«Усваивается все крепко и надолго,
когда ребенок слышит, видит и делает сам»
Р. Эмерсон
Экспериментирование является ведущей деятельностью в развития ребёнка любого возраста, тем более дошкольного, пронизывая все сферы детской деятельности.Маленький ребенок - уже исследователь, который проводит свои наблюдения-эксперименты во время обеда, рассматривая содержимое тарелки и пробуя его на вкус; во время игры – фантазии ребенка неиссякаемы в направлении исследования своих любимых игрушек. Все эти наблюдения предоставляют маленькому Эйнштейну самому найти ответы на вопросы «Из чего?», «Для чего?», «А почему так?», а простейшие опыты, помогают приобрести новые знания.
Исследование - это активная деятельностьребенка, позволяющая ему раскрыть тайны устройства материалов, веществ, образующих эти материалы, разобраться в связях и взаимодействиях между явлениями окружающего мира, упорядочить и систематизировать свои знания.Одной из важных целей в работе с детьми – дошкольниками, является формирование у дошкольников основных ключевых компетенций в исследовательской деятельности, способности к исследовательскому типу мышления.
Нам хотелось бы поделиться своим опытоморганизации исследований с коллегами и мотивировать их на использование в воспитательно- образовательном процессе опытно-экспериментальной деятельности, которая развиваетпознавательную активность детей.В современной образовательной практике в рамках ФГОС одной из важнейших задач является - формирование исследовательских умений ребенка, а целевой установкой ФГОС является формирование комплексного, целостного, интегративного, системно – деятельного подхода к воспитанию дошколенка.
Принципы классификации экспериментов нам всем хорошо известны, мы ими пользуемся ежедневно.Нам бы хотелось остановиться на нескольких видах, применяемых в нашей практике:
По количеству детей эксперименты могут быть: индивидуальные; групповые; коллективные. Так как наполняемость групп доходит до 25 человек, то удобнее проводить исследование с коллективом детей из 6-8 человек.
По причине проведения наши эксперименты тоже отличаются. Они могут быть случайными, т.е. выйдя на прогулку, мы попадаем под дождик, сразу возникает вопрос: «А почему дождь идет, а луж у нас на площадке нет?» (Песчаная поверхность площадки, а песок очень быстро впитывает жидкость).
Эксперименты запланированные.
Эксперименты, поставленные в ответ на вопрос ребенка.
Например, эксперимент «Как меняется цвет воды?»
Почему вода в луже желтая? (Изменение цвета воды в природе – происходит из-за растворенных в ней частиц – водорослей, глины, листьев и т. д.)
По продолжительности: кратковременные (5 - 15 мин.); длительные (свыше 15 мин.).
По характеру познавательной деятельности детей:
Иллюстративные (дети знают конечный результат, а эксперимент его подтверждает знакомыми фактами): «Что можно сделать из песка?», «Вода-растворитель» (в трех колбах растворены зеленые вещества и по накопленному опыту мы уже понимаем, что это раствор зелени бриллиантовой, зеленой гуаши и зеленых листьев (хлорофилл)).
Поисковые - дети не знаюткаков будет результат заранее, но могут делать предположения, в ходе решения экспериментальных задач.Например, мы исследовали семена цветов, предполагали какими будут эти растения, а результат получили отличный от наших предположений.В своей работе мы используем известную во всем мире методику Людмилы Георгиевны Петерсон, которая помогает исследовать самое сложное в самых простых и доступных формах для ребенка: играя, общаясь, наблюдая и т.д. Внимание ребенка легко удержать, если ему весело и интересно!
Принцип многослойности в методике Л.Г.Петерсон.
Методика Л.Г. Петерсонстроится методом капустной многослойности. Знания даются в простой доступной, а главное интересной форме, и ребенок как бы «наслаивает» новую информацию – «одежку» на уже имеющиеся знания.Мы можем исследовать ЧТО угодно, ГДЕ угодно, КОГДА угодно, а вернее сказать – ПОСТОЯННО, ВСЕГДА и ВЕЗДЕ.Чем исследовать, мы знаем, но хотелось бы остановиться на некоторых пунктах о том, КАК исследовать.В исследовательской деятельности задействованы все виды анализаторов: зрительный, слуховой, обонятельный, тактильный, вкусовой. Организация работы по экспериментированию осуществляется по трем направлениям: человек, живая, неживая природа.
