Полный текст статьи
Печать

Служба сотрудника полиции сложна и многогранна. Она всегда проходит на глазах у населения, в общении с гражданами и нередко вторгается в сферу человеческих отношений, чувств. В связи с чем,  каждый сотрудник полиции обязан обладать профессионально значимыми качествами, позволяющими  ему при всей строгости и решительности действий сохранять в чистоте высокое звание работника полиции. И тут первостепенное значение имеют профессиональные качества, наличие и развитость которых будет способствовать выполнению служебных задач на должном уровне.

В результате проведенного исследования, было установлено, что во многом уровень выполнения оперативно-служебных задач сотрудником полиции  напрямую зависит от психологической подготовленности  полицейского. В уровне психологической подготовленности сотрудников полиции скрыты значительные возможности, оказывающие влияние на успешность выполнения оперативно-служебных задач. Одними из основных элементов психологической подготовленности, отвечающими требованиям оперативно-служебной деятельности, на наш взгляд, выступают следующие профессионально важные качества: профессиональная память, профессиональная наблюдательность, внимание, восприятие, мышление. Именно эти элементы, на наш взгляд являются, одними из важных, составляющих содержание профессионально-психологической подготовки сотрудника полиции, чья профессиональная деятельность проходит в плотном взаимодействии как с законопослушными гражданами, так и  с гражданами, переступающими закон.

Проблема психологической подготовленности постоянно привлекает внимание специалистов-психологов и практиков. Публикуется большое количество статей, проводятся диссертационные исследования,  «круглые столы», конференции. Все исследователи подчеркивают важность психологической подготовки в профессиональной деятельности любого специалиста в сфере «человек-человек». Применительно к правоохранительной деятельности это отмечается в работах Н.М. Буланова, В.К. Коломейца, А.М. Столярова, А.П. Самонова и других.

В.В. Коломеец отмечает, что при использовании элементов психологической подготовки на инструктажах личного состава ГОРОВД при поступлении сигнала о необходимости действовать повышается эффективность действий в особо сложных условиях. А.П. Самонов пишет, что психологическая подготовка пожарных подразделениях формирует у них моральные и психологические качества, которые гарантируют эффективность и психологическую готовность к действиям в сложных, опасных для жизни условиях. На сегодняшний день в образовательных организациях МВД России элементы психологической подготовки слушателей и курсантов находят все более широкое распространение как на различных видах занятий, факультативах так и на внеучебных мероприятиях.

Подтверждается практикой, что оперативно-служебная деятельность сотрудников полиции характеризуется наличием множества психологических проблем, факторов и условий, требующих всестороннего учета для эффективного решения задач, что обуславливает роль соответствующей психологической подготовленности как важного компонента профессионального мастерства сотрудников полиции»[1]. 

В  связи со спецификой выполняемых задач сотрудники полиции должны уметь «с максимальной эффективностью и в рамках законности воздействовать на противника, граждан, пресекать и предупреждать преступления, панические настроения толпы, делать своим союзником социально-пассивную часть населения»[2]. 

Проведенное нами исследование указывает на необходимость повышения уровня профессионального мастерства сотрудников полиции средствами психологической подготовки, направленного на формирование и развитие у обучаемых таких профессионально важных качеств, как профессиональная память, профессиональная наблюдательность, внимание. На наш взгляд, выраженность данных профессионально важных качеств следует рассматривать как один из важных факторов, влияющих на профессиональную успешность.

Будучи важнейшей характеристикой всех психологических процессов, память обеспечивает единство и целостность личности. В  психологии выделяют следующие виды памяти: моторная, эмоциональная, словесно-логическая, образная. Все виды памяти взаимосвязаны, но как правило, один из видов преобладает над другим. Именно поэтому разные люди запоминают новую информацию и помня ее по-разному.

Различия в памяти чаще связаны с возрастом. В молодые годы больше развита моторная и эмоциональная память, с возрастом – развивается словесно-логическая и образная память. Различия в используемых видах памяти – чаще всего результат обучения. Незаметно для себя человек привыкает пользоваться одним и тем же видом памяти, при этом остальные остаются невостребованными, не работающими и не тренированными, тем самым пребывая в резерве»[3].   Как показывает практика, в процессе служебной деятельности ОВД имеет важное значение каждый из рассмотренных выше видов памяти. Моторная, эмоциональная, словесно-логическая, образная память выступают в качестве основополагающих компонентов профессиональной памяти личного состава ОВД.

