Изучением проблем Добра и Зла как проявлений Человечности в русле психологической науки занимались как зарубежные (Л. Кольберг, А. Маслоу, Ж. Пиаже, Э. Фромм, К.Г. Юнг, и др.), так и отечественные ученые (А.П. Кашин, М.К. Мамардашвили, Л.М. Попов, С.Л. Рубинштейн).
Теоретико-методологические основы исследования представлены: теориями нравственного развития ребенка (Л. Кольберг, Ж. Пиаже); исследованиями источников развития доброго или злого начала в человеке (А. Маслоу, Э. Фромм, К.Г. Юнг и др.); исследованиями связи Добра и Зла (Человечности) с жизненным опытом индивида (Л.М. Попов); исследованиями механизмов нравственной регуляции девиантных подростков (И.А. Фурманов, В.Д. Шадриков); исследованиями ценностей и мотивов девиантных подростков (А.Н. Смирнова, А.В. Печерский).
Теоретический анализ литературы по заявленной проблеме позволил сделать следующие выводы:
Добро и Зло – это идеал нравственного совершенства человека: добро – приближает к идеалу, зло – отдаляет от него [2, 4, 6, 9, 10, 13, 17].
Добро и зло входят в структуру личностных ценностей человека и являются сильнейшими детерминантами его развития и поведения. Представления о Добре и Зле формируются в течение жизни, но подростковый возраст является сензитивным периодом для формирования личностных ценностей [1, 12, 16, 19].
Существуют общественные и личностные эталоны «доброго» и «злого», морального и аморального [2, 15]. Ребенок интериоризует общественные эталоны и делает их личностными. В процессе интериоризации может возникнуть противостояние внутреннего Я и внешних воздействий, способное дисгармонизировать личность и вызвать конфликты, причем как внешние, так и внутренние. Эти конфликты могут привести к тяжелым психологическим последствиям и деструктивному поведению как несогласию с окружающей действительностью [16, 17, 18].
Различные виды нарушений поведения обнаруживаются у лиц, имеющих специфические особенности механизма нравственной регуляции [5, 7, 11, 19]. Мы обнаружили отсутствие исследований образов Добра и Зла девиантных подростков, что актуализирует необходимость их экспериментального изучения с целью психологической коррекции и развития образов Добра и Зла как предикторов девиантного поведения подростков.
Описание выборки:
1. Экспериментальная группа: мальчики 13-15 лет с девиантным поведением в количестве 16 человек.2. Контрольная группа: случайная выборка мальчиков 13-15 лет с нормативным поведением в количестве 16 человек.
Таблица 2
Схема диагностического аппарата
Методика |
Диагностические переменные |
Показатели измерения |
Параметры |
Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению А.Н. Орел [8] |
Аддиктивное поведение, саморазрушающее и самоповреждающее поведение, агрессия и насилие, снижение волевого контроля эмоциональных реакций, делинквентное поведение |
Бальные оценки, общий индекс |
Уровень выраженности склонности к отклоняющемуся поведению (по шкалам) |
Психодиагности-ческий тест Добро и Зло Л.М. Попов, А.П. Кашин [14] |
Направленность на добро, направленность на зло, человечность (совокупность доброго и злого) |
Бальные оценки, общий индекс |
Уровень развития характера (высокий, выше среднего, средний, ниже среднего, низкий)по функциям Добро, Зло, Человечность (совокупный показатель добра и зла, находится в прямой зависимости от уровня Добра и обратной от уровня Зла) |
Понимание фраз и пословиц (модификация методики Б.В.Зейгарник) |
Отношение к базовым понятиям Добра и Зла |
Бальные оценки |
Анализ предпочтения и согласия с пословицами и добре или о зле |
В таблице 3 представлены ср.арифм. показатели респондентов Эг и Кг по шкалам склонности к отклоняющемуся поведению и разница между этими показателями.
Таблица 3
Разница средних показателей склонности к отклоняющемуся поведению по шкалам
Шкала |
Преодол. норм и правил |
Аддик. повед |
Саморазр. повед. |
Агрессия |
Волев. контроль |
Делинк. повед. |
Ср.групповые показатели (Эг) |
47,5 |
48,2 |
53,1 |
51,1 |
50,8 |
53,9 |
Ср.групповые показатели (Кг) |
40,7 |
35,6 |
38,4 |
37,7 |
43,7 |
37 |
Разница показателей |
6,7 |
12,5 |
14,7 |
13,4 |
7 |
16,9 |
Согласно интерпретации результатов методики, тенденция к реализации отклоняющегося поведения по шкале диагностируется, если показатель находится в пределах 50-60 баллов. По результатам таблицы мы видим, что у испытуемых Эг по четырем шкалам показатели находятся в этом диапазоне.
