Полный текст статьи
Печать

За последнее десятилетие изменились жизненные приоритеты всего общества. Для дошкольного образования это означает, что результатом пребывания в ДОУ должна стать готовность детей к овладению современными средствами информации и способность применять её для самостоятельного постижения знаний.

В соответствии с новым ФГОС дошкольного образования при его реализации должна решаться задача «формирования общей культуры личности детей, в том числе … развития … социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности». Согласно данному документу, всилу необязательности дошкольного образования, воспитатели не могут требовать от ребёнка каких-то образовательных достижений, поэтому промежуточной и итоговой аттестации не предусмотрено. Однако не секрет, что при поступлении детей в школу происходит предварительное тестирование, согласно которому осуществляется набор и распределение в классы. Современные ДОУ находятся как бы на распутье: с одной стороны диагностика не требуется; с другой, как сказано в ФГОС дошкольного образования, необходимо стремиться к целевым ориентирам, которые всё-таки, в некотором смысле, стандартизируют уровень подготовки детей и, таким образом, обязывают воспитателей осуществлять на профессиональном уровне образовательную деятельность.

Кроме того, о профессионализме педагога судят по достижениям воспитанников, в том числе и образовательным. Порой ведётся тайный мониторинг как самим воспитателем, так и членами администрации по разным показателям (готовность к обучению грамоте, по математике т.п.) В список также попадает количество детей, «поступивших» в школы-гимназии. И как бы мы не стремились избежать такого расклада, приходится избирать самые эффективные и перспективные способы обеспечения хорошего качества подготовки дошкольников.

Обратимся к термину «качество знаний». Качеством считаются существенные, устойчивые свойства. Свойства неотделимы от объекта и вне его не существуют. Так, современный дом имеет ряд непременных свойств – служит жильём, обеспечивает теплом, светом и пр. Современное представление о полноценных знаниях предполагает совокупность их качеств, без которых они не соответствуют своему определению и назначению. Знания личности не одновременно и не сразу формируются.

В связи с этим перед нами встал вопрос. Какие педагогические условия способствуют повышению качества знаний дошкольников? Ответ на этот вопрос предполагает необходимость применения в практике работы воспитателя разных образовательных технологий, при которых ребёноксам стремится задавать вопросы, находить знания, участвовать в познавательной деятельности.

Зародившись более 3-х десятилетий назад в США, термин «педагогическая технология» быстро вошёл в лексикон всех развитых стран, в том числе и в Россию. Однако ранее учебный процесс конструировался по другой модели, называемый не технологиями, а методическими системами.

  Понятие методики шире, чем понятие технологии. Традиционно считается, что предметом методики является методическая система, включающая цели образования, его содержание, методы, формы, средства и приёмы организации учебного процесса, то есть методика пытается ответить сразу на три основных вопроса: зачем, чему и как учить? Технолог же начинает действовать тогда, когда цели уже определены, и нужно разработать конкретные процедуры их достижения, поэтому технология отвечает, в основном, на третий вопрос.

Итак, понятие «педагогическая технология» согласно определению ЮНЕСКО – это «системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учётом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящей своей задачей оптимизацию форм образования». В отечественной педагогической литературе в понимании термина «педагогическая технология существуют разные мнения. В отечественной педагогической литературе в понимании термина «педагогическая технология» свои подходы к трактовке данного понятия предлагают М.Е. Бершадский, В.П. Беспалько, В.В. Гузеев, М.В. Кларин, Б.Т. Лихачёв, Г.К. Селевко.

В настоящее время умение моделировать непосредственную образовательную деятельность (занятия) в различных технологиях – требование времени. Воспитатель должен демонстрировать на занятии разные стратегии учения. Для дошкольных учреждений, на наш взгляд, актуальны и интересны следующие педагогические технологии: игровые (технологии имитационного моделирования), развивающие технологии и исследовательские (проблемно-поисковые), информационные технологии.

