Данная методическая разработка опубликована на средства гранта министерства образования и науки Российской Федерации по итогам конкурса ФЦПРО – 2.3-08-4 «Разработка, апробация, внедрение новых элементов содержания образования и систем воспитания, новых педагогических технологий при реализации образовательных программ начального общего образования».
Цель урока: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации по теме ««Слово — дело великое» В. Берестов «Разлука»
Предметные задачи:
- создать условия для развития у учащихся;
- осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития;
- воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта;
- понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;
- ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами;
Метапредметные задачи:
- введение метапредметного понятия «слово-дело»;
- создание условий для развития у учащихся: мотивации учебной деятельности;
- культуры общения, сотрудничества, взаимопомощи; умения работать в группе; умения анализировать предложенную информацию и делать выводы;
- умения работать с информацией.
Планируемые результаты обучения, в том числе формирование УУД
Предметные планируемые результаты:
создавать текст на основе интерпретации художественного произведения или на основе личного опыта;
Личностные планируемые результаты:
- ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- эмпатия, как понимание чувств других людей и сопереживание им;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата;
Метапредметные планируемые результаты: формирование метапредметного понятия «слово-дело»;
Регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- оценивание правильности выполнения действий.
Познавательные:
- поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение как осмысление цели чтения;
- строить сообщения в устной и письменной форме.
Коммуникативные:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Ресурсы / оборудование
- В.Ю.Свиридова, Литературное чтение: Учебник для 4 класса: В 2 частях. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2014.
- Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир: Учебник для 2 класса: В 2 частях. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012.
- Мультимедийное оборудование (для презентации к уроку).
- Информационная карта.
- Нетбуки мобильного класса (для просмотра фильма, презентации), система ActivInspire (пульты) для проведения теста.
Ход урока
Назвния этапов урока |
Формируемые УУД |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формы работы |
1. Оргмомент. |
Личностные УУД У выпускника будут сформированы: - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика» - широкая мотивационная основа учебной деятельности |
Создание позитивного настроя. Приложение 1, слайд 1.
|
Настраиваются на учебную деятельность.
|
Фронтальная |
2.Работа с метапредмет-ным понятием. Целеполагание. |
Регулятивные УУД Выпускник начальной школы научится: -учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Выпускник начальной школы получит возможность научиться: - в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; - преобразовывать практическую задачу в познавательную; - проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. Познавательные УУД Выпускник научится: - осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; Коммуникативные УУД Выпускник начальной школы научится: - формулировать собственное мнение и позицию; - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. - допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. |
Учитель предлагает рассмотреть портрет писателя Л.Н.Толстого, написанного русским художником Ильёй Репиным в 1887 году и подумать, что хотел он передать, рисуя портрет. Учитель обобщает высказывания учащихся, зачитывая на слайде текст. Приложение 1, слайд 3. Учитель обращает внимание учащихся на то, что Толстого считают «мастером слова» и приводит пример его цитаты. Приложение 1, слайд 3. Учитель просит объяснить значение высказывания «Слово-дело» Учитель просит учащихся подумать над предложением, сделать данное высказывание эпиграфом урока. Учитель обращает внимание на многоточие в конце цитаты и просит учащихся поставить цель урока.
Учитель предлагает прочитать слова на слайде, определить часть речи, подумать, что характеризуют данные слова. Приложение 1, слайд 4. Учитель предлагает каждому учащемуся выбрать 3 наречия, которые бы характеризовали его деятельность на уроке и записать в информационных листах. Приложение 2.
|
Учащиеся рассматривают портрет, выражают своё мнение.
Учащиеся формулируют собственное мнение и позицию.
Учащиеся в сотрудничестве с учителем формулируют цель, ставят новые учебные задачи.
Учащиеся определяют личную цель на урок.
|
Фронтальная
Индивидуальная |
3. Актуализация знаний и умений. |
Личностные УУД У выпускника будут сформированы: - ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей. Познавательные УУД Выпускник научится: - находить и выделять необходимую информацию, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ Регулятивные УУД Выпускник научится: - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; - оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи; Коммуникативные УУД Выпускник научится: - контролировать действия партнёра. |
Учитель предлагает вернуться к тексту М.М.Пришвина «Земля показалась» (домашнее задание) Учитель просит объяснить особенности текстов писателя-природоведа. -Что значит «учит видеть, слышать, чувствовать»? Приложение 1, слайд 5. Учитель предлагает выполнить тест по прочитанному произведению, с использованием программы ActivInspire. Приложение 3. Учитель открывает результаты теста. Делает вывод о результативности по классу. Учитель предлагает заполнить информационный лист о результатах теста в парах. Приложение 2.
|
Учащиеся высказывают соб-ственное мнение и позицию.
