В условиях модернизации образования в России важной задачей административно- управленческого персонала образовательного учреждения становится обеспечение реализации новых приоритетов образовательной политики, помощь педагогам в достижении высокого уровня профессиональной деятельности, внедрение инновационных процессов. Особую актуальность приобретает разработка и внедрение новых моделей управления учебно- воспитательным процессом в школе, направленной на повышение эффективности функционирования учебно-воспитательной системы. В связи с этим, в МОБУ СОШ № 21 г. Якутска была разработана программа, которая предполагает разделение обучающихся на следующие возрастные блоки: 1-4 классы, 5-6 классы, 7-9 классы, 10-11 классы. В каждом возрастном блоке цели и задачи воспитания и обучения детализированы с учетом возрастных и психологических особенностей. Механизмом реализации программы является ежегодный план воспитательной работы школы, в основу которого положены тематические программы по патриотическому воспитанию, духовно-нравственному воспитанию, интеллектуальному развитию учащихся, эстетическому воспитанию и другие. В рамках программы большое внимание уделялось на организацию и самоорганизацию учеников.В представленной таблице наглядно видно все органы самоуправления школой.
Таблица 1
Система управления воспитательным процессом в МОБУ СОШ № 21 г. Якутска
Орган самоуправления |
Компетенция |
Состав |
Способ формирования |
Ученический комитет класса |
принимает решения об участии в общешкольных делах, координирует, контролирует классные дела, рассматривает внутриклассные конфликты |
Школьники, родители, классный руководитель |
Выборы в классе (среди учащихся и родителей) |
Совет обучающихся (совет среднего звена, совет старшеклассников) |
информирует учащихся о поправках к Уставу школы; участвует в планировании общешкольных дел; способствует реализации общешкольного плана в классах и в школе; выходит в совет школы с инициативами об изменении школьного законодательства |
Председатели советов классов |
Выборы в классах |
Педагогический совет |
Участвует в разработке школьного компонента содержания образования и в организации его преподавания; совместно с административным советом решает текущие вопросы учебно-воспитательного процесса |
Педагоги и члены административного совета |
Входят все педагоги, директор и его заместители |
Административный совет |
разрабатывает основные направления содержания образования в рамках стандартов и организует их реализацию; принимает по ним тактические решения |
Директор, его заместители, руководители методических объединений |
|
Родительский комитет класса |
участвует в определении интересов класса; выходит с инициативами на общешкольный уровень; поддерживает деятельность совета класса; активно участвует в жизни класса; помогает классному руководителю в работе с классом |
Родители |
Выборы на родительском собрании класса |
Родительский комитет школы |
выражает и защищает интересы родителей и детей в других органах соуправления; вырабатывает решения, приемлемые на всех уровнях управления |
Председатели родительских комитетов классов |
Выборы на классном родительском собрании |
Совет школы |
обсуждает и принимает нормы и правила школьной жизни; представляет интересы школы за ее пределами (в том числе на уровне государственной власти); заслушивает отчет директора школы о состоянии учебно-воспитательного процесса; участвует в разработке стратегии развития школы; контролирует реализацию выработанной стратегии |
Школьники, педагоги, родители, технический персонал |
Выбирается всеми участниками образовательного процесса |
Правозащитный орган |
рассматривает нарушения школьных норм и правил по заявлениям «граждан школы»; интерпретирует школьные законы; проводит консультационную и разъяснительную работу по правам и обязанностям членов педагогического сообщества; дает заключение о соответствии решений совета школы школьному уставу |
Учащиеся, педагоги, родители |
Выбирается всеми участниками образовательного процесса |
На протяжении многих лет в школе работает Совет профилактики. Основные направления работы Совета: психолого-педагогическое, правовое, медицинское просвещение педагогических работников и родителей; проведение индивидуальной консультационной работы с родителями и обучающимися; предупреждение правонарушений и преступлений, укрепление дисциплины среди обучающихся в школе и микрорайоне; выявление детей находящихся в социально-опасном положении; выявление и учет детей, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам учебные занятия; выявление и учет детей, находящихся в социально-опасном положении.
