Полный текст статьи
Печать

В целях повышения конкурентоспособности на международном рынке образовательных услуг высшая школа постепенно включается в международное образовательное пространство. Самыми яркими признаками этого являются международная академическая мобильность, валидизация зарубежных свидетельств об образовании и дипломов разного уровня, возникновение разных форм транснационального обучения и др.[1]

В преддверии вступления во Всемирную торговую организацию Россия вступила в «Болонский клуб», включилась в процесс сближения и гармонизации систем высшего образования стран Европы с целью создания единого пространства высшего образования на континенте. Болонская декларация стимулирует интеграцию не только в сфере образования европейских государств, но и иных направлениях, например, в числе основных является выдвижение идеи фундаментальных принципов единого европейского пространства. Согласно Болонской декларации образование выступает ярким фактором сближения национальных государств и формирования транснациональных общественно – государственных систем.[2]

Споры о Болонской системе, предполагающей два уровня подготовки специалистов - бакалавров и магистров, ведутся давно. Ряд именитых юристов считает, что в юридической сфере она вообще неприемлема.  Сегодня юридическая профессия теряет свои сугубо национальные ориентации и социальные основания. Необходимость интернализации правовых систем требует от юридического сообщества решения проблем генерации профессиональных кадров, чьи знания не ограничиваются рамками только лишь национальной правовой системы как таковой.[3]

Говоря о положительных эффектах, следует отметить, что благодаря присоединению к Болонскому процессу, Россия вошла в мировое образовательное пространство, у нас возросла академическая мобильность студентов и профессорско-преподавательского состава и др. Теперь российские студенты, начав обучение в одном вузе, могут продолжить его в другом российском или европейском высшем учебном заведении. Студент может самостоятельно проецировать модель своего образования, корректируя направление обучения. Безусловным положительным аспектом присоединения России к Болонскому процессу является и то, что выпускники российских вузов благодаря признанию российских дипломов во всех странах – участницах Болонского процесса могут трудоустроиться за рубежом на общих основаниях. В.П. Колесов верно отмечает, что Болонский процесс появился в России в нужное время и как контур программы модернизации образования, и как возможный ответ вызовам рыночной глобализации.[4]

Чтобы понять, как отразилось вступление нашей страны в Болонскую систему и соответствующую перестройку нашей системы образования, необходимо напомнить, что в советский период наша страна входила в тройку лучших образовательных систем мира, а в 2010 году, после семилетнего пребывания в Болонской системе, занимала лишь 54 место в мире.[5]

Внедрение принципов Болонской системы в законодательство об государственном управлении высшим образованием затрагивает нормы, принципы, закрепленные в ст. 2 Федерального закона от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (далее – ФЗ ВППО).[6]

По мнению ряда ученых, есть предположения, что в новых ФГОС ВПО в области юриспруденции отсутствует квалификация «юрист». На данный момент вузы будут осуществлять выпуск специальностей по направлению подготовки «Юриспруденция» с присвоением квалификации «бакалавр» или «магистр». По ряду юридических специальностей будет присваиваться квалификация «специалист», но опять же не «юрист». В соответствии с новым законодательством в области образования и появлением образовательных стандартов вузы Российской Федерации в ближайшее время в массовом порядке будут выпускать магистров юриспруденции без базового юридического образования уровня бакалавриата или специалитета. При этом в соответствии с действующими с 2010 года ФГОС ВПО по направлению подготовки «Юриспруденция» базовыми юридическими компетенциями будет иметь именно «бакалавр», а «магистр» только сможет приобретать дополнительные профессиональные компетенции. В противном случае если подобная практика продолжится, то скоро претендовать на высшие юридические должности будут магистры без базовых юридических знаний, умений и навыков.[7]

Несмотря на все отрицательные стороны, необходимо помнить простое правило математики: «минус на минус дают плюс». Тонкости болонской системы оказываются полезными в обучении специалистов. Ведь система развивает самостоятельность и компетентность студентов. Самообучение заставляет студентов самим искать необходимый материал для подготовки к семинарам, заставляет думать и рассуждать. Это дает необходимые навыки и знания, что не может не быть полезным. Ведь, не зная основ, невозможно стать достойным специалистом в своем деле. Но мы считаем, что для некоторых специалистов необходимо увеличить срок обучения. Например, для юристов и медиков необходимо минимум 6 лет. Ведь специализация данной профессии требует множество необходимых знаний, которые за 4 года бакалавриата невозможно получить. Но есть другие профессии, которым вполне хватает данного срока. Следует заметить, что даже полное шестигодичное высшее образование не гарантирует устройства на работу. Вы можете быть отличным специалистом в своем деле, но невостребованным. Развитие образования должно быть связанно с развитием промышленности и инфраструктуры страны для обеспечения рабочих мест всем студентам, закончившим высшие учебные заведения.[8]

Из всего вышесказанного можно заключить, что современная российская система образования терпит глобальные изменения в учебном процессе. Двухуровневая система, в котором юристов готовят по Болонской системе, приведет к утрате признанного статуса юридического образования как элитного, фундаментального и оконченного образования. Также подготовка юристов по двухуровневой системе позволяет обучаться в магистратуре без профильного образования в области юриспруденции.