Данная методическая разработка опубликована на средства гранта министерства образования и науки Российской Федерации по итогам конкурса ФЦПРО – 2.3-08-4 «Разработка, апробация, внедрение новых элементов содержания образования и систем воспитания, новых педагогических технологий при реализации образовательных программ начального общего образования».
Цели и педагогические задачи: Создать условия для формирования всех видов УУД пятиклассников в ходе решения нестандартных творческих заданий.
Знания, умения и способы действий, на которые опирается задача:
География:
- ориентироваться в источниках географической информации (картографических, текстовых); находить и извлекать необходимую информацию;
- представлять в различных формах (в виде карты, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
Изобразительное искусство:
- эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного языка;
- создавать композиции на заданную тему на плоскости, используя выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру;
- различать жанры изобразительного искусства и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла.
Планируемые результаты:
Личностные
- познавательный интерес;
- мотив, реализующий потребность в социально-значимой деятельности;
- российская гражданская идентичность: патриотизм, любовь и уважение к Отечеству, чувство гордости за свою Родину.
Метапредметные:
Регулятивные
- ставить и сохранять учебную цель, преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- планировать пути достижения цели;
- самостоятельно контролировать свое время и управлять им;
- осознанно управлять своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленной цели.
Познавательные
- искать и выделять необходимую информацию;
- структурировать знания;
- создавать и преобразовывать модели и схемы;
- анализировать объекты с целью выделения признаков;
- устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные
- планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;
- устанавливать рабочие отношения в группе.
Ресурсы/Оборудование
- Текст ситуационной задачи «Animals’ friends»
- Листы формата А4
- Цветные карандаши
- Акварельные краски
Алгоритм действий при решении ситуационной задачи
- Работа с названием задачи. Название задачи – интрига, то есть заинтересованность вокруг события, объекта за счет неопределенности.
- Работа с предваряющим рассуждением и личностно-значимым познавательным вопросом. Ученик осознает «дефицит» знаний, следствием чего является формирование образовательной мотивации.
- Работа с текстами ситуационной задачи. Они дают возможность ответить на личностно-значимый вопрос задачи. Первичное знакомство с текстами задачи через просмотровый вид чтения.
- Выполнение заданий по работе с текстами. Они составлены в соответствии с таксономией целей полного усвоения знаний Б. Блума и позволяют достигать репродуктивного и продуктивного уровня обучения через разные виды чтения текстов задачи: просмотровое, ознакомительное, поисковое, изучающее.
- Ответ на личностно-значимый вопрос, который предполагает «выход» ученика за рамки учебного процесса в пространство социальной практики.
Ситуационная задача
Личностно-значимый познавательный вопрос |
4 октября отмечается Всемирный День защиты животных, призванный объединять усилия людей в сохранении животного мира нашей планеты и в защите прав домашних животных. Каждый день на Земле исчезают десятки представителей флоры и фауны. Один из способов борьбы за сохранение биоразнообразия на нашей планете - охрана редких и исчезающих видов растений и животных. Справедливо говорит об отношении людей к живой природе известный английский учёный-зоолог, писатель-анималист Джеральд Даррелл: «Наш мир так же сложен и так же легко уязвим, как паутина. Коснитесь единой паутинки, и дрогнут все остальные. А мы не просто касаемся паутины, мы оставляем в ней зияющие дыры, ведем, можно сказать, биологическую битву против окружающей среды». Дело в том, что фауна нашей планеты — это не случайное скопление различных видов животных, а единая, согласно функционирующая система и выпадение любого, самого незначительного на первый взгляд звена, ведет к серьезным изменениям. Вот почему важно сохранить каждый вид животных. Каждый вид неповторим, интересен и нужен природе и человеку. Вы согласны с этим утверждением? Какой личный вклад Вы готовы внести для решения проблемы сохранения видов животных на нашей планете? |
Информация по данному вопросу, представленная в разнообразном виде |
Текст 1. Леопард на протяжении многих тысячелетий восхищал людей своей экзотической красотой, а его яркая расцветка всегда вызывала желание понять, почему природа наградила леопарда такой необычной внешностью. Древние люди даже сравнивали пятна на теле леопарда с глазами, и прозвали животное Неусыпным Стражем. Истории появления столь необычного узора на его шерсти Редьярд Киплинг даже посвятил сказку. В ней повествуется о том, как леопард в давние времена жил в пустыне и имел серовато-желтоватый окрас, но потом переселился в лес, чтобы охотиться за жирафами и зебрами, и сменил окрас на пятнистый. Это позволило ему не выделяться на фоне леса и быть невидимым для своих жертв. Эфиоп, друг леопарда, сказал, что с такой расцветкой леопард на голой земле будет выглядеть как куча камней, на скале – как пористая глыба, а на ветвях деревьев – как солнце, пробивающееся сквозь листву. И пусть это всего лишь сказка, но причины, по которым природа наградила леопарда таким богатым окрасом, указаны абсолютно верно. http://www.hobbitaniya.ru/kipling/kipling23.php
Текст 2. В нашей стране существует Русское географическое общество (РГО), которое было основано по высочайшему повелению императора Николая I в 1845 году. Одной из главных задач Русского географического общества является природоохранная деятельность, которая заключается в разработке плана создания новых, восстановления бывших и обновления существующих охраняемых территорий, разработка важных проектов по охране редких и исчезающих видов животных, проживающих на территории России. Постоянная Природоохранительная комиссия Императорского Русского географического общества, основанная в 1912 году, заложила основы охранной системы объектов природного наследия России. На основе ее предложений Главное управление землеустройства и земледелия Департамента земледелия России организовало десятки экспедиций по созданию заповедников. Русское географическое общество. Официальный сайт
Текст 3. Заповедник - место, где всё находится под строгой охраной, где запрещена любая хозяйственная деятельность человека, а вход разрешён только его сотрудникам или научным работникам Общий толковый словарь русского языка
Национальный парк - территория (акватория), на которой охраняются ландшафты и уникальные объекты природы. От заповедника отличается допуском посетителей для отдыха.
