Одной из важнейших задач, стоящих перед Российским обществом, является его устойчивое инновационное развитие. Государство, в лице Премьер министра, обозначило движущей силой такого развития систему начального и среднего профессионального образования, призванную представить на рынок труда конкурентоспособного специалиста. Это обстоятельство определяет постановку перед учреждениями среднего профессионального образования двух основных целей:
- возрождение начального и среднего профессионального образования, в кадрах которого в последние годы ощущается дефицит;
- формирование интеллектуальной, профессионально компетентной личности, воспитанной НПО и СПО [1].
Отмеченные цели закреплены в ряде стратегических государственных документов: Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года, а также нормативно -правовых документах: Федеральном Законе «Об образовании» и др. [2]. Именно высокая профессиональная подготовка становится фактором социальной защиты человека в новых экономических условиях.
Современной задачей профессионального образования становится формирование не только знаний, умений и навыков, но и развитие компетентности, т.е. опыта, развитие способности быстро адаптироваться к изменениям техники, технологий, организации труда; постоянного совершенствования [3].
Для подготовки таких специалистов внедрены новые ФГОС, где образование построено на модульном принципе, программы модулей основаны на компетенциях. Для российских ССУЗов это инновационные образовательные технологии. Внедрение ФГОСов протекает с преодолением определенных трудностей, связанных, в первую очередь, с осмыслением философии компетентностного подхода в преподавании и в оценке результата педагогической деятельности.
На сегодняшний день в СПО ярко выделились 3 проблемы, влияющие на подготовку современного специалиста, отвечающего требованиям Государственной политики в области профессионального образования:
1. Модернизация материально технической базы образовательных учреждений для создания условий высокотехнологичной образовательной среды.
2. Совершенствование уровня владения инновационными педагогическими технологиями преподавательским составом учреждений СПО для качественной подготовки современных специалистов, конкурентоспособных, готовых, в течении всей жизни к самообразованию.
3. Это проблемы внедрения современных ФГОСов, и создание методической базы его обеспечения: это и разработка ППССЗ - программа подготовки специалистов среднего звена, и разработка конструктивных рабочих программ, соответствующих требованиям ФГОС и заказу работодателя; это методическое обеспечение нового для нас ФГОС и абсолютно незнакомого компетентностного подхода к контролю результатов; это методическое обеспечение самостоятельной работы студентов, которой в современном ФГОС уделяется 50% рабочего времени и прочее [3] .
Считаем, что в основном, это проблемы для решения руководящим составом образовательной организации, в руках которого находятся финансовые потоки, кадры и возможности взаимодействия с разработчиками ФГОС, с работодателями для решения актуальных учебно-методических проблем, в том числе в обеспечении преемственности содержания и форм организации учебного процесса, разработке учебных планов и учебных программ в рамках среднего профессионального образования. Хотя, мы понимаем, что на сегодня решение данных проблем - это тоже серьезная проблема.
Какова же роль преподавателя СПО в совершенствовании профессиональной подготовки?
Особой заботы преподавательского состава образовательной организации, на наш взгляд, требует сегодня совершенствование методического обеспечения ФГОС и профессиональное самосовершенствование, потому что только высококлассным эффективным специалистам, способным системно внедрять образовательные инновации и нести ответственность за инициативу и результаты педагогического труда, подвластно решить задачи Государственного заказа. Правильный выбор и применение эффективных методов преподавания, дидактических средств обучения являются решающими, в осуществлении этой задачи.
