Данная методическая разработка опубликована на средства гранта министерства образования и науки Российской Федерации по итогам конкурса ФЦПРО – 2.3-08-4 «Разработка, апробация, внедрение новых элементов содержания образования и систем воспитания, новых педагогических технологий при реализации образовательных программ начального общего образования».
Цель: создать условия для формирования всех видов универсальных учебных действий первоклассников в ходе решения межпредметной одновозрастной проектной задачи.
Планируемые результаты:
Личностные:
- формирование уважительного отношения к мнению собеседника;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за общий результат в групповой работе, в том числе в информационной деятельности;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составление текстов в устной и письменной формах;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
10. готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
Предметные:
- Русский язык:
- овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
- Литературное чтение:
- умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
- Окружающий мир:
- освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, сравнение, классификация и др., с получением информации от окружающих людей);
- развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
- Технология:
- использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;
- приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;
- приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
Формируемые универсальные учебные действия:
Личностные УУД
- Смыслообразование: развитие познавательных интересов; развитие мотива
- реализующего потребность социально значимой деятельности.
- Нравственно-этическая ориентация: развитие доброжелательности, готовности
- к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается.
Регулятивные УУД
- Целеполагание: постановка учебной задачи.
- Контроль: сличение способа действия и его результата.
- Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому
- усилию для преодоления препятствий.
- Познавательные УУД
- Общеучебные: поиск и выделение необходимой информации;
- структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме; моделирование.
- Логические: анализ объектов с целью выделения признаков; синтез;
- установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные УУД
- Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- разрешение конфликтов; управление поведением партнера.
Ресурсы/Оборудование
- 75 «билетов»: 25 – с номером «10», 25 – с номером «12», 25 – с номером
- «15»;
- 33 карточки с загадками о каждой букве алфавита;
- 33 трафарета букв размером 13х13;
- 33 разноцветных листа формата А4 с особой разлиновкой: 9 цветов по 3
- 4 листа;
- 9 маршрутных листов;
- 33 карточки с анаграммами;
- 9 карточек со словами-помощниками для авторского зала;
- 33 разрезных карточки со стихами о каждой букве;
- Орфографические словари;
- Пенал с цветными карандашами (у каждого ученика).
Пример страницы Букваря (формат А4).
Пример карточки с анаграммами: А, АЛКСА, СВАУТГ, АРСКТОА, ВАИФЛАТ
Карточка со словами-помощниками для авторского зала.
Пример разрезной карточки со стихотворением о букве.
Материалы для Игрового зала
- Встаньте все в один круг.
- Каждому из вас по очереди я загадаю название сказки. Отгадайте их.
- «Желтая кепочка» («Красная шапочка»)
- «Илья-царевич и Серый волк» («Иван-царевич и Серый волк»)
- «Приключения Зайки и его друзей» («Приключения Незнайки и его друзей»)
- «Гадкий цыпленок» («Гадкий утёнок»)
- «Стойкий железный солдатик» («Стойкий оловянный солдатик»)
- «Сказка о рыбаке и рыбачке» («Сказка о рыбаке и рыбке»)
- «Луковый мальчик» («Чиполлино»)
- «Конь-горбун» («Конек-Горбунок»)
- «Мальчик и Карлсон» («Малыш и Карлсон»)
- Вам нужно хором рассказать алфавит и хлопнуть в ладоши, когда будем называть гласную букву. Хлопок должен быть не перед называнием буквы, не после, а в то время, когда называете.
- А сейчас рассказывать алфавит будем по цепочке по букве, а хлопать в ладоши все вместе. Хлопок нужно сделать, когда будем называть букву звонкого согласного (неважно: парного или непарного)
- Постройтесь в алфавитном порядке имен.
- Постройтесь в алфавитном порядке фамилий.
- Игра-шутка «Зоопарк». Сейчас каждому из вас я скажу «на ушко» название какого-либо животного: зверя, птицы, насекомого, рыбы, … Никто не должен знать то слово, которое я вам скажу, т.к. когда я буду проводить игру, услышав название своего животного, вы должны упасть, а остальные ребята должны быть начеку – не дать упасть соседу, удержать его. Победит тот, кто сумеет упасть, услышав своё слово.
