Служебная деятельность сотрудников органов внутренних дел с каждым днем предъявляет все более высокие требования к профессиональным навыкам и умениям, необходимым для выполнения оперативно-служебных и служебно-боевых задач. Компетентные профессиональные действия, способность принимать правильные решения в короткое время в стандартных и нестандартных ситуациях выступают гарантом защиты прав, свобод и законных интересов граждан, гарантированных Конституцией Российской Федерации, становясь при этом основополагающими в профессиональных знаниях и практических навыках защитников правопорядка.
Деятельность сотрудников органов внутренних дел зачастую протекает в сложных и напряженных условиях, предполагает постоянное взаимодействие с людьми, понимание мотивов их действий, умение оказывать влияние на поведение различных категорий граждан. По роду службы сотрудникам полиции приходится иметь дело с наиболее трудным в социальном отношении контингентом, для которого характерно наличие асоциальных установок, неуправляемость, агрессивность, скрытый характер преступной деятельности, противоборство и недоброжелательное отношение к представителям власти[1]. Выполняя повседневные обязанности сотрудники полиции также общаются с различными категориями должностных лиц, руководителями различного ранга. В результате проведенного анализа профессиональной деятельности установлено, что все действия сотрудников полиции характеризуются высоким разнообразием, сопровождаются множеством деловых и межличностных контактов с людьми как внутри, так и вне организационной системы, характеризуются быстрой сменой событий, многообразием выполняемых действий. В этих условиях обладание сотрудником полиции такими профессионально-значимыми качествами и умениями как:
- способность располагать к себе людей, вызывать у них чувство доверия;
- способность к быстрому установлению контактов с новыми людьми;
- умение быстро найти нужный тон, целесообразную формулу в зависимости от психологического состояния и индивидуальных особенностей собеседника;
- умение отстаивать свою точку зрения, умение вживаться в роль, способность к перевоплощению;
- умение слушать и тактически грамотно переводить разговор на значимые темы;
- умение применять психологические приемы с целью получения значимой информации, в деятельности каждого сотрудника органа внутренних дел приобретают важное значение.
Специфику построения межличностных отношений с гражданами у сотрудников полиции определяют особые условия оперативно-служебной-деятельности, складывающиеся обстоятельства различной сложности и не похожие друг на друга ситуации. В процессе выполнения служебных обязанностей сотрудникам полиции нередко приходится иметь дело с гражданами, поступки которых не вызывают сочувствия и симпатии. При этом каждый сотрудник понимает, что он должен обладать умением взаимодействовать с любым человеком вне зависимости от своего расположения к нему, так как от умения строить общение будет зависеть эффективность всей работы в целом[2].
Одним из основных условий овладения культурой общения, на наш взгляд, может являться целенаправленное воспитание оценочного отношения к высказыванию, что включает в себя такие этапы, как осознание говорящим целевой установки общения, учет ситуации, условий общения, его места, адресата и прогнозирование возможного воздействия высказывания на собеседника.
Прогнозирование или предвидение воздействия высказывания требует конкретных умений по выбору языковых средств, адекватных целям, условиям, ситуации общения, оптимального использования в конкретной ситуации вербальных и невербальных средств общения.
Важнейшим составляющим компонентом профессиональной деятельности, в том числе и культуры речи является также умение владеть терминологией профессиональной области знаний, умение строить монологическую речь, организовывать профессионально-значимый диалог и управлять им. Сотруднику правоохранительных органов постоянно приходится «переводить» бытовой язык на специальную терминологию и объяснять гражданам юридические термины при помощи бытового языка. Грамматически неправильная, неразвитая речь юриста затрудняет его общение, вызывает чувство недоумения и дискредитирует его как представителя госслужбы[3].
Подтверждением этому служат результаты исследований при проведении которых психологами установлено, что у работающих в сферах, где для решения профессиональных задач постоянно требуется общение или в профессиях типа «человек-человек» (по Е. Климову), успех в деятельности зависит на 80-85% от коммуникативной компетентности и только на 15-20% определяется уровнем профессиональной подготовки по специальности. Низкая коммуникативная компетентность приводит к значительным искажениям и потере деловой информации, в особенности при передаче от одного лица другому.
