Полный текст статьи
Печать

Данная методическая разработка опубликована на средства гранта министерства образования и науки Российской Федерации по итогам конкурса ФЦПРО – 2.3-08-4 «Разработка, апробация, внедрение новых элементов содержания образования и систем воспитания, новых педагогических технологий при реализации образовательных программ начального общего образования».

Цель урока
: обобщение и систематизация знаний по теме «Величины. Время и его измерение».

          Планируемый результат обучения, в том числе формирование УУД

Регулятивные УУД:

-       целеполагание;

-       планирование своей деятельности в соответствии с поставленной учебной задачей; умение принимать и сохранять учебную задачу;

-       умение работать по алгоритму;

-       контроль;

-       коррекция; оценка.

Познавательные УУД:

общеучебные: выделение и формулирование познавательной цели, структурирование знаний, осознанное построение речевого высказывания в устной форме;

логические: выбор критериев для сравнения и классификации объектов, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство, анализ объектов с целью выделения признаков.

Коммуникативные УУД:

 управление поведением партнера: контроль, коррекция, оценка его действий; выражение своих мыслей, владение монологической и диалогической формами речи.

Личностные УУД:

самоопределение:  формирование адекватной позитивной осознанной самооценки.

Ход урока

Названия этапов

урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы работы

  1. 1.     Организационный

Личностные УУД (самоопределение)

Начинаем урок математики.

Эпиграф урока: «Делу время, потехе – час», как вы понимаете эту пословицу?

Настраиваются на учебную деятельность.

Нужно бережно относиться ко времени.

 

Фронтальная

  1. 2.     Актуализация знаний

Познавательные УУД (общеучебные)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные УУД

(контроль, самоконтроль)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные (оценка, коррекция) и личностные (самоопределение)

Математический диктант.

 Найдите значение числовых выражений, запишите их.

- 18 уменьшить в 3 раза;

- 18 уменьшить на 3;

- 24 увеличить на 3;

- 24 увеличить в 3 раза;

- разность 56 и 7 уменьшить в 7 раз;

- сумму 46 и 20 уменьшить на 30;

- сумма чисел 437 и 20;

- сумма чисел 437 и 2.

Устно решите задачи и запишите ответ с наименованием.

- Мультфильм начался в 9 часов утра, закончился в 9 часов 15 минут. Какова продолжительность мультфильма?

- Петя пошёл навестить бабушку. Из дома он вышел в 16 часов 10 минут. По дороге он зашёл к Саше, в магазин «LEGO» и посчитал ворон на углу дома. Пришёл к бабушке в 16 часов 58 минут. Сколько времени потратил Петя на дорогу до бабушки?

- Сестра Пети Лиза вышла из дома в 16 часов 25 минут, к бабушке она пришла в 16 часов 45 минут. Сколько времени в пути была Лиза?

  

   Поменяйтесь тетрадями в парах, для проверки работы соседа приготовьте зеленую пасту.

   Ученики, которые работали за доской проверяют свою работу маркером/мелом другого цвета.

   При несовпадении ответов учитель вновь читает задание.

   Встаньте, пожалуйста, те ребята, у кого нет ошибок.

   Встаньте, пожалуйста, те ребята, у кого 1 ошибка.

     Встаньте, пожалуйста, те ребята, у кого 2 и более.

Какой вывод сделали те ребята, у кого одна и более ошибок?

 

 

Вспомните, пожалуйста, условия задач. Почему Лиза пришла к бабушке раньше Пети?

 

Сколько минут Петя мог сэкономить?

Как нужно относиться ко времени? Какой эпиграф урока?

2 ученика работают «за доской», остальные – в тетрадях.

 

 

 

 

 

 

 

Запись в тетрадях:

6, 15, 27, 72

7, 36, 457, 439

15 мин., 48 мин., 20 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики меняются тетрадями.

Ученики у доски по очереди называют ответы. 

Ученики в тетрадях и на доске рядом с верным ответом ставят «+», а неверный зачеркивают.

Ученики снова меняются тетрадями.

Ученики встают.

 

Ученики встают.

 

Ученики встают.

 

- Нужно тренироваться в счете.

 

- Нужно быть внимательным.

 

Лиза пришла к бабушке раньше Пети, потому что она не отвлекалась на ворон, не заходила в магазин.

Петя мог сэкономить 28 минут.

 

Эпиграф: Делу время, потехе – час. Нужно экономить время.

Фронтальная,

индивидуальная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Парная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальная

 

Коммуникативные (управление поведением партнера: контроль, коррекция, оценка его действий)

Познавательные (логические)

Какая величина встретилась в задачах?

Какие единицы времени были в задачах?

Посмотрите карточку, которая есть у каждого. Выйдите к доске те, у кого карточка с единицей измерения времени. Расположите на доске карточки с единицами измерения времени  от наименьшей к наибольшей.

Какие еще величины изучали? Поднимите карточки с названиями величин.

Ребята с названиями величин разойдитесь по классу.

Поднимите оставшиеся карточки.  Что их объединяет?

 

Найдите «свою» величину. Расположите на доске карточки с единицами измерения каждой величины от наименьшей к наибольшей.

Время

 

Часы, минуты

 

Выстраивают единицы измерения времени:

Время: с, мин, ч, сутки, неделя, месяц, год, век.

 

 

 

Масса, длина, объём, площадь

 

 

 

 

Это единицы измерения.

 

 

Масса: г, кг, т.

