Полный текст статьи
Печать

     Познавательная деятельность личности – это сознательная деятельность, направленная на приобретение информации, формирование знаний и опыта.[5].    Правильная её организация оказывает непосредственное влияние на результат работы преподавателя и успешность студентов. Умение преподавателя организовывать и управлять этой деятельностью является одним из основных показателей его педагогического мастерства. Ориентируясь в способностях каждого студента и в его возможностях, мастер должен уметь выбирать такие методы, приемы и технологии преподавания, которые позволят достичь поставленные учебные и воспитательные цели. На занятии одни студенты всегда активны, быстро и с интересом выполняют любые операции познания и задания  преподавателя, а другие – инертны и равнодушны к учению. Почему? Ведущие педагоги мира считают, что можно так организовывать процесс обучения, чтобы у всех студентов был высокий познавательный интерес и активность. [3].  Для этого необходимо сформировать познавательный интерес, который развивается и формируется в деятельности, и прежде всего в учении. Формирование познавательных интересов происходит через само содержание учебных предметов, дающих эту возможность, а также путем организации познавательной деятельности обучающихся. [3]. И если студент в результате правильно организованной познавательной деятельности включился в постоянный поиск  новых сторон в предмете своего интереса, начал устанавливать в нем более глубокие связи и отношения, если появилось старание и стремление больше и всесторонне заниматься этим объектом, - значит у него удалось сформировать отличительные черты познавательного интереса. Поэтому так важен глубоко продуманный отбор содержания учебного материала, показ богатства, заключенного в научных знаниях. Удивление – это сильный стимул познания, его первичный элемент.[3] Любопытство движет процесс познания,  в любопытстве формируется любознательность. Положительные эмоции и волевые усилия стоят у истоков активного познания. Познавательный интерес и любознательность включают психофизиологические процессы активного добывания знаний,  активного отыскания ответов на интересующие вопросы и приобретение опыта.  И чем активнее протекает  мыслительный и практический учебно-познавательный процесс, тем продуктивнее его результат. [7]

Но, ни содержание учебных предметов, ни познавательные умения сами по себе еще не реализуют интерес. Для этого необходимо создание условий. Роль преподавателя заключается в создании таких условий для формирования познавательного интереса, как психическое состояние студента, которое руководит личностным образованием. В настоящее время четко обозначились два подхода к пониманию сущности познавательной активности. Одни исследователи рассматривают познавательную активность как деятельность, а другие - как качество личностного образования. [2].

Преподавателю необходимо помнить, что познавательная активность как свойство личности проявляется и формируется в деятельности.Активность всегда связана с деятельностью, прежде всего, с потребностью в знаниях и умениях, с интересом к ним, с мотивами для познания. Входе активного познания изменяются не только знания, умения и опыт, но и сама личность студента; начинают устойчиво формироваться новые убеждения.[1] И все способности человека развиваются в процессе деятельности, тем более, если она  интересна и активна. Нет другого пути развития познавательных способностей, кроме организации познавательной деятельности, а для эффективности и успешности – активной познавательной деятельности.

     Современная концепция обучения сегодня состоит в том, что обучающийся должен учиться сам. Роль  преподавателя – осуществлять управление его учением, т.е. мотивировать, организовывать, активизировать, координировать, консультировать его деятельность.[2] Формирование творческой личности, одна из главных задач концепции модернизации российского образования. Важнейшим требованием к современному процессу профессионального обучения является активная, самостоятельная,  осознанная деятельность студентов, их целеустремленные усилия для успешного выполнения задач. Новая система образования направлена на личностно-ориентированное обучение.  Чтобы создать такую систему обучения, которая бы удовлетворяла образовательные потребности каждого студента в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями, мы сегодня кардинально меняем парадигму, с позиций которой рассматриваются отношения педагога и обучающегося в учебном процессе. [2].  Ориентировать обучающихся на самостоятельное добывание знаний и активизировать процесс познания в русле этой самостоятельности – задача современного педагога. Развитие активности, самостоятельности, инициативы, творческого отношения к делу – это требования самой жизни, определяющие то направление, в котором следует совершенствовать учебно-воспитательный процесс.[6]

     Говоря об активности познавательной деятельности, мы имеем в виду: интерес и стремление студента к ней, готовность и сознательность выполнения заданий, стремление повысить свой личный уровень, систематичность обучения. Но активность познания невозможна без самостоятельности.[2] Познавательная активность и самостоятельность неотделимы друг от друга, активные студенты, как правило,  самостоятельные; низкая собственная активность студента ставит его в зависимость от других и лишает самостоятельности.

