Полный текст статьи
Печать

Инфекционные болезни всегда были в прошлом и останутся по сей день одной из ведущих проблем здравоохранения, в значительной степени определяя состояние здоровья людей, продолжительность жизни, причину смерти.

Образовательный  стандарт определяет задачи, стоящие перед преподавателем  при изучении вышеуказанной дисциплины: необходимость приобретения практического опыта по осуществлению ухода за пациентами при  различных инфекционных заболеваниях.

Спектр инфекционных заболеваний постоянно пополняется как за счет ранее неизвестных  болезней, таких как вирусные лихорадки, энтерогеморрагические эшерихиозы, ВИЧ-инфекция. вирусные гепатиты F, G. Возрастает роль  условно-патогенных возбудителей, особенно на фоне иммунодефицита. Остается ведущей проблема острых респираторных вирусных и кишечных инфекций. Такой разнообразный спектр заболеваний требует от обучающихся глубоких знаний клинических проявлений заболеваний, причин распространения, методов диагностики проблем пациента для оказания  своевременной помощи больным.

Изучение теоретической  части дисциплины является необходимым шагом к приобретению практических навыков по уходу за инфекционными больными, знание клинического  симптомокомплекса  при инфекциях желудочно-кишечного тракта, инфекциях дыхательных путей, кровяных инфекциях, вирусных гепатитах позволит  правильно определить настоящие и приоритетные проблемы больного, даст возможность четкого планирования ухода в каждом конкретном случае. Высокий уровень знаний определяет возможности предотвращения осложнений, определение правильной тактики при их возникновении. Например, при наблюдении за пациентом с диагнозом: «Брюшной тиф» снижение температуры, некоторое прояснение сознания при возникновении кишечного кровотечения может быть ошибочно расценено как улучшение состояния, если медицинская сестра не имеет достаточный уровень знаний по данной патологии. Поэтому при преподавании дисциплины следует обращать внимание обучающихся на особенности ухода при каждом заболевании, сроки возникновения осложнений и тактику среднего медперсонала для каждого конкретного случая.  

Для достижения желаемого результата необходимо создание методического пособия  для обучающихся по особенностям ухода при различных инфекционных заболеваниях.  Данное пособие позволит правильно составить план ухода за пациентом при решении ситуационных задач во время теоретической подготовки.

Следующим шагом по закреплению полученных  знаний является отработка практических навыков при  уходе  за пациентом с различной патологией в соответствии со стандартом оказания медицинской помощи, применение на практике навыков, полученных при изучении основ сестринского дела. Начиная с приемного отделения, следует учитывать особенности инфекционной патологии – необходимость разобщения пациентов, соблюдение изоляции с учетом предполагаемой этиологии заболевания, правила дезинфекции.  Каждому  инфекционному заболеванию соответствует перечень необходимых практических  манипуляций, без выполнения которых невозможно решение проблем пациента.

Поскольку практически все инфекционные заболевания сопровождаются лихорадкой, очень важно владение навыками правильного измерения температуры, внесение данных измерения в температурный лист, так как вид температурной кривой имеет важное диагностическое значение. Высокая лихорадка и интоксикация сопровождаются резким снижением аппетита, тошнотой, рвотой, жаждой. Поэтому необходима отработка практических навыков по кормлению при различных состояниях, включая парентеральное питание, умение напоить  больного, рассчитать количество вводимой жидкости для коррекции водно-электролитного баланса, по назначению врача необходимо владение навыками постановки клизмы, промывания желудка, постановки инъекций.

Хороший уход за больными является одним из лечебных мероприятий, способствующих выздоровлению. Обеспечение покоя может быть  при правильной организации лечебно-охранительного режима: чистота и комфорт помещения, чистый, свежий воздух, благоприятная температура, опрятная постель, уход за кожей. Поскольку при некоторых инфекционных заболеваниях требуется длительное соблюдение строгого постельного режима, особое внимание медицинская сестра должна уделять профилактике пролежней с использованием новейших методов. Знание клинических проявлений заболевания позволит медицинской сестре предусмотреть организацию индивидуального поста при возникновении инфекционного делирия, предупредить причинения ущерба больному и персоналу.

В отношении диагностики трудно переоценить роль лабораторных методов исследования, являющихся нередко основным и даже единственным достоверным способом обоснования правильного этиологического диагноза. В повседневной работе по забору материала от пациентов неоценима и ответственна роль работников среднего медицинского звена, что в условиях роста удельного веса атипичных и малосимптомных форм, крайне важно. Предметом исследования при инфекционных заболеваниях являются следующие выделения: моча, испражнения, мокрота, гной, кровь, спинномозговая жидкость, рвотные массы, тканевая жидкость, промывные воды желудка, слизь из зева и носа, пунктат  из лимфатических узлов, атак же трупный материал. Навыки отбора материала для исследования имеют очень большое значение  для диагностики заболевания, определения тактики лечения, поэтому овладению навыками отбора материала в процессе обучения следует  уделять большое внимание: забор материала до начала лечения антибиотиками, исключение контаминации, соблюдение асептики для исключения недостоверности результата.

Учитывая все вышесказанное,  можно сделать вывод, что при подготовке медицинской сестры по уходу за инфекционными больными, необходимо  приобретение опыта по осуществлению ухода за инфекционными больными во время аудиторных занятий с использованием фантомов, при прохождении производственной практики на базе лечебно-профилактических учреждений. Очень важно, чтобы овладение практическими навыками всегда подкреплялось пониманием сущности наблюдаемых расстройств и проводимых лечебных мероприятий.  Всё это обязывает обучающихся совмещать в себе навыки палатной, процедурной медицинской сестры, владеть приемами  реанимации.