами, которая может быть реализована в различных форматах.В дошкольных образовательных учреждениях педагоги активно используют такие формы как: краткосрочные образовательные интенсивы, культурные практики, различных формы взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников; практико-ориентированные курсы, направленных на формирование конкретного практического умения в определённой деятельности.

Культурные практики, ориентированные на проявление у детей самостоятельности и творчества в разных видах деятельности, таких как тестопластика, вышивка, рисование, аппликация и др. А мы более подробно остановимся на таких направлениях как лепка из соленого теста [3].

Актуальность:

Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительноговосприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка, также как и другие виды изобразительной деятельности формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умения понимать прекрасное во всем его разнообразии.

Лепка,  как деятельность  в большей мере,  чем рисование или аппликация подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряда математических представлений. Еще одной специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигуры стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий  в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками.

Занятия лепкой тесно связаны с  ознакомлением с окружающим, с обучением родному языку, с ознакомлением художественной литературой, с наблюдением за живыми объектами.

Создание ребенком даже самых простых скульптур – творческий процесс. А творческое созидание – это проявление продуктивной активности человеческого сознания [2].

Работа с мягким и пластичным материалом успокаивает, снимает напряжение, агрессию и тревогу, позволяет вести себя естественно и непринужденно. В работе с тестом привлекает не столько доступность, экологичность и относительная дешевизна, сколько безграничные возможности, которые предоставляет этот материал для творчества.

Цель краткосрочной образовательной практики: 

раскрытие интеллектуальных и творческих способностей через развитие памяти, мышления, внимания, волевых процессов, умение планировать свою деятельность, предвидеть результат; формирование личности ребенка в творческом его развитии.

Воспитание культуры поведения в обществе с детьми и взрослыми, обучение детей культуре речевого общения, выразительной речи, эмоциональному настроению, приобщение к уважению выполненных работ детьми, самоуважению за результат деятельности, приучать к оценке и самооценке деятельности.

Задачи:

Образовательные:

1.знакомить со способами деятельности – лепка из соленого теста;

2.учить соблюдать правила техники безопасности;

3.учить стремится к поиску, самостоятельности;

4.учить овладевать основами, умениями работы из целого куска теста, изотдельных частей, создание образов;

Развивающие:

1.развивать опыт в творческой деятельности, в создании новых форм, образцов, поиске новых решений в создании композиций;

2.развивать конструктивное взаимодействие с эстетическим воспитанием, речевым развитием, мелкой моторикой, глазомером;

3.формирование способности к творческому раскрытию,    самостоятельности, саморазвитию;

4.формирование способности к самостоятельному поиску методов и  приемов, способов выполнения

Воспитательные:

1.воспитывать ответственность при выполнении работ, подготовке к  выставкам;

2.воспитывать умение четко соблюдать  необходимую   последовательность действий. 3. Воспитывать умение организовать  свое рабочее место, убирать за  собой [6].

Отличительная черта КОП:

Формирование интегрированного качества «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту» и через углубление содержания образовательной области «Художественное творчество» за счёт    обучения детей лепки из солёного теста [4]

Планируемые результаты КОП:

Сформированы навыки работы с соленым тестом. Научатся изготовлять  колобок, грибы из соленого теста.

  1. 1.       Чудо-лепёшка (1ч)

Технико-технологические

сведения

Содержание.

 

Знания и умения

Оборудование

Новый вид пластической массы для лепки.

 

Подготовка рабочего места.

 

 

Состав, общие свойства, особенности лепки из солёного теста.

 

Приём замешивания теста.

 

Свойство теста: эластичность.

 

 

Вырезание изделий формочками для выпечки.

 

Обработка изделий подручными средствами.

1.Вводный рассказ об истоках появления лепки из солёного теста как вида декоративного прикладного искусства. Демонстрация готовых изделий из солёного теста.

2.Работа с плакатом «Рабочее место», подготовка каждым учеником своего рабочего места, беседа о предназначении каждого предмета на рабочем месте.

3.Проблемный вопрос: из каких компонентов состоит соленое тесто?

4.Объяснение воспитателя: как правильно замесить солёное тесто, свойства солёного теста (пластичность, не липнет к рукам, легкость).

5.Практическая работа под руководством воспитателя: замешивание солёного теста.

5.Анализ проделанной работы, определение свойств готового материала (пластичное, рассыпчатое, прилипающее к рукам).

6.Рекомендации воспитателя по доработке материала для лепки.

7.Раскатывание лепешки из теста. Вырезание изделий формочками для выпечки.

8.Нанесение декоративных узоров на изделие при помощи карандаша, расчески, конца шариковой ручки, пуговиц и т.д. Украшение бисером.