Популяция - совокупность особей одного вида, длительно занимающих определенное пространство и воспроизводящая себя в течение большого числа поколений. Советский энциклопедический словарь
Текст 4.
Текст 5.
Анималист – (от латинского animal — животное) художник, график, скульптор, фотограф, в основном посвятивший свое творчество изображению животных. Художники-анималисты работают в анималистическом жанре. Это такой жанр изобразительного искусства, основным объектом которого являются животные, главным образом в живописи, скульптуре и графике. Художники-анималисты уделяют основное внимание художественно-образной характеристике животного, его повадок, среды его обитания (например, в станковой живописи и скульптуре, в эстампе): декоративная выразительность фигуры, силуэта, расцветки особо существенна в парковой скульптуре, росписях, мелкой пластике; часто (особенно в иллюстрациях к сказкам, басням, в аллегорических и сатирических изображениях) животное «очеловечивается», наделяется присущими людям чертами, поступками и переживаниями. Нередко главной задачей художников-анималистов становится точность изображения животного (например, в иллюстрациях к научной и научно-популярной литературе). Из скульптуры у художников-анималистов имеет распространение анималистическая керамика. Истоки анималистического жанра лежат в глубокой древности. Всем известно, что первобытные художники в своих наскальных рисунках изображали именно животных. При этом они старались с максимальной точностью передавать анатомию зверя, грациозность его движений, исходящую от него опасность. Сегодня анимализм в живописи тесно переплетается с искусством фотографии. Интерес к изображению животных не угасает. Они являются частью живой природы, того прекрасного, которым художники любовались во все времена. Передача образов зверей и птиц в изображении требует особого подхода, тонкого мастерства. Многие картины художников анималистов признаны высокими произведениями искусства. http://www.letopis.info/themes/painting/hudojniki_animalistiy.html
Текст 6. Амурский (уссурийский) тигр
Судьба амурского (уссурийского) тигра драматична. В середине XIX века он был многочислен. В конце XIX в. ежегодно добывали до 100 зверей. В тридцатых годах прошлого века тигр изредка встречался лишь в самых глухих уголках Уссурийской тайги, труднодоступных для человека. Амурский тигр оказался на грани исчезновения вследствие нерегулируемого отстрела взрослых особей, интенсивного отлова тигрят, сведения лесных массивов в окрестностях некоторых рек и уменьшения поголовья диких парнокопытных животных, вызванного усилившимся прессом охоты. Проект «Амурский тигр» поддерживается Русским географическим обществом с 2010 года. Работа по изучению и сохранению амурского тигра ведётся в «Уссурийском государственном природном заповеднике имени академика В.Л. Комарова» и «Лазовском государственном природном заповеднике имени Л.Г. Капланова» (Приморский край), государственном природном заповеднике «Бастак» (Еврейская автономная область). Белый медведь
Белый медведь - самый крупный наземный хищник в мире и единственный, приспособившийся жить в лютом арктическом холоде. Белый медведь, он же ушкуй, он же умкы, он же яввы, он же урюнг-эге, он же нанук - символ Арктики. По мнению экспертов, численность белых медведей в течение последних 45 лет сократилась более чем на 30%. Это связано с глобальными климатическими изменениями последних десятилетий, сокращением площади ледяного покрова арктических морей, что вынуждает белых медведей больше времени проводить на побережье и на островах. Пребывая долгое время на берегу, белые медведи лишены доступа к своему основному объекту питания – тюленям, обитающим на морском льду (кольчатая нерпа и морской заяц), а также подвержены высокому риску столкновения с человеком, в результате чего отстреливаются. В результате к середине 20 века стало очевидным, что белый медведь стал редким и мог вот-вот исчезнуть. Поэтому РГО создан проект «Белый медведь» для сохранения и изучения этих животных в Российской Арктике в национальном парке «Русская Арктика» на архипелаге Земля Франца-Иосифа. Лошадь Пржевальского
