Полный текст статьи
Печать

Предмет «Анатомия и физиология человека» вызывает у студентов большие трудности. Они должны изучить не только теоретический материал, но проверить свои знания на практических занятиях. Использование нетрадиционных форм заданий для самостоятельной работы, домашних работ в виде творческих заданий, обеспечивает лучшее восприятия и запоминание учебного материала, повышает интерес к предмету, формирует у студентов способность перенести  знание в практическую деятельность.

Процесс выполнения всех видов творческих заданий должен носить сознательный характер. Необходимым условием успешного выполнения творческих заданий, является знание и понимание студентами цели, критериев и результатов выполнения предстоящей деятельности. Поэтому, при подготовке студентов к выполнению творческих заданий проводится тщательный анализ задания, намечаются рациональные способы самостоятельного выполнения этого задания, обсуждаются имеющиеся у студентов ресурсы (знания, умения, временные и другие возможности), необходимые для выполнения работ творческого характера.

Приведём примеры творческих заданий, которые предлагаются студентам в качестве домашней работы. Например, при изучении какого-то органа (части тела) предлагается написать сказку, стихи, рассказ о нём, или слепить данный орган из пластилина, нарисовать, вышить и др. При изучении темы «Клетка» студенты выполняли такие творческие работы - выжигание по дереву, изображение клетки из пластилина на стекле, очень интересная работа по клетке, выполнена из бисера (см. фото 1). Всё это, безусловно, оценивается с целью повышения учебной и творческой мотивации.  

После изучения конкретного раздела студенты выполняют следующие творческие задания: составление кроссвордов, ребусов, информационных плакатов. Однако важно обеспечить студентам возможность самостоятельного выбора творческого задания.  

Также с целью повышения мотивации к выполнению данного вида заданий, в учебном кабинете оформлен стенд «Творческий уголок», где изготовленные студентами работы выставляются на обзор другим группам, педагогам, родителям.

Другой пример творческой работы в рамках учебного занятия с использованием  соревновательного подхода: при изучении темы «Черепно-мозговые нервы» (ЧМН) нужно было каждой команде  как можно быстрее доехать до станции подъязычного нерва. Чтобы продвигаться вперёд нужно было сделать остановки на конкретных станциях, решить задачу (загадку) про определённую функцию ЧМН. А предварительно (что тоже является творческим заданием), студенты самостоятельно составляли задания (загадки) для станций, делали макеты станций ЧМН.

Ещё одним видом творческой работы является исследовательская работа. Данный вид творческого задания тоже широко используется при изучении указанного предмета. Темы для исследовательских работ подбираются для каждого студента индивидуально, в зависимости от его способностей (возможностей) и интересов. Также желательно, чтобы все учебные исследования носили практико-ориентированный характер. Например, при работе одного из студентов над учебным исследованием  по теме «Функциональные исследование здоровья студентов» - им проводилась такая работа в группах студентов не медицинского профиля: измерение пульса, артериального давления, изучение соотношения роста с массой тела. Это важно для формирования профессиональной компетентности, межпредметных связей с другими медицинскими дисциплинами.

Также интересно и полезно в плане профессионального развития  такое задание, как подготовка сообщений, презентаций  для студентов других групп о роли в организме человека какого-либо органа, способы сохранения его в здоровом состоянии, профилактика заболеваний данного органа и т.п. выполнение такого задания также способствует формированию коммуникативной компетентности будущих медицинских работников, осознанию социальной значимости своей профессии.

 В конце учебного года проводится внутригрупповой конкурс творческих заданий / поделок / материалов, выполненных студентами по научно-техническому творчеству студентов, что дает возможность получить студенту дополнительные баллы на экзамене по предмету.

 На фото 1 представлены некоторые творческие работы студентов по анатомии.

Фото 1. Творческие работы, выполненные студентами