Школа должна готовить ребенка к жизни, формировать активную жизненную позицию. Поэтому, на мой взгляд, каждый педагог, планируя свою деятельность, должен сделать выбор и четко ответить на вопрос: каким ему видится ребенок - человеком, который выполняет, не задумываясь, требования старших, или же думающей личностью, способной к принятию самостоятельных решений, отвечающей за свои поступки. Я - за ученика думающего, творческого, целеустремленного. На мой взгляд, ученик думающий - прежде всего ученик читающий, любящий родное слово, ищущий ответы на сложные жизненные вопросы в произведениях классической и современной литературы. Бурное развитие компьютерной техники, отсутствие традиций семейного чтения привели к тому, что читающих детей становится все меньше. Наметился спад читательского интереса. В связи с этим проблема формирования навыка осознанного чтения вышла на первый план в работе учителей начальной ступени школьного образования. До тех пор, пока ребенок не научится читать быстро, а главное - осмысленно, думать и сопереживать во время чтения, этот процесс не будет доставлять ему радости и удовольствия. Сформировать у учащихся навык осмысленного чтения помогает мне технология развития критического мышления. Технология является личностно-ориентированной, она открыта для решения широкого спектра задач в образовательной сфере: развития качеств гражданина общества, включенного в межкультурное взаимодействие, воспитания базовых навыков человека открытого информационного пространства.
Подробнее остановлюсь на самой технологии.
Первая стадия – вызов (побуждение), когда определяется тема урока, происходит актуализация имеющихся знаний по теме, выясняется, что дети уже знают об этом или думают, что хотят узнать, или что нужно узнать, и для чего это нужно знать. С этой целью используются разные приемы обучения, например составление кластера или ассоциации, в котором наглядно видна связь ключевого слова темы урока с другими понятиями или явлениями. Роль учителя на этом этапе невелика, дети должны чувствовать себя комфортно. У детей появляется интерес к предмету разговора. На стадии вызова у учащихся есть возможность, используя свои предыдущие знания, строить прогнозы, самостоятельно определить цели познавательной деятельности на данном уроке.
Вторая стадия – осмысление (поиск ответов), поиск ответов на вопросы, поставленные в начале урока. Ребенок больше работает самостоятельно, в парах или группах. Если что-то непонятно, то он может обратиться за помощью к учителю. Учащиеся получают возможность познакомиться с новой информацией, идеями или понятиями, связать их с уже имеющимися знаниями.
Третья стадия – размышление (рефлексия) – позволяет выяснить, насколько ребенок понял тему. Задаются как закрытые (выражающие одно мнение), так и открытые (выражающие несколько мнений) вопросы. Ответы должны быть по возможности полными и расширенными. Учащиеся осмысливают все то, что они изучали на уроке, выражают мысли и понятия через информацию, которую они получили.
Эти три стадии могут плавно переходить одна в другую, но они должны присутствовать на каждом уроке, так как это позволяет увидеть сложный мыслительный процесс.
Каждому этапу работы на уроке присущи собственные методические приемы и техники, направленные на выполнение задач этапа.
Представлю краткое описание методов и приёмов данной технологии
Название метода или приема |
Описание |
Стадия использования |
||||||||
«Мозговой штурм» |
Цель использования: |
Вызов |
||||||||
«Корзина идей» |
Это прием организации индивидуальной и групповой работы на начальной стадии урока, когда идет актуализация знаний и опыта. Этот прием позволяет выяснить все, что знают учащиеся по обсуждаемой теме урока. На доске прикрепляется значок корзины, в которую условно собирается то, что ученики знают об изучаемой теме. Алгоритм работы: 1. Каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по теме (индивидуальная работа продолжается 1-2 минуты). 2. Обмен информацией в парах или группах. 3. Далее каждая группа называет какое-то одно сведение или факт, не повторяя ранее сказанного. 4. Все сведения кратко записываются в “корзине идей”, даже если они ошибочны. 5. Все ошибки исправляются по мере освоения новой информации. |
Вызов |
||||||||
“Верные и неверные утверждения”
|
Этот прием может быть началом урока. Учитель предлагает ряд утверждений по определенной теме. Учащиеся выбирают “верные” утверждения, полагаясь на собственный опыт или интуицию. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными. |
Вызов Рефлексия |
||||||||
«ИНСЕРТ» |
Чтение текста с пометками:
|
Осмысление |
||||||||
«Ролевая игра» |
Цель: заинтересовать учащихся, удивить, эффект неожиданности, постановка проблем. Инсценировка |
Вызов |
||||||||
«Свободное письмо» |
Аргументированное письмо. В течение нескольких минут учащиеся выражают собственные мысли по теме. Это может быть эссе. Обоснование выбора того или иного афоризма, пословицы в качестве основной мысли |
