Хореография для детей 4-6 лет предоставляет огромные возможности для творческого и физического развития ребенка. Занятия хореографией в дошкольном возрасте обеспечивают формирование музыкального слуха, правильной координации движений, памяти и мыслительных процессов. На хореографических занятиях у детей есть возможность продемонстрировать весь свой творческий потенциал.
Особенностью занятий хореографией является обучение детей комплексу сложнокоординированных движений под музыку. Многократное повторение типовых движений может быть отвергнуто ребёнком в силу его психических особенностей, неустойчивости внимания, отсутствия интереса или мотивации своих действий.
Современные исследования показали положительный результат применения игровых форм обучения в развитии двигательных навыков у детей. Сравнение результатов уровня общего развития детей показало, что дети, занимающиеся хореографией с использованием игровых форм обучения, значительно лучше усваивают предлагаемый материал воспитателями и другими педагогами. Родители также отметили значительные успехи в других сферах деятельности этих детей.
Педагоги МБУ ДО ЦДТ «Звёздный» также на практике убедились, что именно музыкальные игры мотивируют детей к дальнейшему занятию хореографией, способствуют формированию начальных танцевальных навыков.
Ниже представлено пособие, цель которого формирование у детей дошкольного возраста чувства ритма, координации движений, выразительности пластики, эмоциональности и творчества детей дошкольного возраста через игровые методы.
Пособие создано педагогом коллектива бального танца «Happy dance» МБУ ДО ЦДТ «Звёздный» Пермского края.
Краткая характеристика детей дошкольного возраста.
По психологическим данным у детей 4 – 6 лет очень развито воображение и поэтому у детей лучше получиться показать эмоциональность и творчество, через игровые формы.
Движение и игра – важнейшие компоненты жизнедеятельности детей, они всегда готовы двигаться и играть – это ведущий мотив их существования.
Детей дошкольного возраста как можно раньше следует побуждать к выполнению творческих заданий, необходимо динамично связывать обучение и творчество, т.к. творчество – один из методов освоения предлагаемого для изучения материала.
Дети младшего дошкольного возраста чрезвычайно непосредственны и эмоциональны. Движение, особенно под музыку, доставляет им большую радость. Однако возрастные особенности строения тела, протекание нервных процессов и их зрелости, сформирования сказываются на двигательных возможностях.
Движение детей еще недостаточно точные и координированные, плохо развито чувство равновесия, поэтому объем и разнообразие двигательных упражнений невелики и все они носят, как правило, игровой характер.
Развитие чувства ритма, координации движений, чувства равновесия, выразительности пластики, умение перестраиваться в пространстве, развитие творчества, эмоциональности, ритмического слуха, очень важны для детей, которые занимаются в танцевальном коллективе. Ведь ребенок без этого всего не сможет раскрыть себя в танце.
Занятия предлагаю проводить в форме игр – путешествий или сюжетных занятий с героями и персонажами.
Во-первых, данные занятия помогают сплотить ребят и дают возможность стать, кем мечтаешь.
Во-вторых, побывать где захочешь и увидеть, то что пожелаешь.
Сценарии занятий в сюжетно-ролевых формах
«В зоопарке»
Программный материал
Развитие чувства ритма, координации движений, чувства равновесия, выразительности пластики, умения перестраиваться в пространстве.
Ход занятия:
- Дети, я добрый волшебник, и сегодня я поведу вас в зоопарк. Встанем друг за другом и отправимся в гости к животным (марш по кругу).
Вдруг начался дождик, нам нужно скорее от него укрыться (различный по характеру бег по кругу).
Но я взмахну волшебной палочкой, и дождик прекратиться. Однако остались лужи, и мы, чтобы не замочить ножки, пойдем очень осторожно (шаги на полупальцах, на пятках). Придется перепрыгивать через лужи (подскоки, галоп).
Дорожка наконец-то высохла, можно смело идти по ней (бодрый шаг с высоко поднятыми коленями).
Вот мы и в зоопарке. А вот и вольер с птицами. Внимание: взмахом волшебной палочки я превращаю вас в птиц. (Это может быть «лебедь» - работа рук; или «сова» - упражнения для головы и корпуса; «цапля» - упражнения для ног и наклоны корпуса).
А теперь взмахом волшебной палочки я снова превращаю вас из птиц в детей, и мы идем дальше (марш, перестроения).
В зоопарке дети встречаются со змеями (партерные растяжки), с пантерами (выгибание спинок, махи ногами), медведями (ход на внешней стороне стопы), обезьянами ( прыжки, различные приседания)
Давайте с вами поиграем в « Веселый зоопарк». Смысл игры в том. Что ребята должны по сигналу педагога замереть в позе какого-нибудь животного. Или ведущий заранее называет какого-либо обитателя зоопарка.
