Полный текст статьи
Печать

Заикание – одно из наиболее часто встречаемых  в педагогическая теории  и педагогическая практики логопедии нарушений речи. С каждым годом проблема заикания становится все более распространенной.  Заикание – это нарушение темпо-ритмической организации речи, развитие обусловленное судорожным состоянием мышц артикуляционного аппарата. Характеризуется это нарушение сложным симптомокомплексом  и педагогическая  в педагогическая ряде случаев невысокой эффективностью лечения. Основным внешним симптомом заикания являются судороги  в педагогическая процессе речевого акта [1].

По данным литературы заиканием страдают около 2% детей  и педагогическая до 1, развитие5% взрослых (С. В. Меньшикова, развитие 1999; развитие В.И. Селивёрстов, развитие 2000). Среди детей, развитие страдающих заиканием, развитие соотношение девочек  и педагогическая мальчиков составляет примерно  в педагогическая 1  к педагогическая 3-4 (Л. М. Белякова, развитие Е.А Дьякова, развитие 1998).

 Распространенность заикания обусловлена возрастом, полом, видом деятельности, местом проживания и другими факторами. Наиболее часто заикание возникает в возрасте от 2 до 4 лет, в период наиболее интенсивного развития речевой деятельности и формирования личности ребенка.  Затем склонность к заиканию понижается, и в течение последующих 10 лет (4-14) случаев заикания примерно столько же, сколько и от 1 года до 3 лет. В период до пубертатного возраста число заикающихся возрастает при поступлении в школу вследствие рецидивов. Усиление заикания может быть обусловлено сменой ведущей деятельности. Например, смена игровой деятельности на учебную [1].

Причины заикания бывают двух видов: развитие предрасполагающие  и педагогическая производящие. На них оказывают большое влияние неблагоприятные условия. Это физическая ослабленность детей, развитие возрастные особенности деятельности мозга ребёнка, развитие ускоренное развитие речи, развитие недостаточность положительных эмоциональных контактов, развитие  и педагогическая недостаточность развития общей  и педагогическая тонкой моторики, развитие чувства ритма, развитие мимико-артикуляторных движений [3].

С каждым годом число заикающихся детей возрастает. Данное явление связывают  с педагогическая бурным внедрением  в педагогическая повседневную жизнь электронных средств массовой информации, развитие видеоигр, развитие огромное количество аудиовизуальных данных, развитие которые оказывают отрицательное влияние на педагогическая неокрепшую нервную систему ребенка.

Заикание может возникнуть  в педагогическая любое время. Чаще всего оно возникает  в педагогическая возрасте от двух до шести лет. Ограничивает коммуникативные возможности ребенка, развитие искажает развитие личностных качеств, развитие затрудняет его социальную адаптацию. Заикание чаще всего имеет легкую форму на педагогическая начальной стадии возникновения. Но лёгкое вначале заикание может со временем усилиться  и педагогическая вызвать у ребёнка болезненные переживания, развитие страх перед речью. Чем больше проходит времени  с педагогическая момента начала заикания, развитие тем чаще оно переходит  в педагогическая стойкий дефект  и педагогическая влечёт за собой изменения  в педагогическая психике ребёнка. В связи  с педагогическая этим  в педагогическая общей проблеме заикания особое место занимает дошкольный возраст.

Как  и педагогическая любое речевое нарушение, развитие заикание предполагает коррекционную работу. Целью коррекционного воздействия на педагогическая ребенка дошкольного возраста является – устранение (ослабление) дефекта речи.  Чем раньше начнется исправление, развитие тем больше вероятность того, развитие что цель будет достигнута  и педагогическая заикание будет устранено.

Коррекционная работа направлена на педагогическая нормализацию общего  и педагогическая речевого поведения детей  с педагогическая учетом возрастных  и педагогическая психофизиологических особенностей,развитие формирование у детей навыков пользования самостоятельной речью без заикания. Коррекция заикания предполагает комплексное лечебно-педагогическое воздействие, развитие  в педагогическая которое входят медикаментозное  и педагогическая физиотерапевтическое лечение, развитие психотерапия, развитие логопедические занятия, развитие логопедическая ритмика,развитие воспитательные мероприятия [2].

Одним из главных  и педагогическая  основных этапов коррекционной работы является диагностический этап. Он включает  в педагогическая себя обследование ребёнка  и педагогическая наблюдение за ним  в педагогическая процессе его жизнедеятельности, развитие  в педагогическая ходе которого, развитие  логопед определяет вид заикания, развитие его форму, развитие степень  и педагогическая течение. Также  в педагогическая процессе беседы  с едагогическая родителями логопед выясняет наиболее значимые события, развитие происшедшие  в педагогическая семье, развитие которые могли бы вызвать появление речевого дефекта. Важно узнать  и педагогическая  о педагогическая речевом окружении ребенка. Не заикаются ли, развитие не педагогическая говорят ли слишком быстро его сверстники, развитие члены семьи  и педагогическая другие близкие ребенку люди.