Учащиеся выполняют тест.
Учащиеся оценивают правильность выполнения действий, заполняют информационный лист. |
Фронтальная
Парная
Парная Индивидуальная |
4.Первичное усвоение материала. |
Личностные УУД У выпускника будут сформированы - ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; - развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; - эмпатия, как понимание чувств других людей и сопереживание им; Познавательные УУД Выпускник научится: - основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов); Выпускник получит возможность научиться: - осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме.
|
Учитель задаёт вопрос учащимся: - Какие ассоциации возникают у вас со словом – разлука? Приложение 1, слайд 6. Учитель знакомит учащихся со стихотворением В.Д.Берестова «Разлука» Беседа: - С вами случалось что-то подобное? - Почему письмо не исправит ситуации? - Приходилось ли вам задумываться, что радость полнее и ярче, если её можно разделить с другом? Учитель предлагаем выразить свои чувства при чтении. Учитель предлагает поразмышлять, что несёт за собой слово – разлука. Учитель возвращает учащихся к цитате Л.Н.Толстого «Слово — дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, вражде и ненависти…», предлагает сделать вывод.
|
Учащиеся высказывают своё мнение.
Первичное восприятие текста учащимися.
Учащиеся принимают участие в беседе.
Вторичное чтение текста. Учащиеся выска-зывают соб-ственное мнение и позицию.
Учащиеся делают вывод о том, что часто слово ассоциируется с действием. |
Фронтальная
|
5. Осознание и осмысление учебного материала. |
Личностные УУД У выпускника будут сформированы: - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; Познавательные УУД Выпускник научится: - находить и выделять необходимую ин-формацию, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ. - строить сообщения в устной и письменной форме Коммуникативные УУД Выпускник научится - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; Выпускник получит возможность научиться: - адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач |
1 этап Учитель предлагает узнать при работе в группах, что означают и в какой ситуации были произнесены впервые слова: «Эврика!», «Поехали!», «Земля!», используя разные источники информации. Приложение 1, слайд 7. Приложение 4, 5, 6, 7 Учитель предлагает обменяться полученной информацией представителям групп.
2 этап Учитель предлагает рассмотреть столбчатую диаграмму и определить, в каком веке было произнесено слово «Земля!» Колумбом и Петей, из произведения М.М.Пришвина «Земля показалась» Приложение 1, слайд 8. Учитель просит учащихся подумать, одинаковое ли значение имело это слово.
Учитель предлагает выполнить работу творческого характера. Учитель: - Вы - жители 21 века. Представьте, когда современному человеку могут пригодиться слова «Эврика!», «Поехали!», «Земля!». Составьте рассказ с таким названием. Приложение 1, слайд 9. Учитель предлагает зачитать получившиеся рассказы. |
Учащиеся осуществляют поиск информации, выделяют нужную, анализируют и обобщают.
Учащиеся формулируют вывод.
Учащиеся выска-зывают соб-ственное мнение и позицию.
Учащиеся выполняют задание в группе.
Представители групп читают рассказы. |
Групповая
Фронтальная
Групповая
|
6. Рефлексия (подведение итогов урока). |
Личностные УУД У выпускника будут сформированы: - способность к оценке своей учебной деятельности; - ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата; - широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы. Регулятивные УУД Выпускник научится: - принимать и сохранять учебную задачу; - оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи. Коммуникативные УУД Выпускник научится: - формулировать собственное мнение и позицию. |
1.Подведение итогов работы на уроке. Учитель предлагает вернуться к эпиграфу урока и продолжить его. - Сделайте вывод, смогли ли мы достичь цель урока? Учитель зачитывает слова со слайда. Приложение 1, слайд 10. 2. Проанализируйте свою работу на уроке. Вернитесь к словам, которые вы выбрали для себя, проанализируйте добились ли вы такой характеристики для своей деятельности. Отметьте в информационной карте уровень достижения. Приложение 1, слайд 11. Приложение 2 3.Выберите то домашнее задание, которое вам показалось более интересным. Приложение 1, слайд 12. |
Учащиеся выска-зывают соб-ственное мнение и позицию.
Делают выводы об успешности достижения цели урока, анализируют свою работу на уроке.
Учащиеся выбирают домашнее задание, записывают. |
Фронтальная
Индивидуальная |