Полный текст статьи
Печать

В настоящее время образовательные учреждения МВД России перестраивают процесс подготовки специалистов для органов внутренних дел и внутренних войск в соответствии с многоуровневой системой профессионального образования. При этом они руководствуются:

а)        государственными образовательными стандартами профессионального образования, определяющими специальность выпускников учебного заведения по какому-либо направлению

б)        квалификационными характеристиками специалистов-выпускников конкретного образовательного учреждения, которые определяют их специализацию, к примеру, следственно-криминалистическая.

Однако решение организационных и управленческих задач в образовательных учреждениях пока осуществляется на основе прежних (устаревших) механизмов, да и обучение слушателей и курсантов чаще проводится с использованием традиционных методик. Данные обстоятельства не способствуют внедрению инноваций в систему управления и новых технологий в педагогический процесс, что снижает результативность подготовки специалистов высшей и средней квалификации, тормозит перевод новых образовательных систем в режим развития.

При этом установлено, что применение каждой формы обучения в одном ее значении (без выявления и использования их разновидностей) ограничивает педагогические возможности преподавателей, снижает познавательный интерес слушателей, повышает их утомляемость, затрудняет развитие самостоятельности и активности каждого в усвоении программного материала. В то же время выявлено, что те преподаватели, которые дидактически грамотно используют разновидности каждой формы обучения и умело выбирают эффективные методы для их реализации, значительно шире раскрывают свой творческий потенциал в учебно-воспитательном процессе, осознанно уходят от шаблонов в обучении и воспитании, правильно выбирают рациональные приемы и средства обучения, адекватные возможностям и потребностям различных категорий обучающихся. Все это позволило нам научно обосновать необходимость создания в образовательных учреждениях МВД России педагогической системы гибкого обучения специалистов и предложить практические пути ее реализации в учебно-воспитательном процессе, с использованием различных технологий. На основе проведенного исследования можно утверждать, что педагогическая система гибкого обучения составляет теоретическую и технологическую основу современного педагогического процесса в учебных заведениях и является одним из важных направлений совершенствования профессиональной подготовки специалистов для органов внутренних дел и внутренних войск.

При научно-методическом обосновании сущности педагогической системы гибкого обучения мы исходили из того, что каждый преподаватель в процессе взаимодействия со слушателями на занятиях использует разнообразные методические приемы, совокупность которых "рождает" метод обучения. В свою очередь дидактически грамотное объединение методов в единую совокупность и их реализация в различных формах обучения, образуют методику обучения. Для каждой конкретной дисциплины это будет частная методика преподавания учебной дисциплины. Интеграция методик, основанных на научных концепциях и успешно решающих воспитательно-образовательные задачи, создает педагогическую систему обучения. Гибкость ее обусловлена тем, что каждую форму обучения, применяемую в различных учебных заведениях МВД России, преподавателям следует рассматривать не как нечто застывшее в своем единстве, а видеть их в развитии, то есть адаптировать каждую из них применительно к целевым установкам конкретных тем занятий и к различным категориям обучающихся.

Лекция может быть представлена следующими разновидностями: вводная лекция, установочная лекция, лекция-беседа, академическая (базисная) лекция, лекция спецкурса (проблемная лекция), обзорная лекция (лекция-консультация), итоговая (заключительная) лекция и другие.

Урок, как основная форма обучения в средних профессиональных учебных заведениях, может быть представлен следующими разновидностями: урок-беседа, урок-лекция, комбинированный урок, урок решения практических задач (практическое классно-групповое занятие), урок-семинар, урок-дискуссия и другие.

Семинар может иметь следующие разновидности: семинар-беседа

(просеминар), семинар - развернутая эвристическая беседа, тематический семинар, семинар с докладом, семинар-практикум,. монографический семинар (анализ отдельных научных работ), межпредметный семинар (спецсеминар), научно-исследовательский (проблемный) семинар, семинар-диспут и другие.

Практические занятия могут быть: аудиторные; в специальных

классах, кабинетах, лабораториях; на тренажерах и боевой технике; на полигонах; в практических органах и их подразделениях; тренинги (тренировочные занятия) и другие.

Учебные (цикловые, кафедральные) игры, имитирующие в динамике практическую деятельность сотрудников ОВД и военнослужащих ВВ, подразделяются на: деловые, ролевые, операционные, организационно-деятельностные, педагогические (учебные и развивающие) игры и другие.

Учения могут быть представлены такими разновидностями, как: комплексные оперативные учения (КОУ), командные, командно-штабные, тактические, тактико-специальные и другие.

Самостоятельная подготовка слушателей имеет следующие разновидности: учебная, учебно-исследовательская, самостоятельная подготовка под руководством преподавателя и другие.

Приведенные выше разновидности основных форм обучения, каждая из которых реализуется в учебно-воспитательном процессе через многообразие методов, и раскрывают научную сущность педагогической системы гибкого обучения.

В педагогической системе гибкого обучения специалистов для органов внутренних дел и внутренних войск используются технологии профессионально-ориентированного обучения и воспитания слушателей.

Каждую технологию следует рассматривать в содержательном и процессуальном плане.

Основными элементами любой технологии в содержательном плане являются: основы конкретной науки и ее учебный предает, психология, педагогика, логика, риторика, профессиональное и трудовое обучение, общественно-полезная работа, производительный труд и самостоятельная работа в научном плане и на технике.

В процессуальном плане в качестве основных элементов каждой технологии выступают: формы, методы, приемы и средства обучения, специальная техника и методика ее Использования, в педагогическом процессе, производственная (учебная) практика и стажировка.

В настоящее время уже разработан ряд педагогических технологий. В их число входят: технологии программированного и проблемного обучения, алгоритмическая и компьютерная технологии, технологии контроля обучения и другие. В стадии разработки и апробирования находятся технологии контекстного, модального и модульного обучения и другие.