Если обратиться к организации внеурочной деятельности, дополнительного образования, то обучающиеся вовлечены в разнообразные в кружки, студии, секции; воспитание познавательных интересов учащихся через систему классов с углубленным изучением отдельных предметов и специализированных классов; организации досуга детей через их участие в воспитательных программах по методике коллективной творческой деятельности (КТД) В течение года каждый учащийся школы принимает участие в таких программах КТД, как праздник «День рождения школы», Неделя Матери, День самоуправления, День памяти Ф. Авдеева, «Здравствуй, Новый год», День защитника Отечества, праздник «За честь школы», школьные научные чтения, праздник «Салют, победа», «День проектов», защита Портфолио, ежегодно в школе работает летний лагерь. Два года подряд летом в школе находится республиканский штаб «Абитуриент». Немаловажную роль в создании условий для развития личности играет дополнительное образование в школе, которое осуществляется по следующим направлениям:
В образовательном учреждении создан медиацентр, объединяющий школьную медиатеку, школьную газету «21-я планета», видеостудию “Studio 21”, студию компьютерного дизайна и графики «Красота в цифрах».
Управление воспитательной системой школы предполагает координацию работы всех ее компонентов. Она направлена на интеграцию усилий в создании условий для формирования индивидуальности и развития личности каждого ребенка.
Управление воспитательным процессом выполняет ряд функций: информационно-аналитическую функцию; мотивационно-целевую функцию; планово-прогностическую функцию; организационно-исполнительскую функцию; контрольно-диагностическую функцию; регулятивно-коррекционную функцию.
Для школы мы выбрали демократический способ организации коллективной (общественной) жизни – соуправление. Дети не могут самостоятельно управлять, а потому вначале надо строить соуправление – совместное управление со взрослыми, а когда они научаться управлять сами, тогда будет развиваться и самоуправление. Соуправление не только учитывает потребности и интересы субъектов воспитательной системы, но и дает им возможность получить опыт демократического, правового поведения, научиться правильно взаимодействовать друг с другом, нести общую ответственность за все, что происходит в воспитательном пространстве.
Идея соуправления школой воплощается в деятельности всех властных параллелей и вертикалей не только в целом, но по отдельности. Некоторым из них присущи черты самоуправления. Компетенции, состав, способы формирования ветвей соуправления показаны в следующей таблице.
Таким образом, анализ воспитательной системы МОБУ СОШ № 21 выявил достаточно высокий уровень научно-методического и кадрового обеспечения в школе. Об этом свидетельствует отсутствие вакансий по всем предметам, регулярная курсовая подготовка сотрудников по разным предметам, достаточно высокая квалификация кадров, использование в преподавательской и внеклассной деятельности современных технологий.
На основе проведённого исследования системы управления воспитательным процессом в школе выделим ряд рекомендаций, направленных на повышение качества управления воспитательным процессом. Для оценки качества управления воспитательным процессом можно использовать критерийреализации в сфере воспитания основных управленческих функций: планирования, организации, мотивации и контроля, а саму оценку производить по следующим показателям:
- планирование управленческой деятельности по всем направлениям воспитательного процесса;
- планирование воспитательной работы на основе изучения проблем воспитания с привлечением различных представителей школьного сообщества;
- грамотное распределение прав, обязанностей и сферы ответственности между педагогами, организующими воспитательный процесс;
- поддержка профессиональной мотивации педагогов-воспитателей со стороны администрации;
- осуществление грамотного внутришкольного контроля и проблемно ориентированного анализа состояния воспитания.
Кроме того, крайне важно согласовывать в коллективах образовательных учреждений цели, предмет, периодичность, методы оценки, а также кодекс поведения всех участников этого процесса после получения его результатов. Осуществлять оценку качества воспитания как совместную рефлексию проблемных аспектов воспитания всеми ответственными за него субъектами на разных уровнях системы образования.