Полный текст статьи
Печать

В связи с политическими и экономическими изменениями в современном мире, в России значительно возрос спрос на знание иностранных языков.  Современное общество предъявляет высокие требования к овладению студентами иностранными языками. В системе СПО данной проблеме уделяется в последнее время большое значение. Знание иностранного языка в последующем служит как средство обмена информацией, помогает взаимодействовать с представителями других культур, дает возможность стать конкурентоспособной личностью, позволяет широко использовать возможности глобальной сети Интернет, работать с новыми технологиями, информационными и коммуникативными.

В системе СПО изучение иностранного языка является обязательным в течение всего курса обучения. Как известно, на первом курсе идет обучение иностранному языку на базе 9 классов, то есть студенты обобщают и повторяют материал, изученный ранее в школе. Начиная со второго курса, появляется профессиональная направленность в обучении, которая позволяет развивать у студентов необходимые для будущей профессии качества; обеспечивает их важными профессиональными знаниями; повышает у обучающихся желание самосовершенствоваться в профессиональном плане.

Для успешного обучения студентов необходимо постоянно стимулировать мотивацию к изучению иностранного языка. Этого можно достичь при использовании приемов, вызывающих личную заинтересованность обучающихся. Применение информационно-коммуникационных технологий может стать одним из эффективных средств в повышении мотивации, т.е. положительного отношения студентов к иностранному языку как учебной дисциплине и осознанной потребности овладения знаниями в этой области.

В образовании ИКТ – это совокупность методов, устройств и процессов, используемых для сбора, обработки и распространения информации и использования их в образовательном процессе. Информационно-коммуникационные технологии позволяют сделать занятия разнообразнее, повышают эффективность деятельности студентов, делают процесс обучения интереснее. Самый распространенный пример использования ИКТ в образовании – это персональный компьютер. Наряду с этим часто используют термин «мультимедиа». Мультимедиа можно описать как совокупность информационных носителей, например, CD-ROMа, дискеты, Интернета и программного оборудования, помогающих осуществлять интерактивный подход.

Не существует ни универсального способа, ни единого комплекта учебно-методических материалов, позволяющих одинаково обучить иностранному языку разных людей. Почему это происходит? Всего лишь потому, что они отличаются и в том, как они учат, и в том, зачем им нужен язык, и в том, что они хотят учить. Поэтому даже ИКТ не могут стать той единственной «волшебной» пилюлей, которая поможет любому обучающемуся выучить язык. Тем не менее, ИКТ занимают важное место среди современных методов преподавания языка, и их потенциал безграничен. Основные роли ИКТ:

1.Повышают мотивацию. Использование игр и других цифровых средств коммуникации, возможность связаться с реальными студентами, изучающими иностранный язык (посредством интернет-видео конференций), доступ к актуальным и интересным материалам на иностранных языках могут повысить мотивацию к изучению иностранного языка.

2. Позволяют изучать иностранный язык за пределами формального образовательного контекста и вне образовательного учреждения. С помощью связи через электронную почту и видеоконференции с образовательными учреждениями в других городах и странах, ИКТ дают возможность общаться с носителями языка. Персональные компьютеры, ноутбуки, телефоны, домашний доступ к сети Интернет – все это позволяет обучающимся практиковать язык вне стен колледжа.

3. Дают возможность целенаправленно практиковать язык на аутентичных материалах. До появления Интернета, электронной почты и видеоконференций единственным способом попрактиковать язык было посещение дорогостоящих курсов. ИКТ помогают практиковать язык в контексте с носителями языка в чтении, письме, слушании и говорении.

4. Позволяют добиться максимального успеха в изучении иностранного языка благодаря системе быстрой диагностики и обратной связи. Изучение языков, возможно, одна из областей, в которой ценится компьютеризованное обучение. Уровень овладения языком можно проверить с помощью тестирования и тренировочных упражнений. Студенты могут практиковаться, на рабочем месте, не испытывая смущения перед другими обучающимися. Мгновенная обратная связь, диагностика способностей и поощрение стимулируют студента добиваться успеха.

5. Обеспечивают современные технические средства при изучении языка.  

6. Дают преподавателям возможность обмениваться информацией и ресурсами. Интернет является мощным инструментом в руках преподавателей, так как позволяет им создавать собственные ресурсы, банки данных, игры, тесты; делиться передовым опытом с коллегами.