Всему миру лошадь Пржевальского стала известна с 1879 года, когда она была описана русским путешественником, географом и натуралистом Николаем Михайловичем Пржевальским. Жители тех мест, где обитала эта лошадь, знали её с давних пор и называли «тахи». Монголы издревле охотились на диких лошадей: эти животные могли конкурировать за пастбищах с домашними, и одновременно являлись источником мяса и шкур. Резкое сокращение поголовья лошадей Пржевальского началось с суровой зимы 1944-45 гг., последовавшей за сухим летом: лошади погибали от голода. Кроме того, местные жители, военные активно охотились на лошадей, чтобы добыть себе пропитание. К концу 70-х годов XX в природе не осталось ни одной дикой лошади. К счастью, в зоопарках всего мира оставалось не более 20 особей, с которых начались действия по спасению исчезающего вида и мероприятия по возвращению его в природу, т.е. реинтродукция. В настоящее время в мире существуют две природные популяции лошади Пржевальского, обе обитают в Монголии. Проект «Возвращение лошади Пржевальского», который поддерживается РГО с 2011 года,направлен на воссоздание природной популяции лошади Пржевальского в пределах ее исторического ареала. На территории Оренбургской области выбран степной участок площадью 16,5 тыс. га для реинтродукции лошади Пржевальского. Белуха (полярный дельфин)
Белуха является млекопитающим (полярный дельфин) и ареал его обитания распространяется в основном на моря Северного Ледовитого океана. Международный союз охраны природы (IUCN) относит белуху к категории видов «находящихся в состоянии, близком к угрожаемому». Это крупное животное умеет вращать головой, менять выражение морды, отображая то радость, то печаль, то полное равнодушие или презрение, и поэтому мы их часто можем видеть в дельфинариях. Американцы прозвали белуху «морская канарейка», за способность издавать различные сигналы: визг, рев, свист, щебетанье, всего 50 видов звуков. Благодаря этим способностям дельфина в русском языке существует фразеологизм «реветь белугой». Последние три десятилетия в России коммерческий промысел белух не ведётся. Ежегодно добывается несколько десятков особей для нужд народов Севера и Дальнего Востока, научных исследований и дельфинариев. В естественной среде врагами белухи являются белый медведь и касатка. Также гибель полярных дельфинов может произойти и во время зимовки, когда полыньи затягиваются слишком толстым льдом или стадо белух попадает в ледовый плен. В настоящее время основная угроза белухам заключается не в интенсивном промысле, а в индустриальном освоении арктического шельфа и загрязнении среды обитания белух отходами и ядохимикатами. Поэтому РГО с 2010 года поддерживает проект «Белуха – белый кит» и в центре внимания исследователей две популяции белух, обитающие в Белом и Охотском морях. Дальневосточный леопард
Дальневосточный леопард – самый редкий подвид семейства кошачьих на Земле. В настоящее время находится на грани полного исчезновения. По разным оценкам, насчитывается от 40 до 50 особей, обитающих в естественных условиях. Причины бедственного положения этих больших кошек, очевидны: лесные пожары, ремонт и прокладка дорог, строительство, попадание леопардов в петли и капканы, предназначенные для других видов животных, браконьерство из-за моды на шкуры и спрос на части тела зверей, которые используются в качестве сырья для приготовления лекарственных препаратов в восточной медицине, уменьшение поголовья пятнистых оленей. Проект «Дальневосточный леопард» поддерживается РГО с 2011 года для изучения состояния популяций дальневосточного леопарда и основных его жертв – копытных животных, а также улучшение условий проживания животных в особо охраняемых природных территориях. Работа по изучению и сохранению дальневосточного леопарда ведётся в «Уссурийском государственном природном заповеднике имени академика В.Л. Комарова» и национальном парке «Земля леопарда» (Приморский край). Снежный барс (ирбис)
Снежный барс (ирбис) – талисман Олимпийских игр 2014 г. в Сочи Ирбис – именно так общепринято называют по-другому снежных барсов. Это название имеет свою длинную историю. Произошло оно от тюркского «ирбиз», что в переводе означает «снежный кот». Начиная с семнадцатого века русские купцы, торговавшие пушниной, стали так называть это животное, позаимствовав название у азиатов – охотников. Ирбис занесён в Красную книгу России и отнесен к первой категории со статусом «находящийся под угрозой исчезновения» (Республика Хакасия, Республика Тыва). Снежный барс - сильная большая кошка, живущая высоко в горах - на высоте от одного до полутора километров. Основная пища ирбисов – сибирские горные козлы, олени, кабаны, сурки, зайцы, пищухи, различные виды птиц. Любовь ирбисов к суркам стала одной из причин их конфликта с человеком – зимой грызуны впадают в спячку, и снежные барсы часто вынуждены нападать на домашний скот. Резкое падение его численности связывают и с сильным уменьшением поголовья диких копытных, которыми питается барс, интенсивное использование горных пастбищ домашним скотом, развитие туризма и, следовательно, частое проникновение людей в места обитания животных, браконьерство. Манул
