Полный текст статьи
Печать

Проблема  развития мышления в процессе обучения занимает одно из главных мест в работе учителя. Сформировать потребность учиться - значит обеспечить развитие у ребенка личностной ценности познавательной деятельности, когда  школьнику интересен сам процесс учения, познания. Он хочет понять способы этой деятельности. И для него умение находить истину –  самый значимый результат. Чем активнее протекают у ученика познавательные процессы, тем выше эффективность его обучения. Поэтому умение учителя активизировать, т. е. пробуждать, стимулировать  и  направлять мышление учащихся относится к числу важнейших признаков педагогического мастерства.

Моя задача как учителя состоит в создании условий для развития мышления у учащихся,  их способности  к саморазвитию и творчеству:

-  стремлению к успеху, к новым достижениям,

- к  позитивному  мышлению,

- умению  предвидеть результаты своих действий,

- обладанию  активной жизненной позицией.

Чтобы сделать урок более эффективным,  активизировать процесс познания, разнообразить деятельность учащихся и тем самым вызвать интерес к биологии, я использую  следующие формы работы, обеспечивающие развитие мышления:

творческие работы;

проектно-исследовательскую деятельность;

творческие задачи;

моделирование;

дидактические игры.

При формировании наглядно-образного мышления использую схематическое изображение объектов познания.  Например, обобщая материал по теме, часто использую кластер. Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом». Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых, в свою очередь, лучи расходятся далее и далее.


На лабораторных работах при развитии  наглядно-образного мышления, используяметод наблюдения. Первые лабораторные работы по биологии с использованием лабораторного оборудования – микроскопа - вызывают массу положительных эмоций и желание ещё что-то новое открыть и увидеть.

Отвечая на вопрос «Что представляет собой семя растения?»,  ученик вспомнит своё наблюдение, полученное в ходе выполнения лабораторной работы,  о том,  что семя фасоли имеет кожуру и зародыш (с зародышевым корешком, зародышевым стебельком, почечкой с листочками и семядолями), и без труда ответит на вопрос, указав, что семя — это зародыш будущего растения, оно имеет запас питательных веществ и защищено от неблагоприятных условий.

 Использую на уроках  различные приемы фиксации изучаемого материала — составление и заполнение таблиц, схем, зарисовок объектов и их частей, письменные ответы. Это помогает мне  контролировать действия каждого ученика, следить за тем, как усваивается на уроке изучаемый материал.

Формирую  познавательный  интерес  на уроке через развитие наглядно-действенного мышленияу учащихся, суть которого заключается в практической преобразовательной деятельности.

При выполнении лабораторной работы «Изучение органов цветковых растений» ставлю перед учащимися проблемный вопрос:   «Может ли растение дышать?»

Учащиеся вдыхают и выдыхают через трубочку. Затем отверстие трубочки замазываем пластилином. Дети выдвигают  гипотезу, что растения имеют в листочках очень мелкие отверстия, через которые дышат. Чтобы проверить это, смазываем обе стороны листа вазелином и ежедневно в течение недели наблюдаем за листьями. Школьники самостоятельно делают вывод о функции устьиц листьев.

 При выполнении лабораторной работы «Микроскопическое строение крови человека и лягушки» (8 кл.) учащиеся рассматривают препараты крови человека и лягушки, делают рисунки, сравнивают строение эритроцитов. В качестве проблемного задания ставится вопрос:  «Чья кровь, человека или лягушки, переносит больше кислорода в единицу времени?»

На основе проведенного сравнения ученики приходят к выводу, что отсутствие ядра и форма эритроцита человека позволяет переносить крови больше кислорода.

При формировании словесно-логического мышления, учащиеся решают задачи, выполняя мыслительные операции на анализ и синтез понятий, суждений, выдвигая умозаключения.

  Так, при изучении тем «Нервно-гуморальная  регуляция» и «Железы внутренней секреции» (8 класс) на уроках биологии, учащиеся анализируют проблемы:

1) Что произойдет с головастиком лягушки, если его покормить кусочками щитовидной железы?

2) Человек умрёт, если у него удалить маленькую железу - гипофиз. Почему  железы внутренней секреции называют маленькими железками большого значения?

Процесс мышления невозможен и без сравнения, что в биологии очень важно, так как это позволяет увидеть и понять процесс эволюции живого мира.

Демонстрируя проросток фасоли, выращенный на свету, и проросток, выращенный без света, задаю вопрос: «Какие условия нужны для образования хлорофилла?» (Самостоятельное установление причинно-следственных связей по результатам опыта.)

Почему не образовался крахмал в белых полосках хлорофитума? (Объяснение и установление причинно-следственных связей.)

Мыслительные операции - выделение главного и сравнение непременно должны заканчиваться выводом, обобщением т.е. выделением наиболее общих, существенных признаков, характеристик.

Например, в  7 классе при изучении многообразия живого мира  большое значение имеет выделение общих признаков, характерных для царства, типа, отдела, класса как систематических категорий.

В формировании  и  развитии  логического  мышления  и  умения  применять его в  учебной деятельности мне  помогает  метод  моделирования.

Модель  выступает как «инструмент» совместной деятельности учащихся и учителя. Она отражает всеобщие отношения и связи внутри изучаемого объекта. С помощью модели я могу  решать большой круг  задач, вытекающих из внутренней структуры самой модели. 

Например, “собрать” пищеварительную систему. Учащимся выдаю конверты, где находятся вырезанные из бумаги части пищеварительной системы. Необходимо быстро и правильно расположить их, а затем написать основные функции всех органов пищеварения.

