Полный текст статьи
Печать

В статье раскрывается мотивационная проблематика предметных и беспредметных эмоций, переживаемых студентами вуза в адрес учебно-профессиональной деятельности. Беспредметными эмоциями выступают переживания человека, не имеющие конкретной привязки к предметному миру человека. В свою очередь, предметные эмоции всегда связаны с конкретными сторонами жизнедеятельности человека.

Гипотезой исследования выступило предположение о мотивационном доминировании предметных эмоций студентов, переживаемых в адрес учебно-профессиональной деятельности.В частности, одни эмоции, такие, как радость, интерес, и злость, переживаемые в адрес учебно-профессиональной деятельности, побуждают студентов к освоению этой деятельности, а такие, как эмоции страха, печали и разочарования побуждают к уходу, отказу от деятельности.

Предметные эмоции привязаны к конкретным событиям, явлениям, вещам, окружающим человека. В свою очередь, беспредметные эмоции преимущественно спонтанные, эпизодические; возникают сами по себе, т.е. беспочвенно; выступают фоном текущей деятельности, обеспечивая ее энергетикой; участвуют в процессе удовлетворения человеком его потребностей.

В отечественной психологии эмоции видятся преимущественно беспредметными, т.е. не привязанными к конкретному предмету, явлению, событию. Исключением стали современные работы А.М. Прихожан, которая рассматривает предметные эмоции на примере страха детей – сирот: страх одиночества, пауков, закрытых пространств [10]. В свою очередь, автор концепции смыслообразующих мотивов А.Н. Леонтьев эмоции видел беспредметными, т.е. не привязанными к предметному миру. В его научной концепции эмоции выполняют только регулятивную функцию и сопровождают процесс удовлетворения человеком его потребностей [7].

В целом можно сказать, что эмоции в отечественной психологии изучались с «отрывом» от их предметного содержания. Эмоции в таком ракурсе представлены в работах Г. Бреслава, В.К. Вилюнаса, Л.С. Выготского, Е.П. Ильина, А.Н. Леонтьева, и многих других [1;2;3;6;7]. В научных конструкциях названных авторов эмоции появляются неожиданно и так же исчезают. Исследователи согласились с ситуативностью и непостоянством эмоций, принимая это как отличительный знак. Однако совершенно упускается, что этими качествами грешат подавляющее число психических явлений от потребностей до интеллекта.

Дискуссия о предметности и беспредметности эмоций широко представлена в зарубежной научной литературе. По этому поводу в разные годы высказывались такие исследователи эмоций, как К. Изард, Р.У. Липер, С. Томкинс, Я. Рейковский, П. Экман, и многие другие [5;8;9;13;16].

С. Томкинса и Р.У. Липера можно смело отнести к исследователям беспредметных эмоций. Также их объединяет убежденность в мотивационной функции эмоций, которая экспериментально ими не изучалась. Позиции предметности эмоций придерживаются ныне активно и плодотворно работающие над формами их внешнего выражения П. Экман и К. Изард. Важно отметить, что оба исследователя соглашаются с мотивационной функцией эмоций.

Современный авторитетный исследователь эмоций К. Изард преимущественно говорит о беспредметности эмоций. Он называет их базовыми на основании их врожденности [5]; эти же эмоции Г. Бреслав называет «базальными» [1]; французский исследователь XIX-го века Т. Рибо называл их «первичными» или «до-сознательной чувствительностью» [14, c. 7]. По словам К. Изарда базовые эмоции (страх, радость, удивление, гнев, обида, отвращение, презрение) представляют собой эмоциональные черты личности, участвующие в регуляции поведения человека [5].

Общеизвестно, что эмоции по отношению к предмету могут занимать три позиции: относимые к концу активности человека, к процессу активности и к его началу. Первая, самая распространенная позиция, представлена в концепции отечественного психолога Б.И. Додонова, а в прошлом З. Фрейда. Для первого исследователя эмоции выступают ценностями, на которые человек ориентируется. Нахождение и обнаружение искомой эмоции превращает ее из простой и элементарной в эмоцию – ценность или мотив [4; 15].

Эмоции, относимые к процессу активности человека, широко представлены в концепции А.Н. Леонтьева. В этом качестве эмоция своей энергетикой питает активность человека по поиску предметов его биологических потребностей. По идее автора теории эмоция не является мотивом, но помогает потребности этот мотив обнаружить [7].