     Управление активностью учащихся традиционно называют активизацией. Активизацию определяют как постоянно текущий процесс побуждениястудентов к энергичному, целенаправленному учению, к преодолению пассивной и стереотипной деятельности, спада и застоя в умственной работе. [2] Главная цель активизации - формирование активности студентов, повышение качества учебно-воспитательного процесса. В своей педагогической практике в нашем колледже мы используем различные пути активизации познавательной деятельности студентов. Основные среди них - разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют их активность и самостоятельность. [2] Наибольший активизирующий эффект дают ситуации, в которых студенты сами должны формулировать и отстаивать свое мнение, участвуя в дискуссиях и обсуждениях; задавать вопросы, оценивать и рецензировать ответы товарищей; выполнять роль эксперта в ходе взаимопроверок на занятиях; самостоятельно выбирать посильное задание для внеаудиторной работы; проводить самооценку и анализ личных достижений; находить несколько вариантов возможного решения познавательных задач; искать различные способы решения профессиональных задач. Успех обучения определяется отношением студентов к учению, их стремлением к познанию, осознанным и самостоятельным приобретениям знаний, умений и навыков, их активностью. Уровень активности - это реакция студентов на работу преподавателя. Методы и приемы работы преподавателя определяют степень активности студентов на занятиях. Поэтому так важен этап подготовки к занятиям, когда преподаватель продумывает применяемые методы, технологии и их сочетания. Объединить в выбранных методах все три уровня активности на практическом занятии: воспроизводящий, интерпретирующий и творческий, - позволяет включать стремление студентов  понять, запомнить и воспроизвести знания; овладеть способом их  применения по образцу. А грамотно применяемые творческие технологии включают потребность выявлять смысл содержания изучаемого материала, стремление познавать связи между явлениями и процессами, овладевать способами применения знаний в измененных условиях,  глубоко понять  сущность явлений и их взаимосвязей, искать для этой цели новый способ. Используя в четырехчасовом практическом занятии различные уровни активности студентов, я могу констатировать, что наблюдается хорошая, а у отдельных личностей высокая устойчивость волевых усилий при  доведении  начатого дела до конца, целенаправленность при  выполнении трудных заданий, при отыскании путей решения. Многие из них проявляют упорство и настойчивость в достижении цели, широкие и стойкие познавательные интересы, умение использовать имеющийся опыт и знания прошлого материала. Происходит  осознание собственной некомпетентности, что создает мотивы для углубления и расширения знаний, умений и опыта.

     Каждому преподавателю и всему педагогическому составу образовательной организации необходимо создать активную и эффективную образовательную среду, в которой познавательная активность студентов будет поставлена на научную основу и творческий подход к каждому занятию, тогда выбранные ими активные методы и технологии обучения будут эффективными и принесут успешность каждому студенту. Всё должно быть направлено на побуждение (активизацию) студентов к поиску и активному освоению информации, к приобретению первого опыта применения знаний и умений. Выбирая технологии, методики и приемы активизации познавательной деятельности студентов на каждом занятии, необходимо строго следовать принципам активизации [1] :принцип проблемности -основополагающий; принцип обеспечения максимально возможной адекватности учебно-познавательной деятельности характеру практических задач; принцип взаимообучения, принцип исследования изучаемых проблем, принцип индивидуализации, принцип самообучения и самоконтроля, принцип мотивации. Принципы активизации учебно-познавательной деятельности должны определяться с учетом особенностей учебного процесса, который сегодня базируется на динамичных, интенсивных, максимально самостоятельных, действенных педагогических методиках и технологиях. [1] Актуальными сегодня  из них являются те, что основываются на личностной позиции студента в учебной деятельности. Поиск различных форм организации учебной деятельности, методов и приемов обучения, влияющих на развитие самостоятельности учащихся, является одной из основных задач педагога. При выборе тех или иных методов обучения необходимо стремится к продуктивному результату. [1]

