Идея профильного обучения предусматривает организацию различных видов образовательной деятельности, а именно учебной, проектной, учебно-исследовательской, различных видов социальной практики.
Профильное обучение – это система специализированной подготовки старшеклассников, более индивидуализированная, отвечающая реальным запросам и ориентациям, способная обеспечить осознанный выбор школьниками своей профессиональной деятельности.
Выбор конкретной модели организации профильного обучения определяется, прежде всего, ресурсами, которыми располагает школа и ее партнеры, муниципальная система образования в целом.
В нашем исследовании особое значение приобретает понимание кластера как организационной системы – модели.
Образовательный кластер – целостная система многоуровневой подготовки специалистов для предприятий на основе интеграции образовательного учреждения и предприятий-работодателей, обеспечивающей повышение качества, сокращение сроков подготовки, закрепление выпускников на предприятиях, создание гибкой системы повышения квалификации квалифицированных специалистов предприятиям с учетом текущих и прогнозных требований производства [1]. В исследованиях многих авторов одна объединяющая мысль, что современный научно-образовательный кластер – это система непрерывного образования от школы до производства.
В нашем исследовании моделированию подвергается процесс профильного обучения, определяемый как система специализированной подготовки старшеклассников, более индивидуализированной, отвечающей реальным запросам и ориентациям, способной обеспечить осознанный выбор школьниками своей профессиональной деятельности.
Для моделирования мы выбираем структурно-функциональную форму, в которой наглядно отражаются расположенные элементы моделируемого процесса, просматриваются функциональная связь между структурными компонентами и логика построения образовательного кластера как среды профильного обучения.
Инновационная среда образовательного кластера в условиях фирменного образования школы № 5 им. Н.О. Кривошапкина города Якутска Республики Саха (Якутия) формируется при взаимодействии возможностей фирм-партнеров, фирменных классов, школьного технопарка, которые обеспечивают функционирование и развитие инновационных процессов профильного обучения, и способствует содержательному развитию педагогической системы школы, что отражено в Схеме 1.
Схема 1.
Структурно-функциональная модель фирменного образования школы № 5 им. Н.О. Кривошапкина городского округа «город Якутск»
Научно-педагогическое обеспечение профильного обучения в системе фирменного образования школы № 5 г. Якутска реализуется на следующих уровнях:
Уровни |
Характеристика |
||
Функционально-целевой |
Цель-самоопределение старшеклассников в отношении профиля обучения и будущей профессии |
Задачи: выявить интересы и склонности, способности школьников к практической профессиональной деятельности; развить познавательные интересы, обеспечивающие успешность выбора будущей профессиональной деятельности; способствовать формированию индивидуальной траектории образования, получения профессии |
Функции: образовательная, координирующая, информационно-методическая
|
Теоретико-методологический |
Методологические подходы: компетентностный, деятельностный, личностно-ориентированный |
Принципы: непрерывности, преемственности, вариативности |
Педагогические условия |
Содержательный |
Структура и содержание программ фирменных классов, модули школьного технопарка |
Методы и технологии: портфолио, метод проектов и другие современные образовательные технологии организации фирменного образования, направленных на формирование у школьников осознанного выбора дальнейшего пути обучения |
|
Организационно-методический |
Основные направления деятельности: информационная работа с учащимися, исследование мотивации выбора будущей профессии и дальнейшего пути обучения; разработка интегрированных образовательных программ обучения фирменных классов, подготовка выпускников школы к освоению программ фирменных классов, расширение возможностей социализации учащихся, деятельность по взаимодействию субъектов данной системы по совершенствованию профильного обучения |
Методические указания по организации фирменных классов как формы профильного обучения. |
|
Таким образом, образовательный кластер – это среда, благоприятный климат которой способствует бережному «взращиванию» малых инновационных форм – сильных ростков инновационной экономики. Инновационная среда образовательного кластера в условиях фирменного образования формируется при взаимодействии возможностей фирм-партнеров, школьного технопарка, фирменных классов, которые обеспечивают функционирование и развитие инновационных процессов профильного обучения и способствует содержательному развитию педагогической системы общеобразовательной школы.
Создание образовательного кластера повлечёт за собой организационно-педагогические изменения в образовательной среде школы:
- индивидуализация образовательного процесса: выбор учащимися профиля обучения, элективных курсов и фирменных предметов, форм обучения, определение направлений творческой, исследовательской и проектной деятельности, увеличение доли самостоятельной работы;
- расширение пространства социальной реализации: участие в социально значимых проектах технопарка школы и всего кластера, предпрофессиональные стажировки и практики;
- организация пространства рефлексии и мыследеятельности: тьюторские консультации, работа с портфолио, исследование образовательных ресурсов, участие в методологических семинарах и деловых играх;
- взаимодействие со школами, учреждениями профессионального образования и науки, фирмами, предприятиями;
- привлечение к образовательному процессу обучающихся в фирменных классах высококлассных специалистов из сферы производства, бизнеса.