Полный текст статьи
Печать

Данная методическая разработка опубликована на средства гранта министерства образования и науки Российской Федерации по итогам конкурса ФЦПРО – 2.3-08-4 «Разработка, апробация, внедрение новых элементов содержания образования и систем воспитания, новых педагогических технологий при реализации образовательных программ начального общего образования».

Цель урока: дать представление о легенде  как жанре фольклора. 

Тип урока: изучение и первичное закрепление знаний.

Планируемые результаты:

Предметные: Формирование читательских умений: осознанно читать информацию, ориентироваться в тексте произведения, находить в нём ответы на прямой вопрос, приводить  доказательства  цитатами из текста; оперировать литературоведческими понятиями; знание жанров устного народного творчества, определение жанра произведения по косвенным признакам; использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое).

Личностные результаты: эмоционально воспринимать легенду

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

строить рассуждения, подводить под понятие.

Регулятивные УУД:

принимать и сохранять учебную задачу, формулировать цель урока под руководством учителя, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивать результаты своей деятельности.

Коммуникативные УУД:

 слушать и понимать речь других, оформлять свои мысли в устной форме, полно и точно выражать свои мысли. 

Оборудование

1. мультимедийный проектор,  физическая карта России,

2. презентация в формате MS.ppt.,

3. раздаточный материал «Жанры литературы»

Ход урока 

Этапы урока

Формируемые УУД

Действия учителя

Деятельность учащихся

Форма работы

  1. Организационный момент

 

Приветствует учащихся

Доброе утро. Я приветствую вас и желаю вам на уроке плодотворной работы и интересных открытий.

Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место.

Индивидуальная

  1. Актуализация знаний, целеполагание

Предметные результаты:

знание жанров устного народного творчества, определение жанра произведения по косвенным признакам.

Регулятивные УУД: формулируют цель урока под руководством учителя

Коммуникативные УУД:

полно и точно выражают свои мысли.

Познавательные УУД:

строят рассуждения.

 

Выберите жанры устного народного творчества: загадка, пословица, рассказ, скороговорка, стихотворение, потешка, легенда.

Попробуйте дать определение каждому жанру.

Предположите, относится ли «легенда» к жанрам устного народного творчества.

Выясним определение жанра «легенда»

(Легенда-произведение фольклора. В легенде повествуется о каком-либо историческом событии в форме сказки).

 

Сегодня мы познакомимся с произведением

«Легенда о покорении Сибири Ермаком».

Как вы думаете, о чём мы будем читать?

Поставьте цель урока.

Анализируют

 

 

 

 

Дают определения

 

Высказывают предположения.

 

Дают определение жанра легенда

 

 

 

 

 

 

Формулируют учебную цель совместно с учителем и определяют задачи:

- определить жанр нового произведения;

- узнать о походе Ермака в Сибирь;

- установить подлинность описываемых событий.

Работа в парах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальная работа со словарями «Книгочей»

Л.А.Ефросининой

  1. Усвоение новых знаний и способов действий

Предметные результаты:

осознанно выразительно читают, используя разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое)

 

Личностные результаты: эмоционально воспринимают легенду

Познавательные УУД: строят рассуждения.

Коммуникативные УУД: оформляют свои мысли в устной форме

Предлагает прослушать «Легенду о покорении Сибири Ермаком», ответить на вопросы по содержанию:

- Что беспокоило царя?

- Кто помог найти Ермака?

- С какой просьбой обратился царь?

- Прочитайте монолог Ивана- царя.

 

Предлагает рассмотреть репродукцию картины В.И.Сурикова «Покорение Сибири Ермаком» - учебник, с. 37. Выполнить задание:

- Найдите Ермака. Каким его изобразил художник? А каким он изображен в тексте?

 

Читают текст легенды, находят ответы на вопросы.

Знакомятся с понятием монолог. Находят монолог в тексте. Выразительно читают.

 

 

 

 

 

 

Рассматривают репродукцию, сопоставляют произведение изобразительного искусства и литературное произведение.

Индивидуальная

  1. Применений знаний и способов действий

Предметные результаты: относят произведение к легенде, описывают героев и события, работают с географической картой

Познавательные УУД: подводят под понятие

Коммуникативные УУД: слушают и понимают речь других

Предлагает провести исследование, составить кластер (см. Приложение).