(«На ушко» говорите каждому игроку слово «заяц», делая вид, что придумываете названия разных животных)
- Итак, я иду по зоопарку и вижу ЛЕВ; (пауза, никто не упал) иду дальше, вижу КРОКОДИЛ; (пауза) заворачиваю за угол – а там – БЕГЕМОТ… решил я уйти и вижу … ЗАЯЦ (Все падают и смеются)
Пример рефлексивного листа.
Для проведения проектной задачи необходимо 8 взрослых: 6 руководителей залов (могут быть учителя, родители школьников) по количеству задействованных кабинетов, Букварь и Буквоежка.
Расписание проектной задачи:
10.30. – 10.35. – музыкальный зал
10.40. – 10.00. – кабинет
11.00. – 11.15. – 1 зал
11.20. – 11.35. – 2 зал
11.40. – 11.55. – 3 зал
12.00. – 12.15. – 4 зал
12.20. – 12.35. – 5 зал
12.40. – 13.05. – музыкальный зал
13.05. – 13.10. – класс, дипломы, конфеты
Ход проектной задачи
Этапы проектной задачи |
Формируемые УУД |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формы работы |
1 этап: Постановка задачи (мотивационный) |
Личностные УУД Смыслообразование: развитие познавательных интересов; развитие мотива, реализующего потребность социально значимой деятельности. Нравственно-этическая ориентация: развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается.
Регулятивные УУД Целеполагание: постановка учебной задачи. Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию для преодоления препятствий.
Познавательные УУД Общеучебные: поиск и выделение необходимой информации; моделирование. Логические: анализ объектов с целью выделения признаков; синтез.
Коммуникативные УУД: Приобретение умения организовывать и осуществлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Разрешение конфликтов; управление поведением партнера.
|
Звучит фонограмма песни Шаинского «Чему учат в школе» МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЗАЛ 10.30. Букварь: Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Я – Букварь. Я и все буквы, с которыми вы познакомились на уроках, - жители волшебной страны Букварии. И здесь я сегодня неслучайно. Я пришел проводить вас в далёкое, очень интересное путешествие по стране Литературии. Со мной пришла и мои друзья – 33 богатыря. Вот они!... Букварь открывает импровизированный Букварь (папку), а там пустые страницы (без букв) … Букварь: Ой, а где же буквы? Куда делись мои друзья? Вбегает Буквоежка. Буквоежка: Я - Буквоежка! Ем по буковке на завтрак, на обед и на ужин! Буквы все такие сладкие. Я вам их не отдам! Ха-ха! … Букварь: Это грозный Буквоежка! Буквы съел в один присест. Обглодал он все словечки И теперь уже не ест. Буквоежка убегает. Букварь: Ребята, что будем делать? - (Наводящий вопрос в случае затруднения) Может быть, вы мне поможете, восстановить страницы Букваря? |
При входе в зал дети (75 первоклассников) получают БИЛЕТ с номером зала (10, 12 или 15)
- Надо помочь Букварю создать новые страницы. |
коллективная |
-Где печатают книги? -Тогда давайте все вместе отправимся в типографию. Эта типография необычная, в ней шесть залов. -Сначала вам нужно подготовиться к походу в типографию, мы пойдем в три особых подготовительных кабинета. -При входе в музыкальный зал вы получили билет с номером особых подготовительных кабинетов. -Поднимите руку, кто сначала пойдет в кабинет с номером 10? А кто пойдет в кабинет №12? №15? -Пусть во время путешествия по типографии у вас получатся самые красивые, самые интересные страницы букваря. А я буду ждать вас здесь, с нетерпением. В добрый путь! (10.35.) |
- Книги печатают в типографии.
|
|||
подготовительная работа в кабинетах 10.40 (в кабинете стоят шесть парт, сдвинутых попарно; дети рассаживаются по желанию за любой из трёх столов (по 8-9 человек) Учитель: - Здравствуйте, ребята. Что случилось в стране Букварии? - Для чего мы здесь собрались?
