Полный текст статьи
Печать

Современный этап развития коррекционной педагогики и специальной психологии характеризуется поиском новых эффективных путей социальной адаптации детей, с интеллектуальной недостаточностью. В этой связи проблема семьи ребенка с особенностями психофизического развития и особыми образовательными потребностями становится все более актуальной и востребуемой обществом. Социализация ребёнка с интеллектуальной недостаточностью не может быть достигнута без приобщения к этому процессу его родителей. Семья как социальный институт призвана социализировать ребёнка. Именно в семье у ребёнка складываются первые представления о человеческих ценностях, характере взаимоотношений между людьми, формируются нравственные качества. В связи с этим возрастает и роль семьи в воспитании ребёнка с отклонениями в развитии  [2, с. 116].

Существуют исследования психических особенностей разных категорий детей с интеллектуальной недостаточностью, различные подходы к оказанию психологической помощи самим детям, хотя родители нуждаются в не менее пристальном внимании со стороны психологов и других специалистов. Однако в последнее время всё большую значимость приобретает проблема социальной адаптации не только детей с интеллектуальной недостаточностью, страдающих той или иной тяжёлой патологией, но и семьи, в которой они воспитываются   [4; 5].

Значительный вклад в разработку данной проблемы внесли Т. Г. Богданова, Н. В. Мазурова, А. И. Захаров, И. Ю. Левченко, И. И. Мамайчук, М. М. Семаго, Н. Я. Семаго,  Е. М. Мастюкова, А. Г. Московкина, М. И. Лисина, А. С. Спиваковская, В. М. Целуйко, Л. И. Шипицына, Г. А. Мишина и др. Данные авторы отмечают, что в связи с рождением ребенка с особенностями ппсихофизичееского развития  у родителей меняется взгляд на мир, отношение к самим себе, к своему ребенку - не такому, как все,  к другим людям и к жизни вообще. Поэтому важно исследовать не только детей с интеллектуальной недостаточностью, но и их семьи, нуждающиеся в комплексной социальной, психологической помощи и поддержке. Только при решении этой проблемы можно обеспечить реабилитацию и интеграцию в общество детей с интеллектуальной недостаточностью [6; 7].

Общим во всех направлениях психокоррекционной работы с данной категорией семей является необходимость показа родителям возможности их  личной педагогической деятельности, направленной на развитие ребенка. В свою очередь, проявление творчества родителей в психокоррекционной процессе позволяет при длительном стрессе нейтрализовать внутреннее психологическое состояние, переструктурировать свои жизненные цели, свою иерархию установок и ценностей [1; 3].

До настоящего времени не получила должного обоснования проблема анализа подходов к психологической коррекции детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих ребёнка с интеллектуальной недостаточностью; научно-методологических основ и программно-методического обеспечения процесса коррекции детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих ребёнка с интеллектуальной недостаточностью, что обуславливает актуальность данного научного исследования.

В отечественной науке и практике в последние десятилетия уделяется большое внимание поиску оптимальных и эффективных путей оказания помощи родителям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии. Включение родителей в коррекционно-педагогический процесс является важнейшим условием полноценного психического развития ребёнка с особыми образовательными потребностями. Как известно, коррекционное воздействие состоит из двух взаимосвязанных процессов – организация различных форм помощи родителям и содержательно-педагогической работы с ребёнком. Такой подход к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения обеспечивает непрерывность коррекционного воздействия. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьёй и детским садом, в ходе которого корректируются позиции родителей и педагогов. Ни одна, даже самая лучшая, коррекционно-развивающая программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьёй, если в дошкольном учреждении не созданы условия для привлечения родителей к участию в коррекционно-образовательном процессе [2; 4].

Оказание психологической помощи семье подразумевает работу с разными людьми. Усилия психологов могут быть направлены на детей, родителей, супругов, семью в целом как систему. Ткачева В.В. выделяет следующие направления работы учителя-дефектолога с семьей:

  1. Гармонизация семейных взаимоотношений.
  2. Коррекция психологического состояния матери.
  3. Коррекция детско-родительских отношений.
  4. Помощь в адекватной оценке возможностей ребенка (как физических, так и психологических).
  5. Обучение матери специальным коррекционным и методическим приемам, необходимым для проведения занятий с ребенком в домашних условиях.
  6. Обучение матери специальным воспитательным приемам, необходимым для коррекции личности ребенка [2].