Применяя в своей деятельности технологиюЛ.Г. Петерсон, постоянно следуем алгоритму исследовательской деятельности, который состоит из восьми пунктов:
1. Формулирование цели экспериментирования.
2. Введение в ситуацию: в игровой форме мотивировать детей на включение в исследовательскую деятельность
3. Формирование опыта преодоления затруднения самостоятельным путем под руководством воспитателя на основе экспериментов, опытов, исследований, наблюдений.
4. Актуализация знаний
5. Затруднение в ситуации: под руководством воспитателя формируется опыт фиксации затруднения, понимания его причины и опыт целеполагания
6. В систему знаний включается новое знание.
7. Открытие нового знания: актуализировать известный способ действий в ситуации затруднения − «если что-то не знаю, спрошу у того, кто знает»
8. Осмысление. Подведение итогов деятельности на занятии с помощью рефлексии, создавая при этом ситуацию успеха.
В любом исследовании должно быть какое-то интригующее начало:
Загадка - "Из камней он появился:белый, жёлтый, серый, красный!То морской он, то – речной, отгадайте, кто такой!".
Волшебный ящик, в котором лежит кусочек бумаги. На какую мысль он может наталкивать? Из чего делают бумагу... – ответ детей. А на самом деле мы будем исследовать семечко будущего дерева, из которого потом сделают эту бумагу.
Возникает проблемное общение:
А почему…? Как…? А как мы это сделаем…? Будет ли…?Возможно ли…?Как можно…?Что будет, если…? А это опасно…? Можно ли так…?
Например, «Гномики в ледяном плену, как их освободить?»
Использование ИКТ:
На интерактивной доске изображение моря.
ЧТО мы будем исследовать? (Скорее всего дети ответят: море, волны и т.д.)
А как Вы думаете, утонет этот предмет в воде? (Показать предмет из плотной пластмассы)
Давайте проверим на практике: утонет или нет.
Что нужно сделать, чтобы предмет всплыл?
Для чего у нас на столе соль?
Что будет, если всыпать одну ложку соли в воду?
Какая стала вода в колбе?
Что будет, если всыпать две ложки соли в воду?
Какая стала вода в колбе?
Так мы пришли к выводу: вода пресная, вода соленая, вода очень соленая по-разному воздействуют на предмет.
Да, вы можете сказать, что мы исследовали плотность воды, но детям младшей и средней групп еще сложно это понять. Плотность воды мы исследуем в старших группах, применяя технологию ТРИЗ- Моделирование Маленькими Человечками.
Эффект удивления:
Что будет, если капнуть по капле йода в две одинаковые пробирки с водой? (в одной заранее растворен крахмал).
А на самом деле, в одной из пробирок вода синеет и это говорит о наличии в ней каких-то примесей. В нашем случае – это крахмал. И скорее всего эту воду пить нельзя.
Затруднение в ситуации, когда необходимо найти ответ на поставленный вопрос только опытным путём.Например, нам потребуются: пипетки, колбы, мерные стаканы, вода, палочки для растворения веществ, соль, мука, крахмал, йод и зеленка.Как выяснилось, при взаимодействии йода с крахмалом, изменяется цвет йода.
Но, что нужно сделать, чтобы найти колбу, в которой находится именно крахмал? Как это выяснить?
Кто- то предложит растворить в воде сахар, муку и крахмал, а потом капнуть туда по капле йода. Но, кто-то предложит выйти из затруднения другим способом: капнуть йод сразу на вещество, не растворяя его в воде. Таким образом, мы формируем опыт преодоления затруднения самостоятельным путем под руководством воспитателя на основе экспериментов, опытов, исследований, наблюдений. Мы не только создали затруднение в ситуации, но и подвели ребенка к самостоятельному решению данного затруднения.Более того, мы можем еще и усложнить этот опыт, ведь каждый пытливый ребенок заинтересуется тем, что кроме йода у нас есть флакон с еще какой-то неизведанной жидкостью – зеленкой. Исследуя зеленку, мы включаем новое знание в систему знаний. Срабатывает метод деятельности – новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное "открытие" его детьми.
На этапе осмысления необходимо подведение итогов деятельности на занятии с помощью рефлексии, создавая при этом ситуацию успеха.