Рефлексия |
||||||||
«СИНКВЕЙН» |
Пятистишие: Тема - 2 прилагательных, описывающих тему |
Рефлексия |
||||||||
«Толстый и тонкий вопросы» |
?– фактический ответ
|
Осмысление и рефлексия |
||||||||
Прогнозирование с помощью открытых вопросов |
Чтение текста по частям и постановка открытых вопросов: что будет с героями дальше? Почему так думаете? Как выглядели герои? Опишите дальнейшие события и т.д. |
Осмысление |
||||||||
«Кластер»- гроздь винограда |
Карта мышления. 2. 1 этап – мозговой штурм (идеи) |
Осмысление и рефлексия |
||||||||
Перепутанные логические цепи |
Отрывки из текста, цитаты, события необходимо расположить в хронологическом порядке, составить логическую цепочку |
Осмысление |
||||||||
«Зигзаг» |
1 этап - учащиеся делятся на группы, в группах рассчитываются на такое количество, сколько групп |
Осмысление |
||||||||
«ЗХУ» |
Заполнение таблицы:
На первом этапе учащиеся восстанавливают собственные знания по теме урока, записываю интересующие их вопросы в таблицу. На протяжении изучения темы заполняется третья колонка /ответы на поставленные вопросы, новая информация по теме/ |
Осмысление |
||||||||
Взаимоопрос |
Чтение текста в парах по одной части. |
Осмысление |
||||||||
Перекрестная дискуссия |
По прочитанному тексту дается бинарный вопрос. Учащиеся работают в парах, выписывают аргументы в пользу каждой версии. Делятся на группы с противоположным мнением. Высказываются разные точки зрения, доказываются. Аргументы одной группы – контраргументы другой. Группы сидят в разных углах комнаты. Учащиеся могут менять свою точку зрения и переходить из группы в группу в течение дискуссии. |
Осмысление |
||||||||
“Ключевые слова” |
Выписываются из текста "ключевые слова", по которым можно придумать рассказ или расставить их в определенной последовательности, а затем, на стадии осмысления искать подтверждение своим предположениям, расширяя материал. |
Осмысление |
||||||||
“Лови ошибку”
|
Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки. Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки 2 уровней:
Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы. Затем изучают новый материал, после чего возвращаются к тексту и исправляют те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока. |
Вызов |
||||||||
“Письмо по кругу”
|
Прием “Письмо по кругу” предполагает групповую форму работы. У каждого ученика должен быть лист бумаги. Детям нужно не только поразмышлять на заданную тему, но и согласовывать свое мнение с членами группы. Каждый член группы записывает несколько предложений на заданную тему, затем передает свой листок соседу. Получив листок, сосед продолжает его размышления. Листочки двигаются до тех пор, пока к каждому не вернется листок, в котором были написаны его первые предложения. |
Осмысление |
Вот примеры фрагментов уроков на стадии «Вызов»:
Урок литературного чтения К. Паустовский « Кот-ворюга»
Этапы урока |
Ход урока |
Формирование УУД |
Вызов |
-Прочитайте название рассказа. -Можно ли узнать из названия, кто герой рассказа? -Подберите однокоренные слова к слову вор. -Какой оттенок у слова «ворюга»? -Что же должен сделать кот, чтобы его так называли? Ваши предположения. ( работа в группах) Предположения фиксируются в виде кластера. -Прочитаем рассказ и проверим наши предположения. |
1. Формируем умение извлекать информацию из названия. 2. Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Формируем умение слушать и понимать других. 4. Формируем умение обобщать и классифицировать по признакам. 5. Формируем умение работать в группе. |
Урок литературного чтения Л. Кассиль « У классной доски»
Этапы урока |
Ход урока |
Формирование УУД |
|||||||
Вызов |
- Почему война 1941-1945 гг. называется Великая Отечественная? (Потому, что люди защищали свое Отечество) А как вы понимаете слово «Отечество»? (Это Родина, это страна, это дом, это город, это семья, это двор, это улица…) -Правильно, ребята. Давайте порассуждаем: а какими качествами должен обладать народ, победивший фашизм? Внесем наши рассуждения в «Корзину идей»(Предположения детей заносятся в таблицу.
-Молодцы, вы отлично справились. Только ли в бою людям нужно было обладать такими качествами? (Нет, и жителям городов и деревень они были необходимы) А где находились герои нашего произведения? (В деревне) Правильно, давайте понаблюдаем за действиями и поступками жителей этой деревни в победе при столкновении с фашистами в отрывке из кинофильма Льва Кулешова «Юные партизаны» Просмотр отрывка из кинофильма «Юные партизаны» Воспроизведение фильма |
1.Формируем умение находить ответы из содержания вопросов. 2.Формируем умение обобщать и классифицировать по признакам. 3. Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 4.Формируем умение извлекать информацию из просмотра кинофильмов. 5.Гражданско-патриотическое воспитание.
|
Некоторые приёмы стадии «Осмысление»
Литературное чтение А.Чехов «Ванька».