Профессионально-развитая память - качество, характеризующееся особенностями запоминания, сохранения и последующего воспроизведения всего ранее воспринятого, сделанного, пережитого сотрудником, имеющего отношение к профессиональной деятельности и нужного для ее успешного осуществления.

Развитию профессиональной памяти, на наш взгляд, в полной мере способствует проведение тренинговых занятий, направленных на ее укрепление.  Основной целью тренировки профессиональной памяти является совершенствование таких индивидуальных способностей, как способность запоминать быстро и точно, запоминать наибольший объем информации, запоминать фамилии, адреса, слова, отдельные фразы, разговор, лица; запоминать государственные регистрационные знаки автомашин; телефонов; умение описать человека, прошедшего мимо (рост, особые приметы). Значительное повышение продуктивности памяти достигается при условии систематичности и непрерывности тренировок, при выполнении профессионально-значимых упражнений.

Под профессиональной наблюдательностью понимается способность должностного лица, проявляющаяся в умении подмечать, существенные, характерные, в том числе и малозаметные свойства предметов и явлений. Наблюдательность предполагает любознательность, пытливость и приобретается с опытом. Одни обладают наблюдательностью от природы, помимо своей воли подмечая и запечатлевая в памяти все, что происходит вокруг. Другие не обладают этим профессионально-важным качеством. Однако, при помощи определенных упражнений наблюдательность довольно успешно можно развить.

Под вниманием понимается психологическое состояние, характеризующее интенсивность познавательной деятельности и выражающееся в ее сосредоточенности на сравнительно узком участке (действии, предмете, процессе, явлении), который становится осознаваемым и концентрирует на себе психологические и физические усилия человека в течение определенного периода времени. Внимание не является познавательным процессом, но характеризует условия протекания любого познавательного процесса. Различают следующие виды внимания: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное.

Внимание выполняет следующие функции: активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует целенаправленному, организованному отбору поступающей информации, обеспечивает длительную сосредоточенность активности на одном и том же объекте. Основными характеристиками внимания являются устойчивость, переключаемость и избирательность.

Под восприятием нами понимается целостное отражение предметов при их непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие наиболее тесно связано с анализом информации, поступающей из внешней среды. При этом формируются образы, с которыми в дальнейшем оперирует внимание, память, мышление и эмоции. Различают следующие виды восприятия: пространства, времени, движения и т.п. 

Одним из важных   элементов, на наш взгляд, составляющим уровень  психологической подготовленности  является так же логическое мышление. Под мышлением нами понимается процесс познавательной деятельности человека, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности.

Мышление является высшим познавательным процессом и в то же время оно присутствует во всех других процессах: в восприятии, внимании, памяти. В отличие от других познавательных процессов мышление выходит за пределы чувственного долга, расширяет границы познания. Мышление, как считал С.Л. Рубинштейн, это движение мысли, раскрывающее связь, которая ведет от отдельного к общему и от общего к отдельному.

Мышление есть опосредованное, обобщенное отражение действительности человеком в ее существенных связях и отношениях. Человек познает действительность, воздействуя на него, понимает мир, изменяя мир. Профессиональная деятельность большинства сотрудников ОВД носит практический характер и всегда конкретна. Для обеспечения ее успешности требуется обработка большого количества информации и принятия самостоятельного решения в короткий промежуток времени. Развитое мышление является основой составляющей интегрального психического качества, позволяющего преодолевать типичные затруднения в оперативно-служебной деятельности.

Несомненно, в практической деятельности каждого сотрудника ОВД развитость профессиональной памяти, профессиональной наблюдательности, внимания, восприятия, мышления  имеет важное значение.

На основании изложенного выше и результатов исследования, мы считаем, что в уровне профессионально-психологической подготовленности сотрудников полиции, а именно развития обозначенных нами профессионально важных качеств, скрыты значительные возможности, оказывающие влияние на успешность выполнения служебных задач. В числе основных компонентов, определяющих ее сформированность необходимо выделить: профессиональную память, профессиональную наблюдательность, внимание, восприятие, мышление. Считаем, так же целесообразным и необходимым  внедрение в учебный процесс как при прохождении профессионального обучения, так и  в системе профессиональной служебной и физической подготовки по месту прохождения службы проведение дополнительных занятий, направленных на формирование и развитие рассмотренных  нами профессионально важных качеств.