1. Игровые технологии (технологии имитационного моделирования). Характерной чертой данной технологии является моделирование жизненно важных ситуаций и поиск путей их решения. Ведущий метод – игра. Организационными формами могут быть, ролевые и сюжетные игры – путешествия, дидактическая игра, экскурсии. Она максимально приближает образование к обыденной жизни. Её особенность в повышении социального партнёрства. Воспитатель здесь – друг, партнёр, товарищ. Предусмотрено приобщение к сотрудничеству родителей. Данная технология требует от воспитателя проявления творчества, выдумки, инициативы, временных затрат.

2. Технология развивающего обучения. Из всех существующих отечественных технологий обучения технология развивающего обучения является одной их наиболее признанных. У её истоков стоял Л.С. Выготский. В настоящее время существует множество авторских развивающих технологий обучения. Все они раскрываются в специальной литературе. Современная интерпретация технологии развивающего обучения – это создание программ «Успех» (Н.В. Фединой), «Детство» (Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой), «Мир открытий» (Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой), «Разноцветная планета» (Е. А. Хамраевой и И. В. Мальцевой) и др.

Идеи технологии развивающего обучения в нашей стране получили широкое распространение в дошкольных учреждениях. Однако ряд положений этой технологии остаётся дискуссионным. Исследования показали, что не все дети способны обучаться быстрым темпом и на высоком уровне сложности. Это обусловлено индивидуальными особенностями. В связи с этим существует иная версия развивающего обучения. Некоторые исследователи выделяют её в отдельную технологию – проблемную. По-другому её называют исследовательской технологией обучения.

3. Исследовательская технология (проблемно-поисковая). Данная технология требует реализации педагогической модели – «обучение через открытие». Ведущий метод – проблемное обучение; метод проектов.  Организационная форма – совместный поиск проблемных ситуаций. Модель занятия: «Знаю, но не всё; хотел бы узнать – узнал». При реализации данной технологии обязательно наличие проблемы или проблемных учебных заданий. Можно использовать приёмы экспериментирование и моделирование.

4. Информационные технологии. Информационные технологии предполагают использование специальных программных и технических  средств  для работы с информацией (кино, аудио- и видеосредств, компьютеров). В настоящее время формы взаимодействия человека с компьютером стали составной частью образования, в том числе дошкольного. Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового, закреплении, повторении, контроле. Согласно СанПиН (п.12.21) здоровому дошкольнику разрешено пребывать за компьютером с 5 лет один раз в день (вт., ср., чт.) до 3 раз в неделю: 5 лет -10 минут, 6-7 лет -15 мин. По окончании работы проводится гимнастика для глаз. Дети должны пребывать за компьютером только в присутствии воспитателя/методиста. Экран видеомонитора должен находиться на уровне глаз не ближе 50 см.

Кроме того, командой учёных разработана прекрасная обучающая развивающая программа «Роботландия» для одарённых дошкольников. В пакет входят: Конструктор Сказок, Веселые Картинки, Классификаторы, Бюро находок, Клеточка, Тропинка. Например, пакет «Весёлые картинки» предназначен для создания и решения жизненных задач. Приведём примеры задач: алгоритмы перехода улицы и заварки чая, счёт до 10, английский алфавит, цвета радуги, названия нот, планет Солнечной системы, дней недели, месяцев года и многое другое. Пакет адресован дошкольнику, работающему с компьютером под руководством воспитателя.

В некоторых дошкольных учреждениях страны проводится непосредственная образовательная деятельность по информатике (на развитие логики и мышления). Самая интересная работа может быть организована с интерактивной доской. С помощью компьютера достигаются идеальные варианты индивидуального обучения, использующие визуальные и слуховые образы.

Итак, можно предположить, что применение выше перечисленных технологий и многих других позволит сформировать у ребёнка в условиях ДОУ предпосылки учебной деятельности. Предлагаемые технологии способствуют развитию творчества и самостоятельности. Их использование позволит в конечном итоге хорошо подготовить детей к школе.