Полный текст статьи
Печать

В системе дошкольного образования России за последние годы произошли большие изменения, которые повысили требования к личностному и профессиональному развитию педагога. Дошкольные учреждения вступили в период глубоких качественных изменений, реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). Целью дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО  становится не накопление конкретных знаний и отдельных умений у дошкольников, а создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития… То есть, современный дошкольник не только должен усваивать определенный объем знаний, но и учиться сотрудничать, планировать свою деятельность, оценивать результаты работы, работать с разными видами информации, свободно высказываться в устной и письменной форме, осознавать и понимать различия между людьми и культурами, понимать ценность такого различия и многое другое.

Реализация основной образовательной программы дошкольного образования осуществляется в следующих формах:

- образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкальной, восприятия художественной литературы);

- образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов (включая неосредственно образовательную деятельность);

- самостоятельная деятельность

- взаимодействие с семьями детей по реализации основной образовательной программы дошкольного образования.

Профессиональное образование по специальности 44.02.01 Дошкольное образование должно ориентироваться на происходящие в системе изменения и включать их в содержание профессиональной подготовки будущих воспитателей.   
Объектами  профессиональной деятельности воспитателя детей дошкольного образования являются:

 - задачи, содержание, методы, средства, формы организации и процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста;

 - задачи, содержание, методы, формы, средства организации и процесс взаимодействия с коллегами и социальными партнерами (учреждениями (организациями) образования, культуры, родителями (лицами, их заменяющими) по вопросам обучения и воспитания дошкольников;

        - документационное обеспечение образовательного процесса.

Подготовка будущих воспитателей детей дошкольного возраста осуществляется в соответствии с ФГОС СПО и направления этой подготовки соответствует формам реализации основной образовательной программы дошкольного образования:

- Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие.

- Организация различных видов деятельности и общения детей.

 -Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования.

 - Взаимодействие с родителями и сотрудниками образовательного учреждения.

 - Методическое обеспечение образовательного процесса.

Изменения в организации теоретического и практического обучения  рассмотрим на примере реализации программы профессионального модуля ПМ 02 Организация различных видов деятельности и общения детей. 

Программа этого модуля состоит из следующих структурных компонентов: 

Название МДК

ПК, формируемые в процессе изучения МДК

ОК, формируемые в процессе изучения МДК

МДК 02.01Теоретические и методические основы  организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста

Планировать игровую деятельность в течение дня.

Организовывать различные игры с детьми раннего и дошкольного возраста.

Анализировать процесс и результаты организации различных видов деятельности и общения детей.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

МДК 02.01 Теоретические и методические  основы организации трудовой деятельности дошкольников

Планировать трудовую деятельность в течение дня.

Организовывать посильный труд и самообслуживание.

Анализировать процесс и результаты организации различных видов деятельности и общения детей.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.

МДК 02.03 Теоретические и методические  основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста

Планировать продуктивные виды деятельности детей в течение дня.

Организовывать продуктивную деятельность дошкольников (рисование, лепка, аппликация, конструирование).

Анализировать процесс и результаты организации различных видов деятельности и общения детей.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.

ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.

МДК 02.04 Практикум по художественной обработке материалов и изобразительному искусству

Организовывать продуктивную деятельность дошкольников (рисование, лепка, аппликация, конструирование).

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.

МДК 02.05

Теория и методика музыкального воспитания с практикумом

Планировать музыкальную деятельности детей в течение дня.

Анализировать процесс и результаты организации музыкальной  деятельности детей.

Организовывать и проводить праздники и развлечения для детей раннего и дошкольного возраста

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

МДК 02.06 Психолого-педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста

Организовывать общение детей.

 

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

 

В рамках каждого междисциплинарного курса студенты приобретают знания и определенные умения по организации и руководству разными видами детской деятельности. Теоретические занятия проводятся с использованием практикоориентированных технологий: технологии проектного обучения, моделирования, решения педагогических ситуационных задач, проведения лабораторно-практических работ, технологии портфолио, блочно-модульной технологии и др. Например, на учебных занятиях по МДК 02.01. студенты «играют» в дидактические, сюжетно-ролевые, режиссерские, подвижные  игры, на МДК 02.02 ухаживают за комнатными растениями и «обучают» этому «детей» разных возрастных групп. Реализация компетентностного подхода   требует проведения активных и интерактивных форм проведения теоретических занятий, на которых бы у обучающихся формировался практический опыт организации и руководства разными видами деятельности дошкольников. Такими формами проведения теоретических занятий стали деловые и ролевые  игры, интерактивные экскурсии, кейс-технологии, тренинги и др. Например, тренинги общения, интерактивные экскурсии «на праздник в детский сад» и т.п.

В организации практического обучения также произошли изменения. Сегодня для формирования практического опыта организации разных видов деятельности и общения учебным планом предусмотрено два вида практики: практика наблюдений и пробных мероприятий и практика пробных (зачетных) мероприятий по разным видам деятельности и общения детей. Первый  вид производственной практики (наблюдений и пробных мероприятий по разным видам деятельности) направлен  на формирование у студентов системы первоначального профессионального  опыта организации и руководства  различными видами деятельности и общения детей. Здесь студенты пробуют свои силы в организации разных игр, трудовой и музыкальной  деятельности, продуктивных видов деятельности, организации общения, проводят диагностику развития детей в этих видах деятельности, причем пробы осуществляются не на одной возрастной группе, а на разных (от младшей до старшей). Рассредоточенность данного вида практики способствует более глубокому осознанию студентами особенностей организации различных видов деятельности детей, подобрать наиболее приемлемые и методически правильные приемы руководства. Задача воспитателя (наставника) на этом этапе заключается в демонстрации таких образцов организации и руководства деятельностью детей, по которым бы обучающиеся могли строить собственный  первоначальный опыт взаимодействия с детьми.  Кроме того, педагоги, осуществляющих показ профессиональной деятельности для студентов,  представляют полные конспекты проведения этих мероприятий. Это также позволяет студентам наполнять свой банк методических материалов для практической деятельности. Так, в отчетной документации студентов появляются авторские разработки воспитателей по  проведению разных видов деятельности, а воспитатели получают возможность получения от нашего образовательного учреждения документа, подтверждающего распространение их профессионального опыта.

Следующий вид производственной практики в рамках этого модуля мы назвали практикой пробных (зачетных) мероприятий по организации разных видов деятельности и общения. Цель этого вида практики продемонстрировать уровень сформированности практического опыта организации различных видов деятельности и общения детей. Здесь студенты совместно с воспитателями готовят и проводят разные виды деятельности детей согласно плану воспитателя. Практика организуется как непрерывная. Студенты закрепляются за педагогом одной из возрастных групп и в течение двух недель самостоятельно проводят разные виды игр, трудовую и музыкальную деятельности, продуктивные видов деятельности. Возрастную группу студенты выбирают самостоятельно по согласованию с руководителями практики от организации и колледжа. На этом этапе производственной  практики задачами воспитателей (наставников) являются  организация методической помощи и контроль  за качеством проведения  студентами разных видов детской деятельности.

Таким образом, изменения теоретической и практической подготовки обучающихся по специальности 44.02.01 Дошкольное образование способствуют успешному практическому освоению молодыми профессионалами содержания и требований  ФГОС дошкольного образования.