В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательной организацией не только через классно-урочную, но и через внеурочную деятельность учащихся.
За многолетнюю работу учителем начальных классов я убедилась в том, что у ребенка, отличающегося высокими интеллектуальными и творческими способностями, любознательностью, стремлением к самостоятельности в познавательной деятельности, часто теряется интерес к учебе в рамках традиционной системы обучения. Набирая несколько лет назад вновь 1 класс, я решила включить своих учащихся в активную познавательную деятельность, создать условия для развития их интеллектуально – творческого потенциала. Дети младшего школьного возраста с большим интересом участвуют в различных творческих конкурсах, интеллектуальных играх, конкурсах, исследовательских делах, так как они от природы любознательны и стремятся к исследованию всего вокруг. Конечно, успех всех начинаний во многом зависит от организации такой работы и учителя - наставника, который будет рядом с ними.
Мои ученики - активные участники различных интеллектуальных игр, конкурсов, олимпиад. Вместе с ребятами и родителями мы радуемся любому, пусть даже незначительному успеху каждого. Поддерживаем, сопереживаем, подбадриваем, создаем атмосферу сотрудничества, что вселяет уверенность в учеников, вызывает понимание у родителей, а самое главное – заставляет ребят понять важность и значимость интеллектуального творчества. Результаты такой работы не заставили долго ждать. Вот некоторые из них: учащиеся являются победителями и призерами олимпиад «Кенгуру», «Русский медвежонок», интеллектуальной игры «Ключик» среди учащихся школы, Дипломантами II и III степени Олимпиады ЦДМО для выпускников начальной школы, победителями и призерами городской олимпиады младших школьников по математике и русскому языку, награждены дипломом «Золотое руно-2011,2012» за 1 место в России. Были достижения и в Международной Олимпиаде по основам наук.
Организация активной познавательной деятельности помогла мне выявить группу учащихся, мотивированных на глубокое изучение предметов основной образовательной программы, вдумчивых, интересно мыслящих, заинтересованных в интеллектуальной деятельности. Теперь стало возможным дальнейшее формирование интеллектуально творческого потенциала через использование исследовательской деятельности.
Необходимо было привлечь на свою сторону родителей и заручиться их поддержкой. Для этого я составила индивидуальную беседу с родителями каждого учащегося, доступно объяснила родителям, что такое исследовательская деятельность, какова ее цель, озвучила перспективы интеллектуального развития ученика, при этом постаралась сделать родителей своими единомышленниками, союзниками. Таким образом, в классе была создана группа, состоящая из родителей - энтузиастов и юных исследователей.
Вместе с психологом школы мы провели диагностику по изучению интересов и склонностей этих ребят. На основе полученных данных создался образ группы, была спланирована дальнейшая работа.
В соответствии с этими данными были определены направления исследовательских работ: окружающий мир, краеведение, искусство, математика, литературное чтение.
Для того чтобы помочь детям в выборе темы, я предложила ребятам мини - анкету с вопросами:
- 1. Что тебе интересно больше всего?
- 2. Чем ты хочешь заниматься в первую очередь?
- 3. Чем ты чаще всего занимаешься в свободное время?
- 4. О чём хотелось бы узнать больше?
- 5. Есть ли что-то такое, чем ты особенно гордишься?
Дети написали об изменениях в природе, о жизни животных и птиц, о создании мультфильмов, об опытах и наблюдениях за ростом растения, о происхождении своей фамилии, названий улиц, на которых они живут и т.д. Опираясь на результаты диагностики, проведенной психологом среди участников, учитывая склонности и интересы детей, мною был создан банк тем исследовательских работ, которые отличались бы новизной, актуальностью, жизненностью постановки вопроса.
В процессе работы ребята учились выделять проблему, выдвигать гипотезу, составлять план, задавать вопросы, давать определение понятиям, работать с источниками информации, выделять главное, делать выводы.
Учащиеся взяли темы исследовательских работ на летние каникулы. Во время летнего отдыха они вели дневник-отчет, в который заносили наблюдения, делали фотографии, рисунки, схемы, записывали первые выводы. В сентябре каждый из учащихся представил отчет о проделанной работе. Форму для публичной защиты ребята выбирали самостоятельно: презентация, стендовое сообщение и т.д. Среди своих одноклассников и единомышленников маленькие исследователи чувствуют себя комфортно и таким образом учатся ораторскому искусству, свободе общения.
