Полный текст статьи
Печать

Основатель музейной педагогики, директор Гамбургского художественного музея А.Лихтварк считал музей научно-педагогическим учреждением, ведущим отбор, хранение и экспонирование предметов искусства, изучение их роли и способов использования в образовательном процессе. Утверждая необходимость первостепенного развития эмоционального начала с опорой на жизненный опыт ребенка. А.Лихтварк большое внимание уделял восприятию изобразительного искусства. Избрав основной формой работы с детьми музейную экскурсию, педагог строил ее как диалог, считая при этом, что обсуждение должно представлять собой маленькую драму и походить на импровизацию, дающую участникам диалога возможность свободно обмениваться мнениями. Главной функцией музея при таком подходе становилась образовательно-воспитательная среда [1;43].

Дюпсюнский Музей космонавтики и авиации Якутии основан в 1974 году. Его основоположником является Иван Данилович Жирков.

Иван Данилович  с самого начала своей  учительской работы, начал вести кружок авиа- и ракетомоделирования. Тогда, в далекие 70-тые годы многие  ребята мечтали стать космонавтами и конструкторами, мечтали о полётах к другим планетам. И поэтому охотно занимались на технических кружках.

В начале создания музея в поисковую работу включились все классы под руководством классных руководителей. Они собирали книги, статьи, значки по космонавтике. Активную роль вели экскурсоводы и кружковцы. Собранные материалы сдавали в музей в День космонавтики. Собранные материалы комплектуются, экспонируются и используются в соответствии с учебно-педагогическими и воспитательными задачами школы.

 С первых лет работы кружка кружковцы  стали занимать  первые места на республиканских соревнованиях юных ракетомоделистов. Затем стали участвовать на Всероссийских соревнованиях.

2

Помимо участия на технических конкурсах, члены музея участвуют в слетах, конференциях, проводимых в стране, поддерживают связь с другими музеями России, с ветеранами ракетной техники.[2;2-3].

Экскурсоводы приобщаются к научно-исследовательской работе. Создается условия для самостоятельной работы с литературой. Созданное, изученное и освоенное музейное пространство становится воспитательным, дополнительным, образовательным, информационным и является не только исследовательской площадкой, но и полем саморазвития и самореализации детей. Экскурсоводы включаются в исследовательскую, поисковую  работу, выступают с докладами, пишут рефераты и участвуют на научно-практических конференциях разного уровня.

Экскурсоводы и кружковцы 20 раз участвовали на Всесоюзных и Всероссийских слётах, конференциях, симпозиумах и академических чтениях, где выступали с докладами на различные темы.  Во время всех поездок кружковцы и экскурсоводы привозят в музей экспонаты – книги с автографами, значки, сувениры и т. д.

Экскурсоводы музея проводят экскурсии по музею для учащихся своей школы, гостей и жителей села, улуса, республики, собирают материалы, экспонаты для музея, проводят классные часы в школе, помогают учителям в использовании музейных экспонатов на уроках.

В кружке ребята занимаются изготовлением различных ракет и ракетопланов, действующих моделей космических кораблей и планетоходов будущего. Все это помогает и развитию технического творчества школьников, их конструкторских и изобретательских способностей. Музей стал не только местом досуга школьников, но и организатором их творческой самодеятельности.

Кружковцы участвовали во многих Всесоюзных, Всероссийских конкурсах, в Циолковских и Королевских чтениях, выставках ,слетах, конференциях, а также кружковцы представлены в энциклопедию «Одаренные дети России»

За 42 года работы музей имеет 305 выпускников. Из них 122 получили высшее образование, 97 – среднее специальное, 67 – начальную профессиональную подготовку. Два авиатора, 2 кандидата наук

По отзывам бывших экскурсоводов и кружковцев узнала, что у них развились   производственно-техническое, изобретательское, научное,  организаторское, философское, художественное, мифологическое, повседневно-бытовое, военно-техническое виды творчества.

Развились виды специальных способностей такие как учебные, творческие, умственные, специальные, математические, конструктивно-технические, художественно-изобразительные.

Результаты опроса экскурсоводов и кружковцев «Какое положительное влияние оказывает музей в развитии личности?». Опрошено всего 20 учащихся.

Анализ опроса учащихся по вопросу «Какое положительное влияние оказывает музей в развитии личности?» показал, что 90% опрошенных считают, что музей развивает такие качества как выносливость, терпение, 100% считают, что развивается техническое творчество, исследовательские способности, умение работать с литературой, контролирование и правильная  организация своего времени, коммуникативные способности. Все учащиеся ответили, что безусловно развиваются творческие, умственные способности, умение говорить, память, кругозор.

По результатам проведенной анкеты оценки профессиональной направленности личности. (американский психолог Джон Голланд). [3;75-79].Опрошено всего 20 учащихся.

 Из опросника видно, что у воспитанников музея развиты творческие, умственные, математические, конструктивно-технические способности. Поэтому при выборе будущей профессии большинство учащихся выбрали  реалистический тип направленности личности, составляет 90%. Затем интеллектуальный тип направленности – 60%. Занятно то, что опрошенные выбрали не только одну профессию. Большинство считают, что в наше время человеку лучше  владеть двумя-тремя профессиями.

Мониторинг показывает, что школьный Музей  космонавтики и авиации даёт учащимся- экскурсоводам и кружковцам приобретают опыта самостоятельного поиска необходимой научной информации, а также творческого мышления. Школьный музей  космонавтики и авиации       в соответствии со своим профилем расширяет и углубляет знания учащихся по авиации и космонавтике. Многие кружковцы и учащиеся-экскурсоводы данной школы поступили в технические, экономические и авиационные учебные заведения и успешно работают по этим направлениям. Тем самым музей помогает многим школьникам в  выборе будущей профессии.

Школьный Музей  космонавтики и авиации имеет  производственно-техническое, изобретательское, научное, политическое, организаторское, философское, художественное, мифологическое,  повседневно-бытовое и другие виды творчества. Виды творчества соответствуют видам практической и духовной деятельности.

Имея опыт работы экскурсовода данного музея, автор данной статьи утверждает, что музей делает весомый вклад в развитии ребенка как личность. Те ребята, которые работали в музее, сейчас вспоминают музей,  вторым домом, в котором тебя  развивали, воспитали и любили.

Таким образом, школьный музей сопровождает учащихся-экскурсоводов и кружковцев успешной социализации и в достижении  в профессиональном и жизненном самоопределении.