Преодоление заикания — тяжёлая задача. В работе по данной проблеме всегда встречаются большие трудности. В таких случаях необходима не педагогическая только медицинская  и педагогическая специальная педагогическая помощь, развитие но  и педагогическая активная помощь родителей  и педагогическая самих детей. Вся коррекционно-развивающая работа  с педагогическая детьми строится поэтапно. Она рассматривается как педагогическая система коррекционно-педагогических мероприятий, развитие направленных на педагогическая гармоничное формирование личности  и педагогическая речи ребенка  с педагогическая учетом необходимости преодоления или компенсации его дефекта. Необходимо соблюдать общие дидактические принципы систематичности  и педагогическая последовательности. Также учитывать возрастные  и педагогическая индивидуально-психологические особенности детей.

Основным принципом, развитие который должен соблюдаться  в педагогическая обязательном порядке, развитие является принцип последовательности.  Переход от этапа  к педагогическая этапу  спедагогическая соблюдением речевых режимов  и педагогическая есть необходимая часть коррекции заикания.  Первый этап – это режим молчания, развитие  в педагогическая течение которого дети отдыхают от своей судорожной речи, развитие снимают нервное напряжение. Главное оградить психику ребенка от отрицательно влияющих факторов; развитие создать спокойную окружающую обстановку, развитие доброжелательное  и педагогическая ровное отношение; развитие не педагогическая допускать шумных, развитие подвижных игр, развитие определить  и педагогическая выдерживать режим дня [1].

 За ним следует этап шёпотной речи. В течение него продолжается закрепление полученных навыков правильного речевого дыхания  и педагогическая расслабления. С первых занятий логопед отрабатывает  с педагогическая ребенком необходимые качества правильной речи. Громкость, развитие выразительность, развитие неторопливость, развитие правильное оформление фразы, развитие последовательность изложения мыслей, развитие умение уверенно  и педагогическая свободно держаться при разговоре.

 Во время режима сопряжённой речи детьми усваиваются просодические компоненты речи, развитие  а педагогическая также проводится работа над плавностью слов  и педагогическая коротких фраз. Если ребенок на педагогическая этом этапе выполняет все требования, развитие то логопед может опустить проговаривание фраз  с педагогическая ребенком  и педагогическая предоставляет ему возможность самостоятельно копировать образец фразы. На данном этапе используются разные тексты: развитие заученные наизусть известные сказки, развитие вопросы  и педагогическая ответы, развитие незнакомые сказки, развитие рассказы  и педагогическая т.д. [1].

На этапе отражённой речи проводится работа по обучению  и педагогическая воспитанию детей общению  в педагогическая игровых ситуациях  и педагогическая произвольному поведению  в педагогическая играх.

Во время режима вопросно-ответной речи дети учатся задавать  и педагогическая отвечать на педагогическая вопросы, развитие обучаются умению вести диалог.

Во время этапа воспитания самостоятельной речи дети пользуются правильной, развитие плавной, развитие связной  и педагогическая слитной речью. А все специалисты могут наблюдать за детьми, развитие отмечая степень самоконтроля самого ребёнка.

В закрепительный период основное внимание логопеда  и педагогическая родителей направлено на педагогическая то, развитие как педагогическая ребенок говорит вне занятий. Поэтому не педагогическая следует упускать возможности поправить его, развитие когда это нужно, развитие  в педагогическая разговоре на педагогическая прогулке, развитие дома, развитие во время игр  и педагогическая т.д. [1].

Включение различных режимов речи  в педагогическая коррекционно-развивающую работу  с педагогическая заикающимися детьми даёт применение комплекса различных приёмов всеми специалистами сада: развитие психолога, развитие музыкального руководителя, развитие инструктора по физической культуре, развитие хореографа  и педагогическая специалиста по театральной деятельности. Данный комплекс важен  и педагогическая включает  в педагогическая себя регуляцию эмоционального состояния, развитие который включает  в педагогическая себя развитие мимических мышц  и педагогическая релаксационную работу, развитие связанную  с педагогическая нормализацией мышечного состояния.  Занятия  с педагогическая психологом  в педагогическая сенсорной комнате, развитие арт-терапия, развитие релаксационные сеансы под музыкальное сопровождение. Занятия  с педагогическая логопедом развивают чувства темпа  и педагогическая ритма, развитие речедвигательной координации. Развитие мелкой  и педагогическая общей моторики на педагогическая занятиях по логопедической ритмике. Также это развитие правильной артикуляции всех звуков, развитие обучение детей диафрагмальному  и педагогическая речевому дыханию. Формирование навыков рациональной голосоподачи  и педагогическая голосоведения. Затем следуют занятия на педагогическая развитие просодической стороны речи, развитие фонетико-фонематических процессов, развитие связной речи.

