Данная методическая разработка опубликована на средства гранта министерства образования и науки Российской Федерации по итогам конкурса ФЦПРО – 2.3-08-4 «Разработка, апробация, внедрение новых элементов содержания образования и систем воспитания, новых педагогических технологий при реализации образовательных программ начального общего образования».
Цель урока: дать представление о легенде как жанре фольклора.
Тип урока: изучение и первичное закрепление знаний.
Планируемые результаты:
Предметные: Формирование читательских умений: осознанно читать информацию, ориентироваться в тексте произведения, находить в нём ответы на прямой вопрос, приводить доказательства цитатами из текста; оперировать литературоведческими понятиями; знание жанров устного народного творчества, определение жанра произведения по косвенным признакам; использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое).
Личностные результаты: эмоционально воспринимать легенду
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
строить рассуждения, подводить под понятие.
Регулятивные УУД:
принимать и сохранять учебную задачу, формулировать цель урока под руководством учителя, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивать результаты своей деятельности.
Коммуникативные УУД:
слушать и понимать речь других, оформлять свои мысли в устной форме, полно и точно выражать свои мысли.
Оборудование
1. мультимедийный проектор, физическая карта России,
2. презентация в формате MS.ppt.,
3. раздаточный материал «Жанры литературы»
Ход урока
Этапы урока |
Формируемые УУД |
Действия учителя |
Деятельность учащихся |
Форма работы |
|
|
Приветствует учащихся Доброе утро. Я приветствую вас и желаю вам на уроке плодотворной работы и интересных открытий. |
Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место. |
Индивидуальная |
|
Предметные результаты: знание жанров устного народного творчества, определение жанра произведения по косвенным признакам. Регулятивные УУД: формулируют цель урока под руководством учителя Коммуникативные УУД: полно и точно выражают свои мысли. Познавательные УУД: строят рассуждения.
|
Выберите жанры устного народного творчества: загадка, пословица, рассказ, скороговорка, стихотворение, потешка, легенда. Попробуйте дать определение каждому жанру. Предположите, относится ли «легенда» к жанрам устного народного творчества. Выясним определение жанра «легенда» (Легенда-произведение фольклора. В легенде повествуется о каком-либо историческом событии в форме сказки).
Сегодня мы познакомимся с произведением «Легенда о покорении Сибири Ермаком». Как вы думаете, о чём мы будем читать? Поставьте цель урока. |
Анализируют
Дают определения
Высказывают предположения.
Дают определение жанра легенда
Формулируют учебную цель совместно с учителем и определяют задачи: - определить жанр нового произведения; - узнать о походе Ермака в Сибирь; - установить подлинность описываемых событий. |
Работа в парах
Индивидуальная работа со словарями «Книгочей» Л.А.Ефросининой |
|
Предметные результаты: осознанно выразительно читают, используя разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое)
Личностные результаты: эмоционально воспринимают легенду Познавательные УУД: строят рассуждения. Коммуникативные УУД: оформляют свои мысли в устной форме |
Предлагает прослушать «Легенду о покорении Сибири Ермаком», ответить на вопросы по содержанию: - Что беспокоило царя? - Кто помог найти Ермака? - С какой просьбой обратился царь? - Прочитайте монолог Ивана- царя.
Предлагает рассмотреть репродукцию картины В.И.Сурикова «Покорение Сибири Ермаком» - учебник, с. 37. Выполнить задание: - Найдите Ермака. Каким его изобразил художник? А каким он изображен в тексте?
|
Читают текст легенды, находят ответы на вопросы. Знакомятся с понятием монолог. Находят монолог в тексте. Выразительно читают.
