Полный текст статьи
Печать

Закон об образовании № 273  от 29.12.2012 , который является нашим основным документом,  представляет систему образования как незамкнутую социальную систему, которая реализует запросы семьи, общества, государства.  Требования, озвученные в новых образовательных стандартах,  являются нашим ориентиром. Одним из таких ориентиров является становление ученика активным субъектом образовательного процесса.  ФГОС в основу образования ставит системно-деятельностный подход, который направлен на воспитание ученика, способного  к осмысленной целевой деятельности, решению учебных задач, умению представить свою работу и оценить её.

В рамках новых стандартов меняется позиция учителя на уроке. Главная задача педагога  - побудить ребенка к самостоятельной деятельности на уроке, выбрать средства обучения, позволяющие учитывать особенности его личности, воспитывающие активную, критически мыслящую личность, осознающую себя субъектом своей деятельности, который пронесет активность через жизнь и становится активным гражданином своей страны.

В сентябре 2015 в основную школу пришли классы, обучащиеся по ФГОС с начальной школы, учителя основной школы  должны продолжать работу с этими обучающимися в деятельностном подходе. Также перед нами, педагогами-предметниками ставится задача мониторинга усвоения не только предметных учебных действий и предметного содержания, но и мониторгинга развития метапредметных универсальных учебных действий. Кроме того ставится акцент на переход от внешнего к внутреннему формирующему оцениванию.

Таким образом, перед учителем ставится ряд важных педагогических задач. Решить такие задачи можно лишь через деятельностные педагогические технологии.

У современного учителя большой выбор педагогических технологий, внедряющих деятельностный подход. Среди них технологии проблемного обучения, технологии развития критического мышления, проектно-исследовательская технология и другие.

На мой взгляд, одной из универсальных в данной ситуации является  технология проектной деятельности, которая позволяет учителю решить ряд важнейших педагогических задач:

  • Развитие универсальных учебных действий:
  • Развитие предметных учебных действий
  • Работа над формирующим оцениванием
  • Реализация межпредметных связей.

Мы часто говорим о проекте, слышим о проекте. Что такое проект?

Учебный проект–это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс исследовательских, поисковых, творческих и иных действий по решению значимой для учащегося проблемы, завершающийся созданием продукта. Метод проекта предполагает принципиально иное построение образовательного процесса через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом и личными целями. Важно наличие продукта  [1].

Виды проектов различны по времени, количеству участников, по целям и содержаниям. На уроках истории и обществознания я  использую как длительные педагогические проекты, так и среднесрочные и краткосрочные учебные проекты, созданные обучающимися, которые применяю на повторительно-обобщающих уроках, уроках развивающего контроля, а также на уроках изучения нового материала. Кроме того реализую долгосрочные педагогические проекты, посвященные отдельной тематике. В данной статье мне хотелось бы поделиться той системой применения проектной технологии, которая сложилась у меня в ходе моей педагогической деятельности.

С сентября 2015 года я работаю преподавателем учебных дисциплин «история, обществознание» в ФГКОУ «Пермское суворовское военное училище министерства обороны РФ». Спецификой преподавания в суворовском училище является обязательное наличие военной составляющей на уроке. Организационная составляющая (ритуал приветствия, обращение к суворовцам и пр.) у всех одинакова, а содержательную военную составляющую каждый учитель реализует сам посредством содержания своего предмета. Столкнувшись с этой задачей, первым делом пересмотрела тематическое содержание, усилив в нем моменты, связанные с военными и патриотическими событиями, однако, содержание программы не позволяет говорить о войне каждый урок, нужно было найти решение, внедряющее военную составляющую каждый урок. Таким выходом для меня стал долгосрочный педагогический проект «День в истории», где на каждом уроке говорилось о важных моментах истории, свершившихся в этот день и ближайшие дни по календарю, связанных с военной и патриотической составляющей. Так суворовцы познакомились с биографией известных летчиков, создателями военной техники, узнали об образовании первых кадетских корпусов, биографии создателей различной военной техники (Лавочкина, Калашникова и др.), особое внимание уделялось хронологии Великой Отечественной войны. На уроке выделялось 3-5 минут для знакомства с этими событиями. События одного месяца собирались в единую презентацию. Проект вызвал интерес среди суворовцев, часто урок начинался со слов: «А что интересного происходило сегодня в истории?», ряд учеников копировали презентации на свои носители и делились с родителями дома. Недостатком данного проекта считаю тот факт, что автором и реализатором проекта выступал учитель. На следующий 2016-2017 учебный год было решено продлить повторить проект такого же типа, в этом году он реализуется на тему «Герои Великой Отечественной войны», к проекту подключены сами обучающиеся, которые готовят небольшую информацию о герое ВОВ, выступают перед классом, а также представляют ее  на уроке в других классах.  Продуктом в данном проекте является наличие собираемой презентации, которой можно поделиться с коллегами и использовать в воспитательной деятельности.

