На современном этапе развития ключевая роль отведена инновациям. По общему мнению инновации должны стать триггером для осуществления перехода на качественно новый уровень жизни. Идеям инновационного развития посвящены все усилия, прилагаемые в экономике страны. Поскольку идеи инновационного развития на современном этапе стали господствующими в мировой экономике, то на взгляд авторов нужно сделать акцент на «изучение барьеров, возникающих на пути инновационного развития, с целью предложения мероприятий по устранению или снижению их влияния» [1, с. 19].
В качестве такого барьера может выступить слаборазвитая инновационная инфраструктура. Значительный вклад в развитие идей о существенной роли инфраструктуры в инновационной теории принадлежит Ван Дейну [2, с. 18]. Ученый выделял три главных блока: концепция нововведений, циклы жизни нововведений и инвестиции в инфраструктуру.[1] В научном сообществе остаются вопросы, носящие дискуссионный характер. К числу проблем, которым посвящены дискуссии ученых, относятся вопросы о составе инновационной инфраструктуры.
На взгляд авторов инновационная инфраструктура, состоящая из шести групп (рис. 1), является оптимальной для целей совершенствования управления инновационным развитием страны.
Источник: авторская разработка на основе данных национального центра по мониторингу инновационной инфраструктуры научно-технической деятельности и региональных инновационных систем.[2]
Рис. 1. Блоки инновационной инфраструктуры
Мы считаем, что на кадровую группу инновационной инфраструктуру в ближайшую перспективу будет возложена решающая роль, поэтому мы ей отвели особое место. Кадровый блок инфраструктуры является источником трудовых ресурсов для всех остальных блоков. Системе отвечающей за превращение человеческого потенциала в человеческий капитал, должно отводиться достойное место в государственной политике. Особое место в формировании государственной политики должны составить региональные проекты и программы, в связи с процессами регионализации действующей системы управления. По нашему мнению в данную систему должны быть интегрированы все общественные процессы: образовательные, производственные, социальные, культурные и т.д.
Важную роль будет выполнять система интеграции образовательных процессов с производственной потребностью региона. Власти региона должны заботиться о потенциальных трудовых ресурсах, чтобы отток кадров не оказал негативное влияние на состояние региона. «Целенаправленная работа по развитию компетенций в сфере исследований и разработок, а также мотиваций к инновациям в российских образовательных учреждениях начата только в последние годы»[3]
Как отмечает Е.В. Ерохина «в российских регионах на рынке труда обострились требования к подготовке специалистов нового поколения, способных ориентироваться и активно действовать в условиях перехода экономики на инновационные рельсы развития» [3, с. 2].
В.К. Крутиков, Т.В. Дорожкина, Ж.А. Богачева так же отмечают, что «в настоящее время массовое повышение качества управления является необходимым условием модернизации экономики. Сложные виды деятельности, высокие технологии, наукоемкие производства, международное сотрудничество требуют современных способов управления, постоянного совершенствования организационной структуры, широкого культурного кругозора. Низкое качество управления является одной из причин низкой конкурентоспособности многих предприятий»[4, с. 2].
Фокусируя внимание на процессы подготовки кадров, имеет смысл различать как минимум четыре разных явления – обучение, воспитание, подготовка и образование. Также следует учитывать, что у каждого из них своя логика и, как следствие, для их обеспечения целесообразно использовать различные институциональные структуры.
Изучим ситуацию, которая складывалась в течение последних пяти лет в Калужской области. Для этого составим таблицу 1.
Таблица 1
Основные показатели образования Калужской области (на конец года)[4]
|
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
Число дошкольных образовательных учреждений, ед. |
262 |
265 |
268 |
264 |
267 |
273 |
271 |
В них детей, тыс. человек |
31,4 |
33,1 |
34,5 |
35,7 |
37,1 |
39,3 |
42,1 |
Число общеобразовательных учреждений, ед. |
469 |
445 |
419 |
407 |
393 |
386 |
376 |
Численность обучающихся, тыс. человек |
89,5 |
88,3 |
87,9 |
87,8 |
89,6 |
90,0 |
91,4 |
Число общеобразовательных учреждений НПО, ед. |
32 |
26 |
28 |
15 |
13 |
13 |
13 |
Численность обучающихся, тыс. человек |
8,6 |
5,7 |
4,6 |
6,7 |
6,1 |
5,7 |
4,7 |
Число образовательных учреждений СПО, ед. |
31 |
26 |
26 |
28 |
28 |
30 |
28 |
Численность студентов, тыс. человек |
14,9 |
13,6 |
12,7 |
13,3 |
13,2 |
13,0 |
12,8 |
Число образовательных учреждений ВПО, ед. |
27 |
27 |
27 |
28 |
28 |
26 |
22 |
Численность студентов, тыс. человек |
37,2 |
37,8 |
38,6 |
37,6 |
33,8 |
30,2 |
27,8 |
На основе данных мы пришли к выводу, что на территории региона за анализируемый период наблюдается тенденция увеличения дошкольных образовательных учреждений с 262 в 2007 году до 271 в 2013 году, а количество детей в них увеличилось соответственно с 31,4 тыс. человек до 42,1 тыс. человек по годам соответственно.