Показатели, находящиеся в диапазоне ниже 50 баллов свидетельствуют об отсутствии тенденций к отклоняющемуся поведению, что мы наблюдаем у респондентов Кг.
По вышесказанному можно сделать вывод, о том, что испытуемые Эг имеют большую склонность к реализации отклоняющего поведения, чем испытуемые Кг.
Наибольшие различия Эг и Кг демонстрируют по шкалам:
- склонность к делинквентному поведению (16,9 балла)
- склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению (14,7 балла)
- склонность к агрессии и насилию (13,4 балла)
- склонность к аддиктивному поведению (12,5 балла)
Таким образом, в девиантном поведении подростков преобладают: делинквентное, самоповреждающее и саморазрушающее, аддиктивное поведение и склонность к агрессии и насилию.
Ср.арифм. показатели склонности респондентов Эг и Кг к отклоняющемуся поведению были помещены нами в таблицу 4, результаты распределены по группам с учетом уровней развития функции Человечность: высокий выше среднего, средний, ниже среднего.
Таблица 4
Показатели склонности к отклоняющемуся поведению, распределенные по уровню Человечности
Уровень Человечности |
Высокий |
Выше среднего |
Средний |
Ниже среднего |
||||
Кг |
Эг |
Кг |
Эг |
Кг |
Эг |
|||
Преодол.норм |
35 |
44 |
42,16 |
47 |
45,7 |
51,6 |
||
Аддикт.повед. |
30,6 |
41,5 |
36,8 |
50,8 |
39,5 |
52,4 |
||
Саморазруш.повед |
29 |
51,5 |
44,1 |
53,4 |
42,1 |
54,6 |
||
Агрессия |
30,6 |
50 |
42,8 |
50,7 |
39,7 |
52,6 |
||
Волевой контроль |
38 |
52 |
42,8 |
50 |
50,5 |
50,6 |
||
Делинкв.повед. |
30,6 |
50,5 |
39 |
52,4 |
41,4 |
59 |
||
Ср.арифмет. |
32,3 |
48,2 |
41,2 |
50,7 |
43,1 |
53,4 |
В таблице 4 так же представлен средний арифметический балл склонности к отклоняющемуся поведению респондентов Кг для групп с уровнем Человечности высокий, выше среднего и средний. Мы видим, что разница ср. арифм. баллов по склонности к отклоняющемуся поведению явно выражена.
Респонденты со средним уровнем Человечности демонстрируют большую готовность к реализации отклоняющегося поведения (ср.арифм. 43,1 балла), чем испытуемые с уровнем человечности высокий (32,3 балла) и выше среднего (41,2 балла).
У респондентов с высоким уровнем Человечности склонность к отклоняющемуся поведению на 8,9 балла меньше, чем у респондентов с уровнем человечности выше среднего и на 10,8 балла меньше чем у респондентов со средним уровнем Человечности.
Ср.арифм. показатель склонности к отклоняющемуся поведению респондентов Эг:
- со средним уровнем Человечности выше на 7,5 балла, чем тот же показатель у респондентов Кг,
- с уровнем Человечности выше среднего выше на 6,9 баллов, чему у респондентов Кг с тем же уровнем.
В Эг нет респондентов с высоким уровнем Человечности, а в Кг нет респондентов с уровнем Человечности ниже среднего.
Межгрупповые показатели различаются и ясно показывают, что уровни Человечности коррелируют с девиантным поведением в то же время внутри Эг однозначных связей не выявлено, данные противоречивы.
Мы подобрали высказывания [3] и разделили на основании акцентирования в них доброго или злого начала и разработали ключ к методике, согласно которому испытуемый получает 1балл за ответ «согласен» на высказывание с акцентированием Добра и 1 балл за ответ «не согласен» на высказывание с акцентированием Зла. Результаты респондентов представлены в таблицах 5 и 6.
