Полный текст статьи
Печать

Данная методическая разработка опубликована на средства гранта министерства образования и науки Российской Федерации по итогам конкурса ФЦПРО – 2.3-08-4 «Разработка, апробация, внедрение новых элементов содержания образования и систем воспитания, новых педагогических технологий при реализации образовательных программ начального общего образования».

Цель урока: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации по теме ««Слово — дело великое» В. Берестов «Разлука»

Предметные задачи:

-         создать условия для развития у учащихся;

-         осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития;

-         воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта;

-         понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;

-         ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами;

Метапредметные задачи:

-         введение метапредметного понятия «слово-дело»;

-         создание условий для развития у учащихся: мотивации учебной деятельности;

-         культуры общения, сотрудничества, взаимопомощи; умения работать в группе; умения анализировать предложенную информацию и делать выводы;

-         умения работать с информацией.

Планируемые результаты обучения, в том числе формирование УУД

Предметные планируемые результаты:

создавать текст на основе интерпретации художественного произведения или на основе личного опыта;

Личностные планируемые результаты:

-         ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

-         развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

-         эмпатия, как понимание чувств других людей и сопереживание им;

-         ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата;

Метапредметные планируемые результаты: формирование метапредметного понятия «слово-дело»;

Регулятивные:

-         принимать и сохранять учебную задачу;

-         оценивание правильности выполнения действий.

Познавательные:

-         поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступ­ных в начальной школе инструментов ИКТ и источников ин­формации;

-         рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

-         смысловое чтение как осмысление цели чтения;

-         строить сообщения в устной и письменной форме.

Коммуникативные:

-         адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ;

-         умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуни­кации;

-         умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

    Ресурсы / оборудование

  1. В.Ю.Свиридова, Литературное чтение: Учебник для 4 класса: В 2 частях. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2014.
  2. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир: Учебник для 2 класса: В 2 частях. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012.
  3. Мультимедийное оборудование (для презентации к уроку).
  4. Информационная карта.
  5. Нетбуки мобильного класса (для просмотра фильма, презентации), система ActivInspire (пульты) для проведения теста. 

Ход урока

Назвния этапов урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы работы

1. Оргмомент.

Личностные УУД

У выпускника будут сформированы:

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»

- широкая мотивационная основа учебной деятельности

Создание позитивного настроя.

Приложение 1, слайд 1.

 

Настраиваются на учебную деятельность.

 

Фронтальная

2.Работа с метапредмет-ным понятием. Целеполагание.

Регулятивные УУД

Выпускник  начальной школы научится:

-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Выпускник начальной школы получит возможность научиться:

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Познавательные УУД

Выпускник научится:

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

Коммуникативные УУД

Выпускник начальной школы  научится:

- формулировать собственное мнение и позицию;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Учитель предлагает рассмотреть портрет писателя Л.Н.Толстого, написанного русским художником Ильёй Репиным в 1887 году и подумать, что хотел он передать, рисуя портрет.
Приложение 1, слайд 2.

Учитель обобщает высказывания учащихся, зачитывая на слайде текст.

Приложение 1, слайд 3.

Учитель обращает внимание учащихся на то, что Толстого считают «мастером слова» и приводит пример его цитаты.

Приложение 1, слайд 3.

Учитель просит объяснить значение высказывания «Слово-дело»

Учитель просит учащихся подумать над предложением, сделать данное высказывание эпиграфом урока.

Учитель обращает внимание на многоточие в конце цитаты и просит учащихся поставить цель урока.

 

 

 

 

 

Учитель предлагает прочитать слова на слайде, определить часть речи, подумать, что характеризуют данные слова.

Приложение 1, слайд 4.

Учитель предлагает каждому учащемуся выбрать 3 наречия, которые бы характеризовали его деятельность на уроке и записать в информационных листах.

Приложение 2.

 

Учащиеся рассматривают портрет, выражают своё мнение.

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся формулируют собственное мнение и позицию.

 

 

Учащиеся в сотрудничестве с учителем формулируют цель, ставят новые учебные задачи.

 

Учащиеся определяют личную цель на урок.

 

Фронтальная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальная

3. Актуализация знаний и умений.

Личностные УУД

У выпускника будут сформированы:

- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей.

Познавательные  УУД

Выпускник научится:

- находить и выделять необходимую информацию, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ

Регулятивные УУД

Выпускник  научится:

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

Коммуникативные УУД

Выпускник научится:

- контролировать действия партнёра.

Учитель предлагает вернуться к тексту М.М.Пришвина «Земля показалась»

(домашнее задание)

Учитель просит объяснить особенности текстов писателя-природоведа.

-Что значит «учит видеть, слышать, чувствовать»?

Приложение 1, слайд 5.

Учитель предлагает выполнить тест по прочитанному произведению, с использованием программы ActivInspire.