В логопедической практике принято оценивать эффективность преодоления заикания по следующей шкале: развитие речь свободная, развитие без заикания, развитие со значительным улучшением, развитие  с педагогическая незначительным улучшением  и педагогическая без улучшения. Речь заикающегося здесь оценивается по сравнению  с педагогическая ее исходным состоянием перед началом курса логопедических занятий [4].

Принятую оценку речи нельзя считать достаточно полной, развитие так как педагогическая она не педагогическая дает объективного представления  о педагогическая состоянии речи ребенка  к педагогическая концу коррекционного курса. Например, развитие ребенок  с педагогическая тяжелой формой заикания  в педагогическая начале занятий почти не педагогическая говорил, развитие наблюдались спазмы на педагогическая каждом слове, развитие выраженный страх речи, развитие уход  в педагогическая себя  и педагогическая т. д., развитие  а педагогическая  в педагогическая конце курса судороги наблюдались только  в педагогическая начале отдельных фраз, развитие их сила значительно уменьшилась, развитие ребенок стал общительнее  и педагогическая т. д. Таким образом, развитие результат занятий значительный, развитие хотя заикание при этом остается [4].

Возможна дополнительная оценка речи заикающегося, развитие  в педагогическая которой состояние его речи после проведенного курса логопедических занятий сравнивается  с педагогическая правильной речью не педагогическая заикающегося ребенка. В данном случае логопед руководствуется следующими критериями.

Практически здоровая речь. Речь у ребенка на педагогическая занятиях  и педагогическая вне их свободная. Он самостоятельно  и педагогическая уверенно использует приобретенные навыки правильной речи  и педагогическая поведения, развитие Уловки  и педагогическая сопутствующие движения сняты. Ребенок уверен, развитие что он стал говорить правильно  и педагогическая что при дальнейшей закрепительной работе заикание никогда  к педагогическая нему не педагогическая вернется.

Незначительные остаточные явления заикания. Ребенок свободно говорит на педагогическая логопедических занятиях. Но  в педагогическая сложных условиях могут наблюдаться пароксизмы заикания  и педагогическая уловки. Навыки правильной речи  и педагогическая поведения у него закреплены недостаточно прочно, развитие несмотря на педагогическая хорошую речь на педагогическая логопедических занятиях. Недостатки речи ребенок не педагогическая переживает или вовсе их не педагогическая замечает. Он уверен, развитие что при желании может говорить совершенно свободно.

Значительные остаточные явления заикания. Несмотря на педагогическая улучшение состояния речи  в педагогическая результате коррекционно-педагогической работы  с педагогическая ребенком, развитие у него продолжают наблюдаться пароксизмы заикания даже на педагогическая логопедических занятиях. Ребенок самостоятельно не педагогическая может или не педагогическая хочет исправлять свои речевые запинки. Чтобы замаскировать свою неправильную речь развитие иногда прибегает  к педагогическая сопутствующим движениям  и педагогическая уловкам. К значительным остаточным явлениям заикания относятся также случаи, развитие когда коррекционно-педагогическая работа  с педагогическая ребенком не педагогическая дала видимых результатов. Поэтому, развитие эффективность преодоления заикания после логопедической работы должна включать две оценки, развитие отражающие результат проведенной работы  и педагогическая обьективную оценку состояния речи [3].

Огромную коррекционно-развивающую работу проводят  и педагогическая воспитатели группы  в педагогическая детском саду. Они осуществляют контроль за поведением  и педагогическая речью детей. Следят за их эмоциональным состоянием. Оказывают помощь  в педагогическая организации режима ограничения речи. Подбирают  и педагогическая проводят различные игры  и педагогическая игровые упражнения.

Проведённая комплексная коррекционная работа на педагогическая протяжении последних нескольких лет даёт возможность проследить значительную положительную динамику ослабления заикания у детей.

Таким образом, развитие продуманный режим дня, развитие регулярное питание  и педагогическая сон,развитие правильное обращение взрослых  с педагогическая ребёнком, развитие здоровая семейная обстановка, развитие серьёзное отношение родителей  к педагогическая коррекционному процессу обучения приводят  к педагогическая положительным результатам  в педагогическая устранение  и педагогическая ослабления заикания у детей дошкольного возраста.

Признавая необходимость комплексного воздействия на педагогическая заикающегося ребёнка важно помнить  о педагогическая дифференцированном подходе  в педагогическая развитии, развитие воспитании личности  и педагогическая речи детей.

Тщательно проведённая предупредительная  и педагогическая коррекционно-развивающая работа  в педагогическая дошкольном возрасте, развитие построенная на педагогическая разностороннем учёте факторов, азвитие способствующих возникновению дефекта, развитие может существенно снизить количество заикающихся школьников, развитие подростков  и педагогическая взрослых людей.