(Действия детей повторяются) Выбирается лучшая поза, и этот ребенок становится ведущим.)
(Вариант иного финала занятия)
- Ой, ребята, я потерял свою волшебную палочку и теперь не сумею превратить вас в детей. И если вы мне не поможете, то мы не сможем вернуться в детский сад. Но выход есть. Вам нужно быстро вспомнить всех, кого мы видели в зоопарке, и изобразить позой этих животных. Если я угадаю, кто из вас кого представляет, то мы и без волшебной палочки окажемся в детском саду. (Дети выполняют задания)..
Давайте с вами поиграем в « Веселый зоопарк». Смысл игры в том. Что ребята должны по сигналу педагога замереть в позе какого-нибудь животного. Или ведущий заранее называет какого-либо обитателя зоопарка.
(Действия детей повторяются) Выбирается лучшая поза, и этот ребенок становится ведущим.)
(Вариант иного финала занятия)
- Ой, ребята, я потерял свою волшебную палочку и теперь не сумею превратить вас в детей. И если вы мне не поможете, то мы не сможем вернуться в детский сад. Но выход есть. Вам нужно быстро вспомнить всех, кого мы видели в зоопарке, и изобразить позой этих животных. Если я угадаю, кто из вас кого представляет, то мы и без волшебной палочки окажемся в детском саду. (Дети выполняют задания).
«Путешествие в осенний лес»
Программное содержание:
Совершенствовать занимающихся в выполнении танцевальных композиций. Развивать творчество, инициативу, самостоятельность в выполнении заданий, развивать ритмический слух, пластичность и выразительность движений.
Ход занятия:
Дети входят в зал, располагаются врассыпную. У каждого ребенка в зале есть свое место. Дети выполняют поклон.
Цель: Настроить детей на занятие, воспитывать культуру поведения.
Поклон исполняется трижды, первое приветствие мальчиков:
И.п. – пятки вместе, носочки врозь, руки на поясе.
На «раз» - шаг правой ногой в сторону;
На «два» - левая нога приставляется к правой;
На «три» - голова опускается подбородком вниз;
На «четыре» - голова поднимается в и.п.
Второе приветствие исполняют девочки:
И.п.- пятки вместе, носочки врозь, руки в подготовительной позиции.
На «раз», «два» - те же движения что и у мальчиков.
На «три» - полуприсед, на «четыре» - и.п.
Затем исполняют все вместе, каждый свое приветствие.
Хореографическое упражнение «Цветочек».
Цель: Развитие навыков плавных движений рук, координации движений.
Наши нежные цветки распускают лепестки
Ветерок чуть дышит, лепестки колышит.
Наши алые цветки закрывают лепестки
Тихо засыпают, головой качают.
Педагог: Сегодня, дети, мы с вами отправимся в осенний лес. Давайте подготовим наши ноги к путешествию, выполним упражнение «Балет».
Цель: развитие силы мышц ног, формирование красивой осанки.
Педагог: Вот теперь дети мы с вами готовы отправится в осенний лес, давайте вспомним с вами дорогу, по которой пойдем. Повернулись друг за другом, шагом марш идем по кругу.(дети за педагогом идут по кругу, затем проходят через середину зала).
Упражнение на перестроение.
Цель: развитие навыков ориентировки в пространстве.
Педагог: А теперь мы должны с вами поделиться на две команды (дети расходятся по одному в разные стороны). Затем дети идут навстречу друг другу шеренгами и меняются местами (перестроение «расческа»).
Упражнение «Поскоки».
Цель: упражнять детей в поскоках, развитие ориентировки в пространстве.
Педагог: Вот мы с вами и в лесу, а в лесу живут белочки, они прыгают с веточки на веточку. А веточки тоненькие, и чтобы не упасть белочки прыгают на носочках, носочек остренький, смотрит в пол.
Пальчиковая гимнастика с предметом (шишка).
Цель: развитие мелкой моторики ребенка.
- Прокатывание шишки между ладонями рук.
- Поочередно держать шишку разными пальцами правой и левой руки (между большим и указательным и т.д.).
- Прокатывание шишки по бедру правой, а затем левой ноги.
Упражнение «Прыжки» ( в сторону, вперед)
Цель: упражнять детей в прыжках, развивать ритмический слух, выделять прыжками сильную долю в такте.
Танцевальная композиция « Грибочки»
Цель: развитие чувства ритма, координации движений, быстроты реакции, творческого воображения.