Особенность организации такой работы состоит в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах. С второклассниками я чаще всего использую групповые формы работы. Они способствуют вовлечению в исследовательскую деятельность большего числа детей, приобретающих навыки ведения исследования. А третьеклассники и четвероклассники предпочитают индивидуальную работу групповой, так как этими учениками уже получен некоторый опыт исследовательской деятельности.
В подготовке исследовательских работ активное участие принимают и родители. Так, ученица 3 класса проводила исследование «Завтрак: польза или вред?». Девочка совместно с мамой организовала и провела классный час в форме игры для одноклассников «Здоровый завтрак - помощник в учебе?»
Другая ученица с результатами исследования «Влияние колыбельной песни на сон ребенка» выступила на одном из родительских собраний. Такая совместная деятельность сплотила родителей и учащихся, вселила в них уверенность в правильности принятого ими однажды решения. Нельзя забывать и о воспитывающей роли такого опыта.
С какими трудностями я столкнулась в работе? Как найти время при большой загруженности учителя. Дополнительная работа с учащимися является трудным, кропотливым, затратным по времени делом для педагога и для учащихся. Индивидуальную помощь приходилось оказывать в любую свободную минуту: на перемене, до или после уроков, в выходные дни, используя возможности Интернета, через электронную почту и т.д. Главное - желание и осознание необходимости и важности такой деятельности. Успешная организация исследовательской деятельности учащихся держится на энтузиазме учителя, его профессионализме, самоотверженности.
Так постепенно мы (учитель - учащиеся - родители) подготовились к публичной защите исследовательских работ на школьной учебно-исследовательской конференции. С 2009 года учащиеся ежегодно представляют результаты своего самостоятельного поиска на Неделе науки наравне с учащимися - старшеклассниками. Ребята учатся публично защищать свои исследования, демонстрируют опыты, создают презентации, овладевают искусством дискуссии.
За несколько лет были представлены и прошли защиту 14 исследовательских работ. В 2012 году учащийся стал лауреатом I степени городской научно-практической конференции «Знание - поиск- творчество-труд» в секции «Окружающий мир» с работой «Это удивительное растение «кармидор». Используя один из методов вегетативного размножения растений - прививку, он соединил два растения: помидор и картофель. В результате прививки растения соединились между собой и получилось одно растение - кармидор. Практическая значимость работы заключалась в том, что опытным путём автор доказал, что томат и картофель на одном кусте - удачный вариант для огородников с очень маленькими участками земли, так как с одного куста огородник имеет и картофель, и томат.
В течение нескольких месяцев была реализована коллективная работа «Чудо-цветок среди зимы», где учащиеся провели эксперимент по выгонке тюльпанов среди зимы. Самому вырастить зимой тюльпаны - значит совершить маленькое чудо. А как приятно преподнести в подарок к Новому году мамам цветущее растение с приятным ароматом, растущее в горшке. Эксперимент прошел благополучно. К Новому году каждая мама получила в подарок цветок в горшке - чудо среди зимы. Результаты исследования группа учащихся представила на Неделе науки, а затем в феврале 2016 года на городской научно-практической конференции «Знание – поиск - творчество-труд» в секции «Окружающий мир» и стала победителем.
Таким образом, каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, что приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих.
Результатом организации исследовательской деятельности во внеурочной деятельности является:
- положительная динамика развития мотивационной сферы, интеллектуально-творческого мышления в процессе занятий исследовательской деятельностью по результатам повторной диагностики психолога;
- учащиеся успешны, отличаются от остальных особой собранностью, целеустремленностью, любознательностью, коммуникабельностью;
- промежуточный мониторинг показывает повышение уровня сформированности УУД у всех юных исследователей;
Хочется отметить, что кроме познавательного, развивающего значения, самостоятельная исследовательская деятельность, на мой взгляд, имеет и ещё одно немаловажное значение - это социализация личности учащегося, формирование успешности, подготовка к самостоятельной жизни.