З: предназначение фигурок из солёного теста в древние времена и сейчас.

 

У: создать на своём рабочем месте обстановку, благоприятно сказывающуюся на работе.

 

 

З: состав и особенности солёного теста как материала для лепки.

 

У: замешивать соленое тесто, определять степень его пластичности.

 

 

 

 

У: раскатывать тесто, вырезать изделия формочками.

 

 

У: Наносить декоративные узоры на изделие.

Для воспитателя :

1.Плакат «Рабочее место».

2.Образцы изделий из солёного теста.

3.Готовое соленое тесто и все необходимое для его приготовления.

4.Формочки для выпечки.

5.Подручные средства.

 

Для детей :

1.Мука, соль, холодная вода, клей ПВА.

2.Валик для раскатывания соленого теста, стеки, зубочистки, формочки, доска для раскатывания соленого теста (или клеенка), салфетка для рук, фартук, ванночка, деревянная палочка.

 

  1. 2.       Не садись на пенёк, не ешь пирожок (1ч)

Технико-технологические

сведения

Содержание

 

Знания и

умения

Оборудование

 

 Вводная беседа: Кто такой колобок? Кто его придумал? и т.д.  Анализ конструкции изделия: 2+туловище – шар, две ноги, две руки, нос, глаза – бисер, брови, язычок.

 

 Коллективное обсуждение внешнего вида колобка. Что еще можно было бы добавить? Убрать?

У: анализировать готовую конструкцию.

Для воспитателя:

1.Рисунок-план лепки колобка.

2.Плакат «Основные приемы лепки».

3.Соленое тесто, фольга.

 

Для детей:

1.Мука, соль, холодная вода, клей ПВА, гуашевые краски.

2.Стеки, ванночка,  доска для раскатывания соленого теста (или клеенка), салфетка для рук, фартук, ванночка, деревянная палочка.

 

 

 

 

 

 Выбор нужного приема лепки.

 Последовательность изготовления поделки из соленого теста.

 Коллективное обсуждение технологической последовательности, составление плана изготовления изделия. (приготовление соленого теста разных цветов, изготовление деталей игрушки по отдельности, сборка изделия).

 

 

 

У: составлять план работы.

У: правильно выбрать прием лепки.

Приемы лепки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Вопрос к детям:

Какие свойства соленого теста вы знаете? (долго сохнет на свежем воздухе). Как можно сделать так, чтобы голова-туловище колобка быстрее высохла и не деформировалась?

 

 Уточнение перед самостоятельной работой: поскольку тесто сохнет на свежем воздухе длительное время и во время сушки может деформироваться, целесообразнее внутри больших по размеру деталях игрушки делать каркас из фольги.

 

З: особенности соленого теста.

 

 

  1. 3.       Волшебное лукошко (1ч)

Технико-технологические

сведения

Содержание

 

Знания и умения

Оборудование

 

 

Прием соединения деталей при помощи зубочисток.

 

Вводная беседа: свойства соленого теста.

1. Как укрепить объемные части игрушек из соленого теста (каркас из проволоки, из фольги). Новый вид крепления деталей: с помощью обыкновенной зубочистки. Когда соединить нужно две больших объемных детали, их соединяют при помощи половинок, а то и целых зубочисток.

 

Вопросы: какие грибы вы возьмете в свое лукошко? Какие знаете ядовитые грибы? Из каких частей состоит гриб? Как будете лепить ножку гриба? (Каркас из фольги). А шляпку?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для воспитателя:

1.Плакат «Съедобные грибы».

2.Соленое тесто, зубочистки.

3.Рисунок-схема соединения шляпки и ножки.

4.Плакат «Основные приемы лепки».

 

Для детей:

1.Мука, соль, холодная вода, клей ПВА, гуашевые краски.

2.Стеки, ванночка,  доска для раскатывания соленого теста (или клеенка), салфетка для рук, фартук, ванночка, деревянная палочка, зубочистки, фольга.

Прием соединения ножки гриба мухомора со шляпкой.

 

Показ воспитателем соединения ножки гриба и шляпки при помощи половинки зубочистки с опорой на рисунок-схему.

 

 Самостоятельная работа по изготовлению грибов. Дети сами готовят цветное тесто, лепят детали изделия и соединяют их новым способом. Одновременно индивидуальная работа воспитателя с отдельными детьми, испытывающими трудности.

У:  читать рисунок-схему.

 

 

 

У: соединять части изделия новым способом.

 

Изготовление лукошка.

 

 Творческое задание: сделать лукошко при помощи жгутиков из соленого теста с опорой на плакат «Основные приемы лепки».

 

 После высыхания изделий, уложить грибы в лукошко, красиво их оформить.

 

У: самостоятельно выбрать форму изделия и методы его изготовления.