Каждые десять лет объём информации в мире удваивается, поэтому знания, полученные людьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться становятся сегодня всё более востребованными. Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения поставил на первое место в качестве главных результатов образования не предметные, а метапредметные универсальные учебные действия. Универсальные учебные действия (УУД) – это действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. Новые стандарты предполагают, что обучение будет направлено на овладение школьниками универсальными учебными действиями (личностными, регулятивными, познавательными, коммуникативными) в системе деятельностного подхода.
Особое место среди универсальных учебных действий занимают личностные УУД. Ониобеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях:
• личностное, жизненное самоопределение;
• действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, какое значение, смысл имеет для него учение, и уметь находить ответ на него;
• действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор. Ребенок начинает понимать и осознавать «Что такое хорошо и что такое плохо»; эмоционально оценивает события.
Формирование личностных универсальных действий должно реализоваться путём развития у школьника задач самоопределения: «Я знаю...»; «Я умею...»; «Я создаю...»; «Я стремлюсь...».
Еще одним направлением в личностном определении является действие, связанное с формированием идентичности личности. Внутренняя позиция ученика – одно из проявлений идентичности, принятие роли ученика, представление о семейной роли, о социальной роли и принятие этих ролей. В формировании социальной идентичности (роли сына, дочери, внука, брата и сестры) большое влияние оказывает семья. В становлении же этнической, гражданской идентичность большую роль играют уроки истории и обществознания. Безусловно, все составляющие должны формироваться в деятельностном режиме, с помощью интерактивных методов обучения, с опорой на современное информационное пространство. Руководствуясь этой идеей, я во многом пересмотрела подходы к выбору средств обучения. Настоящей находкой для меня стала идея использования на уроке проблемных и ситуационных (компетентностных) задач, в основе которых находится проблемная (конфликтная) жизненная ситуация, близкая интересам учащихся. Возможны задачи двух типов:
1) в основе задачи – проблемный вопрос, который должны сформулировать учащиеся на основе анализа предложенной ситуации, а для ответа на этот вопрос учащиеся должны будут применить предметные знания (знание законов, фактов, документов);
2) задача, предлагающая ученикам определенную роль в разрешении указанной ситуации.
Например, на уроке обществознания в 9 классе предлагаю ученикам следующую ситуацию: «В отдел социальной защиты одного из районов города Кургана обратились жильцы дома, которые просят принять меры в отношении своих соседей.
Супруги, имеющие троих детей (двое – несовершеннолетние), злоупотребляют алкоголем, являются безработными. Деньги, которые зарабатывает старшая 18-летняя дочь, отбирают родители.
Вопросы:
1. Определите основную проблему и сопутствующие социальные проблемы.
2. Какую законодательную базу используют специалисты социальной службы в
данном случае?
3. Какие учреждения должны быть задействованы в решении этой
проблемы?
4. Предложите Ваш вариант оказания помощи семье специалистом
социальной службы
Или на уроке обществознания в 7 классе предлагаю ученикам следующую ситуацию:
При выращивании сельскохозяйственных культур рабочие агрофирмы обрабатывали поля и сады различными препаратами: пестицидами и гербицидами. Агрофирма получала высокие урожаи, а следовательно, и прибыль. Начальник отдела кадров агрофирмы доложил директору, что в последнее время стало меньше людей, которые хотят работать в их агрофирме. Рабочие опасаются, что им придется работать с различными вредными препаратами: пестицидами и гербицидами. После этого многие рабочие чувствуют недомогание, а некоторые даже не выходят на работу. Этот факт очень огорчил директора.
Вопросы:
1.Определите основную проблему данной ситуации.
2. Что может помочь рабочим агрофирмы?
3. Предложите ваш вариант оказания помощи?
Специфика таких задач заключается в том, что они носят ярко выраженный практико-ориентированный характер, обучающиеся оказываются в различных социальных ролях, погружаются в жизненную ситуацию и решают вполне реальную жизненную проблему. Так сложный для восприятия материал легче усваивается детьми, потому что становится для них жизненно важным.
При решении ситуационных задач определяется личная позиция школьников по сложным социальным проблемам, а кроме того, ученики учатся отстаивать ее. Внедрение в практику проблемных и ситуационных задач актуально еще и потому, что формируемые при их решении компетенции становятся всё более востребованы на экзаменах в рамках государственной итоговой аттестации, например, при выполнении заданий части «С» для учеников 11-го класса, при выполнении заданий к текстам и решении задач выпускниками 9-го класса.