Таблица 5
Результаты по пословицам с направленностью на Зло
Направленность на зло |
Проценты % |
|
Эг |
Кг |
|
Не делай добра, не получишь зла |
50 |
6,2 |
Все доброхоты, а в нужде помочь нет охоты |
75 |
31,2 |
Волосы имеем-косы плетем; добрый характер – слезы льем |
6,2 |
43,7 |
Одному милость, а всем обида |
31,2 |
6 |
Хоть сам наг пойду, а недруга без рубахи пущу |
43,7 |
18,7 |
Доброе долго помнится, а злое – еще дольше |
75 |
62,5 |
Собака и хлеба не съест, не прорычав |
43,7 |
18,7 |
Делающий добро добра не находит |
31,2 |
12,5 |
Добро должно быть с кулаками |
25 |
0 |
- Все доброхоты, а в нужде помочь нет охоты – высказывание демонстрирует доверие личности к миру. Респонденты Эг (75%) считают, люди доброжелательны лишь на словах, а в трудных ситуациях никто не захочет помочь другому. С этой пословицей не согласилось 4 респондента Эг (25%) – 3 из которых имеют уровень Человечности выше среднего, т.е. респонденты имеющие больший уровень Человечности, проявляют большее доверие к людям и миру в целом.
- Доброе долго помнится, а злое – еще дольше. Пословица отражает такие качества личности как злопамятность, обидчивость. Это высказывание имеет направленность на Зло, но с ним согласилось примерно равное количество Эг (75%) и Кг (62,5%).
Таблица 6
Результаты по пословицам с направленностью на Добро
Направленность на добро |
Проценты % |
|
Эг |
Кг |
|
Добра не смыслишь, так худа не делай |
87,5 |
100 |
Доброе дело само себя хвалит |
100 |
93,75 |
Добро сотворишь – себя увеселишь |
87,5 |
87,5 |
Доброму человеку весь мир – свой дом, злому и своя хата чужая |
50 |
93,75 |
Кто за худом пойдет, тот добра не найдет |
68,75 |
100 |
Кто сам худой, у того и все вокруг худо |
43,75 |
62,5 |
От добра добра не ищут |
50 |
50 |
На ласковое слово не кидайся, на грубое не гневайся |
81,25 |
87,5 |
Лучше самому терпеть, чем других обижать |
25 |
62,5 |
В ком добра нет, в том и правды мало |
68,75 |
87,5 |
Добро худо переможет |
93,75 |
81,35 |
Испытуемые Эг и Кг, продемонстрировали наибольшие различия по отношению к следующим пословицам:
- Доброму человеку весь мир – свой дом, злому и своя хата чужая. Пословица отражает доброжелательность, доверие, позитивную картину мира. Таким образом, 50 % Эг считают, что отношение мира к человеку, не зависит от отношения человека к миру.
- Лучше самому терпеть, чем других обижать. Пословица отражает такие качества личности как: смирение, терпение, самопожертвование. С этим высказыванием не согласны 75% респондентов Эг и 37,5% респондентов Кг. Иными словами, 75% испытуемых Эг и 37,5% испытуемых Кг предпочитают обидеть или причинить вред другим людям, чем терпеть что-либо тяжелое, неприятное.
- В структуре девиантного поведения испытуемых наиболее ярко представлены делинквентное, саморазрушающее, аддиктивное поведение и склонность к агрессии и насилию.
- Подростки с девиантным поведением обладают более низким уровнем развития Человечности: большая склонность к Злу и меньшая к Добру у них проявляется в три раза больше чем у их сверстников с просоциальным поведением.
- Искажения образов Добра и Зла у подростков с девиантным поведением проявляются в форме недоверия к миру, готовности оскорбить, мстительности, злопамятности.
Выводы
Было установлено что Добро и Зло входят в структуру личностных ценностей человека и являются сильнейшими детерминантами его развития и поведения. В процессе жизни ребенок интериоризует общественные эталоны, в том числе и представления о Добре и Зле.
Неустойчивость и противоречивость в обществе может привести к интериоризации ребенком отрицательной системы ценностей, деструктивных моделей поведения.
В ходе эмпирического установлено, что подросткам с девиантным поведением cвойственны: аддиктивное, саморазрушающее и самоповреждающее поведение, агрессия, снижение волевого контроля эмоциональных реакций, делинквентное поведение; сниженный уровень Человечности (по сравнению с нормой); искаженные образы Добра и Зла (проявляются в несамокритичности, циничности, необязательности, готовности оскорбить, жестокости, мстительности, злопамятности, недоверии.)
Перспектива исследования по заявленной проблеме заключается в изучении путей профилактики девиантного поведения подростков путем воздействия на образы Добра и Зла данной категории лиц.