Общеизвестно, что ребенок развивается в деятельности. И чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие. Интенсивное интеллектуальное, эмоционально-личностное развитие, благополучие ребенка и социальный статус связаны с освоением позиции творца детской деятельности. Выстроить индивидуальный путь развития через приобретение новых умений, навыков, свойств личности в созданной социальной ситуации развития ребенка – вот суть построения системы краткосрочных образовательных практик по выбору. Активность ребенка стимулируется свободой выбора деятельности по собственному желанию, под воздействием привлекших его внимание игровых материалов [1].
Под кратковременными образовательными практиками (далее КОП) принято понимать практико-ориентированную законченную образовательную деятельность продолжительностью не более 4-6 академических часов, длительностью 20-25 минут, выбираемую участниками образовательного процесса в соответствии со своими интересами, которая может быть реализована в различных форматах.В дошкольных образовательных учреждениях педагоги активно используют такие формы как: краткосрочные образовательные интенсивы, культурные практики, различных формы взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников; практико-ориентированные курсы, направленных на формирование конкретного практического умения в определённой деятельности.
Культурные практики, ориентированные на проявление у детей самостоятельности и творчества в разных видах деятельности, таких как тестопластика, вышивка, рисование, аппликация и др. А мы более подробно остановимся на таких направлениях как лепка из соленого теста [3].
Актуальность:
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительноговосприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка, также как и другие виды изобразительной деятельности формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умения понимать прекрасное во всем его разнообразии.
Лепка, как деятельность в большей мере, чем рисование или аппликация подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряда математических представлений. Еще одной специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигуры стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками.
Занятия лепкой тесно связаны с ознакомлением с окружающим, с обучением родному языку, с ознакомлением художественной литературой, с наблюдением за живыми объектами.
Создание ребенком даже самых простых скульптур – творческий процесс. А творческое созидание – это проявление продуктивной активности человеческого сознания [2].
Работа с мягким и пластичным материалом успокаивает, снимает напряжение, агрессию и тревогу, позволяет вести себя естественно и непринужденно. В работе с тестом привлекает не столько доступность, экологичность и относительная дешевизна, сколько безграничные возможности, которые предоставляет этот материал для творчества.
Цель краткосрочной образовательной практики:
раскрытие интеллектуальных и творческих способностей через развитие памяти, мышления, внимания, волевых процессов, умение планировать свою деятельность, предвидеть результат; формирование личности ребенка в творческом его развитии.
Воспитание культуры поведения в обществе с детьми и взрослыми, обучение детей культуре речевого общения, выразительной речи, эмоциональному настроению, приобщение к уважению выполненных работ детьми, самоуважению за результат деятельности, приучать к оценке и самооценке деятельности.
Задачи:
Образовательные:
1.знакомить со способами деятельности – лепка из соленого теста;
2.учить соблюдать правила техники безопасности;
3.учить стремится к поиску, самостоятельности;
4.учить овладевать основами, умениями работы из целого куска теста, изотдельных частей, создание образов;
Развивающие:
1.развивать опыт в творческой деятельности, в создании новых форм, образцов, поиске новых решений в создании композиций;
2.развивать конструктивное взаимодействие с эстетическим воспитанием, речевым развитием, мелкой моторикой, глазомером;
3.формирование способности к творческому раскрытию, самостоятельности, саморазвитию;
4.формирование способности к самостоятельному поиску методов и приемов, способов выполнения
Воспитательные:
1.воспитывать ответственность при выполнении работ, подготовке к выставкам;
2.воспитывать умение четко соблюдать необходимую последовательность действий. 3. Воспитывать умение организовать свое рабочее место, убирать за собой [6].
Отличительная черта КОП:
Формирование интегрированного качества «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту» и через углубление содержания образовательной области «Художественное творчество» за счёт обучения детей лепки из солёного теста [4]
Планируемые результаты КОП:
Сформированы навыки работы с соленым тестом. Научатся изготовлять колобок, грибы из соленого теста.
- 1. Чудо-лепёшка (1ч)
Технико-технологические сведения |
Содержание.
|
Знания и умения |
Оборудование |
Новый вид пластической массы для лепки.
Подготовка рабочего места.
Состав, общие свойства, особенности лепки из солёного теста.
Приём замешивания теста.
Свойство теста: эластичность.
Вырезание изделий формочками для выпечки.
Обработка изделий подручными средствами. |
1.Вводный рассказ об истоках появления лепки из солёного теста как вида декоративного прикладного искусства. Демонстрация готовых изделий из солёного теста. 2.Работа с плакатом «Рабочее место», подготовка каждым учеником своего рабочего места, беседа о предназначении каждого предмета на рабочем месте. 3.Проблемный вопрос: из каких компонентов состоит соленое тесто? 4.Объяснение воспитателя: как правильно замесить солёное тесто, свойства солёного теста (пластичность, не липнет к рукам, легкость). 5.Практическая работа под руководством воспитателя: замешивание солёного теста. 5.Анализ проделанной работы, определение свойств готового материала (пластичное, рассыпчатое, прилипающее к рукам). 6.Рекомендации воспитателя по доработке материала для лепки. 7.Раскатывание лепешки из теста. Вырезание изделий формочками для выпечки. 8.Нанесение декоративных узоров на изделие при помощи карандаша, расчески, конца шариковой ручки, пуговиц и т.д. Украшение бисером. |
З: предназначение фигурок из солёного теста в древние времена и сейчас.