Формирование гражданской идентичности – это прежде всего сфера личностного развития ребенка, воспитание в нем активной жизненной позиции, ответственности за свои действия, умения соотносить свои интересы с интересами окружающих. Помогает мне в этом и на уроках, и во внеурочной деятельности метод проектов. Дети учатся критически мыслить, самостоятельно ставить перед собой цели и искать пути их достижения, работать в группах, прислушиваться к мнению товарищей, распределять роли и обязанности в микроколлективе. Так, например, при изучении темы «Деятельность в социально - гуманитарной сфере и профессиональный выбор» предлагаю ученикам выполнить проекты на тему: «Основные профессии социально-гуманитарного профиля».
Блок «Смыслообразование» связан со смыслами учебной деятельности. Смысл и мотивы учения играют решающую роль в формировании мировоззрения ученика. Моя задача на уроках истории - максимально приблизить изучаемый материал к реалиям современной жизни, показать, что ответы на злободневные вопросы современности нужно искать в прошлом. Например, в недавнем прошлом были все шокированы опросом корреспондентов телеканала «Дождь»: Может, мы зря победили фашизм? Предлагаю ученикам высказать свою позицию по данной проблеме, почувствовать необходимость в получении знаний для аргументированного ответа. Причём нужно заметить, что наша пытливая молодёжь доверяет не всякой информации, и для решения этой проблемы я предлагаю обратиться к первоисточнику, то есть к историческим документам.
Директива «О будущем города Петербурга»
...Фюрер решил стереть город Петербург с лица земли. После поражения советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого населённого пункта. Финляндия также заявила о своей незаинтересованности в дальнейшем существовании города непосредственно у её новой границы.
Предложено тесно блокировать город и путём обстрела артиллерией всех калибров и непрерывной бомбёжки с воздуха сравнять его с землёй, если вследствие создавшегося в городе положения будут заявлены просьбы о сдаче, они будут отвергнуты (подчёркнуто - авт.). В этой войне мы не заинтересованы в сохранении даже части населения этого большого города».
Ставка фюрера
9.091941 г.
Из книги Йорга Ганценмюллера «Блокадный Ленинград» (Ganzenmüler Jorg. Das belagarte Leningrad 1941-1944. - Paderborn, München, Wien, Zürich. – 2005) S. 35
Известно высказывание Гитлера по поводу требований, прежде всего моряков, сохранить город как гавань. В апреле 1942 г. в одной из своих ежедневных бесед он заявил, что ленинградские верфи и гавани при переходе их в руки Германии «придут в упадок... Ибо в Восточном море (Балтийском море) может быть только один господин. И поэтому раз навсегда необходимо заботиться о том, чтобы ни одной большой гавани на периферии нашего рейха не должно остаться... Мы ни в коем случае не нуждаемся в замерзающих на полгода ленинградских гаванях…«Гнездо заразы — Петербург, из которого столь долго изливался яд в Балтийское море, — говорил он, — должен исчезнуть с лица земли».
Из дневника генерал-полковника вермахта Ф.Гальдера (запись от 8.07.1941г.)
«Непоколебимо решение фюрера сравнять Москву и Ленинград с землёй, чтобы полностью избавиться от населения этих городов, которые в противном случае мы будем кормить в течение зимы. Задачу уничтожения городов должна выполнить авиация. Для этого не следует использовать танки».
В данных документах чётко говорится о том, что бы было с нами, если бы мы не победили фашизм!
Мотивационный этап позволяет достигнуть эффекта быстрого включения учащихся в учебно-познавательную деятельность. Мотивация - процесс, в результате которого определенная деятельность приобретает для индивида известный личностный смысл, превращает внешне заданные цели во внутренние потребности личности.
Например, на первом вводном уроке истории предлагаю ученикам видеофрагмент «Зачем изучать историю», где такие же школьники рассуждают о значимости истории в их жизни.
Предлагаю высказать свою точку зрения, оценив высказывания известных мыслителей о значимости истории как науки.
Например, высказывание Цицерона: «История — свидетель прошлого, свет истины, живая память, учитель жизни, вестник старины».
В заключение ещё раз убеждаю детей учить историю, без ее знания не будет и жизни народа.