В связи со спецификой служебной деятельности каждый сотрудник полиции, по нашему мнению, должен также обладать арсеналом навыков по снятию напряженности с помощью речевых средств (правильная реакция на проявления отрицательных эмоций – страха, гнева; спокойная, размеренная, достаточно тихая речь, проявление интереса к собеседнику), умение подбирать и использовать нужные, простые и ясные слова, говорить с каждым на понятном ему языке, говорить ровным тоном без иронии, быть вежливым, корректным, сдерживать эмоции даже при условии психических нагрузок, соблюдать правила аргументации как способа найти истину.
На основании изложенного выше можно заключить, что даже в совокупности юридические знания, владение оружием, высокая физическая подготовка не способствуют решению задач постоянно возникающих перед сотрудниками органов внутренних дел в процессе оперативно-служебной деятельности. Большое значение в выполнении служебных задач на высоком профессиональном уровне имеет сформированность и развитость коммуникативных способностей, таких как: способность устанавливать эмоциональные контакты с различными участниками общения, владение вербальными и невербальными средствами общения, способность понимать внутренний мир собеседника, его психологические особенности, мотивы поведения, умение слушать участника диалога, способность к сотрудничеству, достижению компромиссов и соглашений, в особенности у сотрудников органов внутренних дел, чья деятельность проходит на виду и в плотном контакте с населением.
Под коммуникативной компетентностью нами понимается совокупность знаний, умений и навыков эффективного общения, это то чему необходимо специально обучать, используя при этом интенсивные технологии в условиях интерактивного взаимодействия. Исследования ученых по проблемам коммуникации свидетельствуют, что умение общаться является важнейшей, а иногда и профилирующей составляющей для большинства профессий в системе человеческих отношений[4]. Знание психологических закономерностей общения, обмена информацией и взаимодействия людей представляет собой важное условие оптимизации делового общения в профессиональной деятельности каждого сотрудника полиции. Профессиональное общение влияет на качество деятельности, а профессиональная деятельность предъявляет все более высокие требования к профессиональному общению. Умение строить контакт на разной психологической дистанции – и отстраненной, и близкой является важной стороной профессиональной деятельности должностных лиц правоохранительных органов. Хорошо развитые коммуникативные способности положительно влияют на социальное взаимодействие в целом, т.е. на общение. Под общением, применительно к профессии – полицейский, мы рассматриваем специфическую форму взаимодействия сотрудников полиции друг с другом и гражданами, содержанием которой является взаимный обмен информацией, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками, умением воздействовать на других лиц в целях установления взаимоотношений, благоприятных для процесса совместной деятельности, выполнения поставленных задач и достижения намеченных целей.
Нельзя оставлять без внимания и тот факт, что вступая в коммуникативные взаимоотношения с гражданами в процессе оперативно-служебной деятельности, сотрудник полиции также формирует мнение о своей роли в обществе, отношение населения к правоохранительным органам в целом. В этом случае коммуникативная компетентность не только помогает ему реализовывать свою профессиональную роль, но и сформировать позитивное мнение о деятельности правоохранительных органов.
В то же время, как показывают результаты проведенного нами исследования, в органах внутренних дел служит немалое количество должностных лиц, не имеющих должной теоретической и практической подготовки к деятельности в системе «человек-человек». Они выполняют свои функции, используя сложившиеся стереотипы, которые далеко не всегда эффективны в условиях служебной деятельности. Проблема оптимизации коммуникативных качеств и делового общения в органах внутренних дел продолжает оставаться одним из наиболее актуальных направлений, требующих решения. Конечно, с опытом работы должностные лица органов внутренних дел приобретают определенные навыки коммуникативных качеств, в том числе и навыки общения. Но при этом необходимо отметить, что данный метод формирования профессионально-важных качеств требует значительного времени, наличия большого количества проб и ошибок. Значительно более эффективным является обучение сотрудников методам профессионального общения на базе научно обоснованных и проверенных практикой знаний, развитие профессионально значимых коммуникативных качеств в процессе целенаправленно проводимой работы как в период прохождения профессионального обучения, так и в подразделениях по месту прохождения службы при организации обучения в системе профессиональной служебной и физической подготовки.