Площадь: мм2, см2, дм2, м2.

Длина: мм, см, дм, м, км.

Объём: л.

Групповая

  1. 3.     Формулирование темы урока и целеполагание

Познавательные (логические)

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные (целеполагание)

Коммуникативные (владение монологической речью)

Сегодня на уроке нам необходим ряд чисел.

Послушайте этот ряд чисел и запомните его: 60, 24, 7, 12, 100.

Назовите величину, где эти числа – опорные. Определите тему урока.

 

 

 

 

 

Какую цель поставим на урок?

 

 

 

 

 

 

 

С какой задачей урока мы справились?

 

 

 

 

Это величина время, т. к. числа 60, 24, 7, 12, 100 являются опорными: 60 с в 1 мин, 60 мин в 1 ч, 24 ч в 1 сутках, 7 суток в 1 неделе, 12 месяцев – год, 100 лет – век.

Тема урока «Время. Единицы измерения времени».

 

Вспомнить единицы измерения времени и соотношение между ними.

Учиться переводить единицы измерения времени.

Выполнять арифметические действия с единицами времени.

 

Мы вспомнили единицы измерения времени и соотношение между ними.

Фронтальная

  1. 4.     Закрепление знаний и способов действий, самопроверка знаний

Регулятивные (планирование, контроль, оценка)

Познавательные (общеучебные)

Коммуникативные (управление работой партнера)

 

Продолжаем работу над задачами урока. Предположите, какое задание мы выполним следующим.

 

 

 

Какое из предложенных заданий соответствует ходу урока?

 

Выполняем № 103 с. 32 рабочая тетрадь часть 2 (Приложение 1)

 

Над какой задачей урока будем работать?

 

 

Выполняем в паре № 17 с. 71 учебник часть 2. Прочитайте задание  упражнения. Что вам поможет в работе?

(Приложение 2)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняем № 104 с. 32 рабочая тетрадь часть 2 (Приложение 1)

 

 

 

 

Будем переводить единицы измерения времени.

Будем выполнять арифметические действия с единицами измерения времени.

 

Перевод единиц измерения времени.

 

Ученики выполняют задание по цепочке с комментированием.

 

Будем выполнять арифметические действия с единицами измерения времени.

 

Нам поможет алгоритм:

- смотрю, какие единицы измерения есть в выражении;

- вспоминаю соотношение единиц времени;

-         перевожу в одинаковые единицы измерения;

-         выполняю действие;

-         перевожу в более крупные единицы.

 

Первый столбик выполняют в парах, поочередно комментируя решение выражения.

Второй столбик один ученик решает у доски с комментированием.

 

Класс оценивает работу ученика у доски по критериям:

- правильность перевода единиц измерения времени;

- правильность арифметических вычислений;

- связная речь.

 

Ученики выполняют задание самостоятельно, один ученик работает «за доской».

 

Проверка выполненного задания учеником на доске.

Фронтальная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Парная

 

 

 

 

 

 

Фронтальная, индивидуальная

 

 

 

 

 

 

Самостоятельная

 

 

 

Фронтальная, индивидуальная

  1. 5.     Итог урока. Рефлексия

Регулятивные УУД (контроль,

оценка, саморегуляция) Личностные УУД (самоопределение)

Коммуникативные

Какие задачи мы ставили на урок?

 

 

 

 

 

 

 

 

Все ли поставленные задачи урока мы выполнили?

 

Оцените свои знания  по теме урока, используя шкалу (Приложение 3)

 

Встаньте, пожалуйста, те ребята, кто оценил свои знания на высоком уровне. Спасибо.

 

Встаньте, пожалуйста, те ребята, кто оценил свои знания на среднем  уровне. Что нужно сделать, чтобы решить вашу проблему?

 

Встаньте, пожалуйста, те ребята, кто оценил свои знания на низком уровне. В чем причина?

 

Мы ставили задачи:

вспомнить единицы измерения времени и соотношение между ними;

учиться переводить единицы измерения времени;

выполнять арифметические действия с единицами времени.

 

Все задачи урока мы выполнили.

 

 

Работают со шкалой.

 

 

 

 

 

 

 

Тренироваться в арифметическом счете.

Упражняться в переводе единиц времени.

 

Не знаю перевод единиц времени.

Сложно выполнять арифметические действия.

фронтальная, индивидуальная

  1. 6.     Домашнее задание

Регулятивные (оценка, саморегуляция)

Посмотрите карточки с домашним заданием. Оцените сложность выполнения каждого из них.

 Учитывая уровень ваших знаний по теме урока, выберите номер для домашней работы. (Приложение 4)

На карточке три задания. В первом задании нужно перевести единицы измерения.

Во втором номере выполнить арифметическое действие с единицами времени.

В третьем номере нужно выполнить перевод единиц измерения времени и  арифметическое действие с ними.

Каждый ученик выбирает домашнее задание в соответствии с уровнем усвоения материала по теме урока.

 

 

Приложения

Приложение 1

 

 Приложение 2 

 

 Приложение 3 

 

Приложение 4 

 

№ 1

3 ч = … мин                                6 мин = …с

2 ч 10 мин = …мин                    1 мин 10 с = … с

5 ч 7 мин = … мин                      3 мин 30 с = …с

№ 2

Солнце взошло в 6 часов утра, а зашло в 7 часов вечера. Какова продолжительность светового дня?

№ 3

Наручные часы отстают на 7 минут и показывают 9 ч 58 мин. Каково точное время?