     Родители детей с интеллектуальной недостаточностью испытывают значительные трудности как психологического (межличностного), так и педагогического (информационного) характера.

Экспериментальное иссле­дование  родительского отношения было проведено на базе ГУО «Вспомогательная школа № 26 г. Витебска» в марте - апреле 2016 года. Общее количество привлечённых к исследованию лиц составило 50 семей. Из них 25 семей, воспитывающих детей с интеллектуальной недостаточностью и 25 семей, воспитывающих нормально развивающихся детей. Каждый из учащихся  выполнял один и тот же набор заданий в сходных условиях (наедине с экспериментатором, в полной тишине), что позволило обеспечить объективность оценки результатов.

Материалом исследования послужила методика-опросник А.Я. Варга и В.В. Столина, ориентированная на выявление родительского отношения в семьях, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними.Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков [7, с. 48].

В исследовании были использованы следующие методы: теоретический (анализ предметного содержания психолого-педагогической и специальной литературы по теме исследования), эмпирического поиска,  эксперимента, количественный и качественный анализ полученных фактических данных.

При интерпретации данных экспериментального изучения были получены следующие результаты (рисунок 1).

 

Рисунок 1. Сравнительный анализ результатов диагностики родительского отношения 

Таким образом, исходя из полученных результатов, можно сделать следующие выводы:

По шкале «Принятие-отвержение» семьи, воспитывающие детей с интеллектуальной недостаточностью, показали значительно меньший результат, чем семьи, воспитывающие нормально развивающихся детей. Это означает, что у испытуемых группы семей, воспитывающих детей с интеллектуальной недостаточностью, недостаточно выражено положительное отношение к ребенку. Родители не всегда готовы принимать ребенка таким, какой он есть, не в полной мере признают его индивидуальность, не поддерживают его интересы. Вполне возможно, взрослые считают ребенка неудачником, не верят в его благополучное будущее. В таких семьях родители часто злятся, раздражаются на своих детей.

Результаты шкалы «Кооперация» показывают, что родители нормально развивающихся детей значительно выше оценивают способности своих детей, занимают более равноправную позицию к ребенку, чем родители детей с интеллектуальной недостаточностью.

Показатели шкалы «Симбиоз» свидетельствуют, что родители детей с интеллектуальной недостаточностью соблюдают большую психологическую дистанцию между собой и ребенком, чем родители нормально развивающихся детей. Однако это не означает, что группы семей ,воспитывающих детей с интеллектуальной недостаточностью, мало заботятся о своем ребенке. т.к. показатели баллов имеют среднее значение из возможных.

Шкала «Контроль» в обеих группах семей имеет значение чуть выше средних показателей. То есть родители нормально развивающихся детей и родители детей с интеллектуальной недостаточностью в достаточной мере контролируют действия своих детей, задают для них некие поведенческие рамки, требуют послушания.

Высокие показатели  результатов шкалы «Отношение к неудачам» в группе семей, воспитывающих детей с интеллектуальной недостаточностью свидетельствуют о том, что такие родители болезненно переживают неудачи ребенка, считают его неумным, неспособным. Такие взрослые не понимают мысли, чувства своих детей, они сосредотачиваются на проблемах, неудачах ребенка и определяют его как неудачника.

Таким образом, результаты исследования показали, что к психологическим особенностям детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с интеллектуальной недостаточностью можно отнести: высокий эмоциональный и вербальный контакт; стремление показать и высказать свою заботу о ребенке, высокая заинтересованность в обеспечении благополучия своего ребенка; стремление к равенству отношений между родителями и детьми, уважение чувств и переживаний ребенка; наличие глубоких внутренних переживаний связи с рождением ребенка с интеллектуальной недостаточностью, акцентированность на личном горе, чувствах, связанных с ребенком; повышенная личностная тревожность; недостаточный уровень интегрированности семьи; конфликтность, перенос семейных конфликтов в другие сферы жизни.

