Полный текст статьи
Печать

Школа должна готовить ребенка к жизни, формировать активную жизненную позицию. Поэтому, на мой взгляд, каждый педагог, планируя свою деятельность, должен сделать выбор и четко ответить на вопрос: каким ему видится ребенок - человеком, который выполняет, не задумываясь, требования старших, или же думающей личностью, способной к принятию самостоятельных решений, отвечающей за свои поступки. Я - за ученика думающего, творческого, целеустремленного.  На мой взгляд, ученик думающий -  прежде всего ученик читающий, любящий родное слово, ищущий ответы на сложные жизненные вопросы в произведениях классической и современной литературы. Бурное развитие компьютерной техники, отсутствие традиций семейного чтения привели к тому, что читающих детей становится все меньше. Наметился спад читательского интереса. В связи с этим проблема формирования навыка осознанного чтения вышла на первый план в работе учителей начальной ступени школьного образования. До тех пор, пока ребенок не научится читать быстро, а главное - осмысленно, думать и сопереживать во время чтения, этот процесс не будет доставлять ему радости и удовольствия. Сформировать у учащихся навык осмысленного чтения помогает мне технология развития критического мышления. Технология является личностно-ориентированной, она открыта для решения широкого спектра задач в образовательной сфере: развития качеств гражданина общества, включенного в межкультурное взаимодействие, воспитания базовых навыков человека открытого информационного пространства.

Подробнее остановлюсь на самой технологии.

Первая стадия – вызов (побуждение), когда определяется тема урока, происходит актуализация имеющихся знаний по теме, выясняется, что дети уже знают об этом или думают, что хотят узнать, или что нужно узнать, и для чего это нужно знать. С этой целью используются разные приемы обучения, например составление кластера или ассоциации, в котором наглядно видна связь ключевого слова темы урока с другими понятиями или явлениями. Роль учителя на этом этапе невелика, дети должны чувствовать себя комфортно. У детей появляется интерес к предмету разговора. На стадии вызова у учащихся есть возможность, используя свои предыдущие знания, строить прогнозы, самостоятельно определить цели познавательной деятельности на данном уроке.

Вторая стадия – осмысление (поиск ответов), поиск ответов на вопросы, поставленные в начале урока. Ребенок больше работает самостоятельно, в парах или группах. Если что-то непонятно, то он может обратиться за помощью к учителю. Учащиеся получают возможность познакомиться с новой информацией, идеями или понятиями, связать их с уже имеющимися знаниями.

Третья стадия – размышление (рефлексия) – позволяет выяснить, насколько ребенок понял тему. Задаются как закрытые (выражающие одно мнение), так и открытые (выражающие несколько мнений) вопросы. Ответы должны быть по возможности полными и расширенными. Учащиеся осмысливают все то, что они изучали на уроке, выражают мысли и понятия через информацию, которую они получили.

Эти три стадии могут плавно переходить одна в другую, но они должны присутствовать на каждом уроке, так как это позволяет увидеть сложный мыслительный процесс.

Каждому этапу работы на уроке присущи собственные методические приемы и техники, направленные на выполнение задач этапа.

Представлю краткое описание методов и приёмов данной технологии

 

Название метода или приема

Описание

Стадия использования

«Мозговой штурм»

Цель использования:
1) выяснение того, что знают дети по теме;
2) набрасывание идей, предположений по теме;
3) активизация имеющихся знаний.

Вызов

«Корзина идей»

Это прием организации индивидуальной и групповой работы на начальной стадии урока, когда идет актуализация знаний и опыта. Этот прием позволяет выяснить все, что знают учащиеся по обсуждаемой теме урока. На доске прикрепляется значок корзины, в которую условно собирается то, что ученики знают об изучаемой теме.

Алгоритм работы:

1. Каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по теме (индивидуальная работа продолжается 1-2 минуты).

2. Обмен информацией в парах или группах.

3. Далее каждая группа называет какое-то одно сведение или факт, не повторяя ранее сказанного.

4. Все сведения кратко записываются в “корзине идей”, даже если они ошибочны.

5. Все ошибки исправляются по мере освоения новой информации.

Вызов

“Верные и неверные утверждения”

 

Этот прием может быть началом урока. Учитель предлагает ряд утверждений по определенной теме. Учащиеся выбирают “верные” утверждения, полагаясь на собственный опыт или интуицию. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.