Эмоции, относимые к началу активности, рассматриваются в настоящей статье с мотивационных позиций. Это эмоции, выступающие причиной активности человека в сторону его предметного мира. Мотивационная схема с участием эмоций выглядит следующим образом. Находясь в начале активности, как бы предвосхищая предмет, эмоция, закрепленная за предметом, переживается человеком, что рождает некоторую энергетику, реализуемую в непреднамеренных действиях. Это иногда неосознаваемые, импульсивные, даже реактивные, но часто вполне развернутые действия, направленные на предмет. Характер непреднамеренных действий зависит от модальности переживаемых эмоций. Так, эмоция радости осуществляет в адрес предмета непреднамеренные действия по укреплению связи с ним, а эмоция печали реализуется в действиях, «оплакивающих» разрыв связи с предметом.

Связь эмоции с предметом проходит длительный путь взаимодействия, который сохраняется в психике на некоторое время в форме аффективного образа. Восприятие предмета активирует эмоцию, хранившуюся в долговременной памяти. С появлением эмоции в адрес предмета разворачиваются непреднамеренные действия, отвечающие мотивационной специализации каждой эмоции. Так, эмоция злости активирует непреднамеренные действия, препятствующие разрыву с предметом: эмоция печали «оплакивает» разрыв связи; эмоция радости, являясь показателем устойчивой связи, направляет усилия непреднамеренных действий на укрепление связи человека с предметом и т.д.

В свою очередь, беспредметные эмоции сложно рассматривать в качестве мотивационных. Основная причина этого в том, что трудно найти ориентир для их предметного выражения. Однако давно известно, что переживание эмоции радости ведет к созиданию; переживание эмоции страха – к бегству; переживание эмоции печали побуждает приводить вещи и мысли в порядок и т.д.

Мотивационная функция эмоций отличается большим разнообразием, зависящим от многообразия их переживания. Однако все эмоции можно условно поделить на мотивационные, отвечающие за притяжение к предмету и демотивационные, т.е. отталкивающие от предмета. В свою очередь, мотивационные эмоции способствуют эффективности деятельности, а демотивационные, наоборот, препятствуют этой эффективности. К первым, мотивационным, можно отнести эмоции интереса, радости, даже злости, ко вторым – эмоции страха, печали, разочарования.Демотивационные эмоции уводят человека от предмета, заставляют его забыть, переключают на другие предметы и явления. Вместе с тем, вне зависимости от характера эмоционального побудителя и эффекта, который объективируется в результатах активности, все эмоции следует признать мотивационными.

Схема настоящего исследования строится по следующему плану. На первом этапе эксперимента определяются доминирующие беспредметные эмоции, переживаемые студентами вуза; на втором этапе находятся предметные эмоции этих же студентов; на третьем, завершающем этапе, осуществляется проверка действенности эмоций, способных в качестве мотива выступать побудителем учебно-профессиональной деятельности студентов вуза. На третьем этапе осуществлялось установление взаимосвязи между предметными и беспредметными эмоциями с одной стороны и показателями эффективности учебно-профессиональной деятельности студентов, с другой стороны. 

Методиками исследования выступили:

1. Методика «Шкала дифференциальных эмоций» (автор К. Изард) [5];

2. «Тест цветовых ассоциаций» (автор Е.А. Пырьев) [12];

3. Коэффициент линейной корреляции Браве-Пирсона; коэффициент ранговой корреляции Спирмена.

Выборка исследования составила пятьдесят девять (59) человек. Это студенты факультета психологии Оренбургского государственного педагогического университета очной и заочной форм обучения. По возрастам и гендерному признаку респонденты не различались.

На первом этапе исследования осуществлялась диагностика беспредметных эмоций. Это эмоции студентов, ставшие эмоциональными чертами их характера. В психике человека данных явлений ограничено, например, одна, две эмоциональные доминирующие черты. В качестве методики исследования беспредметных эмоций студентов использована шкала дифференциальных эмоций К. Изарда. Она представляет собой два варианта одной методики. В первом варианте «Шкалы» испытуемым предлагают для оценки выраженности у себя 30 эмоций, а во втором – 10. Второй вариант, это базовые эмоции, которые К. Изард представляет эмоциональными чертами характера, напомним, что это: интерес, отвращение, радость, презрение, удивление, страх, горе, стыд, гнев, вина [5]. Данные эмоции автор выводит из 30-ти элементарных эмоций, представленных в первом варианте «Шкалы» и выступающих специфическим психологическим содержанием базовых. В частности, базовая эмоция интереса наполнена следующими элементарными эмоциями: внимательный, концентрированный, собранный; базовая эмоция страха состоит из: пугающий, страшный, сеющий панику и т.д. На основе данного подхода было принято решение о проверке авторского списка, состоящего из восьми базовых эмоций: интерес, радость, удовольствие, печаль, злость, разочарование, равнодушие, страх [11].