Решить многие педагогические задачи помогают краткосрочные и среднесрочные учебные проекты, создаваемые обучающимися на уроке либо при подготовке к нему. Защита проектов - форма обобщающего урока, так записано в КТП и Рабочей программе предмета.  В основе своей я использую мини-проекты, для реализации которых предоставляется срок от недели до двух недель, либо в рамках урока.  В зависимости от возраста и предмета проекты бывают как групповые, так и индивидуальные. Для них характерно совместное планирование деятельности учителем и обучающимися. Существенно то, что необходимые для решения задачи или создания продукта конкретные сведения или знания должны быть найдены самими обучающимися. При этом меняется роль учителя- из простого транслятора знаний он становится организатором совместной работы [3].

Данный вид деятельности стал активно использоваться при работе с классами, пришедшими к нам вместе с ФГОС. Встал вопрос о мониторинге метапредметных УУД, при этом необходимо отследить усвоение предметного содержания и овладения предметными учебными действиями. Метод проекта стал выходом из данной ситуации. В календарно-тематическое планирование формой обобщающего урока была введена защита учебных проектов. Так, в 5 классе, каждый раздел в рамках курса История Древнего мира («История первобытного общества», «История Древнего Востока», «История Древней Греции», «История Древнего Рима») завершался обязательной защитой проекта по данной теме, учитывая возраст, проекты предлагались групповые. Перед началом темы обучающимся были представлены обязательные требования по прохождению темы, минимум содержания, формы зачетных и проверочных работ, объявлено о проекте. Требования и критерии проекта обговаривались заранее, во время представления проекта на обобщающем уроке шло взаимное оценивание по этим критериям, форма проекта предлагалась любая. В результате были созданы продукты, показывающие умения учащихся в разных предметных сферах. ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

В шестом классе такая форма обобщающего урока в рамках развивающего контроля была продолжена. Защиты проектов запланированы по темам «ранее Средневековье», « Рыцарский замок», «Русь от Древности до монголов», «Россия в XIII-XVвв». В ПРИЛОЖЕНИИ 2 можно оценить продукты  индивидуальных проектов «Рыцарский замок».

Проектная технология используется и в рамках урока «открытия нового знания». Так в ходе урока обществознание по теме «Герои России» в рамках проектной деятельности, за урок был создан плакат «Современный герой России», обобщающий содержание урока и представляющий видение современного Героя России суворовцами. ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

Одним из важных требований ФГОС является развитие формирующего оценивания. Проектная деятельность позволяет работать над развитием внутреннего формирующего оценивания. Мы с вами знаем, что существует внешнее оценивание и внутреннее оценивание.

Внешнее оценивание

Внутреннее (формирующее) оценивание

Получить такую информацию можно собрав суммирующие данные об итогах обучения, где ребенок сравнивается с неким эталоном, данное оценивание находится вне процесса обучения, дается сверху, то есть мы получаем ВНЕШНЕЕ, СТАНДАРТИЗИРОВАННОЕ суммирующее оценивание.

 

Внутреннее оценивание находится внутри процесса обучения, связь учитель = ученик, когда ребенок становится субъектом оценивания. Ученик  знает критерии оценивания, которые заданы заранее (в идеале вместе с ребенком), сам может оценить себя или своего одноклассника, при системе работы он сравнивается в первую очередь сам с собой. Данная критериальность показывает успехи ребенка и зоны знания и незнания. Кроме того здесь присутствует  Соревновательный элемент, т.к. стимулирую оценками.

 

Важным в развитии формирующего оценивания является то, что требования к работе, требования к защите обучающийся знает перед началом работы, критерии  оценки проектной деятельности разрабатываются совместно.  Также совместно учителем и обучающимся помимо плана решения проблемы проговариваются и такие вопросы как  предметное содержание, которое должно быть представлено,  требования к защите, ведь публичное представление своего продукта является одной из главных составляющих проектной технологии. У каждого ученика имеется «Лист учебных достижений» ПРИЛОЖЕНИЕ 4, в котором он фиксирует свои учебные достижения по основным  обязательным работам, сравнивает в первую очередь свои достижения между собой.

Технология проектной деятельности реализует системно-деятельностный подход: она направлена на создание личностно-значимой для ученика проблемы, учит ребенка целеполаганию и планированию собственной деятельности, учит выбирать необходимый материал для создания своего проекта, а также предоставляет возможности для творчества. Содержательная составляющая проектной деятельности предполагает овладение исследовательскими умениями и навыками. Совместная выработка критериев направлена на внутреннее формирующее оценивание, которое более личностно значимо, чем внешнее стандартизированное.

Таким образом, можно еще раз повторить, что проектная технология позволяет решить многие педагогические задачи, которые стоят перед учителем. Применение такой технологии в системе, создание как педагогических, так и учебных проектов в системе, становятся для учителя, так и для учеников важным инструментом проявления себя и решения учебных задач.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Проекты по курсу «Древний Мир» 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Проекты по теме «Рыцарский замок»  

  

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

Плакат «Герой России» 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

Лист учебных достижений  5 класс.

ФИ__________________ ,класс (взвод) ______________________

Тема/виды зачетных работ

Первобытный мир

Древний Восток

Древняя Греция

Древний Рим

Тест на знание содержательного минимума

 

 

 

 

Устный развернутый ответ

 

 

 

 

Применение полученных знаний в творческой деятельности

 

 

 

 

Создание и защита проекта