 Составить “маршрутный лист” (возможен рисунок, либо текст):

а) путь минеральных солей в организме;
         б) путь витаминов.

В своей деятельности я использую такой прием, как “обрати вред в пользу”, т.е. обучение через удивление. Удивление способствует возникновению интереса к объекту изучения.

Это трудный, но в то же время интересный прием в формировании логического  мышления. Он требует хорошо знать систему, знать, что в ней плохо, попытаться обратить вред в пользу.

Например:

  • В настоящее время резко уменьшилось число работающих промышленных предприятий и сельских хозяйств. Это плохо. А что хорошего?

Ответ: Экологическая обстановка многих районов стала заметно лучше.

  • · Чарльз Дарвин в детстве много болел. Это плохо. А что хорошего?

Ответ: Это закалило его волю, и он создал новую научную концепцию жизни на Земле.

 Творческое (продуктивное) мышление связано с порождением новых идей. Творческие работы дают возможность создать условия для реализации и развития творческих способностей учеников, а также развитие самостоятельности и активности.

Работа над исследовательскимпроектом  позволяет добиться развития многих исследовательских умений, таких как:

  • · понимание сущности проблемы и формулирование проблемного   вопроса;
  • · формулирование и обоснование гипотезы;
  • · определение задач исследования;
  • · отбор и анализ литературных данных;
  • · проведение эксперимента или наблюдения;
  • · фиксирование и обработка результатов;
  • · формулирование выводов;
  • · оформление отчета о выполнении исследования.

 А также происходит развитие таких коммуникативных умений и навыков, как организация внутригруппового сотрудничества, совместная выработка способов действий, публичная презентация работы.

Мои ученики работали над следующими проектами:

«Система регуляции роста и развития растений»(5 класс);

«Выявление условий, необходимых для сохранения осанки и профилактики плоскостопия» (8 класс);

«Спиду-нет!» (8 класс);

«Как правильно худеть» (8 класс);

«Профилактика заболеваний органов дыхания и кровеносной системы»(8 класс);

«Проблема усталости в семье и возможные пути её решения» (8 класс).

Учащиеся проводили анкетирование респондентов разных возрастных  групп, строили диаграммы, проводили анализ информации, исследования и делали вывод.

Учащиеся проявляют творчество и оригинальность в создании:

- компьютерных презентаций к урокам,

- кроссвордов, ребусов, шарад,

- викторин,

- рисунков  к теме.

 Учащиеся, имеющие литературный талант,  пишут стихи, фантастические сочинения, составляют синквейны.

Например, при проведении экологической игры «Путешествие по станциям» учащиеся писали  сочинения  и стихи  “Путешествие капельки воды по зеленому растению”, “Путешествие молекулы кислорода по организму человека”.

 Синквейн  происходит от французского слова «cing» – пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк, в которых нужно отразить главные свойства предмета. Использую этот приём  как способ синтеза материала.

Например, при изучении темы «Белки» учащиеся составили синквейн:

Белки

Трёхмерные, глобулярные

Ускоряют, регулируют, защищают

Мономерами являются аминокислоты

Жизнь

Для развития мышления учащихся использую на уроках творческие биологические задачи, которые активизируют мыслительные операции на абстракцию, конкретизацию и сравнение  предметов исследования.

1. Задачи на исправление ошибок.

Исправьте ошибки…

Например:

Терек прыгает, как 

                       львица,

С косматой гривой 

                        на хребте (М.Ю.Лермонтов).

2. Задачи на сравнение.

Сравните функции фотосинтеза и дыхания.

3. Задачи на установление  причинно-следственных  связей.

Почему туркменам не жарко в ватных халатах в 40-градусную жару?

4. Задачи на выявление приспособлений.

Почему у зебры  расчленяющая окраска?

5. Задачи на наблюдательность.

Когда на уроке физкультуры вы выполняете команду «Положите руки на бедра!», в действительности на какие кости опираются ваши руки?

6. Задачи на выбор информации.

Выберите наиболее существенные  признаки характерные для …

7. Задачи на выявление противоречий.

Сумчатая куница зверь с сумкой. Противоречие: Ей сумка нужна, чтобы носить в ней детенышей, и не нужна, чтобы не мешала, когда детеныши подросли.

8. Задачи на постановку опытов.

Попробуйте кусочек хлеба на вкус. Проследите, как меняются ваши вкусовые ощущения?

Как воспринимается нами вкус пищи?

9. Задачи на объяснение результатов опыта.

Объясните результаты данного опыта. 

 Одним из способов мыслительной деятельности является игра. Любому человеку необходима игра, чтобы поддерживать в нормальном состоянии психику, обеспечить психологическую разрядку, что способствует активизации мышления,  это помогает преодолеть скованность и  неуверенность школьника.

Проведение на уроках дидактических игр позволяет включить в активную работу как хорошо подготовленных учащихся, так и слабо знающих материал.

1. “Третий лишний”.

На доске написаны несколько столбцов, в каждом из которых по три названия каких-либо организмов или явлений живой природы. Они сгруппированы по определенному признаку, но одно название в каждом столбце не имеет этого признака, поэтому является лишним.

2. “Продолжи ряд”.

Дана последовательность слов, относящихся к определенной теме, но в ней не хватает нескольких понятий, которые надо дописать.

Используя различные методики и технологии в тесном взаимодействии по развитию мышления у школьников, добиваюсь позитивных результатов.

Растет мотивация к изучению предмета:

- повышается интерес к изучению биологии;

- усилилась активность детей на уроках;

- наблюдается повышение интереса к исследовательской деятельности.