Полный текст статьи
Печать

На современном этапе развития российской государственности реальными факторами обеспечения общественного порядка, безопасности,  стабильности общественных отношений  является профессиональная деятельность органов внутренних дел. При решении соответствующих задач важной составляющей эффективной деятельности органов внутренних дел является совершенствование профессионализма личного состава. Одним из эффективных способов подготовки будущих практических работников является полноценно осуществляемое обучение вновь принятых на службу в органы внутренних дел сотрудников, предусматривающее профессионально личностное развитие, направленное на формирование профессионально важных качеств, устойчивых знаний, навыков и умений по несению службы. При этом, обучение должно быть комплексным, обладать практической направленностью с применением методов моделирования обстановки и деятельности, соответствующих функциональному предназначению обучаемых. Применяемые технологии, методы и приемы  обучения должны максимально способствовать подготовке сотрудника полиции, способного решать оперативно-служебные задачи любой сложности  на высоком профессиональном уровне. Одним из основных условий подготовки сотрудника, отвечающего квалификационным требованиям, на наш взгляд, является профессионально осуществляемое обучение как в период прохождения стажировки и  профессионального обучения в образовательных организациях МВД России, так и по месту службы в системе профессиональной служебной и физической подготовки. В результате проведенного исследования было установлено, что обучение вновь принятых на службу в ОВД сотрудников в большинстве комплектующих органах организовано и проходит формально либо не на должном уровне, подтверждением чего являются также результаты входного контроля, осуществляемого  по прибытии   в образовательные организации МВД России для прохождения профессионального обучения.  Проведенное нами исследование указывает на необходимость повышения уровня профессионального мастерства сотрудников, впервые принятых на службу в ОВД на всех этапах: как в период стажировки и профессионального обучения, так и в системе профессиональной служебной и физической подготовки. 

Важное значение, что подтверждается также и практикой, в процессе обучения в достижении учебных и воспитательных целей должно отводиться применяемым образовательным технологиям и их эффективности. Организация учебного процесса, основанного на применении  технологии майндмэппинг в качестве инновационной модели обучения, инновационных активных форм,   является на наш взгляд, одним из наиболее перспективных направлений модернизации профессиональной подготовки сотрудников ОВД.

Использование ментальных карт в учебном процессе, независимо от вида обучения (при прохождении стажировки, профессионального обучения, либо в системе профессиональной служебной и физической подготовки) – это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи, которую можно с успехом применять для создания новых идей, фиксации мыслей, анализа и упорядочения информации и т.п. 

Майндмэппинг - естественный способ организации мышления, имеющий ряд неоспоримых преимуществ перед обычными способами записи:

при линейной записи, как правило, используются тексты (конспекты) с постоянно повторяющимися элементами - словами, абзацами и т.д. Визуально такие записи выглядят монотонно, содержание запоминается сложно. Монотонность способствует рассеиванию внимания, появлению скуки. Пропадает интерес;

в тексте (конспекте) трудно выделить главное. Человеку свойственно запоминать новое благодаря ключевым словам, являющимся носителями информации. В тексте они теряются в массе других слов. В результате восприятие текста значительно усложняется;

время, затрачиваемое на конспектирование, расходуется не совсем эффективно. Конспектируем много ненужного. Впоследствии читаем и перечитываем текст, пытаясь найти ключевые слова и определить степень их важности, что значительно увеличивает количество затрачиваемого времени.

Майндмэппинг - метод ментальных карт (интеллект-карт) позволяет значительно улучшить мыслительные функции мозга путем перехода с линейного представления информации к радиальному.

Творческий процесс мышления человека тесно связан с таким свойством мышления как его гибкость. А гибкость является возможностью и умением быстро перейти от образного мышления к логическому и наоборот. Это то, что как раз и дает нам интеллект-карта! При ее составлении мы, как минимум, используем и логическое мышление, и образное[1]. Гибкость способствует возможности быстрой смены координат - логической и образной, активизируя тем самым процесс творческого мышления человека. Связана она с интеллектом, уровнем его развития и структурой, а также природными задатками. Гибкость мышления связана также со способностью человека выдвигать много разных идей, свободно переходить от одного аспекта проблемы к другому, выстраивать различные варианты решения проблемы.