Проверка мотивационных возможностей эмоцийосуществлялась в три приема. На первом проверялся авторский список базовых эмоций. Затем эти эмоции экспериментально находились у студентов вуза. На третьем, завершающем этапе проверялась мотивационная функция предметных и беспредметных эмоций. 

Для работы над авторским списком беспредметных эмоций проведен расчет корреляции ответов студентов между базовой эмоцией и элементарной, входящей в первую. Так, эмоция интереса проверялась на основе корреляции с элементарной эмоцией удивления. Коэффициент корреляции по Браве-Пирсону между эмоцией интереса и удивления составил 0,348, при n=59. Это коэффициент статистически значимый в пределах 99 % данных случайной выборки. Другие коэффициенты корреляции переменных также статистически значимые. Так, эмоция счастья и радости связаны на уровне 0,467; печаль – уныние (0,363); злость – негодование (0,534); разочарование – сомнение (0,446); равнодушие – отвращение (0,517); паника – страх (0,551); удовольствие – покой (0,694).Таким образом, корреляция базовой эмоции с элементарной, но похожей, позволила подтвердить наличие авторского списка эмоций.

Во второй части первого эксперимента измерялись беспредметные эмоции студентов, доминирование в психике этих эмоций. Каждую из восьми базовых эмоций студенты оценивали по пятибальной шкале по следующим показателям: «1» – эмоция совсем не подходит; «2» –наверное не подходит; «3»- подходит с некоторыми оговорками; «4» – очевидно подходит; «5» – совершенно подходит.

Показатели выраженности беспредметных эмоций студентов вуза представлены в Таблице 1. 

Таблица 1. Количество студентов, переживающих беспредметные эмоции (в %) 

Эмоции

Удовольствие

Интерес

Злость

Радость

Равнодушие

Разочарование

Страх

Печаль

Количество студентов, задействованных в эксперименте

19 %

15 %

9 %

20 %

11 %

6 %

12 %

8 %

 

Поверхностный взгляд на таблицу 1 говорит о преимущественном переживании студентами положительных эмоций. Так, на переживание эмоций интереса, радости, и удовольствия приходится 54 %. В свою очередь, переживание отрицательных эмоций печали, страха и разочарования составляет 26 %. На первом месте по переживанию беспредметная эмоция радости (20 %), на втором – эмоция удовольствия (19 %), на третьем – эмоция интереса (15 %), далее, на четвертом – эмоция страха (12 %), потом эмоция равнодушия (11 %); эмоция злости (9 %) на шестом месте, а замыкает список эмоция печали (8 %) и разочарования (6 %), находящиеся на седьмом и восьмом местах.

Предметные эмоции в настоящем эксперименте получены посредством авторской методики Е.А. Пырьева «Тест цветовых ассоциаций».В основе теста цветовая ассоциация респондента в адрес предмета. Данный диагностический подход отвечает теоретическим конструктам, изложенным выше. Изучение цветовых ассоциаций студентов в адрес учебно-профессиональной деятельности, а также ее различных сторон, позволяет раскрыть особенности переживаемых эмоций, а также мотивации, построенной на этих эмоциях.

Итак, при исследовании предметных эмоций с помощью «Цветового ассоциативного теста» мы исходили из следующих психологических значений цветов, отражающих мотивационную функцию авторских базовых эмоций.

