Полный текст статьи
Печать

Экономическое развитие Российской Федерации в целом, как и отдельно взятого субъекта хозяйственной деятельности, зависит от множества факторов. Однако следует признать, что в современных условиях на первый план выходят парадигмы инновационного развития [1, с. 342]. Данное направление подразумевает экономику, основанную на научных знаниях, которые находят воплощение в новейших технологиях, технике и оборудовании, что позволяет выйти на новый, более качественный виток экономического развития. «Увеличение доли передовых технологий в структуре экономики страны является наиглавнейшим фактором для усиления конкурентных позиций России в мире, который сможет изменить отношение к России как к «сырьевому придатку» [10, с. 21].  

Для осуществления инновационной деятельности предприятию необходимы самые различные ресурсы: инвестиции, персонал, имеющий соответствующую подготовку, условия для проведения инновационных исследований. Но вместе с тем, при разработке новой технологии и техники или их улучшении, существует множество рисков, связанных с неопределенностью результатов исследования, сроков разработки, а также рисков, связанных с производством и реализацией инновационной продукции [2, с. 389]. Всё это в совокупности является достаточно серьёзным тормозом на пути инновационных преобразований.

Изо всех имеющихся ресурсов на пути инновационного преобразования экономики в первую очередь стоит сказать о ресурсе управленческом. Осуществляемые в России радикальные экономические преобразования, динамичные инновационные процессы во всех сферах хозяйственной и производственной деятельности имеют достаточно большой потенциал именно в данном направлении.

Управленческий ресурс играет важнейшую роль в условиях кризиса и во время рецессии. Вполне ес­тественно использование его как инструмента повышения эффективности управления социально-экономическими процессами на всех уровня общественной организации, так как в этих условиях она претерпевает существенные изменения [3, с. 352].

Ещё одним из инструментов достижения экономических целей регионального развития, является инновационная стратегия развития. Инновационная стратегия развития должна быть подчинена общей стратегии, она задает цели инновационной деятельно­сти, выбор средств их достижения и источники привлечения этих средств.

Инновационные стратегии развития создают особо сложные условия для проектного управления, к которым можно отнести [4, с. 13]:

-  повышение уровня неопределенности результатов;

-  повышение инвестиционных рисков проектов;

-  усиление потока изменений в связи с инновационной реструктуриза­цией.

Преодоление проблем развития экономических систем в регионах, выработка прак­тических решений, изменение организационных форм и способов управления региональной экономики и промышленной системой, исходя из опыта антикризисного управления, долж­ны опираться на проектировочный подход, поскольку в этом случае предложения принимают облик созда­ния новых структур [6, с. 337].

Следовательно, эти новые организации, функции которых выполняются в регионах иными действующими структурами, должны проектироваться. Это означает оп­ределённую логику обоснования необходимости создания подобных структур. Что для этого необходимо?

Прежде всего –  идентифицировать состояние и основные тенденции развития региональ­ной системы, включая изменения экономической структуры, установить факторы, обеспечи­вающие подобную динамику, то есть провести квалифицированную диагностику состояния региональной системы, включая действующие функции, организационные формы, текущие задачи, решение которых уже осуществляется.

Далее необходимо выяснить, какие функции испол­няются эффективно, какие вообще потеряны и не исполняются, а что функционирует неэф­фективно [7, с. 377]. При этом особенно становится интересным: приведёт ли изменение задач развития к потребному изменению функций и насколько необходимы новые организационные формы?

При этом желательно уточнить цели и задачи развития региональной системы, выбрать магистральные направления развития, сформулировать основные тезисы программы развития региональной экономики [5, с. 23].

Региональные власти, как правило, имеют ограниченные инструменты воздействия на экономику региона, поэтому важна федеральная компо­нента, включая и соответствующее законодательство. Кроме того, регионы неоднородны по структуре, качеству трудовых и природных ресурсов, их составу, производственно-технологическим возможностям. Это фактически предопределяет специализацию ре­гиональной экономики.  

На этом этапе важно достоверно оценить потенциал региона [8, с. 332]. Ресурсный, кадровый, экспортный, – и все его другие направления.  

Затраты на технологические инновации в конечном итоге приведут к увеличению объема выпуска инновационных товаров. Сравнение объема инновационных продуктов и затрат на технологические инновации будет показывать эффективность таких затрат. Но, при сравнении соотношения объема инновационных товаров к затратам на технологические инновации за определенный период, необходимо иметь в виду, что затраты, произведенные в определенном периоде могут повлиять на увеличение объема инновационных продуктов, выпущенных не только в этом, но и в последующих периодах. Также и объем инновационных продуктов, выпущенных в определенном периоде может зависеть от затрат, произведенных ранее.

Если отношение объема выпущенного инновационного продукта и затрат на технологические инновации за определенный период превышает единицу, то такие вложения эффективны, даже с учетом того, что данный эффект получается с учетом предыдущих затрат и частично может проявиться в последующих периодах.

Инновационная деятельность предприятий должна быть постоянной, нацеленной на дальнейший экономический рост, на улучшение применяемых предприятием технологий и оборудования, на выпуск более качественного продукта.

Но далеко не каждый регион в полной мере может реализовать данную возможность. Существуют и другие причины, препятствующие инновационной активности предприятий в регионах. К ним можно отнести территориальное расположение региона, климатические условия, наличие полезных ископаемых и других ресурсов, исторически сложившиеся условия хозяйствования, специализацию региона и др. Также важная роль принадлежит государственной поддержке инновационной активности предприятий [9, с. 361]. Все эти факторы оказывают непосредственное влияние на инновационную активность субъектов хозяйственной деятельности.

С учётом всего сказанного можно сделать вывод, что инновационная деятельность на региональном уровне, спланированная подобным образом, будет влиять не только на экономическое развитие региона, но и на экономическое развитие страны в целом.