Для осмысления исследовательской деятельности мы применяем методику «Радости и огорчения» И.В. Цветковой, с помощью которой выявляем место, занимаемое исследовательской деятельности в системе ценностных ориентаций дошколят.
Фамилия, имя |
Радости и огорчения |
|||
связанные с самим собой |
связанные с другими людьми или с общением |
познавательного характера, связанные с исследовательской деятельностью |
||
в процессе исследования |
при получении результатов |
|||
1. |
Правильно организованнаяпознавательно - исследовательская деятельность удовлетворяет потребность детей в поиске новых знаний, впечатлений от увиденного, формирует и развивает любознательного, самостоятельного, успешного ребенка.Вот еще несколько методик, используемых в нашей работе:
«Выбор деятельности» по методике Л.Н.Прохоровой.
Методика помогает выявить предпочитаемый ребенком вид деятельности в данный момент, показывая место детского экспериментирования в предпочтениях дошколят.
На карточках изображены картинки, обозначающие разные виды деятельности:
1. – игровую;
2. – чтение художественной, познавательной и др. литературы;
3. – изобразительную;
4. – детское экспериментирование;
5. – труд в природной зоне;
6. – конструирование различными материалами;
7. – двигательную;
8. – музыкальную;
9. – самообслуживание и бытовой труд.
Детям нужно выбрать картинку-ситуацию, в которой они хотели бы оказаться в данный момент. Самыми ценными являются первые три выбора ребенка и они фиксируются в таблицепод цифрами 1, 2, 3.
Первый выбор - 3 балла.
Второй выбор - 2 балла.
Третий выбор – 1 балл.
Делаем вывод после суммирования выборов детей в целом по группе и оформляем таблицу результатов.
Метод творчества способствует развитию таких интегративных качеств как любознательность и пытливость ума.Процесс экспериментирования направлен на приобретение детьми собственного опыта в творческой деятельности.Этот эксперимент полностью подготавливается педагогом. Например, детям предлагаются листья желтые, зеленые, сухие, бумага, пробирки, тазы, вода. И они начинают взаимодействовать с предметами, придумывая немыслимые сочетания, но педагог может вмешаться в этот процесс и поставить проблемный вопрос. А что будет, если листья и бумагу порвать на мелкие кусочки и бросить в воду?И тут начинается самое интересное: рвем, бросаем, а потом наблюдаем!
Применяя метод взаимосвязи с другими видами деятельности детей эксперимент приобретает практическую значимость.Например, на игровой площадке нам нужно вымыть скамейки.Возникает проблемный вопрос: какое моющее средство лучше использовать, мыло кусковое или мыло жидкое?Вооружившись ведрами с водой, перчатками, губками и прихватив арсенал разноцветных кусочков мыла, а также баночек с душистым жидким мылом, мы начинаем наш эксперимент! Сначала натираем губки кусковым мылом, и в трудовом процессе понимаем, что губку периодически приходиться намыливать.Нальем- ка мы жидкого мыла в воду! Какой аромат! В наших ведрах появилась красивая мыльная пена, а губки стоит только лишь обмакивать в этот раствор, быстро и эффективно отмываются наши скамейки.
Из нашего опыта мы понимаем, что наблюдение –обязательная неотъемлемая часть любого экспериментирования, с его помощью мы воспринимаем ход нашей опытно- исследовательской работы и ее результатов.Также нам известно, что без выполнения трудовых действий экспериментов не бывает.Реализуя осенний проект и выполняя трудовые поручения на игровой площадке – мы каждый день собирали опавшие листья и выкладывали осенние дорожки в группе, чтобы видеть изменение осенней палитры.
Мы развиваем также творческие способности ребенка в изобразительной деятельности, чтобы точнее зафиксировать результат эксперимента в наших дневниках и календарях наблюдений. И куда уж тут без элементарных математических представлений! Ведь нам всевремя приходится что-тоизмерять, пересчитывать, сравнивать, нам понадобится знание геометрических форм. Экспериментирование интегрирует в себе все образовательные области. Оно очень тесно связано с развитием речи и это мы можем проследить на всех этапах эксперимента — при формулировании цели и постановки задач, во время обсуждения происходящих действий в ходе работы и при подведении итогов занятия, анализируя увиденное.