На уроках обществознания стараюсь в соответствии с содержанием темы подобрать такую жизненную ситуацию, разрешение которой было бы необходимым для учащихся в будущем. Так, при изучении темы “Роль образования в жизни человека” рассказываю случай из жизни: “Я недавно разговаривала со своей выпускницей, которая получает второе высшее образование. Она отметила, что учиться в вузе второй раз гораздо легче, чем в первый, и что для этого не нужно особого таланта. А как вы думаете: нужен ли талант для изучения истории или обучения в вузе?”
Беседы о школе, успехи в учебе или внеклассных мероприятиях, широкое применение ИКТ в решении образовательных задач тоже способствуют смыслообразованию учебной деятельности.
Блок «Нравственно-этическое оценивание» – линия нравственного развития компетентной личности. Личностные УУД обеспечивают развитие способности соотносить свои поступки с общепринятыми этическими и моральными нормами, способности оценивать свое поведения и поступки, понимание моральных норм: взаимопомощи, правдивости, честности, ответственности, установки на здоровый и безопасный образ жизни, в том числе и в информационной деятельности.
На своих уроках я применяю тексты художественных произведений, которые несут духовно-нравственный смысл. Художественная литература, используемая в преподавании истории, может быть разделена на две группы: литературные памятники изучаемой эпохи и историческую беллетристику. К литературным памятникам мы относим произведения, созданные в ту эпоху, которую мы изучаем, написанные современниками описываемых явлений и событий. Произведения этой группы являются своеобразными документами эпохи и служат для исторической науки одним из источников знаний о прошлом. Они приобретают нравственную ценность, поскольку являются актуальными и по сегодняшний день. Например, на уроке истории в 6 классе я предлагаю работу над «Поучением» Владимира Мономаха (по Лаврентьевскому списку ПВЛ, 1097 г.).
Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев. В дому своем не ленитесь, но за всем сами наблюдайте; не полагайтесь на тиуна или на отрока, чтобы не посмеялись приходящие к вам ни над домом вашим, ни над обедом вашим. На войну выйдя, не ленитесь, не полагайтесь на воевод; ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью;
Лжи остерегайтеся, и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибает и тело. Куда бы вы ни держали путь по своим землям, не давайте отрокам причинять вред ни своим, ни чужим, ни селам, ни посевам, чтобы не стали проклинать вас. Куда же пойдете и где остановитесь, напоите и накормите нищего, более же всего чтите гостя, откуда бы к вам ни пришел, простолюдин ли, или знатный, или посол.
Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны. Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите. Жену свою любите, но не давайте им власти над собой. А вот вам и основа всему: страх Божий имейте превыше всего. <...>
Что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь – как отец мой, дома сидя, знал пять языков, оттого и честь от других стран.
Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее, прежде всего к церкви: пусть не застанет вас солнце в постели. Так поступал отец мой блаженный и все добрые мужи совершенные…
Вопросы: 1)Выберите наиболее значимые для вас наставления Владимира Мономаха. 2. Какие из них кажутся вам актуальными и сегодня?
В 7 классе читаем литературный памятник «Юности честное зерцало». Русский царь Пётр I сам принимал участие в составлении первого пособия для обучения и воспитания детей дворян. Я прошу учеников стать переводчиками со старорусского на современный язык, предлагая прочитать правило из этого сборника и дать его современное толкование.
Детям в группы выдаются выдержки из сборника "Юности честное зерцало":
“Переводчики” №1.
… У родителей речей перебивать не надлежит, не следует им прекословить… но ожидать, пока они выговорят…
“Переводчики” №2.
…Отрок должен быть весьма учтив и вежлив как в словах, так и в делах: на руку не дерзок и не драчлив…
“Переводчики” №3.
… Кашлять и подобные такие грубые действия в лице другого не чини, но всегда либо рукой закрой, или, отворотя рот в сторону, полотенцем прикрой, чтоб никого не коснуться…
“Переводчики” №4.
….Молодой отрок должен быть бодр, трудолюбив, прилежен и беспокоен, подобно как в часах маятник…
Вопрос:
- Как вы полагаете, можно ли рекомендовать эти правила поведения, общения в современном обществе?
Существует много способов формирования личностных универсальных учебных действий. Самое главное - понять, что смысл нового образовательного подхода состоит не в строгом следовании алгоритму тех или иных приемов, а в свободном творчестве учителя и учеников.