     Выбор методов активизации обучения так же  зависит от типа занятия, его учебно-развивающих и воспитательных целей и задач, от содержания занятия. Группа методов стимулирования подразделяется на  большие подгруппы [2]: методы эмоционального стимулирования: создание ситуаций успеха в учении; поощрение и порицание в обучении; использование игровых форм организации учебной деятельности; постановка системы перспектив. Методы развития познавательного интереса: формирование готовности восприятия учебного материала, выстраивание вокруг учебного материала игрового сюжета, стимулирование занимательным содержанием, создание ситуаций творческого поиска, методы формирования ответственности и обязательности.  Методы и приемы формирования ответственности в учении опираются на методы профессионального воспитания, что само по себе подчеркивает единство процессов обучения и воспитания. Мотивы долга и ответственности формируются на основе при­менения целой группы методов: разъяснения лично­стной значимости учения и приучения  к выполнению требований оперативного контроля.  Методы развития творческих способностей и личных качеств учащихся: наибольший эффект дают такие методы, как: игровые методы, творческое задание, постановка проблемы или создание проблемной ситуации,методы организации взаимодействия учащихся и накопления социального опыта, технология «Обучения в сотрудничестве», создание креативного поля - ключ творческого  метода.

     На каждом этапе занятия для управления познавательной деятельностью учащихся используются свои приемы активизации познавательной деятельности [2]: 1. активизирующие деятельность учащихся на этапе восприятия и сопутствующие пробуждению интереса к изучаемому материалу: прием значимости - создание установки на необходимость изучения материала в связи с его профессиональной ценностью; прием динамичности - создание установки на изучение процессов и явлений в динамике и развитии; прием новизны - включение в содержание учебного материала интересных сведений, фактов, исторических данных; прием семантизации - в основе лежит возбуждение интереса благодаря раскрытию смыслового значения слов, что крайне полезно при формировании терминологического словаря в медицине. 2.Приемы активизации деятельности учащихся на этапе усвоения изучаемого материала: эвристический прием - задаются трудные вопросы и с помощью наводящих вопросов приводят к ответу или обсуждение спорных вопросов, что позволяет развить у учащихся умение доказывать и обосновывать свои суждения; исследовательский прием - учащиеся на основе проведенных наблюдений, опытов, анализа литературы, решения познавательных задач должны сформулировать вывод. 3. Приемы активизации познавательной деятельности на этапе воспроизведения полученных знаний: прием натурализации - выполнение заданий с использованием натуральных объектов. В случае с медицинским образованием - пациенты. 4.   Приемы сохранения высокой познавательной активности при проведении оценки работы: использовать различные варианты оценки работы учащихся на уроке; привлекать компетентное и независимое жюри при проведении экспертизы знаний и умений (преподаватели и студенты-эксперты из других групп); задания распределять с учетом индивидуальных  особенностей, иначе слабым ученикам будет не интересно выполнять сложные задания, а сильным – простые; оценивать деятельность группы и индивидуально каждого учащегося; давать творческие домашние задания.