За годы внедрения нового ФГОС преподаватели Борисоглебского медицинского колледжа освоили в первую очередь методику разработки новых рабочих программ профессиональных модулей в соответствие с требованиями ФГОС. Составляя рабочие программы, преподаватели соблюдали требуемую структуру модуля, соответствующую принципу единства теоретического и практического обучения. Соблюдены все требования к макету рабочих программ. Главное отличие содержания программ нового ФГОСа – это участие в его составлении работодателей. Содержание программ профессиональных модулей предусматривает формирование перечисленных во ФГОСе общих и профессиональных компетенций. На примере Рабочей программы Профессионального модуля «Выполнение работ по профессии. Младшая медицинская сестра по уходу за больными» можно видеть дидактически целесообразно построенное содержание модуля. Совет медицинских сестер БУЗ ВО «Борисоглебская РБ» активно принимал участие в составлении этого раздела рабочей программы и участвует в ежегодной коррекции содержания данного модуля, которое соответствует требованиям к знаниям, умениям, направлено на формирование профессиональных и общих компетенций обучающихся. Особо необходимо отметить работу преподавателей над пятым разделом программы, где обозначены формы и методы контроля результатов обучения. Как показывает опыт и результаты наших консультаций с коллегами ведущих колледжей страны, преподаватели правы в том, что, согласно рекомендациям ФИРО, подробно указывают методы и формы контроля показателей компетенций. Это помогает при методической разработке средств контроля, помогает преподавателям ориентироваться при организации форм контроля на ПМ. Основные показатели оценки результата обучения в пятом разделе программы позволяют однозначно диагностировать сформированность соответствующих ПК и ОК. Наименование форм и методов контроля и оценки освоения ПК и ОК полно и точно описывают процедуру аттестации и позволяют оценить их сформированность.
Преподавателями модуля тщательно продумана и с годами отшлифована примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы студентов, которая отражена в рабочей программе модулей. Ее разнообразие дает возможность осуществлять личностно-ориентированный подход к студентам при выполнении ими творческих заданий, предусмотренных Рабочей программой и не ущемляет творчество преподавателя при выборе видов работ. В соответствии с имеющимися многолетними наработками наших преподавателей по методическому обеспечению самостоятельной работы студентов, в соответствии с рекомендациями Департамента образования ВО и коллег из медицинских колледжей страны, с учетом существующих нормативных документов, преподавателями колледжа разработан сборник методических документов по организации самостоятельной работы студентов при изучении профессиональных модулей для преподавателей с целью помочь в организации самостоятельной внеаудиторной деятельности студентов. На основании этого документа разработан сборник методических рекомендаций для студентов по организации и выполнению самостоятельной работы по модулям. Например, в составе сборника по ПМ 04. и ПМ 07. представлены:
- Модель организации самостоятельной работы студентов на ПМ:
Нормативная база самостоятельной работы студентов:
-федеральный государственный образовательный стандарт по специальности
подготовки;
- программа подготовки специалистов среднего звена (рабочие программы профессиональных модулей ПМ 04. и ПМ 07.);
- положение об организации самостоятельной работы студентов колледжа;
- программа самостоятельной работы студентов по МДК модулей (в раб.прогр. модуля);
- типологизация заданий по группам профессиональных задач (в сборнике для студентов №2 организационно-методических материалов самостоятельной работы)
определяющих профессиональную компетентность (в сборнике №2);
- возможность выбора и выстраивания студентом индивидуального маршрута (в сборнике №2 и в карте оценки СРС по темам МДК в сборнике №1 для студента «Учебно-отчетная документация по итогам изучения модуля»).
2. Организация условий самостоятельной работы:
- накопительная оценка самостоятельной работы студентов;
- текущий и итоговый контроль; индивидуализированный контроль;
- планирование самостоятельной работы студентов в тематическом планировании междисциплинарного курса, в программе самостоятельной работы студентов;
- согласование индивидуальных планов самостоятельной работы студентов (виды и темы заданий, сроки представления результатов);
- дифференциация содержания учебного материала в соответствии с повышением уровня сложности заданий по МДК и многообразием видов деятельности, соответствие всем умениям, знаниям необходимым студентам.
3. Педагогическая поддержка и консультация преподавателя:
- различные профессиональные роли преподавателя (помощник, консультант-тьютор, модератор, партнер, координатор, наставник);
- инструктаж по содержанию и алгоритму выполнения задания;
- график консультаций (индивидуальных и групповых) по оказанию помощи при разработке плана и программы выполнения задания;
- осуществление индивидуальной педагогической поддержки студента в его самостоятельной работе.
4. Информационно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов:
- структура заданий: методические рекомендации по выполнению различных видов заданий, методические подсказки к выполнению задания, алгоритм выполнения задания, ресурсы (тексты, фрагменты документов образовательных программ и др.);
- раздаточный материал (краткий курс лекций, инструкционно-технологические карты по выполнению практических занятий; интерактивные обучающие программы; электронные материалы; тестовые материалы по разделам и темам, в том числе в электронном виде);
- оценка заданий: соблюдение критериев оценки представленных заданий.