Исследовательская работа

- Исходя из понятия легенды, мы должны доказать, что произведение является/не является легендой.

 

Проводят исследование, представляют доказательства, составляют кластер.

Работа в группах

(наблюдение, практическая работа, работа с картой)

  1. Итог урока

Предметные:

умение ориентироваться в тексте произведения, доказывать свою точку зрения цитатами из текста, составлять план прочитанного.

Регулятивные УУД:

умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,

оценивать результаты своей деятельности

 

Предлагает восстановить план легенды (названия частей перепутаны), доказать цитатами из текста

 

 

Организует оценочные высказывания обучающихся

Восстанавливают правильное расположение частей плана, доказывают правильность с опорой на текст произведения

 

Оценивают результаты учебно-познавательной деятельности

Индивидуальная

  1. Домашнее задание

Регулятивные УУД: принимают и сохраняют учебную задачу.

Комментирует д.з. (по выбору)

- пересказ по плану

- составление кроссворда

Записывают задание в дневник

Индивидуальная

 

Приложение

Исследование легенды 

Этапы исследования

I этап исследования (1 группа учащихся)

Историческая личность: доказать или опровергнуть существование исторической личности

 

Гипотеза: доказать или опровергнуть существование в истории Ермака, Ивана Грозного.

Ученики работают с информацией о данных личностях в детской энциклопедии «Я познаю мир» на страницах 242, 248 приемом «сжатие текста», зачитывают доказательство.

 Заносят в кластер: Историческая личность

 Учитель  дополняет рассказ учащихся.                    

Вывод: Ермак и Иван Грозный являются историческими личностями.

Формирование умения самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации, анализировать, делать выводы

Методы исследования: наблюдение.

 

II  этап исследования (2 группа)

Временные рамки: необходимо найти соответствие дат событий, описанных в легендах, и  дат, представленных в энциклопедии «Кто такой?»

 

Гипотеза: временные рамки в легенде совпадают/не совпадают с историческими событиями.

Дату исторического события необходимо найти в тексте легенды. Ученики работают со статьями энциклопедии «Кто такой», находят даты жизни Ивана Грозного (1530-1584), его правление  и  завоевание Ермаком Сибири (1581 год)

Заносят в кластер: Временные рамки

Вывод:  временные рамки легенды совпадают с историческими событиями, следовательно, соответствуют действительности.

 

 

Формирование умения самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации, анализировать, делать выводы.

Методы исследования: наблюдение.

 

III этап исследования (3 группа)

Географическое место: найти на физической карте России географические названия, встречающиеся в легенде

 

Гипотеза: географические названия в легендах реальны/не реальны (есть на современной географической карте России).

Ученики находят/не находят на карте России карте географические названия, которые встречаются в легенде: Уральские горы, Дон, Сибирь, реку Иртыш.

Заносят в кластер:  Географическое место

Вывод: наше предположение подтвердилось.

Формирование умения самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации, анализировать, делать выводы.

Методы исследования: практическая работа.

IV этап исследования (4 группа)

Художественный стиль произведения: доказать стиль «сказочного» языка произведений

Гипотеза: В легенде повествуется о каком-либо событии в форме сказки. Вспомните  и назовите, что характерно для стиля «сказочного» языка.

Учащиеся доказывают/опровергают условия сказочного стиля произведения, отмечая свои результаты в кластере: Сказочный стиль

Достаточно доказать два условия сказочного стиля.

 

Развитие умения осуществлять умозаключение на основе раннее приобретённых знаний

Таблица доказательств литературного стиля произведения

 

Повторяющиеся определения.

Думал-думал,  царь-батюшка…

Определения перед определяемым словом.

Смерти не боится…, заболел царь.

Краткие формы прилагательных и глаголов.

Слег, слыхал,…повидали…

Нравственные ценности народа:

Отдать жизнь за родину (службу верную для Руси святой сослужу)

Вывод: произведение написано в форме сказки

Развитие способностей к практическому применению изученного материала

 Кластер 

   

Осмысление новых знаний, умений, качеств, критический анализ полученной информации