Беседа с детьми о грибах и показ движений
Что растет осенью в лесу? Какие бывают грибы? Как растут грибы?( показ детьми)
Что есть у грибов? (ноги вместе – ножка гриба, руки над головой шляпка)
Как в лесу прячутся грибы? (играем в прятки – приседание)
А если бы они умели танцевать? (кружимся, выставляем ногу на пятку)
Соберем грибы в корзинку (сужение круга – в корзинке, разбежались врассыпную - убежали из корзинки).
Элементы йоги.
«Полуберезка», «Корзинка», «Змея», «Яблоко»
Цель: развивать мышечную силу, гибкость, формировать правильную осанку.
Педагог: Устали дети? Пора отдохнуть, сели на ковер, соединили ноги, легли на спину, руки вдоль туловища.
После йоги. Вот и закончилось наше путешествие и нам пора возвращаться.
Упражнение «Поезд».
Цель: развитие чувства ритма, координации движений.
Дети выполняют поклон (см. начало занятия) и под музыку выходят из зала.
«Приключение черепашки»
Программное содержание: Развитие чувства ритма, координации движений, образного мышления, воображения, быстроты реакции и ловкости движений.
Педагог рассказывает о приключениях Черепахи, а группа детей участвует в играх по ходу занятия.
Педагог: В далекой Африке, где всегда жарко, жила-была Черепаха.
Она дружила со львенком, и они часто пели свою любимую песенку.
Ритмическая композиция под музыку «Песенка львенка и черепахи».
Педагог: Надоела Черепахе жара, и полетела она на самолете на Север.
Игра «Самолеты».
По команде «Взлет!» -дети бегут по кругу, вытянув руки в стороны; по команде «Посадка!»- опускаются на пол, на одно колено.
Педагог: Вышла Черепаха из самолета – и удивилась: все кругом бело. Солнышка нет, снег идет, холодно. А детям весело: катаются на лыжах, на коньках, на санках, играют в снежки.
Дети имитируют ходьбу на лыжах, бег на коньках (скользящие шаги), катание на санках (легкий бег парами в затылок, соединив руки).
Педагог: «Хорошо бы и мне на лыжах покататься!» - подумала черепаха и стала искать лыжи. Вернулась с лыжами, но все изменилось! Снег тает, капель звенит.
Игроритмика «Капель».
Дети изображают «капель» редкими хлопками в ладоши, воробьи громко чирикают, чистят перышки, пьют талую водичку. Первый цветочек появился. Дети показывают, как растет цветочек – медленно поднимаются, вытягивают вверх руки – «Здравствуй, солнышко!».
Дети прыгают через лужи, пускают кораблики, играют в догонялки.( Имитируют прыжки через «лужи», пускают бумажные кораблики, бегают друг за другом).
Педагог: Черепахе понравились бумажные кораблики, и она решила их догнать. Но когда вернулась – все опять изменилось. Исчезли лужи и ручейки. Все вокруг зеленое: и листва, и трава. Солнце ярко светит. Тепло. (Дети легко бегают по залу, имитируют «полет бабочек» маховыми движениями рук, разведенных в стороны). На птичьем дворе утята вылупились.
«Танец утят».
Дети в речке купаются, плещутся, плавают. Играют мяч.
Игра «Мячики».
Под веселую музыку выполняют 8 мягких прыжков на обеих ногах, затем дети разбегаются в разные стороны и прячутся – «мячики покатились».
Педагог: Понравились черепахе бабочки. Пошла она за сачком, чтобы поймать хоть одну. Приходит – опять все изменилось: цветя отцвели, бабочки исчезли, листва пожелтела. Подул сильный ветер… (дыхательная гимнастика «Ветерок»).
Игра «Ветерок и ветер».
Под тихую музыку дети, присев плавно качают кистями рук; встают, поднимают руки вверх, качаются; музыка становится громче, бегут ускоряя бег, - «ветер». Листья полетели. Дети опускаются на пол; музыка стихает- «листья опали». Пошел дождь. А ребятам весело.
Ритмическая композиция «Дождик» (Е.Железновой)
Педагог: «Нет,- сказала черепаха, не нравиться мне дождь». И пошла добывать зонтик. А когда вернулась с зонтиком, вновь удивилась- все белым бело. Солнышка не видно. Снег идет. А ребята снова на лыжах, на коньках, на санках катаются. Холодно! И решила черепаха вернуться к себе на родину, в Африку. Полетела на самолете. По дороге он приземлился на острове Чунга-чанга.
Танцевальная композиция «Чунга-чанга».