Ментальные карты - это удобный инструмент для отображения процесса мышления и структурирования информации в визуальной форме.

Использование ментальных карт позволяет зафиксировать различные мысли, идеи, молниеносно пронесшиеся в голове, в то время, когда мы заняты решением какой-либо сложной задачи

При этом ментальные карты позволяют формировать необходимую информацию так, что мозгом она легко воспринимается, ибо записана на «языке мозга».

Применение ментальных карт для активизации мозговой деятельности рассмотрены в работах Тони Бьюзена, Хорста Мюллера и некоторых отечественных источников.

Ментальные карты - это метод графического изображения процессов восприятия, осмысливания и запоминания информации, инструмент развития памяти и мышления. При этом необходимо отметить, что интеллект-карта является, прежде всего, техникой мышления, а не способом фиксации результата, т.е. основным её аспектом выступает процесс получения новых знаний.

Предложенная идея базируется на том известном факте, что левое и правое полушария головного мозга работают по разному.

Находясь на лекции, читая какой-либо текст, как правило, у человека работает левое полушарие мозга, отвечающее за логическое мышление. Однако правое полушарие, отвечающее за образное мышление также можно задействовать в усвоении нового материала. И возможным это становится при использовании ментальных карт. Они сочетают в себе элементы как логического, так и образного мышления. При изучении ментальных карт работают оба полушария. Результатом их применения является лучшее усвоение учебного материала, развитие образного мышления, памяти.

Описывая технологию майндмэппинга (англ. mindmapping - применение ментальных карт) Т.Бьюзен советует:

использовать не линейную, а радиальную структуру, в результате чего главная мысль или идея, на которой должно быть сфокусировано внимание, помещается в центре листа, в фокусе внимания, при этом главная мысль или идея должна быть воплощением, олицетворением образа всей проблемы;

конспектировать не полностью учебный материал, а только ключевые слова, несущие основную смысловую нагрузку;

ключевые слова располагать на ветвях, расходящихся от главной темы к периферии. Важно подписывать каждое ответвление ключевым словом, взглянув на которое некоторое время спустя, можно было бы с легкостью восстановить весь ход мысли;

линии (ветви) должны становиться тоньше по мере удаления от центра. Связи (ветви) являются скорее ассоциативными, нежели логико-иерархическими. Ассоциации, способствующие запоминанию, целесообразно закреплять различными рисунками[1].

Майндмэппинг - ориентирован на результат. Поэтому, какой бы сложной и запутанной ни была полученная схема, она приводит к конкретному результату, решению обозначенной проблемы.

            Ментальная карта, подготовленная для проведения занятия должна не только раскрывать содержание изучаемой темы, а педагогически адаптировать предлагаемый для изучения материал с учетом особенностей слушателей, служить средством активизации учебно-познавательной деятельности [2].

Сфера эффективного применения ментальных карт очень широка. Их можно использовать при:

проведении различных тренингов;

развитии интеллектуальных способностей;

изучении нового материала;

закреплении пройденного материала;

обобщении материала;

написании доклада, реферата;

подготовке проекта, презентации;

аннотировании;

конспектировании информации, поданной в устной или письменной форме;

планировании (дня, деловой встречи, написания статьи) и др.

Ментальные карты способствуют структурированию учебного материала не только на лекции. Особенно эффективно их создание в процессе поиска решений на практических занятиях.  Ментальные карты могут с успехом применяться обучаемыми для детализации аспектов применения теории на практике, самостоятельном изучении вопросов, оставшихся за рамками теоретического занятия [3].

На основании проведенного исследования проблемы профессиональной подготовки сотрудников ОВД можно заключить, что внедрение и использование ментальных карт в учебный процесс, будет способствовать подготовке сотрудника полиции на должном профессиональном уровне, вооружать в достаточной мере необходимыми знаниями, навыками и умениями для решения оперативно-служебных задач любой сложности.