Вызов

Рефлексия

«ИНСЕРТ»

Чтение текста с пометками:
   + я это знал,
   - я этого не знал,
   ! это меня удивило
   ? хотел бы узнать подробнее.
     Составление таблицы, выписываются основные положения из текста

+

-

 

?

 

 

 

 

 

Осмысление

«Ролевая игра»

Цель: заинтересовать учащихся, удивить, эффект неожиданности, постановка проблем. Инсценировка

Вызов

«Свободное письмо»

Аргументированное письмо. В течение нескольких минут учащиеся выражают собственные мысли по теме. Это может быть эссе. Обоснование выбора того или иного афоризма, пословицы в качестве основной мысли

Рефлексия

«СИНКВЕЙН»

Пятистишие:

Тема

- 2 прилагательных, описывающих тему
- 3 глагола, характеризующих действие
- фраза из 4 слов, содержит основную мысль
- синоним к теме.
В синквейне отражается суть понятия, не должно быть однокоренных слов, выразить типичные черты понятия.

Рефлексия

«Толстый и тонкий вопросы»

?– фактический ответ
? – обстоятельный ответ, развернутый.
Метод используется при организации взаимоопроса, опроса на уроке, парной и групповой работы.

Тонкие ?

Толстые?

Кто...? Что...?

Когда...? Может...?

Будет...? Могли...?

Как звать...?

Было ли...?

Согласны ли вы...?

Верно ли...?

Дайте три объяснения: почему?

Объясните: почему...?

Почему вы думаете...?

Почему вы считаете...?

В чем различие...?

Предположите: что будет, если...?

Что, если...?

 

Осмысление и рефлексия

Прогнозирование с помощью открытых вопросов

Чтение текста по частям и постановка открытых вопросов: что будет с героями дальше? Почему так думаете? Как выглядели герои? Опишите дальнейшие события и т.д.

Осмысление

«Кластер»- гроздь винограда

Карта мышления.
1. Работа с текстом: выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в виде грозди (тема и подтемы):

2. 1 этап – мозговой штурм (идеи)
     2 этап – систематизация, оформление в кластер
     3 этап – нахождение взаимосвязей между ветвями.
3. Составление ассоциаций по теме в виде кластера

Осмысление и рефлексия

Перепутанные логические цепи

Отрывки из текста, цитаты, события необходимо расположить в хронологическом порядке, составить логическую цепочку

Осмысление
Рефлексия

«Зигзаг»

1 этап - учащиеся делятся на группы, в группах рассчитываются на такое количество, сколько групп
2 этап – рассаживаются в группы экспертов /по номерам/, каждая группа получает определенное задание, в группе изучают, составляют опорные схемы
3 этап – возвращаются в домашние группы, по очереди рассказывают новый материал - взаимообучение

Осмысление

«ЗХУ»

Заполнение таблицы:

Знаю
(вызов)

Хочу узнать
(вызов)

Узнал
(реализация смысла или рефлексия)

Работа в паре: что я знаю о теме урока?

Формулирование целей

Соотношение старой и новой информации

На первом этапе учащиеся восстанавливают собственные знания по теме урока, записываю интересующие их вопросы в таблицу. На протяжении изучения темы заполняется третья колонка /ответы на поставленные вопросы, новая информация по теме/

Осмысление

   Взаимоопрос

Чтение текста в парах по одной части.
Роли ученика и учителя меняются.
Учащиеся ставят толстые и тонкие вопросы по прочитанному друг другу.
Вопросы записываются.
Лучшие вопросы задаются классу

Осмысление

Перекрестная дискуссия

По прочитанному тексту дается бинарный вопрос. Учащиеся работают в парах, выписывают аргументы в пользу каждой версии. Делятся на группы с противоположным мнением. Высказываются разные точки зрения, доказываются. Аргументы одной группы – контраргументы другой. Группы сидят в разных углах комнаты. Учащиеся могут менять свою точку зрения и переходить из группы в группу в течение дискуссии.

Осмысление

“Ключевые слова”

Выписываются из текста "ключевые слова", по которым можно придумать рассказ или расставить их в определенной последовательности, а затем, на стадии осмысления искать подтверждение своим предположениям, расширяя материал.

Осмысление

“Лови ошибку”

 

Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки.

Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки 2 уровней:

  • явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из их личного опыта и знаний;
  • скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал.

Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы. Затем изучают новый материал, после чего возвращаются к тексту и исправляют те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока.

Вызов

“Письмо по кругу”

 

Прием “Письмо по кругу” предполагает групповую форму работы. У каждого ученика должен быть лист бумаги. Детям нужно не только поразмышлять на заданную тему, но и согласовывать свое мнение с членами группы. Каждый член группы записывает несколько предложений на заданную тему, затем передает свой листок соседу. Получив листок, сосед продолжает его размышления. Листочки двигаются до тех пор, пока к каждому не вернется листок, в котором были написаны его первые предложения.

Осмысление

 

Вот примеры фрагментов уроков на стадии «Вызов»:

Урок литературного чтения К. Паустовский « Кот-ворюга» 

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

Вызов

-Прочитайте название рассказа.

-Можно ли узнать из названия, кто герой рассказа?

-Подберите однокоренные слова к слову вор.

-Какой оттенок у слова «ворюга»?

-Что же  должен сделать кот, чтобы его так называли?

Ваши предположения.

( работа в группах)

Предположения фиксируются в виде кластера.

-Прочитаем рассказ и проверим наши предположения.

1. Формируем умение извлекать информацию из названия.

2. Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Формируем  умение слушать и понимать других.

4. Формируем умение обобщать  и классифицировать по признакам.

5. Формируем умение работать в группе.

 

Урок литературного чтения Л. Кассиль « У классной доски» 

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

Вызов

- Почему война 1941-1945 гг. называется Великая Отечественная? (Потому, что люди защищали свое Отечество)

А как вы понимаете слово «Отечество»? (Это Родина, это страна, это дом, это город, это семья, это двор, это улица…)

-Правильно, ребята. Давайте порассуждаем: а какими качествами должен обладать народ, победивший фашизм? Внесем наши рассуждения  в «Корзину идей»(Предположения детей заносятся в таблицу.

 

Наши предположения

Быть смелым и отважным

Ничего не бояться

Совершить подвиг

Любить свою Родину

Думать о погибших товарищах

Защитить близких

 

-Молодцы, вы отлично справились. Только ли  в бою людям нужно было обладать такими качествами? (Нет, и жителям городов и деревень они были необходимы) А где находились герои нашего произведения? (В деревне)

Правильно, давайте понаблюдаем за действиями и поступками жителей этой деревни в победе при столкновении с фашистами в отрывке из  кинофильма Льва Кулешова «Юные партизаны»

Просмотр отрывка из кинофильма «Юные партизаны»

Воспроизведение фильма

 

1.Формируем умение находить ответы из содержания вопросов.

2.Формируем умение обобщать и классифицировать по признакам.

3. Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

4.Формируем умение извлекать информацию из  просмотра кинофильмов.

5.Гражданско-патриотическое воспитание.

 

 

 

Некоторые приёмы стадии «Осмысление»

Литературное чтение А.Чехов «Ванька».

Этапы урока

Ход урока

ФормированиеУУД

Осмысление

Приём таблица «ЗХУ»

З – что мы знаем

Х – что мы хотим узнать

У – что мы узнали, и что нам осталось узнать.

- Произведение «Ванька» написал А. П. Чехов;

- Это рассказ;

- Ванька писал письмо дедушке в деревню;

- Ванька жаловался на тяжёлый труд;

 

- Внешность, одежда, жесты, походка Ваньки.

- Обязанности Ваньки;

- Обстановка - интерьер;

- Поведение;

- Поступки;

 

 

 

 

1.Формируем умение извлекать информацию из текстов и иллюстраций.

2.Формируем умение представлять информацию в виде схемы.

3. Формируем умение выявлять сущность, особенности объектов.

4.Формируем умение

Оценивать поступки других  людей.

 

Урок литературного чтения Л. Кассиль « У классной доски»

 

Этапы урока

Ход урока

ФормированиеУУД

Осмысление

-Какие события происходят в отрывке? (Разговор немцев с ребятами) Почему именно к детям обратились немцы?

Чего же на самом деле хотели от ребят фашисты? Кто такие партизаны?

Как вели себя немцы? ( Жестоко, грубо…); Дети? (Мужественно, смело…); Учительница (Отважно, невозмутимо, спокойно); Костя? (Мужественно и смело, взял весь удар на себя…). Какой момент вам показался самым напряжённым?