- Чтобы работать дружно, чтобы было приятно общаться, познакомьтесь за столом. Назовите своё имя по порядку. - Объединитесь в пары или тройки так, чтобы в группе дети были из разных классов. Чтобы было удобно объединяться, за одним столом можно пересаживаться. - На середине стола лежат листочки. Возьмите один лист на группу, переверните его. Прочитайте загадку, отгадайте, страницу какой буквы вам надо восстанавливать.
|
- Буквоежка съел листы с буквами из Букваря. - Нам нужно восстановить страницы Букваря.
Дети знакомятся друг с другом.
Дети объединяются в группы по инструкции.
Дети читают загадку, отгадывают букву. Пример загадки: Рак – речной усатый рак. Учится он кое-как. Не бери с него пример, А запомни букву … |
групповая
парная, или работа в микрогруппе
|
||
- Каждая пара-тройка назовёт букву, с которой будет работать, хором.
- По одному человеку от группы подойдите к общему столу и возьмите свою букву.
- Положите перед собой будущую страницу из Букваря (разноцветные листы А4 с особой разлиновкой). - Договоритесь, кто будет обводить букву простым карандашом. Буква должна находиться в верхнем левом углу страницы. Выполните задание. - Нам надо помочь Букварю восстановить страницы с пропавшими буквами. Обсудите в группе, что может быть на странице, которую вы будете восстанавливать. - В разных залах типографии вы сможете это сделать. Вам надо будет посетить авторский зал, конструкторский зал, художественный зал, поэтический зал, игровой зал. - В какой зал вам идти, расскажет маршрутный лист [Приложение 2]. Переходить из зала в зал вы будете командой. Сколько команд в этом зале? (В каждой команде (за одним столом) – три-четыре группы по два-три человека в каждой; страницы Букваря в одной команде одного цвета, такого же, как цвет маршрутного листа, а буквы у каждой пары-тройки разные). - Но создавать листы с буквами вы будете группой. У каждой группы своя буква. Ходить по залам команда должна строго по порядку указанных в маршрутном листе названий залов. Бегать не надо, смотрите, чтобы никто в вашей команде не отстал и не потерялся. В добрый путь!!! (в 11.00) |
Каждая группа называет букву, с которой будет работать, хором. Дети подходят к столу, на котором лежат 11 букв (33 буквы алфавита разделили на три кабинета) формат 13х13см)
Дети выполняют задание по инструкции.
- На странице могут быть рисунки, слова, загадки…
- В этом зале три команды.
В соответствии с маршрутными листами дети расходятся по залам типографии. |
парная, или работа в микрогруппах |
||
2 этап: Выполнение заданий (деятельностный) |
Личностные УУД Смыслообразование: развитие познавательных интересов; развитие мотива, реализующего потребность социально значимой деятельности. Нравственно-этическая ориентация: развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается.
Регулятивные УУД
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
|
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЗАЛ Руководитель зала: - Как вы думаете, как можно украсить вашу страничку с буквами в художественном зале?
- Раскрасьте букву. Украсьте её или нарисуйте вокруг неё картинки, в названии которых есть эта буква. Если ты сомневаешься, какая буква пишется в слове, воспользуйся словарём. - Можно использовать фломастеры, цветные карандаши. - Не забывайте, что вы работаете в группах. Договаривайтесь и распределяйте своё участие в работе поровну. Не ссорьтесь и не обижайтесь, ведь успех всей работы зависит от вашего взаимодействия. (Команда должна окончить работу в строго указанное время.) |
- Страницу можно раскрасить, нарисовать картинки, в названии которых есть эта буква, т.д.