Манул - это дикий кот, породу которого впервые открыл Питер Паллас (немецкий натуралист) в XVIII веке. Его латинское название звучит как "Otocolobus manul", что означает "уродливое ухо". Манул занесен в Красную книгу России, в Красный список МСОП (Международный союз охраны природы) со статусом «близкий к угрожаемому». Это одна из наименее изученных диких кошек мира. Манул — единственный дикий кот, схожий по размеру с домашними котами. Он может казаться несколько большим только из-за своего очень густого меха, но очень грациозен, ловок и быстр. У манула есть все черты, присущие семейству кошачьих, он отлично выживает в природных условиях и может постоять за себя в борьбе с другими хищниками. Отличает манула от домашних кошек круглые зрачки его глаз. В природе естественными врагами манула являются волки и крупные хищные птицы. Но главную опасность для этой кошки сегодня, как это ни прискорбно звучит, представляет человек. В результате хозяйственной деятельности происходит сокращение основных мест обитания манула. Большую опасность для манулов, особенно для котят, представляют бродячие и пастушьи собаки. Помимо этого, местное население издавна добывало манулов ради прекрасного меха. Даже сегодня, несмотря на повсеместный и абсолютный запрет, множество животных истребляется ради меха. Манул не приспособлен для жизни в домашних условиях. Любая болезнь, которой могут заразиться обычные кошки и спокойно её перенести, для манула может оказаться смертельной. С 2013 РГО поддерживает проект «Сохранение манула в Забайкалье», который осуществляется в Государственном природном биосферном заповеднике «Даурский» (Забайкальский край). Организаторы проекта планируют снять научно-популярного фильма о мануле, который позволит расширить знания о биологии данного животного и выявить основные причины резких колебаний его численности, а также создать природоохранные рекомендаций. Рысь
Рысь хоть и считается более распространенной обитательницей животного мира страны по сравнению с иными кошачьими, но относится к уязвимому с сокращающейся численностью виду. Рысь- хищная лесная кошка довольно крупных размеров с гибким телом и коротким хвостом. На ушах её - кисточки. Пятнистость шерсти делает рысь незаметной среди растительности леса. Обитает в глухих лесах и скалистых горах по всей таежной зоне, на Кавказе, в последние десятилетия проникла в леса Камчатки. Рысь питается преимущественно зайцем-беляком, а также другими животными — от полевок до молодых лосей. Территория распространения рыси сокращается, а численность падает с разрушением мест обитаний и прямым преследованием зверя. Многие годы её уничтожали как вредителя животноводства, «истребителя» дичи и просто как ценного пушного зверя. С 2012 года Русским географическим обществом поддерживается проект «Дикие кошки Южной Сибири» по изучению и сохранению редких видов кошек юга Сибири – снежного барса (ирбиса), манула и рыси. Проект направлен на повышение эффективности природоохранных мероприятий на особо охраняемых природных территориях (ООПТ) Южной Сибири - Государственный природный заповедник «Хакасский» (Республика Хакасия), Государственный природный биосферный заповедник «Саяно-Шушенский» (Красноярский край), Государственный природный биосферный заповедник «Убсунурская котловина» (Республика Тыва). Задачами проекта являются: изучение кормовой базы и проведение зоолого-ветеринарного обследования природных популяций диких кошек. В результате проведения целого комплекса запланированных мероприятий ожидается получить и социальный эффект – повысить уровень знаний населения о необходимости и значимости сохранения редких видов животных. Русское географическое общество. Официальный сайт Энциклопедия для детей «Мир природы»
Текст 7. Административно-территориальное деление Российской Федерации
|
Задания по работе с текстом
|
|
Ознакомление
|
А)_________________________________________________________________ Б)_________________________________________________________________ В)_________________________________________________________________ Г) _________________________________________________________________ Д) _________________________________________________________________
|
Понимание
|
1. Объясните причины исчезновения животных на нашей планете и какой вред это явление приносит ей.
|
Применение
|
1. Сделайте эскиз рисунка амурского тигра, лошади Пржевальского, белого медведя, белухи, дальневосточного леопарда, манул, рыси, снежного барса в соответствии с этапами рисования. |
Анализ
|
|
Синтез
|
|
Оценка
|
|