Оценка полноты представления заданий.
5. Профессиональная компетентность как результат организации самостоятельной работы студентов.
Каждый студент обеспечен пособиями организационно-методических материалов по ПМ 04., сборником методических рекомендаций по выполнению и оформлению различных видов самостоятельной работы.
Все методические пособия апробированы в ходе учебного процесса. Их влияние на конечный результат обучения очевиден.
Рост творческих начал у студентов при выполнении различных видов самостоятельных работ, позволяет с годами наращивать потенциал студентов при выполнении ими учебно-исследовательской, проектной деятельности, при разработке ими курсовых и выпускных квалификационных работ.
К числу методических документов обеспечения ФГОС относится комплект контрольно-оценочных средств каждого профессионального модуля, составляющий фонд КОСов образовательной организации.
Создание комплекта потребовало от преподавательского состава огромных профессиональных и творческих усилий. Проводились обучающие семинары для погружения в тему работы над комплектами КОС и паспортной частью.
Предварительно были изучены все методические рекомендации по его созданию, мы ознакомились с массой примеров такой работы наших коллег. Преподавателями были освоены новые формулировки результатов обучения, новые принципы построения заданий для оценки сформированности профессиональных и общекультурных компетенций. В ходе этой работы преподавателями колледжа продуманы, сформулированы и разработаны формы и методы промежуточной аттестации по профессиональным модулям.
В результате контроля и оценки осуществляется комплексная проверка профессиональных и общих компетенций в ходе дифференцированного зачета на ПП путем решения локальной профессиональной задачи с многоходовыми решениями в известной и в нестандартной ситуации с экспертизой практических умений у постели больного. Непосредственно на экзамене (квалификационном) оценивается сформированность профессиональных и общих компетенций и подтверждение уже сформированных компетенций путем моделирования линии поведения и тактики работы сестры в проблемной ситуации при выполнении профессиональной задачи по принципу «здесь и сейчас».
Для объективной оценки уровня освоения общих (ОК) и профессиональных компетенций (ПК) студентам рекомендовано формирование портфолио смешанного типа. Портфолио является эффективным средством мониторинга образовательных достижений студента, которое формируется как индивидуальная образовательная траектория, показывающая активность в учебной, творческой, социальной, исследовательской и других видах деятельности студента в колледже и за его пределами.
Форма портфолио по модулю ПМ 04. разработана преподавателями ЦМК «Технологии оказания медицинских услуг» на основе педагогических рекомендаций, и в течение нескольких лет развивающая технология «Портфолио» подтверждает свои задачи и цели развития у студентов творчества, интереса к профессии и стремления к самосовершенствованию. Каждый студент защищает материалы портфолио на этапе экзамена (квалификационного) по ПМ. Оценка результатов защиты материалов портфолио проводится членами экзаменационной комиссии с целью проверки сформированности компетенций в соответствии с критериями оценки, разработанными членами ЦМК «Технологии оказания медицинских услуг».
Для специалиста – медика важное место имеет владение практическими умениями. Для осуществления оценки умений нашими преподавателями с 1997 года применяется экспертиза качества выполнения простых медицинских услуг, являющаяся сегодня одной из передовых педагогических технологий в области контроля качества подготовки специалиста, обеспечивающая максимально объективный подход к оценке достижений студента.
В современных условиях внедрения инновационных педагогических технологий экспертиза стала особо востребованной. Экспертные карты сестринских манипуляций, представленные в учебно-экспертной тетради, составлены в соответствии со стандартами сестринских манипуляций, рекомендованных нормативными документами РФ. Каждый студент колледжа имеет такую учебно-экспертную тетрадь, позволяющую контролировать уровень качества подготовки в области техники оказания медицинских услуг. Студенту предстоит пройти экспертизу качества выполнения манипуляций неоднократно: при проведении текущего контроля, рубежного и итогового контроля по модулю. Поэтому в экспертной карте-протоколе представлены графы оценки за выполнение манипуляции на всех этапах курса обучения. Тетрадь станет аттестатом практических умений студента и допуском на экзамен (квалификационный) по итогам освоения ПМ. Она будет представлена в портфолио студента в качестве доказательной базы его достижений. В качестве экспертов могут выступать преподаватели профессионального модуля, представители работодателя, являющиеся участниками учебного процесса во время учебной и производственной практик.