Для эффективного применения ИКТ преподаватели иностранного языка должны:

-понимать индивидуальные проблемы обучающихся, возникающие при изучении иностранного языка;

- тщательно отбирать необходимый материал;

- проверять истинность информации;

- уметь грамотно и уверенно пользоваться стандартным программным оборудованием.

Применение ИКТ можно представить множеством примеров. Давайте рассмотрим некоторые из них.

1.Работа с текстовыми файлами.

Данный метод является одним из наиболее распространенных. Его используют для создания писем и других документов. Например, можно создать текст для внимательного прочтения, так называемого close reading (тексты с пропущенными словами, отсутствием множественного числа или окончаний прошедшего времени). Задача студентов – восполнить необходимую информацию. Также можно расставлять предложения в хронологическом порядке или тестировать студентов по лексике и грамматике.

2.Создание документов и презентаций.

Студенты с увлечением делают доклады на родном или иностранном языке, применяя ИКТ. Они с удовольствием иллюстрируют то, о чем пишут, добавляя собственные или взятые из Интернета фото, графики, рисунки, видео или аудиозаписи.

3. Поиск информации и общение с иностранцами.

 Общение с носителями языка в далекой стране всегда мотивировало студентов к изучению иностранного языка и казалось наиболее привлекательным вариантом. Такие программы как Skype, Viber, переписка по e-mail помогают налаживать коммуникацию с представителями других культур и делают ее более эффективной.

Видеоконференции уже стали нормальным явлением в современной жизни и служат отличным мотивирующим средством для знакомства с языком. 

В Интернете можно найти огромное количество информации о странах изучаемого языка, их обычаях, традициях, а также профессионально направленных текстов. Различные виды упражнений совместно с презентациями позволяют приблизить изучение языков к ситуациям из реальной жизни, расширить кругозор студентов.

Наконец, в Интернете и на CD-ROMах хранится множество полезного материала о писателях, поэтах, книгах, фильмах и прочем: базы данных, комментарии, цитаты, обзоры, мнения. Такой объем готовой информации значительно облегчает изучение иностранных языков, так как доступ к ней прост. 

4. Распознавание речи.

Студенты могут сравнивать свое произношение с моделью на компьютере, как устно, так и визуально. Необходимое требование – правильное программное обеспечение.

5. Письменная языковая практика.

Написание резюме, деловых писем, статей в газеты, обмен электронными письмами с друзьями из других стран.

6. Разработка и создание проектов.

Студенты создают собственные проекты, которые могут стать дополнительными вспомогательными средствами для изучения иностранного языка. Плюсы: работа в команде, изучение языка в игровой форме, формирование умений представлять свою работу на экране.

К сожалению, существует ряд проблем, возникающих при применении ИКТ. Среди них можно назвать следующие сложности: 

  1. .Длительная подготовка к уроку. Преподавателю приходится тратить огромное количество времени на поиски нужной информации, адаптировать ее, создавать собственные ресурсы.
  2. Вероятность отказа техники в самый неподходящий момент. Отсутствие электричества, конфликт офисных программ, пропадание звука и ряд других проблем могут потребовать использования обычной доски или магнитофона.
  3. Уровень подготовки преподавателя недостаточен для работы с ИКТ на том или ином занятии.
  4. Перегруженность занятия иллюстративным материалом, уход от основной цели урока.
  5. Недостаточная обеспеченность образовательных учреждений современным оборудованием.
  6. Отсутствие у студентов домашнего компьютера, что делает невозможным выполнение заданий.
  7. Невозможность интеллектуального и эмоционального воздействия личности педагога на обучающегося, отсутствие живого общения.
  8. Долгая работа за компьютером наносит вред здоровью.

Подводя итоги всего вышесказанного, хотелось бы отметить, что, несмотря на недостатки, применение ИКТ помогает широко использовать дополнительные образовательные ресурсы, делает процесс обучения более интересным, позволяет уменьшить время на изучение нового материала благодаря наглядности и быстроте выполнения заданий. Знания обучающихся можно проверить в интерактивном режиме, повышается личная заинтересованность студентов, что способствует более успешному освоению материала.

Использование ИКТ на занятиях иностранного языка, несомненно, повышает интерес к предмету, качество обучения и эффективность контроля. Тем не менее, не стоит забывать, что компьютер никогда не сможет заменить живого преподавателя, живого общения, каким бы привлекательным ни было бы применение новых технологий.