Полный текст статьи
Печать

Идея профильного обучения предусматривает организацию различных видов образовательной деятельности, а именно учебной, проектной, учебно-исследовательской, различных видов социальной практики.

Профильное обучение – это система специализированной подготовки старшеклассников, более индивидуализированная, отвечающая реальным запросам и ориентациям, способная обеспечить осознанный выбор школьниками своей профессиональной деятельности.

Выбор конкретной модели организации профильного обучения определяется, прежде всего, ресурсами, которыми располагает школа и ее партнеры, муниципальная система образования в целом.

В нашем исследовании особое значение приобретает понимание кластера как организационной системы – модели.

Образовательный кластер – целостная система многоуровневой подготовки специалистов для предприятий на основе интеграции образовательного учреждения и предприятий-работодателей, обеспечивающей повышение качества, сокращение сроков подготовки, закрепление выпускников на предприятиях, создание гибкой системы повышения квалификации квалифицированных специалистов предприятиям с учетом текущих и прогнозных требований производства [1]. В исследованиях многих авторов одна объединяющая мысль, что современный научно-образовательный кластер – это система непрерывного образования от школы до производства.

В нашем исследовании моделированию подвергается процесс профильного обучения, определяемый как система специализированной подготовки старшеклассников, более индивидуализированной, отвечающей реальным запросам и ориентациям, способной обеспечить осознанный выбор школьниками своей профессиональной деятельности.

Для моделирования мы выбираем структурно-функциональную форму, в которой наглядно отражаются расположенные элементы моделируемого процесса, просматриваются функциональная связь между структурными компонентами и логика построения образовательного кластера как среды профильного обучения.

Инновационная среда образовательного кластера в условиях фирменного образования школы № 5 им. Н.О. Кривошапкина города Якутска Республики Саха (Якутия) формируется при взаимодействии возможностей фирм-партнеров, фирменных классов, школьного технопарка, которые обеспечивают функционирование и развитие инновационных процессов профильного обучения, и способствует содержательному развитию педагогической системы школы, что отражено в Схеме 1. 

Схема 1.

Структурно-функциональная модель фирменного образования школы № 5 им. Н.О. Кривошапкина городского округа «город Якутск» 

Научно-педагогическое обеспечение профильного обучения в системе фирменного образования школы № 5 г. Якутска реализуется на следующих уровнях: 

Уровни

Характеристика

Функционально-целевой

Цель-самоопределение старшеклассников в отношении профиля обучения и будущей профессии

Задачи:

выявить интересы и склонности, способности школьников к практической профессиональной деятельности;

развить познавательные интересы, обеспечивающие успешность выбора будущей профессиональной деятельности;

способствовать формированию индивидуальной траектории образования, получения профессии

Функции: образовательная, координирующая, информационно-методическая

 

Теоретико-методологический

Методологические подходы: компетентностный, деятельностный, личностно-ориентированный

Принципы: непрерывности, преемственности, вариативности

Педагогические условия

Содержательный

Структура и содержание программ фирменных классов, модули школьного технопарка

Методы и технологии: портфолио, метод проектов и другие современные образовательные технологии организации фирменного образования, направленных на формирование у школьников осознанного выбора дальнейшего пути обучения

 

Организационно-методический

Основные направления деятельности: информационная работа с учащимися, исследование мотивации выбора будущей профессии и дальнейшего пути обучения;

разработка интегрированных образовательных программ обучения фирменных классов, подготовка выпускников школы к освоению программ фирменных классов, расширение возможностей социализации учащихся, деятельность по взаимодействию субъектов данной системы по совершенствованию профильного обучения

Методические указания по организации фирменных классов как формы профильного обучения.

 

 

Таким образом, образовательный кластер – это среда, благоприятный климат которой способствует бережному «взращиванию» малых инновационных форм – сильных ростков инновационной экономики. Инновационная среда образовательного кластера в условиях фирменного образования формируется при взаимодействии возможностей фирм-партнеров, школьного технопарка, фирменных классов, которые обеспечивают функционирование и развитие инновационных процессов профильного обучения и способствует содержательному развитию педагогической системы общеобразовательной школы.

Создание образовательного кластера повлечёт за собой организационно-педагогические изменения в образовательной среде школы:

-          индивидуализация образовательного процесса: выбор учащимися профиля обучения, элективных курсов и фирменных предметов, форм обучения, определение направлений творческой, исследовательской и проектной деятельности, увеличение доли самостоятельной работы;

-          расширение пространства социальной реализации: участие в социально значимых проектах технопарка школы и всего кластера, предпрофессиональные стажировки и практики;

-          организация пространства рефлексии и мыследеятельности: тьюторские консультации, работа с портфолио, исследование образовательных ресурсов, участие в методологических семинарах и деловых играх;

-          взаимодействие со школами, учреждениями профессионального образования и науки, фирмами, предприятиями;

-          привлечение к образовательному процессу обучающихся в фирменных классах высококлассных специалистов из сферы производства, бизнеса.