Полный текст статьи
Печать

Профессиональная ориентация – это система научно обоснованных и комплексно подобранных мероприятий, направленных на подготовку молодежи к осознанному выбору будущей профессии с учетом личностных особенностей, а также общего положения в стране и регионе, текущей и перспективной ситуации на рынке труда [1]. Анализ теоретических  источников по профориентации  свидетельствуют, что важными концептуальными подходами к обновлению профессиональной ориентации являются системный  (В.Г. Афанасьев, Э.Г. Юдин и др.), компетентности (И.А. Зимняя, Ю.Г.Татур, А.В. Хуторской и др.), управленческий (Н.Н. Захаров, С.Н. Чистякова и др.), информационный (А. Ньюэлл, Г.А. Саймон и др.), способствующие созданию открытой  профориентационной среды в  образовательной организации, объединить всех субъектов профессионального самоопределения обучающихся, усилению компетентностной основы подготовки учащихся и студентов к будущей профессиональной деятельности,  формированию профессионально важных качеств работников, внедрению управленческих и информационных технологий в профориентационную деятельность.

Северо-восток РФ претерпевает такие же социально-экономические процессы, которые имеются на федеральном уровне:  последствия финансового кризиса, снижение объемов производства, недостаточная  инвестиционная активность, издержки производства оказывают неблагоприятное влияние на состояние регионального рынок труда, острая потребность в высококвалифицированных специалистах и работниках со средним профессиональным образованием, особенно по техническим профессиям.

Рынок труда Республики Саха (Якутия) характеризуется такими особенностями как:  значительная дифференциация по секторам экономики и территориям;  несоответствие спроса и предложения кадров; рост потребности в новых квалифицированных кадрах; перераспределение рабочей силы из материального сектора в сектор услуг; незначительный рост экономической активности населения. В связи с этим рынок трудовых вакансий  повышает требования к уровню выпускников учреждений среднего и высшего профессионального образования [2].

Учитывая особенности социально-экономического развития Северо-Востока России, территориального рынка труда, распределения трудовых ресурсов в регионе, вузы, ссузы должны осуществлять подготовку высококвалифицированных кадров в соответствии с потребностями инновационно-ориентированной экономики, ее приоритетных отраслей в долгосрочной перспективе, науки, техники, образования, культуры и социальной сферы.

Так, в ГБПОУ РС(Я) «Якутском коммунально-строительном техникуме» профориентационная работа проходит в три этапа.

На первом этапе организация профориентационной работы включает предложения по набору, подтверждение плана набора, вся информация о плане приёма размещается на сайте техникума. На данном этапе начинается подготовка наглядной агитации, в котором переоформляются стенды, изготавливаются буклеты, составляются презентационные материалы на электронном носителе. Проводится мониторинг условий и качеств образовательных услуг предоставляемым техникумом, подготавливается приёмная комиссия, проводится мониторинг о предполагаемом трудоустройстве выпускников.

Второй этап представляет организация и проведение мероприятий  по профориентационной работе среди молодёжи и выпускников школ. Так, проводится рекламные оповещения о ГБПОУ РС (Я) «ЯКСТ» в виде радиовещаний, телевещаний, рекламных баннеров, статей. Информация о техникуме публикуется в ежегодном справочнике учебных заведений «Абитуриент» и периодической печати. Ежегодно техникум организует «Дни открытых дверей» для выпускников школ и молодёжи города, в рамках которых проходят мастер-классы с мастерами, а так же со студентами техникума. Мастера и студенты не только показывают работу той или иной специальности, но и предлагают школьникам и молодёжи самим окунуться  в мир представляемых профессий.

Так кроме традиционных профориентационных форм как проведение профориентационных мероприятий, дней открытых дверей, ярмарок вакансий, внедряются новые проекты как профориентационные площадки «Город мастеров», профориентационный проект «МАСТЕР – юниор», которые ставят своей целью внедрение новой эффективной модели дополнительного образования детей на базе профессиональных образовательных организаций.

Третий этап профориентационной работы проходит среди студентов техникума. Студентам организовываются профвстречи с  успешными  профессионалами-выпускниками техникума прошлых лет, рассказывающие о факторах и условиях трудоустройства и своего рабочего места, какие должности занимают и  в чём заключается полезность данной специальности. Также организовываются во время всей учёбы профессионально ориентированные экскурсии на предприятиях города Якутска. Проводятся «Недели специальности», в рамках которых проходят всевозможные конкурсы, викторины по специальностям. Проводятся профориентационные работы при отправке обучающихся на производственные практики. Создаются информационные картотеки специалистов техникума, осуществляется сбор рекламаций и отзывов работодателей о студентах техникума во время прохождения производственных практик.

В настоящее время студенты ЯКСТ активно принимают участие в региональном конкурсе Worlds Skills Russia, так как именно Республика Саха (Якутия) стала одним из первых регионов Российской Федерации, поддержавших движение WorldSkills Россия, был открыт Региональный координационный центр WorldSkills Россия, проведены региональные чемпионаты и полуфиналы Дальневосточного Федерального округа, ежегодно студенты техникума становятся призерами и номинантами.