Этапы урока |
Ход урока |
ФормированиеУУД |
||||||
Осмысление |
Приём таблица «ЗХУ»
|
1.Формируем умение извлекать информацию из текстов и иллюстраций. 2.Формируем умение представлять информацию в виде схемы. 3. Формируем умение выявлять сущность, особенности объектов. 4.Формируем умение Оценивать поступки других людей. |
Урок литературного чтения Л. Кассиль « У классной доски»
Этапы урока |
Ход урока |
ФормированиеУУД |
||||||
Осмысление |
-Какие события происходят в отрывке? (Разговор немцев с ребятами) Почему именно к детям обратились немцы? Чего же на самом деле хотели от ребят фашисты? Кто такие партизаны? Как вели себя немцы? ( Жестоко, грубо…); Дети? (Мужественно, смело…); Учительница (Отважно, невозмутимо, спокойно); Костя? (Мужественно и смело, взял весь удар на себя…). Какой момент вам показался самым напряжённым? По ходу рассуждений учителем заполняется таблица
Давайте посмотрим, обладают ли наши герои теми качествами, которыми должны обладать победители? (Сравниваем «в тылу» и «на фронте») Нужно будет прочитать отрывок и составить 1-2 вопроса по содержанию. Произведение большое, поэтому разделим его на части, а сами разделимся на группы. Итак: 1 группа-1 отрывок, 2 группа-2 отрывок, 3 группа-3 отрывок. После прочтения группы ( по очереди) выходят к доске и задают вопросы, а мы обсуждаем: был ли ответ полным и развернутым.
|
1.Формируем умение извлекать информацию из текста. 2. Формируем умение выявлять сущность, особенности объектов. 3.Формируем умение на основе анализа объектов делать выводы. 4.Формируем умение обобщать и классифицировать. 5.Формируем умение слушать и понимать других. 6.Формируем умение строить речевое высказывание. 7.Формируем умение работать в группе. 8.Гражданско-патриотическое воспитание. |
Некоторые приёмы стадии «Рефлексия»:
В. Драгунский « Тайное всегда становится явным»
Этапы урока |
Ход урока |
Формирование УУД |
Рефлексия |
– А теперь подумайте над следующими вопросами: какие выводы вы сделаете для себя, чему научил вас этот рассказ? Но не торопитесь на них отвечать, прочитайте текст сами, поразмышляйте, обсудите ответ с друзьями, затем выскажите свое мнение. – Дома вы подготовите пересказ. Что нужно для того чтобы справиться с этим заданием? План.
|
1.Формирование умения оформлять свои мысли в устной форме. 2.Формируем умение прогнозировать предстоящую работу(работать с планом). 3.Формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. 4.Формируем умение высказывать свое отношение к героям, выражать свои эмоции. |
Урок литературного чтения К. Паустовский « Кот-ворюга»
Этапы урока |
Ход урока |
Формирование УУД |
Рефлексия |
-Какая основная мысль рассказа? -Какие формулировки наиболее точные ? 1 .Человек должен любить животных и заботиться о них. 2. «Собака бывает кусачей только от жизни собачей» (Ю. Мориц.) 3. «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил»(А де Сент-Экзюпери) -Может кто-то предложит свое название? -Вернемся к кластеру. У какой группы были самые точные предположения? -Дома напишите эссе на тему «Что такое доброта?»
|
1.Формируем умение на основе анализа объектов ,делать выводы. 2.Формируем умение строить речевое высказывание. 3.Формируем умение высказывать свое отношение к героям, выражать свои эмоции. 4.Формируем умение оформлять свои мысли в письменной форме. 5.Воспитание нравственного чувства, доброты. |
Критическое мышление – это здоровое сомнение в чём-то. Передо мной стоит задача – работать на конечный результат, учить детей, чтобы ребёнок умел найти главное. Авторы говорят, и я с ними согласна, что мы даём ребёнку не рыбу, а удочку, т.е. что он сам «поймает». «Каждый получает ровно столько, сколько вкладывает сам». В изменяющемся мире для учащихся необходимо уметь анализировать информацию и решать, что является главным, уметь выразить своё отношение к новым идеям и знаниям, давать понятие чему-то новому, отвергать неуместную и ненужную информацию.
Ценность данной технологии и в том, что она учит детей слушать и слышать, развивает речь, даёт возможность общения, активизирует мыслительную деятельность, познавательный интерес, побуждает детей к действию, поэтому работают все. Уходит страх, повышается ответственность ученика за свой ответ, учитель и учащиеся вместе участвуют в добывании знаний.
Таким образом, учащиеся, мыслящие критически, вовлеченные в активный процесс систематической работы, думающие о своих знаниях, способны утвердить себя и правильно осознать себя в окружающем их мире.