Полный текст статьи
Печать

Проблема профессионального самоопределения человека в настоящее время интересует разных исследователей. Для отечественной профориентации характерна тенденция развития воспитательной направленности системы оказания помощи личности в выборе профессии. Методологические подходы к пониманию профессионального самоопределения раскрываются в исследованиях Л.В. Ботяковой, А.Е. Голомштока, Л.А. Йовайши, В.А. Полякова, В.Ф. Сахарова, Л.Д Сазонова. В.Д. Симоненко, Н.Н. Чистякова, С.Н. Чистяковой и др. Анализ теоретических аспектов самоопределения мы находим и у Гайфуллиной Н.Г., которая считает, что самоопределение имеет большое многообразие направлений и подходов к изучению данного процесса [1].  У С. Н. Чистяковой, И. Н. Захарова мы видим, что профессиональное самоопределение включает профессиональную направленность, профессиональное самосознание, профессиональную саморегуляцию, профессионально важные качества [5].

Несомненно, говоря о профессиональном выборе, большое значение в практике работы со школьниками имеет организация внеучебной деятельности детей. Профориентационные игры позволяют каждому участнику ощутить себя субъектом жизнедеятель­ности, проявить и развить свою личность. По мнению Макаренко Т.А., задачей игры в области профориентации является тренинг мыслительных операций и способов действий, анализ оснований принятия решений, присутствующих в различных сферах деятельности человека [3].  Основываясь на том, что профориентация помогает в выборе профессии и может помочь определить профессиональное будущее человека, мы предлагаем организовать в летнее время специальную профориентационную смену, которую можно условно назвать «Твой город».

Цель: в игровой ситуации показать школьникам модель устройства государства и показать разнообразие профессиональной и общественной жизни.

Задачи: развитие организаторских способностей, умения работать в коллективе, формирование активной жизненной позиции, повышение уровня культуры общения, ознакомление с взрослой жизнью, разными специальностями и профессиями, подготовка к выбору профессии.

Лагерь представляет собой мини городок, в котором будет разыгрываться большой спектакль. Каждый ребенок будет иметь свою роль. Предлагается несколько ролей: правительство, граждане, помощники, общественный совет. В правительство входят: мэры отдельных городов, ревизоры, охрана безопасности.  К гражданам относятся: люди отдельных профессии, специальностей. Помощниками становятся, те, кто не смог выбрать профессию или специальность, они помогают всем и во всем. Общественный совет собран из почитаемых и уважаемых граждан, которые выбирают и составляют задачи, планы на каждый день.

Итак, каждый день на доске объявлений вывешивается план работы каждого человека. Следуя плану, ведется игра. Члены правительства контролируют выполнения плана, но и сами не отдыхают. Если перевыполнить план или ввести что-то новое, свое, то общественный совет тебя поощряет.  

Распределение по типу роли происходит по возрастам. Дети помладше становятся помощниками, а постарше – это правительство и общественный совет. Это только начало, дальше карьерный рост. По ходу игры появляются задачи, только для некоторых ребят, как проверка, пройдя которую, ребенок меняет свою роль.

Есть и вожатые – это люди без роли, они помогают решать общественные проблемы и принимать коллективные решения, например: случился пожар в жилом доме, и многие потеряли крышу над головой. Для решения этой ситуации жители помогают друг другу чем могут, а затем строят вместе со всеми новый дом. Вожатые пытаются научить ребят чему-то новому, нравственному.

                                   Распорядок дня в лагере «Твой город».

1)     Встает солнце, все просыпаются.

2)     Повара готовят завтрак.

3)     Жители города завтракают и уходят на работу.

4)     По дороге на работу смотрят на доску объявлений (дневной план).

5)     Обед.

6)     Конец рабочего дня.

7)     Свободное время.

8)     Ужин.

9)     Городской совет (решают проблемы города).

Организация игры: Первый день: распределение по роли, выбор специальности или профессии, объяснение правил игры.

Второй день: дается первая задача (выполнить дневной план и познакомиться с соседями).

Третий день: дается задача (по отдельным отраслям).

Четвертый день: начиная с этого дня, даются задачи городского масштаба (организовать ярмарку, открыть свое дело и т.п.).

В последние дни дается задача (продать или развить свое дело).

Каждые семь дней будет проходить проверка для каждого, на повышение должности или смены роли.

В течение всей смены предполагаются специальные деловые игры на планирование профессиональной карьеры, бизнес планированию, обучение экономическим основам и каждый «профессионал» учится видеть деятельность той или иной профессии.

Таким образом, мы предполагаем, что с помощью игры дети могут лучше узнать и понять организацию и деятельность взрослой жизни, смогут обдумать по поводу выбора профессии и планируют свое будущее, узнав свои сильные и слабые стороны.