У: создать на своём рабочем месте обстановку, благоприятно сказывающуюся на работе.
З: состав и особенности солёного теста как материала для лепки.
У: замешивать соленое тесто, определять степень его пластичности.
У: раскатывать тесто, вырезать изделия формочками.
У: Наносить декоративные узоры на изделие. |
Для воспитателя : 1.Плакат «Рабочее место». 2.Образцы изделий из солёного теста. 3.Готовое соленое тесто и все необходимое для его приготовления. 4.Формочки для выпечки. 5.Подручные средства.
Для детей : 1.Мука, соль, холодная вода, клей ПВА. 2.Валик для раскатывания соленого теста, стеки, зубочистки, формочки, доска для раскатывания соленого теста (или клеенка), салфетка для рук, фартук, ванночка, деревянная палочка.
|
- 2. Не садись на пенёк, не ешь пирожок (1ч)
Технико-технологические сведения |
Содержание
|
Знания и умения |
Оборудование |
|
Вводная беседа: Кто такой колобок? Кто его придумал? и т.д. Анализ конструкции изделия: 2+туловище – шар, две ноги, две руки, нос, глаза – бисер, брови, язычок.
Коллективное обсуждение внешнего вида колобка. Что еще можно было бы добавить? Убрать? |
У: анализировать готовую конструкцию. |
Для воспитателя: 1.Рисунок-план лепки колобка. 2.Плакат «Основные приемы лепки». 3.Соленое тесто, фольга.
Для детей: 1.Мука, соль, холодная вода, клей ПВА, гуашевые краски. 2.Стеки, ванночка, доска для раскатывания соленого теста (или клеенка), салфетка для рук, фартук, ванночка, деревянная палочка.
|
Выбор нужного приема лепки. Последовательность изготовления поделки из соленого теста. |
Коллективное обсуждение технологической последовательности, составление плана изготовления изделия. (приготовление соленого теста разных цветов, изготовление деталей игрушки по отдельности, сборка изделия).
|
У: составлять план работы. У: правильно выбрать прием лепки. |
|
Приемы лепки.
|
Вопрос к детям: Какие свойства соленого теста вы знаете? (долго сохнет на свежем воздухе). Как можно сделать так, чтобы голова-туловище колобка быстрее высохла и не деформировалась?
Уточнение перед самостоятельной работой: поскольку тесто сохнет на свежем воздухе длительное время и во время сушки может деформироваться, целесообразнее внутри больших по размеру деталях игрушки делать каркас из фольги.
|
З: особенности соленого теста.
|
- 3. Волшебное лукошко (1ч)
Технико-технологические сведения |
Содержание
|
Знания и умения |
Оборудование |
Прием соединения деталей при помощи зубочисток.
|
Вводная беседа: свойства соленого теста. 1. Как укрепить объемные части игрушек из соленого теста (каркас из проволоки, из фольги). Новый вид крепления деталей: с помощью обыкновенной зубочистки. Когда соединить нужно две больших объемных детали, их соединяют при помощи половинок, а то и целых зубочисток.
Вопросы: какие грибы вы возьмете в свое лукошко? Какие знаете ядовитые грибы? Из каких частей состоит гриб? Как будете лепить ножку гриба? (Каркас из фольги). А шляпку? |
|
Для воспитателя: 1.Плакат «Съедобные грибы». 2.Соленое тесто, зубочистки. 3.Рисунок-схема соединения шляпки и ножки. 4.Плакат «Основные приемы лепки».
Для детей: 1.Мука, соль, холодная вода, клей ПВА, гуашевые краски. 2.Стеки, ванночка, доска для раскатывания соленого теста (или клеенка), салфетка для рук, фартук, ванночка, деревянная палочка, зубочистки, фольга. |
Прием соединения ножки гриба мухомора со шляпкой.
|
Показ воспитателем соединения ножки гриба и шляпки при помощи половинки зубочистки с опорой на рисунок-схему.
Самостоятельная работа по изготовлению грибов. Дети сами готовят цветное тесто, лепят детали изделия и соединяют их новым способом. Одновременно индивидуальная работа воспитателя с отдельными детьми, испытывающими трудности. |
У: читать рисунок-схему.
У: соединять части изделия новым способом. |
|
|
Изготовление лукошка.
Творческое задание: сделать лукошко при помощи жгутиков из соленого теста с опорой на плакат «Основные приемы лепки».
После высыхания изделий, уложить грибы в лукошко, красиво их оформить. |
У: самостоятельно выбрать форму изделия и методы его изготовления.
|