В нашем колледже давно и широко применяется практика привлечения к экспертизе практических умений студентов-экспертов старших курсов из числа самых успешных в области оказания медицинских услуг. Списочный состав студентов-экспертов утверждается решением ЦМК «Технологии оказания медицинских услуг» и им выдается удостоверение студента-эксперта. Это важный воспитательный момент для студентов в формировании общих и профессиональных компетенций, дающий им возможность ощутить свою значимость, проявить стремление к самосовершенствованию. Экспертиза качества усвоения техники выполнения медицинских манипуляций позволяет эффективно готовить профессионала-медика, а также помогает адаптировать студентов к дальнейшим позитивным изменениям в области контроля качества предоставления сестринских услуг населению, с которыми они столкнутся, приступив к практической деятельности по окончании колледжа.
Методика проведения технической экспертизы ещё не отработана в нашем здравоохранении. Тем значительнее вклад преподавателей колледжа в разработку методик контроля качества предоставления сестринских услуг. Экспертиза является актуальным средством профессиональной подготовки в свете проводимых в сестринском деле мероприятий. Экспертные карты и алгоритмы постоянно совершенствуются членами ЦМК и Советами медицинских сестер ЛПО региона, которые также использует это пособие в своей работе, активно участвуют в создании, улучшении и внедрении стандартов в практическое здравоохранение региона.
Наличие экспертной оценки практических умений облегчает работу преподавателей при заполнении аттестационного листа каждому студенту по профессиональной компетенции.
Аттестационные листы успеваемости студентов занимают отдельное место в философии компетентностного подхода к оценке результатов обучения. Их разработка требует от преподавательского состава четкого представления об уровне подготовки своих обучающихся, о содержании каждой компетенции, о формах и методах контроля каждого их показателя. Аттестационный лист отражает успеваемость студента по показателям каждой профессиональной и общей компетенции. Листы составляются преподавателями по каждому профессиональному модулю в соответствии с методом проведения экзамена (квалификационного). На примере профессионального модуля ПМ 04. специальности: Сестринское дело, где экзамен (квалификационный) в соответствии с Положением о промежуточной аттестации и решением ЦМК «Технологии оказания медицинских услуг» и рекомендациями ФИРО проводится поэтапно, аттестационные листы разработаны для каждого этапа экзамена и отражают успеваемость по проверяемым на данном этапе компетенциям.
Преподавателями разработаны аттестационные листы результатов контроля освоения профессиональных компетенций при прохождении производственной практики, при защите портфолио и при сдаче непосредственно экзамена (квалификационного).Они заполняются по итогам аттестации на каждого студента и являются частью учебно-отчетной документации.
Особо важной, на наш взгляд, стала работа преподавателей по созданию аттестационных листов показателей клинического наблюдения за формированием профессиональных и общих компетенций у студента в период учебной и производственной практик по профмодулю. В ЦМК «Технологии оказания медицинских услуг» этот лист разработан на основе опыта профессиональной педагогической технологии канадских коллег медицинского колледжа Грант МакЮэн. Все студенты имеют эти аттестационные листы в сборниках учебно-отчетной документации по модулю, где они могут наблюдать за оценкой преподавателя и представителя работодателя, которые оценивают показатели компетенций в клинических условиях.
Качество разработанных методических материалов, обеспечивающих программу подготовки специалистов среднего звена напрямую влияет на качество профессиональной подготовки. Пришло время совершенствовать методико-дидактические материалы, которые вначале разрабатывались как опытные образцы. В данный момент они апробированы, прошел анализ их качества. Преподаватели накопили опыт и осмыслили особенности новых требований к их созданию. На наш взгляд, необходимы новые формы взаимодействия образовательных организаций с целью выработки единых подходов к разработке КОСов, учебно-отчетной документации.