«Весело на острове! – подумала Черепаха, но все же дома лучше». И вернулась на самолете домой. Обрадовался Львенок ее возвращению! Сели они рядом и снова запели свою любимую песенку.
«Лабиринт»
Программное содержание: Развитие чувства ритма, быстроты реакции, умения быстро перестраиваться в пространстве.
Ход занятия:
- Сейчас, дети, мы с вами входим в большой лабиринт с высокими и крепкими стенами. Попробуйте дотянуться до верхнего края стены (подъем на полупальцы, потягивание вверх), а теперь до обеих стенок лабиринта (предполагаются движения в стороны, наклоны и т.д.).
Чтобы пройти лабиринт, нам с вами придется идти очень долго, так что давайте подготовим наши ножки (упражнения для работы стопой).
Теперь мы готовы отправиться в путь.( марш в разных направлениях: ход с высоко поднятым коленом, с движением рук и т.д.)
- Маршируем и по кругу, и по диагонали, и «змейкой». Ох, ох, как мы устали. Дальше пойдем «вперевалочку», так нам легче будет (шаги на внешнем ребре стопы).
Упражнения для отдыха в положении сидя.
- И.п. – сидя на полу, руки на поясе. Наклониться вперед, коснуться руками носков ног – вернуться в и.п.
- И.п. – сидя. Поднять прямую ногу вверх – вернуться в и.п.(«Проверяем потолки»)
- И.п. – сидя, вытянув ноги. Ноги скрестить – вернуться в и.п.
- И.п. – сидя по-восточному, руки на затылке. Наклониться вправо – выпрямиться; наклониться влево – выпрямиться.
- И.п. – то же. Пружинистыми движениями поворачивать туловище направо и налево.
- Отдохнули? Тогда пошли дальше. Кто у нас будет разведчиком?
Выбирается один или два ребенка, которые перемещаются между другими детьми, показывая извилистые дорожки лабиринта. Затем каждый по очереди повторяет траекторию, намеченную первыми.
- Посмотрите, лабиринт стал совсем узким. Чтобы не потеряться, давайте возьмемся за руки и пойдем дальше (Следующая группа движений, перестроений, которые нужно завершить, образовав круг).
- Нашли мы широкую площадку в лабиринте – и у нас получился круг. Предлагаю вам игру на внимание (Таким же образом можно осуществить любое другое перестроение и выполнить разные движения.)
Вот несложная игра на внимание. Обращаясь к детям, педагог говорит: «Дотроньтесь пальцем до носа и скажите при этом: «Нос». Ещё раз! Ещё! Я буду делать тоже самое. Но если я скажу: «Лоб», вы должны тут же дотронуться до лба. Начали! «Нос, нос, нос, ухо!». Сказав: «Ухо», педагог дотрагивается до подбородка, и многие невольно делают то же самое. Кто ошибся выбывает из игры.
- Ну а теперь давайте-ка посмотрим, не виден ли за стенами выход (прыжки на месте). Смотрите, выход, кажется, с той стороны – бежим туда (бег, галоп и т.д.).
- Наконец вышли мы из лабиринта : от бега запыхались. Спокойно дышим (различные дыхательные упражнения). Например: Дети садятся на пол, расставив ноги в стороны, расслабляются. Делают глубокий вдох, поднимая вверх обе руки. На выдохе – резко наклониться в сторону правой ноги, одновременно скользя по ней двумя руками. То же в другую сторону.
Заключение
Игровые методы работы с детьми, помогает раскрыть способности детей с разных сторон. Ребенок может попробовать себя в разных амплуа в зависимости от вида деятельности и выбрать то, что помогает ему раскрыться с выгодной для себя стороны. Имитационные сюжетно-образные движения оказывают большое влияние на развитие и обучение детей. С подражания формируется познание ребёнком техники движений и танцевальных упражнений. Формирование творческой личности одна из интереснейших и проблем, привлекающих внимание. Развитие танцевального творчества – это одна из главных задач детского объединения. Обучение детей отдельным движениям и танцам является подготовкой к творчеству. Огромный интерес у детей вызывает сюжетный танец, который является главной формой проявления творчества, фантазии, сочетает в себе музыку, движение, драматизацию.
Дети, играя, развиваются гораздо легче, осваивая и выполняя задания с удовольствием. Занятия танцами дарят ребенку радость движения, общения, обогащают его внутренний мир и помогают познать себя. Таким образом, с первых занятий ребенка в хореографическом коллективе, необходимо формировать его эмоциональную выразительность, а также музыкальность, что в свою очередь способствует успешному развитию личности, а сам процесс занятий приносит детям истинное наслаждение и способность к творческому самовыражению.