     Активно управляемый процесс познания предполагает учет индивидуальных особенностей студентов, моделирование учебного процесса, его прогнозирование, четкое планирование, активное управление обучением и развитием каждого учащегося. Активными методами обучения, активизирующими процесс познания, называем те, которые максимально повышают уровень познавательной активности, побуждают к старательному учению. В педагогической практике и в методической литературе традиционно принято делить методы обучения по источнику знаний: словесные, наглядные и практические. [1] Каждый из них может быть пассивным и более активным и менее активным. Однако ни один из методов и ни одна из педтехнологий не является универсальной. Только их разнообразие и сочетаемость делает образовательный процесс оптимальным. Часто используемые на практических занятиях по профессиональным модулям проектная методика, игровые технологии, проблемное обучение и прочие методики и технологии  как способы активизации познавательной деятельности являются залогом и условием успешности обучения. Условия (факторы), которые побуждают учащихся к активности, можно назвать еще и как мотивы или стимулы преподавателя, что бы активизировать деятельность учащихся. В профессиональном образовании  на уровень развития познавательной активности студента воздействует много субъективных и объективных факторов. Они зависят от личности студента.  У немалой части обучающихся наблюдается довольно низкий уровень интереса к учению, негативное отношение к знаниям. [1] Они примитивно, шаблонно размышляют из-за низкого уровня мыслительной деятельности; не проявляют творчества при решении задач, стремятся действовать знакомым способом. Но главное за интересом к профессии. Проявление интереса к предмету можно добиться путём применения новых современных или, как их сейчас называют, инновационных технологий в обучении. [1]

     Работа по подбору, апробированию и использованию методов, технологий и приемов активизации познавательной деятельности обучающихся постоянно проводится мною на занятиях в Борисоглебском медицинском колледже по курсу «Акушерство и гинекология» специальности «Лечебное дело». На основании проведенных наблюдений и накопленного трехлетнего опыта, сложившегося в результате этой работы, был проведен  анализ и отбор современных и традиционных методов формирования у студентов познавательного интереса к занятиям и их содержанию с целью активизации познавательной деятельности студентов.  Выбор методов и приемов активизации познавательной деятельности для каждого  этапа практических занятий проводился с учетом специфики дисциплины, учебно-воспитательных целей, времени практических занятий (4 часа) и познавательных способностей студентов.  Инновационные и традиционные активные методы и приемы активизации познавательной деятельности студентов на каждом этапе занятия отбирались для применения в учебном процессе в ходе разработки плановпрактических занятий. Данные методы, приемы и технологи были апробированы в процессе моей педагогической деятельности с целью изучения эффективности их влияния на качество усвоения содержания занятий. На различных этапах занятий применялись разнообразные методики и приёмы активизации. Проводилось наблюдение за реакциями студентов на применяемые способы активизации, за их активностью и работоспособностью, за уровнем интереса к заданиям и содержанию занятия. Проводилась оценка их эффективности. По результатам этих наблюдений мною, проведен анализ эффективности способов активизации познавательной деятельности по показателям успеваемости студентов. Проведен сравнительный анализ успеваемости по данным мониторинга успешности разных  групп предыдущих лет обучения по  темам, где  такие методики активизации не применялись.

     Так на первом этапе практических занятий применяются приемы активизации внимания и формирования познавательного интереса к теме: прием новизны, прием значимости.Реакция студентов проявляется интересом к материалам и оборудованию занятия, к иллюстративным таблицам еще до начала занятия; активизацией мышления на предлагаемые вначале занятия задания; удивлением и желанием заняться практической работой, минуя этап контроля опорных знаний.

     На следующем этапе практического занятия, показывая актуальность темы, её значение для качественного оказания медицинских услуг, раскрывая  роль профессиональных знаний, умений и опыта фельдшера в решении конкретных профессиональных задач, применялись: прием занимательности (примеры из акушерской практики, из опыта  преподавателя, парадоксальные факты). Реакция студентов: интерес, удивление. У отдельных студентов отмечается настороженное отношение к информации. Применяются методы из группы формирования ответственности и обязательности: формирование осознания важности успешного обучения для  настоящей и будущей жизни студентов путем демонстрации примеров успешности, достижений коллег из практики, демонстрации видов ответственности за качество медпомощи. Реакция студентов: внимательно слушают, участвуют в обсуждении, задают вопросы. На вопросах, отражающих виды ответственности медперсонала за качество предоставляемой помощи - настороженное молчание. Заметны признаки внутренней духовной работы личности.