Сокращение числа общеобразовательных учреждений за семь лет составило 93 единицы с 469 в 2007 году до 376 в 2013 году. При этом количество обучающихся человек имеет тенденцию к увеличению с 89,5 тыс. человек до 91,4 тыс. человек (рис. 2, 3).
Рис. 2. Динамика количества ДОУ и ОУ в Калужской области за 2007-2013 гг.
Рис. 3. Численность детей и обучающихся в Калужской области за 2007-2013 гг.
Число общеобразовательных учреждений НПО за анализируемый период сократилось более чем в два раза. В 2007 году на территории региона располагалось 32 учреждения, а к 2013 году осталось 13 единиц. Аналогичная ситуация происходит с количеством обучающихся, в целом за период число обучающихся сократилось на 3,9 тыс. человек.
С меньшей скоростью происходит снижение образовательных учреждений СПО по сравнению с НПО. Регион за семь лет потерял 3 учреждения и 2,1 тыс. человек студентов.
На рынке высшего профессионального образования также присутствует тенденция к снижению количества заведений с 27 в 2007 году до 22 в 2013 году. Количество студентов сократилось на 9,4 тыс. человек по сравнению с 2007 годом (рис. 4, 5).
Рис. 4. Динамика количества учреждений проф. образования в Калужской области за 2007-2013 гг.
Рис. 5. Численность студентов проф. образования в Калужской области за 2007-2013 гг.
Ситуация при которой численность детей и обучающихся имеет тенденцию к увеличению, а численность студентов обучающихся по программам начального, среднего и высшего профессионального образования сокращается, свидетельствует о неэффективной региональной политики по управлению трудовыми ресурсами. Сокращение численности студентов будет негативно влиять на экономику региона в ближайшую перспективу.
Как видно из представленных цифр регион должен испытывать кадровый дефицит даже при неизменной производственной структуре. Прежде чем озвучивать наши выводы, мы считаем необходимым изучить в этом периоде динамику численности экономически активного населения, занятых и безработных (табл. 2).
Таблица 2
Численность экономически активного населения, занятых и безработных Калужской области (тыс. человек)[5]
|
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
Численность экономически активного населения |
553,0 |
557,0 |
573,2 |
564,4 |
557,3 |
550,6 |
552,1 |
Занятые в экономике |
525,6 |
531,1 |
538,2 |
526,8 |
526,1 |
527,0 |
527,3 |
Безработные |
27,4 |
25,9 |
35,0 |
37,6 |
31,2 |
23,6 |
24,8 |
Как видно из данных за анализируемый период количество экономически активного населения уменьшилось на 0,9 тыс. человек с 553 тыс. человек в 2007 году до 552,1 тыс. человек в 2013 году. Рост занятых в экономике составил 1,7 тыс. человек с 525,6 тыс. человек в 2007 году до 527,3 тыс. человек. Данный рост может быть объяснен за счет снижения численности безработных на 2,6 тыс. человек.
Негативная тенденция к снижению численности трудовых ресурсов может быть исправлена при сбалансированной политике. Руководству региона необходимо избежать миграции среди населения Калужской области в целом и в частности в отношении людей родившихся за период 2000-2006 гг. (табл. 3). Поскольку на них, как на молодых специалистов будет возложены обязанности по становлению экономики инновационного типа.
Таблица 3
Рождаемость, смертность и естественный прирост населения в Калужской области[6]
|
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
Число родившихся |
7571 |
7861 |
8409 |
8744 |
9050 |
9431 |
9015 |
9264 |
Число умерших |
18804 |
19254 |
19310 |
19580 |
19673 |
19141 |
19561 |
17853 |
Естественный прирост |
-11233 |
-11393 |
-10901 |
-10836 |
-10623 |
- 9710 |
-10546 |
- 8589 |
Как видно из данных на территории Калужской области за период с 1999 года по 2006 год рождаемость увеличилась 1693 человека (рис. 6).
Рис. 6. Динамика рождаемости в Калужской области за 2000-2006 гг.
Проведенное выше исследование позволяет сделать вывод, что осуществляемая политика региональных властей в сфере обеспечения экономики трудовыми ресурсами – неэффективна. Снижение количества студентов, при росте рождаемости (в соответствующем периоде прошлого) и росте числа детей и обучающихся в общеобразовательных учреждениях свидетельствует об оттоке кадров на этапе получения ими профессионального образования.
В Калужском регионе, делается ставку на активное развитие автомобильного, фармацевтического и транспортно-логистического, агро-промышленного, IT и туристических кластеров, которые являются основными драйверами развития региона [5, с. 60], но при этом уделяется не достаточно внимания вопросам, связанным с обеспечением этих кластеров трудовыми ресурсами из числа жителей региона. Деловыми партнерами региона становятся крупнейшие компании международного уровня [6, с. 320]. По нашему мнению необходимо использовать международное сотрудничество для достижения целей по подготовке квалифицированных трудовых ресурсов.
Изучение динамики развития Калужского региона позволяет утверждать, что политика в области промышленного развития эффективно осуществляется. Калужская область за счет эффективной политики стала занимать лидирующие позиции в России, за счет реализации в регионе проектов крупнейших международных концернов: Volkswagen, Volvo, Peugeot, Citroen, Mitsubishi, GE, Samsung, Continental, Berlin-Chemie/Menarini, Novo Nordisk, STADA CIS и др.
Активно развиваются предприятия, представляющие традиционные сектора экономики, — это производители турбогенераторов и газотурбинных двигателей, железнодорожной техники, строительных материалов, электроники, оптики и многого другого. Создаются новые высокотехнологичные производства, занимающиеся исследованиями и разработками в различных сферах: от ядерных технологий, авиации и космонавтики до наномеханики и очистки воды.
По итогам 2013 года регион занимает:
- 1-е место в ЦФО и 2-е место в РФ по объему отгруженной продукции обрабатывающих производств на душу населения;
- 1-е место в ЦФО и 1-е место в РФ по индексу производства и распределения электроэнергии, газа и воды;
- 1-е место в ЦФО по объему производства промышленной продукции на душу населения;
- 1-е место в ЦФО по объему инвестиций в основной капитал на душу населения (январь-сентябрь);
- 2-е место в ЦФО и 3-е место в РФ по объему прямых иностранных инвестиций на душу населения (январь-сентябрь);
- 3-е место в ЦФО по индексу промышленного производства;
- 3-е место в ЦФО и 28-е в РФ по величине среднемесячной заработной платы (январь-ноябрь).
Традиционно основу промышленности региона составляет машиностроительный комплекс. За последние семь лет объём промышленного производства в Калужской области вырос в два с половиной раза. Фактически к существовавшей промышленности Калужской области добавилось ещё полторы.
- 7,5% — рост промышленного производства в 2013:
- 236,2% — увеличение объемов производства машин и оборудования;
- 149,1% — рост объемов химического производства;
- 121% — выросла добыча полезных ископаемых;
- 151,1% — возросло производство и распределение электроэнергии, газа и воды.
Структура обрабатывающих производств представлена на рисунке 7.
Рис. 7. Структура обрабатывающих производств[7]
Анализ сложившейся ситуации кадрового обеспечения Калужской области позволяет сделать вывод, что региональные власти осуществляют политику роста количества инвестиционных проектов. Проводимая политика может осуществлятся при наличии трудовых ресурсов, обладающих достаточной квалификацией. На основе анализа сложившейся ситуации в сфере профессионального образования делается вывод, что количество студентов, обучающихся в регионе уменьшается. В ближайшей перспективе если не предпринять привентильных мер наступит ситуации дифицита кадров. Решение которой в кроткосрочном периоде возможно с помощью привлечение специалистов из вне. По нашему мнению привлечение специалистов из других регионов может негативно сказаться на экономической ситуации, поскольку Калужская область обладает достаточным потенциалом для подготовки квалифицированных кадров самостоятельно. Поэтому вопросы кадрового обеспечения в рамках кадрового блока инновационной инфраструктуры необходимо начинать решать в ближайшую перспективу. К числу важных вопросов следует отнести вопросы связанные с использованием тенденции к увеличению рождаемости в 1999-2006 гг. и превращением ее в тенденцию соответственного роста как студентов, получающих профессиональное образование, так и в целом для увеличения численности экономически активного населения.
Решение этих вопросов позволит обеспичить инновационное развитие субъектов хозяйственной деятельности квалифицированными кадрами на региональном уровне. Принятие мер направленных на создание системы профессиональной подготовки кадров обеспечит регион специалистами, в различных областях знаний. В пративном случае придется применять более дорогие способы привлечения специалистов из других регионов, а возможность подготовки «своих» трудовых ресурсов упустить навсегда. Необходимо принятие мер по увелечению качества образования и обеспечению приемственности его получения в пределах региона. Закончить статью хотелось бы слова из диалога А.В. Луначарского со слушателем «Института красной профессуры». [8]