Рассматривают репродукцию, сопоставляют произведение изобразительного искусства и литературное произведение. |
Индивидуальная |
|
Предметные результаты: относят произведение к легенде, описывают героев и события, работают с географической картой Познавательные УУД: подводят под понятие Коммуникативные УУД: слушают и понимают речь других |
Предлагает провести исследование, составить кластер (см. Приложение). Исследовательская работа - Исходя из понятия легенды, мы должны доказать, что произведение является/не является легендой.
|
Проводят исследование, представляют доказательства, составляют кластер. |
Работа в группах (наблюдение, практическая работа, работа с картой) |
|
Предметные: умение ориентироваться в тексте произведения, доказывать свою точку зрения цитатами из текста, составлять план прочитанного. Регулятивные УУД: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивать результаты своей деятельности
|
Предлагает восстановить план легенды (названия частей перепутаны), доказать цитатами из текста
Организует оценочные высказывания обучающихся |
Восстанавливают правильное расположение частей плана, доказывают правильность с опорой на текст произведения
Оценивают результаты учебно-познавательной деятельности |
Индивидуальная |
|
Регулятивные УУД: принимают и сохраняют учебную задачу. |
Комментирует д.з. (по выбору) - пересказ по плану - составление кроссворда |
Записывают задание в дневник |
Индивидуальная |
Приложение
Исследование легенды
Этапы исследования |
||||
I этап исследования (1 группа учащихся) Историческая личность: доказать или опровергнуть существование исторической личности |
||||
|
Гипотеза: доказать или опровергнуть существование в истории Ермака, Ивана Грозного. Ученики работают с информацией о данных личностях в детской энциклопедии «Я познаю мир» на страницах 242, 248 приемом «сжатие текста», зачитывают доказательство. Заносят в кластер: Историческая личность Учитель дополняет рассказ учащихся. Вывод: Ермак и Иван Грозный являются историческими личностями. |
Формирование умения самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации, анализировать, делать выводы Методы исследования: наблюдение.
|
||
II этап исследования (2 группа) Временные рамки: необходимо найти соответствие дат событий, описанных в легендах, и дат, представленных в энциклопедии «Кто такой?» |
||||
|
Гипотеза: временные рамки в легенде совпадают/не совпадают с историческими событиями. Дату исторического события необходимо найти в тексте легенды. Ученики работают со статьями энциклопедии «Кто такой», находят даты жизни Ивана Грозного (1530-1584), его правление и завоевание Ермаком Сибири (1581 год) Заносят в кластер: Временные рамки Вывод: временные рамки легенды совпадают с историческими событиями, следовательно, соответствуют действительности.
|
Формирование умения самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации, анализировать, делать выводы. Методы исследования: наблюдение.
|
||
III этап исследования (3 группа) Географическое место: найти на физической карте России географические названия, встречающиеся в легенде |
||||
|
Гипотеза: географические названия в легендах реальны/не реальны (есть на современной географической карте России). Ученики находят/не находят на карте России карте географические названия, которые встречаются в легенде: Уральские горы, Дон, Сибирь, реку Иртыш. Заносят в кластер: Географическое место Вывод: наше предположение подтвердилось. |
Формирование умения самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации, анализировать, делать выводы. Методы исследования: практическая работа. |
||
IV этап исследования (4 группа) Художественный стиль произведения: доказать стиль «сказочного» языка произведений |
||||
Гипотеза: В легенде повествуется о каком-либо событии в форме сказки. Вспомните и назовите, что характерно для стиля «сказочного» языка. Учащиеся доказывают/опровергают условия сказочного стиля произведения, отмечая свои результаты в кластере: Сказочный стиль Достаточно доказать два условия сказочного стиля.
|
Развитие умения осуществлять умозаключение на основе раннее приобретённых знаний |
|||
Таблица доказательств литературного стиля произведения |
||||
|
Повторяющиеся определения. Думал-думал, царь-батюшка… Определения перед определяемым словом. Смерти не боится…, заболел царь. Краткие формы прилагательных и глаголов. Слег, слыхал,…повидали… Нравственные ценности народа: Отдать жизнь за родину (службу верную для Руси святой сослужу) Вывод: произведение написано в форме сказки |
Развитие способностей к практическому применению изученного материала |
||
Кластер
|
Осмысление новых знаний, умений, качеств, критический анализ полученной информации |