Полный текст статьи
Печать

Педагогический процесс, синоним которого - учебно-воспитательный процесс, является коренным вопросом общей педагогики и всех ее отраслей, в том числе и педагогики высшей и средней профессиональной школы. Его следует рассматривать с двух сторон:

-           с научной - как интегральную категорию педагогической науки, объединяющую в своем органическом единстве все категории педагогики: воспитание и самовоспитание, образование и самообразование, обучение и учение, развитие и психологическую подготовку;

-           с практической стороны учебно-воспитательный процесс имеет деятельностный характер, т.е. представляет собой специально организованную, управляемую и взаимообусловленную деятельность преподавателя и слушателей, направленную на формирование духовно богатой, нравственно чистой и физически развитой личности выпускника учебного заведения и подготовки его профессионалом определенной квалификации, отвечающим требованиям государственных образовательных стандартов высшего и среднего профессионального образования установленного уровня.

По своей сущности педагогический процесс в профессиональной школе является общественно обусловленным социальным явлением, обеспечивающим удовлетворение потребностей нашего общества, в том числе ОВД и ВВ, в подготовке специалистов высшей и средней квалификации.

Он как и все общественные явления в мире имеет закономерный диалектический характер.

Методологической основой педагогической науки и ее практического воплощения в жизнь людей через учебно-воспитательный процесс служат всеобщие, универсальные законы философии. На их базе возникли объективные педагогические законы и закономерности, для которых характерны причинно-следственные связи и зависимости, определяющие тенденции протекания и развития учебно-воспитательного процесса. В них выражено единство объективного и субъективного, существенных, необходимых устойчивых связей и зависимостей. а также целенаправленной волевой деятельности людей. Действующие в педагогическом процессе законы и закономерности взаимосвязаны и взаимообусловлены: они     дополняют действия друг

друга (усиливают их или ослабляют).

Знания объективных законов философии и их учет в профессиональной деятельности людей являются необходимой предпосылкой успешности этой деятельности. Знание же педагогических законов и закономерностей учебно-воспитательного процесса помогает преподавателям правильно строить этот процесс, определять необходимые пути и средства воздействия на обучающихся, не допускать рецептурного, механического подхода в решении сложных проблем, осуществлять комплексный, системный подход в обучении и воспитании, избегать субъективизма и одностороннего преувеличения роли одних факторов и недооценки других.

Педагогические законы делятся на общие и частные (специфические) . Первые охватывают воспитание и обучение, а вторые отражают одну из категорий педагогики: воспитание или обучение. Между общими и специфическими законами существует диалектическая взаимосвязь:   общие законы действуют через частные, а последние

представляют собой протекание общих законов.

Здесь рассматриваются лишь общие законы и закономерности педагогического процесса, которые отражают взаимосвязанную деятельность преподавателя в решении задач воспитания и обучения слушателей.

К ним относятся:

1)        Закон соответствия обучения и воспитания интересам данного общества. Это означает, что каждому исторически сложившемуся типу общества присущ свой определенный педагогический процесс, отражающий закономерности развития данного общественного строя. Его реализация требует от преподавателей, последовательного проведения профессиональной линии в вопросах воспитания и обучения, четкости и ясности личностных позиций воспитателей, грамотного проведения в жизнь государственной политики в области образования.

2)        Закон соответствия воспитания и образования социальному заказу общества на подготовку специалистов различных квалификаций. Действие этого закона наглядно проявляется сегодня, в развернувшейся системе перестройки народного образования в нашей стране в интересах построения демократического общества, для которого характерно наличие различных видов собственности и развитие рыночных отношений. В этой связи государство поставило задачи профессиональной школе на подготовку специалистов новых профессий, которые ранее не выпускали наши учебные заведения.

3)        Закон единства обучения и воспитания. Краткий смысл его заключен в словосочетании: обучая воспитывай, воспитывая обучай. Полная же формулировка данного закона звучит следующим образом: "Обучение всегда всеми сторонами и элементами - содержанием, методами и организацией, равно как заложенной в них направленностью. формирует у обучающихся характер деятельности, отношение к знаниям и к окружающей жизни и в конце концов идеалы человека как движущую силу его самообразования". Этот закон обусловливает необходимость построения в каждом образовательном учреждении учебно-воспитательного, а не просто учебного процесса.