Ассоциация с синим цветом говорит о переживании студентами в адрес своей учебы нейтральных эмоций: покоя и удовольствия; ассоциация с зеленым цветом говорит о переживании студентами в адрес своей учебы эмоции интереса. Данная эмоция реализуется в стремлении к освоению учебных знаний и навыков; ассоциация явления с красным цветом говорит о переживании эмоции злости. Данная эмоция характеризует стремление человека к достижению, обладанию, лидерству. Эмоция злости реализуется в наступательной агрессивности, целенаправленности, высокой поисковой активности; ассоциация желтого цвета с деятельностью говорит о переживании эмоции радости в ее адрес. Данный цвет ассоциируют с учебой студенты, ищущие разные способы разрядки возбужденного напряжения. Эмоция радости побуждает к самораскрытию, к достижению желаемого; ассоциация учебы с фиолетовым цветом свидетельствует о переживании эмоции равнодушия. Данная эмоция мотивирует на пассивное времяпрепровождение, это характеристика иррациональности притязаний, нереальных, часто пассивных требований к учебе, субъективизм; ассоциация учебы с коричневым цветом говорит об эмоции разочарования в адрес учебно-профессиональной деятельности. Данная эмоция мотивирует на уход от деятельности, поиск других ее видов; черный цвет является показателем эмоции страха. Ассоциация черного цвета с учебно-профессиональной деятельностью говорит о защитном поведении. Такое поведение часто не соответствует реальности (деятельности), т.е. может быть неадекватным; серый цвет в ассоциации символизирует переживание в адрес явления эмоций печали, горя и страдания. Испытуемый, выбирающий серый цвет в ассоциации, утомлен и не готов к активному эмоциональному реагированию в адрес предмета ассоциации.

Студентам предлагалось провести ассоциацию цвета, отраженного на карточке, со своей учебно-профессиональной деятельностью. По замыслу эксперимента цветовая ассоциация позволяет выявить неосознаваемые эмоции, переживаемые в адрес деятельности, что также показывает объективность настоящего исследования. В качестве цветового выбора предлагались две переменные: «учеба в высшем учебном заведении» и «профессия, на которую учусь». Ассоциация цвета с конкретной стороной учебно-профессиональной деятельности оценивалась по следующей шкале: желтый цвет – 10 баллов; зеленый – 9; красный – 8; синий – 6; фиолетовый – 5; черный – 3; коричневый – 2; серый – 1 балл.

Результаты диагностики количества респондентов, переживающих предметные эмоции, в процентах к общему количеству респондентов (n=59), нашли отражение в таблице 2. Также в таблице нашли отражение данные беспредметных эмоций, представленные в таблице 1 (они включены в таблицу 2 для сравнения). 

Таблица 2.
Данные предметных и беспредметных эмоций, переживаемых студентами высшего учебного заведения (в %)
 

Эмоции

1

2

3

4

5

6

7

8

Удовольствие

Интерес

Злость

Радость

Равнодушие

Разочарование

Страх

Печаль

Предметные эмоции

12 %

15 %

9 %

12 %

20 %

14 %

11 %

7 %

Беспредметные эмоции

19 %

15 %

9 %

20 %

11 %

6 %

12 %

8 %

 

Важно подчеркнуть, что в таблице 2 нашли отражение предметные эмоции, переживаемые студентами только в адрес «учеба в высшем учебном заведении». По данным таблицы 2 первое место по количеству респондентов (студентов), переживающих эмоции в адрес учебно-профессиональной деятельности заняла группа эмоции «равнодушие» (пункт пятый) – (20 %); на втором месте группа эмоции «интерес» (пункт второй) – 15 %; на третьем месте эмоция «разочарование» (пункт шестой) – 14 % респондентов; на четвертом месте с 11 % группа эмоций «страх» (пункт седьмой) и «удовольствие»; пятое место заняла группа эмоции «радость» – 11 %; далее идет эмоция «злость» – 9 %, а замыкает таблицу эмоция «печаль» – 7 % респондентов.

Сравнение данных таблицы 2 позволяет говорить о различии в процентном соотношении предметных и беспредметных эмоций. Процентное различие просматривается по всем эмоциям, кроме эмоции злости и интереса. Существенно различие в эмоции радости. Так, каждому пятому студенту свойственна эмоциональная черта радости (20 %), но только 12 % всех респондентов переживают данную эмоцию в адрес своей учебы в вузе. Похожие цифры по эмоции удовольствия: 19 % беспредметных эмоций и 12 % – предметных. Интересно различие по эмоции равнодушия. Так, 20 % студентов переживают эмоцию равнодушия в адрес своей учебно-профессиональной деятельности и только 11 % обладают данной эмоциональной чертой.

