Данная методическая разработка опубликована на средства гранта министерства образования и науки Российской Федерации по итогам конкурса ФЦПРО – 2.3-08-4 «Разработка, апробация, внедрение новых элементов содержания образования и систем воспитания, новых педагогических технологий при реализации образовательных программ начального общего образования».
Тип урока: открытие нового знания
Дидактическая цель: восприятие, осознание, осмысление и закрепление блока новой учебной информации по теме «Изменение глаголов по временам» средствами технологии развивающего обучения Л.В.Занкова.
Образовательная: формирование у учащихся способа правильного определения времени глагола, умения применять эти знания при выполнении различных заданий и дополнения карты памяти (кластера) по теме «Глагол».
Развивающая: отработка умения рефлексировать свою деятельность, развитие речи учащихся, творческих способностей, обоснования своих предположений при выведении нового способа действия, умения обобщать и систематизировать информацию, грамотно выражать свои мысли в устной и письменной форме, применяя изученную терминологию, оценивание своей деятельности и полученных результатов.
Воспитательная: воспитание культуры общения, пробуждение интереса к процессу познания, формирование толерантности при работе в паре, группе, повышение речевой культуры.
Планируемые результаты:
Предметные:
определять время глагола по отношению к «моменту речи», изменять глагол по временам.
Личностные:
проводить рефлексивный анализ собственной учебной деятельности, выявлять проблемы учебной деятельности, ответственно относится к учению.
Метапредметные:
Познавательные:
- замечать проблему и формулировать её;
- намечать способы решения проблемы;
- понимать знаковую модель;
- анализировать, обобщать и систематизировать;
- наблюдать и самостоятельно делать простые выводы.
Регулятивные:
- определять цель учебной деятельности с помощью учителя;
- анализировать достижения цели и задач, обнаруживать отклонения, осознавать качество и уровень усвоения учебного материала;
- следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающем стандартные учебные действия;
- осуществлять самопроверку работ;
- корректировать выполнение задания;
- оценивать выполнение своего задания по следующим параметрам: легко или трудно
- выполнять, в чем сложность выполнения;
- самостоятельно организовывать свое рабочее место, контролировать свои действия.
Коммуникативные:
- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, реагировать на реплики, задавать вопросы, высказывать свою точку зрения;
- выслушивать партнера, договариваться и приходить к общему решению, работая в паре.участвовать в диалоге; слушать и понимать других, реагировать на реплики, задавать вопросы, высказывать свою точку зрения;
- выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);
- соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения.
Методы обучения: частично-поисковый, исследовательский, моделирование.
Формы организации познавательной деятельности: парная, групповая, фронтальная, индивидуальная.
Ресурсы/ оборудование:
- Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М., 2007.
- Дидактический и раздаточный материал.
- Индивидуальные карточки для учащихся.
- Кластер по теме «Глагол».
- Лесенка успеха.
- Ноутбук, проектор, интерактивная доска.
Ход урока
Названия этапов урока / занятия |
Формируемые УУД |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формы работы |
1. Организационный момент |
Регулятивные самостоятельно организовывать свое рабочее место, контролировать свои действия. |
Организует учащихся на работу. |
Настраиваются на учебную деятельность. |
Фронтальная |
2. Актуализация знаний |
Познавательные анализировать, обобщать и систематизировать; понимать знаковую модель Личностные ответственное отношение к учению. Регулятивные оценивать выполнение своего задания Коммуникативные соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения. |
1) Проводит фронтальную работу. Предлагает подобрать к глаголам, существительные, называющие профессию.
2) Предлагает прочитать слова на доске и сформулировать возможные варианты заданий с ними. Дуть, писать, играть, время, светит, таял. 3) Актуализирует знания по теме «Глагол», демонстрируя кластер (составленный на предыдущих уроках). 4) Просит проанализировать кластер и предлагает сформулировать варианты его дополнения.
5) Организует работу с лентой времени, с целью уточнить понятие «времени» относительно событий, происходящих в момент речи (до, после). Организует работу с толковым словарём С.И. Ожегова 6) Предлагает сформулировать вывод |
1) Устно дополняют по смыслу пару «глагол – существительное». Назови, кто это делает?
2) Читают слова. Предлагают возможные варианты работы со словами. Определяют «лишнее» слово по заданному признаку.
3) Восстанавливают знания по теме «Глагол», опираясь на кластер.
4) Анализируют части кластера, формулируют варианты дополнения кластера новыми разделами.
