Главное изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития, при котором школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться, что является главной задачей новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования.
Установленные новые требования к результатам учащихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Учитель сегодня должен уметь конструировать новые педагогические ситуации, новые задания, направленные на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний.
В перечень рекомендованных материалов ФГОС включены технологии, позволяющие перевести ученика из слушателя в активного участника процесса обучения и формирующие у него метапредметные умения. К таким технологиям относится и технология проектного обучения, которую я применяю в своей работе и на уроках, и во внеурочной деятельности.
Уже несколько лет подряд в нашей школе проводится проектная неделя, в которой принимают участие учащиеся 1-11 классов, представляя работы по разным предметам.
К проектной неделе, посвященной теме «Школа», мои ученики подготовили сборник «Любимые стихи о школе». На примере этого проекта хочу показать, как достигаются метапредметные результаты в процессе проектной деятельности.
На подготовительном этапе проекта, целью которого является мотивация,
целеполагание участников проектировочной деятельности, в классе была объявлена тема общешкольной проектной недели – тема «Школа», так как год был юбилейным для нашего учебного заведения. Участникам проекта было предложено обсудить и выдвинуть свою, более конкретную тему. После долгих обсуждений было решено создать сборник «Любимые стихи о школе». Ребята определили цель своей деятельности – узнать, какие стихи о школе являются любимыми для представителей разных поколений, познакомиться с этими произведениями и их авторами, обобщить полученные знания в форме сборника стихотворений.
Таким образом, мы видим, что на этом этапе у обучающихся формируется умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить для себя новые задачи, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Целью проектировочного этапа является планирование деятельности. На этом этапе участниками творческой группы был составлен план работы и распределены роли и задания. Работа была распределена следующим образом:
1) выявление любимых произведений о школе у членов семей и одноклассников, участников проекта;
2) работа над подбором поэтических произведений;
3) написание вступительной статьи;
4) составление комментария к стихотворениям;
5) работа над составлением и оформлением сборника;
6) составление паспорта проектной работы;
7) подготовка презентации сборника.
Результатами этого этапа является овладение учащимися умением планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач.
На следующем практическом этапе работа участников проекта включала в себя исследование, сбор и обработку данных, интерпретацию результатов и их представление.
Аналитический и контрольно-коррекционный этапы проходили в форме круглого стола, где каждый участник проекта рассказал о проделанной работе и проанализировал то, как эта работа способствовала достижению поставленной цели. Также были выявлены недостатки в комментариях и в оформлении сборника и намечены пути их устранения.
На данных этапах работы формировалось умение соотносить свои действия с планируемым результатом, осуществлять самоконтроль, корректировать свои действия, а также умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.
К защите проекта был подготовлены сборник, вместивший в себя произведения разных лет с историко-литературными комментариями. В качестве иллюстраций были использованы фотографии, на которых запечатлена жизнь нашей школы, и презентация, наглядно отражающая суть проекта. При подведении итогов все участники проекта отметили, что такая форма работы не только помогает овладеть различными умениями, но и приносит радость.
Прошел год, и ребята с таким же увлечением готовили к проектной неделе новую работу – слайд-шоу «Мир животных планеты Земля в фотоработах Олега Пантелеева», проявляя большую самостоятельность. Они определили цельсвоей деятельности – познакомиться с увлечением Олега Пантелеева, рассказать о нем молодежной аудитории и выяснить, может ли такое увлечение считать природоохранной деятельностью.
Радостно было наблюдать за процессом этой работы. Участники проекта познакомились с деятельностью члена Совета Федерации Олега Пантелеева, прочитав статьи о нем и интервью с ним, подобрали его фотографии, посвящённые миру животных, и классифицировали их по темам. Очень тщательно продумывали соответствие музыкального оформления и каждого слайда. После демонстрации слайд-шоу одноклассникам ребята провели анкетирование, вопросы которого помогли выявить не только положительную оценку сделанного, но и то, над чем ещё нужно было поработать.
Итогом этой работы стала победа в номинации «За любовь к искусству» на школьном конкурсе, а также совершенствование метапредметных умений, сформированных в ходе работы над предыдущим проектом.
Прошло время, у меня появились новые ученики - шестиклассники, с которыми мы готовили проект «Забытая литература». Участники первых проектов, ставшие десятиклассниками, помогали на всех этапах работы, продуктом которой стал буктрейлер, посвященный книге А.Гайдара «Тимур и его команда». Старшие ребята с удовольствием учили младших тому, чему научились сами: помогли сформулировать цели и задачи, распределить поручения, подготовить анкету для родителей, подобрать иллюстрации, музыку, а затем смонтировать буктрейлер. И те, и другие, без сомнения, испытывали радость от такого сотрудничества.
Опыт проектной работы показывает, что учащиеся, участвуя в ней, совершенствуют приобретенные метапредметные умения, необходимые не только для обучения в школе, но и в будущей жизни, так как в процессе проектной деятельности формируется человек, умеющий действовать не только по образцу, но и самостоятельно, получающий необходимую информацию из максимально большого числа источников, умеющий ее анализировать, выдвигать гипотезы, строить модели, экспериментировать и делать выводы, принимать решения в сложных ситуациях. Происходит развитие личности обучаемого, подготовка учащихся к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества.