Экономическое развитие Российской Федерации в целом, как и отдельно взятого субъекта хозяйственной деятельности, зависит от множества факторов. Однако следует признать, что в современных условиях на первый план выходят парадигмы инновационного развития [1, с. 342]. Данное направление подразумевает экономику, основанную на научных знаниях, которые находят воплощение в новейших технологиях, технике и оборудовании, что позволяет выйти на новый, более качественный виток экономического развития. «Увеличение доли передовых технологий в структуре экономики страны является наиглавнейшим фактором для усиления конкурентных позиций России в мире, который сможет изменить отношение к России как к «сырьевому придатку» [10, с. 21].
Для осуществления инновационной деятельности предприятию необходимы самые различные ресурсы: инвестиции, персонал, имеющий соответствующую подготовку, условия для проведения инновационных исследований. Но вместе с тем, при разработке новой технологии и техники или их улучшении, существует множество рисков, связанных с неопределенностью результатов исследования, сроков разработки, а также рисков, связанных с производством и реализацией инновационной продукции [2, с. 389]. Всё это в совокупности является достаточно серьёзным тормозом на пути инновационных преобразований.
Изо всех имеющихся ресурсов на пути инновационного преобразования экономики в первую очередь стоит сказать о ресурсе управленческом. Осуществляемые в России радикальные экономические преобразования, динамичные инновационные процессы во всех сферах хозяйственной и производственной деятельности имеют достаточно большой потенциал именно в данном направлении.
Управленческий ресурс играет важнейшую роль в условиях кризиса и во время рецессии. Вполне естественно использование его как инструмента повышения эффективности управления социально-экономическими процессами на всех уровня общественной организации, так как в этих условиях она претерпевает существенные изменения [3, с. 352].
Ещё одним из инструментов достижения экономических целей регионального развития, является инновационная стратегия развития. Инновационная стратегия развития должна быть подчинена общей стратегии, она задает цели инновационной деятельности, выбор средств их достижения и источники привлечения этих средств.
Инновационные стратегии развития создают особо сложные условия для проектного управления, к которым можно отнести [4, с. 13]:
- повышение уровня неопределенности результатов;
- повышение инвестиционных рисков проектов;
- усиление потока изменений в связи с инновационной реструктуризацией.
Преодоление проблем развития экономических систем в регионах, выработка практических решений, изменение организационных форм и способов управления региональной экономики и промышленной системой, исходя из опыта антикризисного управления, должны опираться на проектировочный подход, поскольку в этом случае предложения принимают облик создания новых структур [6, с. 337].
Следовательно, эти новые организации, функции которых выполняются в регионах иными действующими структурами, должны проектироваться. Это означает определённую логику обоснования необходимости создания подобных структур. Что для этого необходимо?
Прежде всего – идентифицировать состояние и основные тенденции развития региональной системы, включая изменения экономической структуры, установить факторы, обеспечивающие подобную динамику, то есть провести квалифицированную диагностику состояния региональной системы, включая действующие функции, организационные формы, текущие задачи, решение которых уже осуществляется.
Далее необходимо выяснить, какие функции исполняются эффективно, какие вообще потеряны и не исполняются, а что функционирует неэффективно [7, с. 377]. При этом особенно становится интересным: приведёт ли изменение задач развития к потребному изменению функций и насколько необходимы новые организационные формы?
При этом желательно уточнить цели и задачи развития региональной системы, выбрать магистральные направления развития, сформулировать основные тезисы программы развития региональной экономики [5, с. 23].
Региональные власти, как правило, имеют ограниченные инструменты воздействия на экономику региона, поэтому важна федеральная компонента, включая и соответствующее законодательство. Кроме того, регионы неоднородны по структуре, качеству трудовых и природных ресурсов, их составу, производственно-технологическим возможностям. Это фактически предопределяет специализацию региональной экономики.
На этом этапе важно достоверно оценить потенциал региона [8, с. 332]. Ресурсный, кадровый, экспортный, – и все его другие направления.
Затраты на технологические инновации в конечном итоге приведут к увеличению объема выпуска инновационных товаров. Сравнение объема инновационных продуктов и затрат на технологические инновации будет показывать эффективность таких затрат. Но, при сравнении соотношения объема инновационных товаров к затратам на технологические инновации за определенный период, необходимо иметь в виду, что затраты, произведенные в определенном периоде могут повлиять на увеличение объема инновационных продуктов, выпущенных не только в этом, но и в последующих периодах. Также и объем инновационных продуктов, выпущенных в определенном периоде может зависеть от затрат, произведенных ранее.
Если отношение объема выпущенного инновационного продукта и затрат на технологические инновации за определенный период превышает единицу, то такие вложения эффективны, даже с учетом того, что данный эффект получается с учетом предыдущих затрат и частично может проявиться в последующих периодах.
Инновационная деятельность предприятий должна быть постоянной, нацеленной на дальнейший экономический рост, на улучшение применяемых предприятием технологий и оборудования, на выпуск более качественного продукта.
Но далеко не каждый регион в полной мере может реализовать данную возможность. Существуют и другие причины, препятствующие инновационной активности предприятий в регионах. К ним можно отнести территориальное расположение региона, климатические условия, наличие полезных ископаемых и других ресурсов, исторически сложившиеся условия хозяйствования, специализацию региона и др. Также важная роль принадлежит государственной поддержке инновационной активности предприятий [9, с. 361]. Все эти факторы оказывают непосредственное влияние на инновационную активность субъектов хозяйственной деятельности.
С учётом всего сказанного можно сделать вывод, что инновационная деятельность на региональном уровне, спланированная подобным образом, будет влиять не только на экономическое развитие региона, но и на экономическое развитие страны в целом.