     На этапе контроля опорных знаний применяются различные традиционные методы: устный фронтальный опрос по контрольным вопросам, индивидуальное тестирование. Но при их организации, при проверке и оценке работ используются   методы формирования заинтересованности и успешности,  метод взаимодействия, технология сотрудничества. Студенты воспринимают и работают привычно, выполняя уже известную работу, с осознанием значимости  своей деятельности, т.к. технология сотрудничества применяется в колледже успешно уже давно; с первого курса студенты входят в эту методику и в дальнейшем хорошо в ней ориентируются.   Проявляют умения оценивать по эталонам и критериям. Дорожат доверием преподавателя, своей честью и достоинством, проявляют  ответственность за проверку работы коллеги-студента.  Они активно обсуждают результаты работы друг друга, знакомятся с результатами и качеством проверки, выясняют нюансы, учатся грамотно и тактично предъявлять претензию к проверяющему. Проявляют стремление быть убедительными и учатся приемам  доказательной критики. Не у всех и не всегда получается. Испытывают неловкость при допущенных ошибках. Переживают. В этих технологиях закладываются основы профессионального поведения, формируется личность. Преподавателям профессиональных модулей необходимо продолжать эту работу, используя начальный опыт студентов.

     На этапе изучения нового материала, в ходе демонстрационной части  и самостоятельной работы студентов преподавателю предоставляется возможность применять самые разные технологии и методики обучения. Именно их разумное сочетание позволяет учитывать индивидуальные возможности студентов в ходе решения учебных и профессиональных задач. Наиболее часто и успешно применяемыми мною на этом этапе методами активизации познавательной деятельности студентов являются:

- методы развития творческих способно­стей и личностных качеств учащихся путем моделирования поведения фельдшера и его тактики в проблемной ситуации: решение ситуационных задач; очень эффективно применяется развивающая технология «портфолио», где студенты собирают доказательства своих достижений, успехов;

- метод работы малыми группами по отработке практических умений на муляжах – один из самых распространенных на наших занятиях. Я чаще применяю его при отработке практических умений, используя ролевые игры, которые оживляют работу на занятии;

- метод работы взаимодействия малых групп применяется при решении учебной проблемы путем творческого подхода, при решении специфических дидактических задач. При этом своих знаний студентам не хватит для решения таких задач, они обязательно должны прибегнуть к помощи методрекомендаций, с которыми еще не знакомы. Для оценки работы малой группы мною применяется взаимооценка с учетом трудового вклада каждого члена бригады. Оценка результатов работы каждой малой группы проводится мною в соответствии с эталоном ответов. Сочетаемость методик, их интеграция друг в друга помогают достигать высоких результатов обучения даже у студентов с невысоким познавательным интересом;

- экспертиза практических умений и навыков проводится с участием эксперта-преподавателя, с участием студентов-экспертов старшекурсников, с проведением самоэкспертизы студентами и взаимоэкспертной оценкой. Эта технология является ноу-хау  колледжа, она давно отработана и эффективна. Студенты положительно реагируют на её применение, умеют самостоятельно провести экспертизу практических умений  в качестве взаимопроверки и самопроверки. Стремятся к наилучшим результатам, отмечают экспертную форму оценки как самую объективную в контроле практических умений. Проявляют желание быть студентами-экспертами, что положительно сказывается на самооценке. На старших курсах преподавателями профессиональных модулей эта технология используется уже как знакомая студентам, поэтому проходит очень динамично, повышая плотность занятия;

-  метод исследований на старших курсах я считаю самым развивающим и серьезным в формировании интереса к профессии в целом; самые эффективные результаты в познании достигаются именно этим методом профессионального образования. Начиная с применения  исследовательского приема по формулировке выводов на основе анализа правил, методических рекомендаций и на основании наблюдений и анализа данных условия познавательных задач, я развиваю далее способность анализировать и синтезировать информацию производственных ситуаций из медицинской практики,  интерпретировать результаты данных исследований, которые они проводят в рамках УИРС.  Студенты накапливают  исследовательские умения и опыт.