4)        Закон моделирования (воссоздания) в педагогическом процессе высшей и средней профессиональной школы учебно-воспитательных мероприятий, направленных на формирование будущих специалистов определенной квалификации. Его реализация предполагает создание в каждом образовательном учреждении системы обучения максимально приближенной к практической деятельности будущего специалиста.

Наряду с объективными законами, педагогическому процессу свойственен и ряд закономерностей.

Наиболее характерные из них:

а)        зависимость педагогического процесса от характера развития общественного строя и государственной политики;

б)        обусловленность педагогического процесса уровнем развития науки, техники и требованиями к современному специалисту;

в)        зависимость успешного обучения и воспитания обучающихся от всестороннего учета их общего и профессионального развития, а также психологических особенностей каждого;

г)         обучение и воспитание тогда эффективно, когда воздействие педагога-воспитателя на обучающихся соответствует их познавательным возможностям, интересам и характеру деятельности.

Этим не исчерпывается перечень общих законов и закономерностей, на которых основывается педагогический процесс. Здесь представлены лишь главные из них, знание которых поможет преподавателям научно-обоснованно определять наиболее рациональные пути воздействия на обучающихся. В этой связи уместно напомнить рекомендации великого русского педагога К. Д. Ушинского, который писал: "Мы не видим ни какой трудности для всякого мыслящего педагога, изучив психический или физиологический закон, вывести из него практические приложения (правила) . Из каждого закона можно вывести их такое множество, какое множество разнообразных случаев представляется в педагогической практике. Поэтому мы не говорим педагогам поступайте так или иначе, но говорим им: изучайте законы тех психических явлений, которыми Вы хотите управлять, и поступайте, соображаясь с этими законами и теми обстоятельствами, в которых Вы хотите их приложить".

Реализация законов и закономерностей в учебно-воспитательном процессе осуществляется через систему принципов, на основе которых организуется научное управление педагогическим процессом. Практическое применение принципов обучения и воспитания осуществляется через соответствующие формы, методы, приемы и правила. Между данными понятиями существует определенная взаимосвязь, осуществляемая через цели обучения и воспитания.

В современных условиях большинство абитуриентов, поступающих в высшие и средние специальные учебные заведения МВД России,- недавние выпускники общеобразовательных школ.

Педагогический процесс в высших учебных заведениях по сравнению с общеобразовательной школой имеет ряд особенностей, которые следует учитывать преподавателям в своей педагогической деятельности.

К их числу можно отнести следующие:

а)        сочетание широких образовательных и воспитательных целей с задачами профессиональной подготовки специалистов конкретной квалификации в системе правоохранительной деятельности;

б)        своеобразие объекта обучения:           возрастные, социальные,

психологические, физиологические и другие особенности слушателей;

в)        особенности процесса обучения:

-           сочетание теоретического обучения с практической направленностью в подготовке специалистов;

-           многообразие целевых форм и эффективных методов обучения специалистов;

-           большая степень ответственности и самостоятельности слушателей в овладении программным материалом за счет расширения метода самостоятельной работы и выполнения творческих индивидуальных заданий;

-           преобладание дедуктивного метода передачи информации над индуктивным;

-           своеобразие проверки и оценки успеваемости слушателей

г)         особенности воспитательного процесса:

-           своеобразие социальной среды:         18       лет - 21 год - молодежь

(юношеский возраст), 22-35 лет - средний возраст (первый период), для каждой из этих категорий людей характерны свои притязания и различная общественная активность;

- потребность в использовании особых форм и методов профессионального воспитания, которые наилучшим образом воспринимаются слушателями;

- гибкое сочетание воспитательной роли коллектива на основе его самоуправления с дифференцированным, индивидуальным подходом к личности каждого воспитуемого;

-           использование различных организаций и общественных формирований для повышения эффективности и качества воспитательной работы в слушательских коллективах и учебном заведении в целом.

Наряду с этими особенностями, для вузов характерным является также обязательное сочетание учебно-воспитательной работы с научно-исследовательской работой слушателей (НИРС), способствующей развитию профессионального мышления у будущих специалистов с высшим образованием и формированию навыков исследовательской деятельности.