По ходу рассуждений учителем заполняется таблица

Учительница Ксения Андреевна

 

Была смелой и отважной

 

Костя Рожков

 

Совершил подвиг

 

Одноклассники

(Сеня Пичугин, Шура Капустина)

 

 

Ничего не боялись

Сплотились в момент опасности

 

Давайте посмотрим, обладают ли наши герои теми качествами, которыми должны обладать победители? (Сравниваем «в тылу» и «на фронте»)
-Мы продолжаем знакомство с произведением Л.Кассиля. Воспользуемся приемом «Чтение с остановками».

Нужно будет прочитать отрывок и составить 1-2 вопроса по содержанию. Произведение большое, поэтому разделим его на части, а сами разделимся на группы. Итак: 1 группа-1 отрывок, 2 группа-2 отрывок, 3 группа-3 отрывок.

После прочтения группы ( по очереди) выходят к доске и задают вопросы, а мы обсуждаем: был ли ответ полным и развернутым.

 

 

1.Формируем умение извлекать информацию из текста.

2. Формируем умение выявлять сущность, особенности объектов.

3.Формируем умение на основе анализа объектов делать выводы.

4.Формируем умение обобщать и классифицировать.

5.Формируем умение слушать и понимать других.

6.Формируем умение строить речевое высказывание.

7.Формируем умение работать в группе.

8.Гражданско-патриотическое воспитание.

Некоторые приёмы стадии «Рефлексия»:

В. Драгунский « Тайное всегда становится явным» 

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

Рефлексия

– А теперь подумайте над следующими вопросами: какие выводы вы сделаете для себя, чему научил вас этот рассказ? Но не торопитесь на них отвечать, прочитайте текст сами, поразмышляйте, обсудите ответ с друзьями, затем выскажите свое мнение.

– Дома вы подготовите  пересказ. Что нужно для того чтобы справиться с этим заданием?
– Конечно, нам нужно будет составить план.. Составление плана рассказа (работа в группах)– Расставьте по порядку предложенные пункты плана, опираясь на текст произведения.

                                      План.

  1.  Денис раздумывает над   словами мамы.
  2.  Завтрак.
  3.  Предложение мамы.
  4.  Мучения с кашей и избавление от нее.

 

1.Формирование умения оформлять свои мысли в устной форме.

2.Формируем умение прогнозировать предстоящую работу(работать с планом).

3.Формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

4.Формируем умение высказывать свое отношение к героям, выражать свои эмоции.

 

Урок литературного чтения К. Паустовский « Кот-ворюга» 

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

Рефлексия

-Какая основная мысль рассказа?

-Какие формулировки наиболее точные ?

1 .Человек должен любить животных и заботиться о них.

2.  «Собака бывает кусачей только от жизни собачей» (Ю. Мориц.)

3. «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил»(А де Сент-Экзюпери)

-Может кто-то предложит свое название?

-Вернемся к кластеру. У какой группы были самые точные предположения?

-Дома напишите эссе на тему «Что такое доброта?»

 

1.Формируем умение на основе анализа объектов ,делать выводы.

2.Формируем умение строить речевое высказывание.

3.Формируем умение высказывать свое отношение к героям, выражать свои эмоции.

4.Формируем умение оформлять свои мысли в письменной форме.

5.Воспитание нравственного чувства, доброты.

Критическое мышление – это здоровое сомнение в чём-то. Передо мной стоит задача – работать на конечный результат, учить детей, чтобы ребёнок умел найти главное. Авторы говорят, и я с ними согласна, что мы даём ребёнку не рыбу, а удочку, т.е. что он сам «поймает». «Каждый получает ровно столько, сколько вкладывает сам». В изменяющемся мире для учащихся необходимо уметь анализировать информацию и решать, что является главным, уметь выразить своё отношение к новым идеям и знаниям, давать понятие чему-то новому, отвергать неуместную и ненужную информацию.

Ценность данной технологии и в том, что она учит детей слушать и слышать, развивает речь, даёт возможность общения, активизирует мыслительную деятельность, познавательный интерес, побуждает детей к действию, поэтому работают все. Уходит страх, повышается ответственность ученика за свой ответ, учитель и учащиеся вместе участвуют в добывании знаний.

Таким образом, учащиеся, мыслящие критически, вовлеченные в активный процесс систематической работы, думающие о своих знаниях, способны утвердить себя и правильно осознать себя в окружающем их мире.