     На этапе подведения итогов занятия я использую метод формирования личностной значимости учения для осознания учащимися важности успешного обучения для их настоящей и будущей жизни. Применяю приемы эмоционального стимулирования за успехи в учебной деятельности на занятии.  При определении домашнего задания применяются  приемы сохранения высокой познавательной активности: творческие домашние задания (реферативное сообщение, составление словаря медицинской терминологии темы, составление плана  обучения пациенток, разработка текстов бесед с пациентками). Кроме того, в перечне домашнего задания имеются традиционные задания: подготовка к тестированию и экспертизе практических умений темы при наличии потребности повысить баллы, полученные на занятии. Студенты привычно относятся к этой методике определения домашних заданий, применяемой у них с младших курсов. С интересом выбирают виды творческих работ. Получают методические рекомендации по выполнению творческой домашней работы.

     Привычная атмосфера активной познавательной деятельности в созданной инновационной образовательной среде при обучении профессиональному модулю расценивается мною как достижение в сфере успешности студентов в учебной деятельности. Привыкая к инновациям, к активным педагогическим методикам и приемам на каждом занятии, студенты легко приспосабливаются к необходимости активно работать, следовать поставленным целям творческими путями. Втягиваются в проводимые учебные проекты, в творческую работу, находят в ней интерес и меняют свое отношение к учебе, к работе и к себе. Это подтверждается данными анализа эффективности способов активизации по показателям успеваемости студентов на занятиях. Успеваемость студентов по итогам занятий  составляет 4,22 балла, что в сравнении с показателями успеваемости групп двух предыдущих лет, на которых методы и приемы активизации познавательной  деятельности применялись не с такой плотностью и не в таком объеме, на 0,32 балла и 1,12 балла выше, чем в 2015-2016 уч.г. и 2014-2015 уч.г. соответственно. Применяемые на занятиях методы активизации познавательных психических функций и познавательной деятельности студентов в целом дали положительные результаты их успеваемости. Выбранные методы активизации деятельности студентов рациональны для практических занятий, их разнообразие и сочетаемость сделали образовательный процесс оптимальным. Требуется тщательно отбирать методы активизации, быть внимательным при их применении, чтобы своевременно устанавливать этические рамки межличностного общения в ходе активных методов работы студентов, контролировать соблюдение ими уровня субординации при общении. Эмоциональный фон на занятии при использовании современных методик профессионального обучения указывает на положительные отклики студентов на их применение, на внедрение в их деловое пространство   активного вмешательства. Студенты отмечают повышение познавательного интереса к теме занятия при применении методов активизации познания, что поможет в дальнейшем поддерживать и развивать этот интерес ко всей дисциплине, а через неё – к профессии. В ходе применения методов  активизации познавательной деятельности на занятиях соблюдаются все принципы данной деятельности преподавателя, которые позволяют направленно решать специфические дидактические задачи, обеспечивать переход от теоретического осмысления знаний к их практическому применению. Соблюдение принципов активизации позволило достичь успехов студентов в самообразовании и взаимодействии; включить механизмы самоконтроля и саморегулирования процесса усвоения информации; учитывать психофизические особенности обучающихся, обеспечивать творческий, поисковый характер многих заданий в ходе занятий. Все методы активизации деятельности студентов на занятиях  направлены на формирование мотивации к обучению. Работа протекает с интересом, активно, но следует учитывать, что познавательные способности студентов влияют на качество обучения даже в случае применения самых инновационных педагогических технологий. Требуется постоянная работа преподавателя по самосовершенствованию, по отработке навыков применения современных методов и технологий организации активного труда студентов на занятии и во внеаудиторное время. Опыт преподавателя,  владение им  методиками и приемами, его способность реагировать на ситуацию в ходе занятия и умение изменять план в зависимости от ситуации на занятии имеют решающее значение для показателей качества обучения студентов. Многие методики применяются в колледже давно, стали традиционными и привычными для студентов (например, экспертиза  практических умений, решение ситуационных задач, выполнение творческих внеаудиторных заданий, само- и взаимопроверка), поэтому они спокойно воспринимают разнообразие методов активной работы на занятии. Это позволяет утверждать, что в колледже активно и давно ведется работа по формированию инновационной творческой обучающей среды, в которой формируется будущий специалист, отвечающий требованиям современности, и каждый преподаватель использует результаты этой общей работы педагогического коллектива на каждом занятии, превращая их в успехи студентов.