Приложение 3.

Учитель открывает результаты теста. Делает вывод  о результативности по классу.

Учитель предлагает заполнить информационный лист о результатах теста в парах.

Приложение 2.

 

 

Учащиеся высказывают соб-ственное мнение и позицию.

 

 

 

Учащиеся выполняют тест.

 

 

Учащиеся оценивают правильность выполнения действий, заполняют информационный лист.

Фронтальная

 

 

 

 

Парная

 

 

Парная

Индивидуальная

4.Первичное усвоение материала.

Личностные УУД

У выпускника будут сформированы

- ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

- эмпатия, как понимание чувств других людей и сопереживание им;

Познавательные УУД

Выпускник научится:

- основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

Выпускник  получит возможность научиться:

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме.

 

 

Учитель задаёт вопрос учащимся:

- Какие ассоциации возникают у вас со словом – разлука?

Приложение 1, слайд 6.

Учитель знакомит учащихся со стихотворением В.Д.Берестова «Разлука»

Беседа:

- С вами случалось что-то подобное?

- Почему письмо не исправит ситуации?

- Приходилось ли вам задумываться, что радость полнее и ярче, если её можно разделить с другом?

Учитель предлагаем выразить свои чувства при чтении.

Учитель предлагает поразмышлять, что несёт за собой  слово – разлука.

Учитель возвращает учащихся к цитате Л.Н.Толстого «Слово — дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, вражде и ненависти…», предлагает сделать вывод.             

 

 

Учащиеся высказывают своё мнение.

 

Первичное восприятие текста учащимися.

 

Учащиеся принимают участие в беседе.

 

Вторичное чтение текста.

Учащиеся выска-зывают соб-ственное мнение и позицию.

 

 

Учащиеся делают вывод о том, что часто слово ассоциируется с действием.

Фронтальная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Осознание и осмысление учебного материала.

Личностные УУД

У выпускника будут сформированы:

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

Познавательные  УУД

Выпускник научится:

- находить и выделять необходимую ин-формацию, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ.

- строить сообщения в устной и письменной форме

Коммуникативные УУД

Выпускник научится

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

Выпускник получит возможность научиться:

- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач

1 этап

Учитель предлагает узнать при работе в группах, что означают и в какой ситуации были произнесены впервые слова: «Эврика!», «Поехали!», «Земля!», используя разные источники информации.

Приложение 1, слайд 7.

Приложение 4, 5, 6, 7

Учитель предлагает обменяться полученной информацией представителям групп.

 

2 этап

Учитель предлагает рассмотреть столбчатую диаграмму и определить, в каком веке было произнесено слово «Земля!» Колумбом и Петей, из произведения М.М.Пришвина «Земля показалась»

Приложение 1, слайд 8.

Учитель просит учащихся подумать, одинаковое ли значение имело это слово.

 

Учитель предлагает выполнить работу творческого характера.

Учитель:

- Вы - жители 21 века. Представьте, когда современному человеку могут пригодиться слова «Эврика!», «Поехали!», «Земля!». Составьте рассказ с таким названием.

Приложение 1, слайд 9.

Учитель предлагает зачитать получившиеся рассказы.

Учащиеся осуществляют поиск информации, выделяют нужную, анализируют и обобщают.

 

 

Учащиеся формулируют вывод.

 

 

 

Учащиеся выска-зывают соб-ственное мнение и позицию.

 

 

Учащиеся выполняют задание в группе.

 

 

Представители групп читают рассказы.

Групповая

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальная

 

 

 

 

 

 

 

Групповая

 

 

 

 

 

 

6. Рефлексия (подведение итогов урока).

Личностные УУД

У выпускника будут сформированы:

- способность к оценке своей учебной деятельности;

- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата;

- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.

Регулятивные УУД

Выпускник научится:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи.

Коммуникативные УУД

Выпускник научится:

- формулировать собственное мнение и позицию.

 1.Подведение итогов работы на уроке.

Учитель предлагает вернуться к эпиграфу урока и продолжить его.

- Сделайте вывод, смогли ли мы достичь цель урока?

Учитель зачитывает слова со слайда.

Приложение 1, слайд 10.

2. Проанализируйте свою работу на уроке.

Вернитесь к словам, которые вы выбрали для себя, проанализируйте добились ли вы такой характеристики для своей деятельности.

Отметьте в информационной карте уровень достижения.

Приложение 1, слайд 11.

Приложение 2

3.Выберите то домашнее задание, которое вам показалось более интересным.

Приложение 1, слайд 12.

Учащиеся выска-зывают соб-ственное мнение и позицию.

 

 

Делают выводы об успешности достижения цели урока, анализируют свою работу на уроке.

 

 

 

Учащиеся выбирают домашнее задание, записывают.

Фронтальная

 

 

 

 

Индивидуальная