Дети выполняют задание по инструкции.
|
парная, или работа в микрогруппах |
Конструкторский зал (На общем столе лежат 33 карточки (по числу букв алфавита) с анаграммами) [Приложение 3] Руководитель зала: - Ребята, я приветствую вас в конструкторском зале. Конструктор – это человек, который что-то конструирует, изобретает, создает. В этом зале мы будем конструировать, собирать, слова. Пусть один человек из вашей тройки-пары подойдет к общему столу и возьмёт карточку с вашей буквой. - На каждой карточке зашифровано по четыре слова с вашей буквой. Причем эта буква может быть в начале слова, в середине или в конце. Расшифруйте слова, запишите их на специальное место на странице Букваря. - Вашу букву в написанном слове выделите другим цветом. |
Дети подходят к общему столу и берут карточку со своей буквой.
Дети выполняют задание по инструкции. |
парная, или работа в микрогруппах |
||
авторский зал Руководитель зала: - Ребята, мы закончили изучать Букварь. Он нас многому научил. Давайте напишем письмо, в котором поблагодарим Букварь за знания и умения. Вам необходимо дописать предложения, используя слова-помощники [Приложение 4] или подбирая слова самостоятельно. Слова, которые вам можно добавить в первое предложение, в карточке записаны под цифрой 1. Желаю, чтобы ваше письмо получилось интересным! |
Дети выполняют задание по инструкции.
|
парная, или работа в микрогруппах |
||
ПОЭТИЧЕСКИЙ ЗАЛ Руководитель зала: - Здравствуйте, ребята. Знаете ли вы, кто такие поэты? - Сегодня вам предстоит попробовать себя в роли поэта. На общем столе лежат 33 разрезные карточки со стихами о буквах. Подойдите и возьмите карточку со стихотворением о своей букве.
- Как вы считаете, какое задание вам необходимо выполнить? - После того, как вы составите стихотворение, прочитайте его и приклейте на страницу Букваря. Успешной работы! |
Дети отвечают на вопрос.
Дети подходят и берут карточку со стихотворением о своей букве. - Нам надо восстановить стихотворение. |
парная, или работа в микрогруппах |
||
Игровой зал Параллельно работали два игровых зала. Время на этот зал – 15 минут, приходят по одной команде: 8-9 человек. Руководитель зала - Ребята, приветствую вас в игровом зале. Здесь вы можете отдохнуть и немного поиграть. Листы с буквой и карандаши положите на общий стол. Руководитель зала проводит командные игры. Они необходимы для отдыха и взаимодействия в группе. - Хорошо поиграли? Вам пора отправляться в путь. Не забудьте свои листы с буквой и карандаши. |
Дети играют в командные игры. |
групповая |
||
3 этап: Представление результатов (рефлексивно - оценочный) |
Личностные УУД Смыслообразование: развитие мотива, реализующего потребность социально значимой деятельности. Нравственно-этическая ориентация: развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается.
Регулятивные УУД
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД Использование речевых средств для решения коммуникативных задач. |
Окончание проектной задачи Букварь: - Вижу, все вы успешно потрудились в залах типографии. Собрав ваши рукописные страницы, я стану еще лучше и полезнее для всех первоклассников, которые придут в первый класс на следующий год. (Букварь собирает страницы у детей)
- Спасибо вам за помощь, теперь вы можете отправиться в страну Литературию, а поможет вам в этом новый учебник «Литературное чтение». Любите его, берегите! С ним вы откроете много нового и интересного! Ну, а мне пора готовиться к встрече с новыми первоклассниками. На прощание дарю вам именные дипломы и сладкие призы. И помните, что свой школьный путь вы начинали с меня – с Букваря.
К окончанию праздника каждый класс готовит и показывает инсценировку одного из произведений Букваря. Например: произведения букваря из раздела «Живые буквы». В качестве домашнего задания ребятам предлагается описать свои впечатления о празднике в рефлексивных листах
|
Дети собираются в музыкальном зале со своими страницами букваря. Построение парами-тройками в алфавитном порядке.
Ребята хором называют буквы алфавита.
Инсценирование трёх произведений А. Шибаева из букваря (раздел «Живые буквы») |
коллективная, групповая, парная
|