     Применяемая в практике преподавания курса акушерства и гинекологии  студентам медицинского колледжа система методов и приемов активизации познавательной деятельности студентов, способствует формированию положительной мотивации в обучении, успешному развитию интереса студентов к занятиям, что отражается на качестве освоения учебного материала. Прививает им творческие начала и развивает их творческий потенциал. Помогает студентам проявлять свою креативность, способность видеть себя со стороны и не считать свою точку зрения единственно возможной;  способность анализировать собственные действия и осуществлять саморегуляцию своего поведения и поведения коллег-студентов.  Преподаватель имеет возможность с помощью методов и приемов активизации работы студентов достичь комфортного психологического климата на занятии, когда студенты свободно, без психологического напряжения работают над формированием профессиональных компетенций. Применяя инновационные педтехнологии  каксредство мотивации учения можно добиваться повышения качества показателей обучения за счет: новизны деятельности, стимулирования творческого мышления; повышения интенсификации обучения; приобщения студентов к информационной и общей культуре, позволяющей обеспечить индивидуальный темп работы студента. Однако, увлекаясь современными методиками и технологиями активизации познавательного процесса, не стоит забывать о том, что существует и противоположная проблема сегодняшней образовательной реальности: всё преподавательское сообщество, как СПО, так и ВО, давно выражают озабоченность  низким качеством  подготовки наших абитуриентов. Поэтому вопрос о применении инноваций в методиках и технологиях развития студентов и их успешности в профессиональном образовании требует учета этой реальности. Некоторые исследователи рассматривают репродуктивные методы обучения как нечто пассивное, что не соответствует истине. Все относительно. В данном случае, относительно индивидуальных способностей «слабого» и «среднего» студента. С их стороны целенаправленная воспроизводящая деятельность всегда активна, только уровень активности низкий. Их воспроизводящая деятельность осуществляется путем многократного повторения ранее пройденного материала, путем выполнения различного рода заданий и упражнений. Поэтому, выбирая методы управления самостоятельной активной деятельности студентов на конкретном занятии, я всегда стараюсь учитывать индивидуальные возможности и особенности наших студентов. И для этого не отказываюсь от традиционных методик организации их деятельности. Они также являются условием успешности обучения профессии. Применение системы методов, указанных выше, способствует не только успешному освоению учебного материала, но и установлению нового  психологического климата на занятии, созданию ситуации успеха, формированию положительной мотивации в обучении, росту интереса к профессии, росту самосознания, формированию гуманитарных ценностей и развитию мышления, пробуждению творческих начал, развитию креативности и самостоятельности. Система методов и приемов, использованная на занятиях, хорошо зарекомендовала себя при использовании на контингенте студентов разных уровней обучаемости. А при постоянном использовании таких методов и приемов, эта система еще более эффективна. Поэтому работу по внедрению в учебный процесс современных методов активизации учебной деятельности студентов требуется  вести в системе, приучая студентов к планомерной инновационной работе как к привычной деятельности в условиях новой образовательной среды. Учебный процесс строю как интенсивную интеллектуальную деятельность каждого студента с учётом его особенностей и возможностей. В этом залог успешного развития активности и самостоятельности студентов и повышения его роли в овладении знаниями, умениями и навыками, развития способностей. Стратегическим направлением активизации обучения является не увеличение объёма передаваемой информации, не усиление и увеличение числа контрольных мероприятий, а создание дидактических и психологических условий осмысленности учения, включения в него учащегося на уровне не только интеллектуальной, но личностной и социальной активности.[1]

     В ходе применения активных стимуляторов познавательной деятельности формируются новые ценности — саморазвитие и   самообразование. [1]