В младшем школьном возрасте на формирование самооценки, прежде всего, оказывает влияние учебная деятельность, так как она является ведущей в данном возрасте. Следовательно, именно от нее зависит, как будет сформировываться самооценка у школьника, она прямо связана с его успехами и успеваемостью. Поэтому очень важно сформировать адекватную самооценку.
В сентябре 2016 г. нами был проведен констатирующий этап исследования сформированности адекватной самооценки у детей младшего школьного возраста. Были использованы следующие методики:
1) «Лесенка» (В. Г. Щур) [2, с. 193];
2) «Нарисуй себя» (А. М. Прихожан и З. Василяускайте) [2, с. 248];
3) «Определение эмоциональной самооценки» (А. В. Захаров) [1, с. 193].
Экспериментальной базой нашего исследования является МОУ «Гимназия №1 им. С. С. Каримовой» в г. Нерюнгри Республика Саха (Якутия). В экспериментальной группе были задействованы 29 детей из 2 «Б» класса в возрасте 7-8 лет.
По данным проведенного исследования нами был констатирован тот факт, что у детей данного возраста преобладает заниженная самооценка: по методике А. В. Захарова у 13 детей (45%), В. Г. Щура – 12 детей (41%). По методике «Нарисуй себя» А. М. Прихожан и З. Василяускайте у большинства исследованных детей, в количестве 13 человек (45%) наблюдается завышенная самооценка.
Данные исследования натолкнули нас на следующую задачу: разработать психолого-педагогическую программу «Поверь в себя».
За основу для написания нашей психолого-педагогической программы «Поверь в себя» были взяты программы Т. А. Григоренко «Все грани моего Я» и О. В. Бланк «Программа групповых коррекционных занятий для младших школьников с элементами сказкотерапии».
Цель программы: создание условий для формирования адекватной самооценки младших школьников.
Задачи программы:
1) формировать осознанное самовосприятие, своих недостатков и достоинств;
2) формировать умение адекватно показывать собственные и понимать чужие эмоциональные состояния;
3) развивать способность положительного отношения к окружающим;
4) помощь в понимании ценности своей личности.
Методы:
1) сказкотерапия (чтение и сочинение сказки);
2) изотерапия (рисование, коллаж);
3) музыкотерапия (прослушивание);
4) игротерапия (ролевые, подвижные игры);
5) танцетерапия (психогимнастика).
Форма работы: групповая.
Контингент: учащиеся младшего школьного возраста.
Продолжителность: 24 занятия по 45 минут, 2 раза в неделю.
Ожидаемые результаты:
- Приобретение детьми младшего школьного возраста адекватного показателя самооценки.
- Осознание младшими школьниками ценности собственной личности.
- Осознанное восприятие детьми своего «я», своих недостатков и достоинств.
- Сформировать умение адекватно выражать свои и понимать чужие эмоциональные состояния.
- Развить умение положительного отношения к окружающим.
Структура занятий состоит из трех этапов:
I. Вводная часть.
II. Основная часть.
III. Заключительная часть.
Вводная часть включает в себя ритуал приветствия, который направлен на создание атмосферы доверия; основная часть содержит методы работы, которые направлены на решение вышеуказанных задач, заключительная часть – ритуал прощания нацелен на подведение итогов занятия и сплочение коллектива.
Рассмотрим содержание тематического плана программы «Поверь в себя» для формирования адекватной самооценки младших школьников средствами арттерапии (таблица 1).
Таблица 1
Тематическое планирование программы формирования адекватной самооценки младших школьников
№ |
Тема занятия |
Цель занятия |
Методы работы |
1. |
Знакомство. «Узнай себя» |
Цель: знакомство с классом; принятие правил группы; расширение представлений детей о самих себе |
Метод игротерапии − «Ласковое имя», «Визитная карточка»; метод танцетерапии − упражнение «Танец» под музыкальную композицию; метод изотерапии − упражнение «Путь к цели» |
2. |
«Мои чувства» |
Цель: создание положительного эмоционального настроя и атмосферы принятия каждого |
Метод игротерапии − «Я хороший», «Назови свои сильные стороны», «Волшебная кондитерская»; метод сказкотерапии – Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок» |
3. |
«Нарисуй себя» |
Цель: осознание ценности и уникальности личности каждого |
Метод изотерапии – упражнение «Саморисование»; метод игротерапии − «Волшебное зеркало», «За что меня любит мама...» |
4. |
«Все в моих силах» |
Цель: развитие у детей чувства уверенности в себе, в собственных силах, актуализация потенциалов ребенка
|
Метод игротерапии − «Зайки и слоники», «Я − лев», «Чемодан в дорогу»; метод изотерапии – упражнение «Новоселье». |
5. |
«Научись любить себя» |
Цель: принять себя таким какой я есть и любить самого себя, почувствовать уникальность собственной личности |
Метод изотерапии – упражнение «Я − разный»; метод танцетерапии – упражнение «Повтори за мной» с музыкальным сопровождением; метод игротерапии − «Придумай себе имя» |
6. |
«Какой я?» |
Цель: закрепить знания об основных составляющих «Я» -образа |