5) Дают определение времени, опираясь на личный опыт, толковый словарь С.И. Ожегова и с помощью ленты времени.
|
Совместная мыследеятельность |
3. Целеполагание. Мотивация. |
Регулятивные определять цель учебной деятельности с помощью учителя. Познавательные замечать проблему и формулировать её, намечать способы решения проблемы. |
С опорой на главное понятие «время» просит сформулировать тему и цель урока. Мотивирует учащихся на осознанную активную деятельность. |
Формулируют тему и цель урока. Уточняют в кластере место для новых знаний. |
Фронтальная |
4. Открытие нового знания |
Познавательные наблюдать и самостоятельно делать простые выводы. Регулятивные следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающем стандартные учебные действия. Коммуникативные участвовать в диалоге; слушать и понимать других, реагировать на реплики, задавать вопросы, высказывать свою точку зрения, выслушивать партнера, договариваться и приходить к общему решению, работая в паре. |
Организует исследование по алгоритму. План работы:
- Солнце (что ……?) светит. Вывод: действие происходит (в, до, после) момент(а) речи. - Снег (Что ………?) таял. Вывод: действие происходит (в, до, после) момент(а) речи. - Скоро (что будет ……?) будет зеленеть травка. Вывод: действие происходит (в, до, после) момент(а) речи. Организует проверку работы. Акцентирует внимание на вопросах, которые задавали к глаголам.
|
Анализируют предложенное задание, подбирают вопросы к глаголу в настоящем, прошедшем и будущем времени, определяют момент совершения действия. Формулируют вывод с опорой на ленту времени. Проверяют правильность выполнения задания. |
Работа в парах |
5. Осознание и осмысление учебного материала. |
Регулятивные осуществлять самопроверку работ, корректировать выполнение задания, оценивать выполнение своего задания по следующим параметрам: легко или трудно выполнять, в чем сложность выполнения. Коммуникативные участвовать в диалоге; слушать и понимать других, реагировать на реплики, задавать вопросы, высказывать свою точку зрения, выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). Познавательные наблюдать и самостоятельно делать простые выводы.
|
Предлагает учащимся материал для наблюдения (Лента времени с названием времён и их вопросами)
Предлагает учащимся дополнить кластер новыми сведениями о глаголе.
Организует физкультминутку, создавая ситуацию затруднения. Просит догадаться в каком времени стоят произнесённые глаголы. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Встали, руки подняли, К плечам прижали, Присели, покружились, Подпрыгнули, сели.
Предлагает учащимся различные задания на понимание, осознание и отработку полученных знаний и умений:
- демонстрирует карточку с глаголом и просит задать вопрос к глаголу и определить его время; Плясал, лежал, шумит, журчит, будет, шить, будет, ловить
- предлагает самостоятельно заполнить таблицу, изменив один глагол по временам |
На основе материала для наблюдения, учащиеся делают вывод, что в русском языке глаголы изменяются по временам: настоящее, будущее, прошедшее время. Проверяют свои выводы по учебнику.
Заполняют новые разделы кластера. Составляют рассказ по теме «Глагол», опираясь на кластер.
Выполняют физкультминутку и делают предположения о причинах трудности выполнения, предложенного учителем задания. Анализируют предложенное задание, формулируют вывод: «Чтобы определить время глагола, надо задать правильно вопрос» - учатся задавать вопросы к глаголам настоящего, прошедшего и будущего времени.
- заполняют таблицу, изменяют глагол по временам. Делают вывод о том, что один и тот же глагол изменяется по временам. |
Совместная мыследеятельность
Работа в группе
Коллективное редактирование
Фронтальная работа
Коллективное редактирование
Совместная мыследеятельность
Индивидуальная работа
|
6. Рефлексия. Итог урока. |
Регулятивные анализировать достижения цели и задач, обнаруживать отклонения, осознавать качество и уровень усвоения учебного материала. Личностные проводить рефлексивный анализ собственной учебной деятельности, выявлять проблемы учебной деятельности. |
Просит осуществить рефлексию урока и оценить свою деятельность с помощью таблицы, в которой предлагает закрасить глаголы настоящего, будущего и прошедшего времени определённым цветом.
Подводит итоги урока. |
Закрашивают в таблице глаголы нужном цветом.
Проверяют по образцу задание.
Проводят самооценку с помощью «лесенки успеха». Делятся своими впечатлениями и эмоциональными переживаниями от урока. |
Совместная мыследеятельность
|
7. Домашнее задание |
|
Читает стихотворение, наталкивая учащихся на формулирование домашнего задания. Рыженький котик сидеть на окошке И увидеть он знакомую кошку. Он ей песню спеть, А потом поесть. Вот теперь сидеть И в окно глядеть. Кисонька мурлыкать, Кота к себе кликать. |
Формулируют задание на дом: употребить глаголы в стихотворении в нужном времени. |
Индивидуальная работа
|