«Труд - всегда был основой для человеческой жизни
и культуры, поэтому и в воспитательной работе
труд должен быть одним из самых основных элементов».
А. С. Макаренко
Труд всегда был основанием для человеческой жизни, для создания благополучия человеческой жизни и культуры. В нашей стране труд перестал быть предметом эксплуатации, он сделался делом чести, славы, доблести и геройства. Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов.
«Радость труда – могучая воспитательная сила. В годы детства ребенок должен глубоко пережить это чувство. Труд для народа является не только жизненной необходимостью, без которой не мысленно человеческое существование, но и сферой многогранных проявлений духовной жизни, духовного богатства личности. В труде распространяется богатство человеческих отношений. Воспитать любовь к труду невозможно, если ребенок не почувствует красоты этих отношений. В трудовой деятельности народ видит важнейшее средство самовыражения, самоутверждения личности. Без труда человек становится пустым местом. Важная воспитательная задача в том, чтобы чувство личного достоинства, личной гордости каждого воспитанника основывалось на трудовом успехе.»
Трудовое воспитание – 1) это формирование необходимых для трудовой деятельности нравственных качеств человека с помощью труда;
2) это целенаправленный, тесно связанный с обучением в школе процесс подготовки детей и юношества к трудовой деятельности;
3) это воспитание сознательного отношения и склонностей к труду как основной жизненной потребности через формирование привычки к труду.
На летнюю практику в лагере труда и отдыха «Букчай» МБОУ «Антоновская школа» имени Н.Н.Чусовского в селе Антоновка Нюрбинского района произведенаэкспериментальная проверка темы «Роль трудового воспитания в формировании личности учащихся». В данном лагере труда и отдыха мы проходили летнюю педагогическую практику. Основной работой лагеря было ухаживание за огородом и очистка территорий села. В лагере мы провели восемнадцать трудовых дней. Всего было двадцать детей: одиннадцать девушек и девять юношей. Все окончили 10 класс, то есть им по семнадцать лет. Как и все дети из сельской местности, они были приучены к труду и не боялись работы. Несмотря на это, новейшие технологии XXI века внесли в жизнь каждого человека кардинальные изменения вне зависимости от возраста, места жительства и т.д. Например, в настоящее время сено не косится вручную, для этого существуют специальные оборудования: тракторы, комбайны и другие устройства. Корову доим тоже с помощью специального аппарата. Студенты выполняют СРС не по книгам, как раньше, а по интернету, откуда можно, не выходя из комнаты, найти чуть ли не любую информацию. Это лишь малая часть примеров, на самом деле, если приглядеться, то их великое множество. Предположительно до начала педагогической практики мы подготовили для своих воспитанников анкеты. На третий день работы в лагере, т.е в 13 июня 2016, с ребятами заполнили анкеты. Анкета называлась «Я дома» и по окончании сезона, 27 июня 2016 года заполнили анкету –«Я в лагере». После мы с воспитанниками лагеря сравнивали ответы обоих анкет, выполненные собственноручно ими, ребята сами анализировали результаты, изменения в течение одного сезона лагеря.
Например: в анкете «Я дома» такой показатель, как «стираю» показывает, что только 10% респондентов стираются «всегда», «часто» выполняют такой вид работы 40% воспитанников; еще 40% задание вполняют «иногда», а 10% участников анкетирования признали, они никогда не пробовали стирать даже элементарное нижнее белье. Конечно для одинадцатиклассника это удручающий показатель, так как по окончании школы им предстоит уехать учиться в далеке от дома, от родителей. Данный показатель говорит о том, что ребята в основном не самотоятельные, в исключении 50% респондентов. В то же время все воспитанники лагеря приучены к сельхозработе, к труду и не боялись работы таких, как ухаживание за огородом и очистка территорий села.
В конце сезона лагеря попросили заполнить анкету «Я в лагере». Один сезон или 18 дней пребывания в лагере изменил результат показателя, как «стираю» –«всегда» стирались 20% респондентов, «часто» выполняли этот вид работы уже 45% и «иногда» – 35%. Тем самым результат анкетирования показал, что все воспитанники при желании и необходимости могут сами себя обслуживать, не дожидаясь помощи со стороны. Такие же улучшенные показатели имели и другие вопросы анкеты как, «Уборка дома», «Дежурство в кухне», «Заправляю постель» и т.д.
А когда анализировали результаты обоих анкет ребята признались, что они дома больше ленятся и не хотят ничего делать, поскольку им помогают домочадцы, заботливая мама не утруждает их домашними хлопотами. А в лагере, в коллективе ребят каждый из них старается показывать на что они на самом деле способны. Мы с воспитанниками отметили, что они сами стали выполнять в лагере ту работу, которой дома не занимались. Ребята также отмечают, что на самом деле стали более ответственны, находясь в лагере, научились жить и трудиться в команде, побеждать командой и чувствовать радость от выполненного в команде труда.
Таким образом, хотелось бы напоследок отметить, что с посредством заполнения этих анкет, мы узнали, как ребята оценивают работу, что она для них значит. Исходя из результатов анкетирования мы планировали и проводили мероприятия, где сами воспитанники были активными членами творческих дел лагеря. Очень порадовало то, что в конце сезона лагеря сами ребята поняли, что труд - и маленькие дела, и большой труд, способны приносить благо человеку. Труд красит человека, окрыляет, и дарит желание жить.