Выводы

В ходе исследования получен и систематизирован объем данных, характеризующий детско-родительские отношения в семьях, имеющих детей с интеллектуальной недостаточностью и нормально развивающегося ребенка. Тип детско-родительского взаимодействия тесно сопряжен с уровнем готовности родителей к организации совместной деятельности. Эффективное взаимодействие со своими детьми, имеющими особенности психофизического развития, в состоянии организовать лишь родители с высоким уровнем готовности к такому взаимодействию, т.е. в полной мере владеющие знаниями о специфике нарушений и об особенностях их проявлений. Родители, адекватно воспринимающие своих детей и эмоционально-позитивно относящиеся к ним способны включиться в совместную со специалистами развивающую деятельность. Выявлены факторы, влияющие на формирование типа родительского отношения: личностные особенности родителей, клинико-психологические особенности ребенка, особенности межличностных отношений в семье. Тип осуществляемого родителями воспитания - родительская установка  является немаловажным фактором, от которого во многом зависит дальнейшая социализация ребенка в обществе. Родители служат для своих детей образцами или моделями поведения, являются важными агентами процесса социализации.    

Установлены особенности и закономерности отношения детей с особенностями психофизического развития к своим родным. Выявлена такая закономерность межличностных отношений, как установление иерархии предпочитаемых партнеров в процессе общения. Для детей с ограниченными возможностями самый привлекательный партнер в общении – мать. Однако матери имеют противоречивые установки. С одной стороны, они отвергают ребёнка, с другой – устанавливают симбиотические отношения с ним, оказывают чрезмерную заботу. Кроме того, матери менее склонны к партнёрским отношениям с ребёнком и занимают доминирующую, чаще авторитарную позицию, испытывают негативные эмоции, связанные с выполнением родительской роли. Они отличаются сниженным фоном настроения, пессимистическим восприятием своей жизни, часто демонстрируют раздражение в адрес ребёнка. В некоторых случаях проявляется чувство самопожертвования и самоотречения [4].

Результаты нашего исследования свидетельствуют о необходимости проведения специальной работы с семьями, воспитывающими детей с особенностями психофизического развития по гармонизации детско-родительских отношений между родителями и детьми. Данная деятельность должна осуществляться при тесном взаимодействии педагогов школы и особенно психолога, социального педагога и учителя-дефектолога. Психологическая коррекция детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с интеллектуальной недостаточностью является весьма значимым звеном в медико-психолого-педагогической помощи в целях профилактики первичных нарушений, в коррекции вторичных отклонений в развитии. Оно требует широкого использования на практике комплекса интегративных междисциплинарных средств взаимодействия всех взрослых, являющихся заинтересованными участниками образовательного и воспитательного процессов.

В процессе психокоррекционной работы нами были разработаны информационные газеты для родителей в количестве трёх номеров. В данных  газетах размешена информация, которая поможет родителям лучше понять особенности своего ребёнка, причины возникающих трудностей обучения, воспитания и адаптации. Здесь родители найдут поддержку, советы, рекомендации, ознакомятся и некоторыми приёмами коррекционной и развивающей работы, узнают, как учитывать особенности ребёнка в повседневной и школьной жизни (приложение А).

Данные газеты размещены в базе пункта коррекционно-педагогической помощи учреждения образования «Государственная гимназия № 6» г. Витебска.

Исходя из полученных в результате анализа психолого-педагогической литературы и констатирующего эксперимента данных, становится оче­видной необходимость совершенствования системы психологической коррекции и помощи семьям, воспитывающим детей с интеллектуальной недостаточностью. В рамках данного научного исследования нами была разработана коррекционно-развивающей программы, направ­ленной на психокоррекцию детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с интеллектуальной недостаточностью. Программу  составляют практические рекомендации для родителей по формированию конструктивных отношений в системе ребенок-родители с особенностями психофизического развития, комплекс игр и упражнений, направленных на нормализацию детско-родительских отношений.

По результатам проведённой работы, было подготовлено и опубликовано 30 научных статей (приложение Б).