Метод игротерапии − «Три дома», «Автобиография»; метод изотерапии – упражнение «Монотопия» |
7. |
«Все грани моего я» |
Цель: развитие самосознания, самовыражения |
Метод игротерапии − «Свет мой, зеркальце, скажи», «Закончи предложение»; метод изотерапии – составление коллажа на тему «Все грани моего я» |
8. |
«Сказки в нашей жизни» |
Цель: укрепить и стимулировать чувство собственного достоинства, формировать адекватную самооценку, избавление от негативных качеств |
Метод сказкотерапии – Д. Бретт «История про Энни (застенчивость)», упражнение «Груповая сказка»; метод танцетерапии – упражнение «Запрещённое движение» с музыкальным сопровождением |
9. |
«Я на самом деле» |
Цель: формирование у детей положительных эмоциональных реакций в отношении себя, своей внешности, формирование желания нравиться себе и другим людям, способствовать раскрепощению ребенка |
Метод игротерапии – «Я справлюсь»; метод изотерапии – упражнение «Я такой, какой я есть»; метод танцетерапии – упражнение «Танец на стуле» с музыкальным сопровождением |
10. |
«Я и мои качества». Часть 1 |
Цель: исследование своих положительных качеств и развитие адекватной самооценки |
Метод игротерапии − «Мешок хороших качеств», «Волшебный стул»; метод изотерапии – упражнение «Цветные звуки моего тела» |
11. |
«Я и мои качества». Часть 2 |
Метод игротерапии − «Мои плюсы и минусы», «Комплименты», «Чьи качества?»; метод танцетерапии – упражнение «Арам-зам-зам» |
|
12. |
«Это я». Часть 1 |
Цель: развитие у ребенка чувства уверенности в себе, в собственных силах, актуализация потенциала каждого ребенка, его достоинств |
Метод игротерапии − «Похвалилки», «Конкурс хвастунов»; метод изотерапии – составление коллажа на тему «Великие люди, носившие мое имя» |
13. |
«Это я». Часть 2 |
Метод игротерапии – «Волшебные очки»; метод танцетерапии – упражнение «Танец встреч и расставаний» с музыкальным сопровождением; метод изотерапии – упражнение «Ладошки» |
|
14. |
«Мой портрет» |
Цель: демонстрация индивидуальных особенностей человека |
Метод игротерапии – «Скульптура», «Назови эмоцию»; метод изотерапии – «Мой портрет глазами группы» |
15. |
«Я глазами каждого» |
Цель: развитие умений принимать себя и других |
Метод сказкотерапии – Д. Бретт «История про Энни (Если ребенка дразнят)»; метод игротерапии – «Муха», «Если нравится тебе, то делай так!» |
16. |
«Я и другие». Часть 1 |
Цель: развитие умений давать и принимать обратную связь в необычной форме |
Метод игротерапии – «Я и другие», «Ласковое имя»; метод сказкотерапии – «Маленькая рыбка»; метод изотерапии – «Парное рисование» |
17. |
«Я и другие». Часть 2 |
Метод игротерапии − «Режим дня», «Ярмарка достоинств», «Лучи хороших качеств»; метод танцетерапии – упражнение «Танцевальная фигура замри» с музыкальным сопровождением |
|
18. |
«Сказочное превращение» |
Цель: освоение приемов самодиагностики, самораскрытия, активности общения |
Метод сказкотерапии – А. Дорохова «Сказка о маленьком ежике»; метод игротерапии − «Девиз», «Все мы» |
19. |
«Я все умею» |
Цель: осознание ценности и уникальности личности каждого |
Метод игротерапии − «Пять качеств», «Никто не знает»; метод изотерапии – упражнение «Мой портрет в лучах солнца», упражнение «Мандала» |
20. |
«Я уверен в себе». Часть 1 |
Цель: познание своего не выявленного потенциала, формирование адекватной самооценки, развитие уверенности в своих способностях |
Метод сказкотерапии − «Случай в лесу»; метод изотерапии – свободное рисование под музыкальное сопровождение; метод игротерапии – «Самый-самый» |
21. |
«Я уверен в себе». Часть 2 |
Метод игротерапии − «Веселый мячик»; метод изотерапии – «Рисуем карточки положительных эмоций» |
|
22. |
«Я очень хороший» |
Цель: развитие представлений о своих положительных качествах, определять свои достоинства |
Метод игротерапии – «Подари карточку», «Автопилот», «Театр»; метод танцетерапии – упражнение «Встаньте в круг по…» с музыкальным сопровождением |
23. |
«Что я люблю?» |
Цель: развитие у детей способностей оценивать свои желания, формирование адекватной самооценки |
Методы игротерапии − «5 шагов», «Подарок»; метод сказкотерапии − В. П. Катаева «Цветик-семицветик» |
24. |
«Хочу быть счастливым» |
Цель: формирование представлений о положительных и отрицательных качествах человека, обучение детей определять достоинства и недостатки свои и других людей, понимать причины их поступков |
Метод сказкотерапии – «Ромашка и роза»; метод игротерапии – «Рыбаки и рыбки»; метод изотерапии – «Создание своего герба» |
Мы думаем, что разработанная нами психолого-педагогическая программа «Поверь в себя» сформирует адекватную самооценку у детей младшего школьного возраста, а также она может быть использована в качестве средства формирования адекватной самооценки младших школьников учителями, педагогами-психологами, педагогами дополнительного образования и студентами для прохождения практики.