На следующем этапе эксперимента было решено проверить математически достоверность различия предметных и беспредметных эмоций. Для этого использовали коэффициент ранговой корреляции Спирмена. По двум независимым переменным – предметные и беспредметные эмоции, коэффициент составил – 0,143, при n=59. Этот показатель вне зоны значимости. Таким образом, между двумя независимыми переменными настоящего исследования взаимосвязь отсутствует, что говорит об их самостоятельности и независимости друг от друга.

На заключительном этапе исследования определялись показатели коэффициентов ранговой корреляции между независимой и зависимой переменной. В настоящем исследовании две независимые переменные – «предметные» и «беспредметные эмоции», а также три зависимых: «академическая успеваемость», «удовлетворенность учебой в вузе», «удовлетворенность выбором профессии». В таблице 3 представлены данные коэффициентов ранговой корреляции Спирмена между зависимыми и независимыми переменные настоящего исследования. 

Таблица 3
Данные коэффициента корреляции эмоций студентов с объективными показателями их учебно-профессиональной деятельности
 

Эмоции

Академическая успеваемость

Удовлетворенность учебой в вузе

Удовлетворенность выбором профессии

Беспредметные эмоции

 

 

 

1.Эмоциональные черты характера студентов

0,128

0,081

0,169

Предметные эмоции

 

 

 

1.Эмоции студентов в адрес учебы в вузе

0,526

0,491

0,603

2.Эмоции студентов в адрес профессии по специальности

0,472

0,364

0,628

 

Данные таблицы 3 говорят о том, что все коэффициенты корреляции предметных эмоций студентов с объективными показателями их учебно-профессиональной деятельности, статистически значимые. В частности, «эмоции студентов в адрес учебы в вузе» коррелируют с их «академической успеваемостью» в 99,9 процентов случаев (0,526); та же независимая переменная коррелирует «с удовлетворенностью от учебы» и «удовлетворенностью выбором профессии». Коэффициенты корреляции, соответственно – 0,491 и 0,603. Тот же эффект наблюдается со второй независимой предметных эмоций – «Эмоции студентов в адрес профессии по специальности». Коэффициенты корреляции составили: 0,472; 0,364; 0,628.

Показатели коэффициента корреляции беспредметных эмоций с объективными показателями учебно-профессиональной деятельности студентов вуза оказались вне зоны значимости.

Таким образом, мотивационная функция предметных и беспредметных эмоций была проверена экспериментально. Для этого использован математический аппарат в форме коэффициента корреляции Браве-Пирсона и коэффициента ранговой корреляции Спирмена. Было установлено, что предметные эмоции, переживаемые студентами в адрес учебно-профессиональной деятельности специфически организуют эту деятельность. Так, эмоции интереса, радости и злости побуждают студентов в адрес установления связи с их учебно-профессиональной деятельностью. В свою очередь, эмоции страха, печали и разочарования, наоборот уводят от деятельности.

Каждая группа предметных эмоций реализует в адрес деятельности и ее сторон, побудительные схемы. Так, положительные эмоции (радость, интерес, злость) приводят студента к активным действиям созидательного характера. Связь этих эмоций с учебно-профессиональной деятельностью направлена на преобразование и совершенствование этой связи. При переживании эмоций радости, интереса и злости студент продуктивно думает, он общается и полон новых планов, готовится к учебным занятиям.

Предметные эмоции отрицательной модальности (страх, печаль, разочарование)побуждают человека к избеганию активных действий, к бездействию или поиску нецелевых альтернатив. Эти эмоции направлены не на созидание, а скорее на разрушение существующих связей с учебно-профессиональной деятельностью. Побудительные действия, используемые эмоциями данной категории, приводят к поиску новых объектов и связей. При переживании студентами отрицательных эмоций в адрес учебно-профессиональной деятельности происходит уход от нее; деятельность сковывает, угнетает; мышление работает над тем, чтобы уйти от межличностных контактов, остаться в одиночестве, найти более привлекательную деятельность.

Нейтральные предметные эмоции (удовольствие, равнодушие) направляют активность человека на сохранение его целостности, приведение его психики в равновесие. Связь эмоции с предметом (деятельностью) в этом случае, не разрывается, но имеет пассивно оборонительный характер. Студент, переживающий в отношении своей учебно-профессиональной деятельности эмоции удовольствия и равнодушия, стремится к некоторой изоляции и сохранению сил. Активность студента под влиянием нейтральных эмоций носит преимущественно хаотичный характер. В определенный период времени такие студенты дисциплинированны и ответственны, в другой – опаздывают на занятия, не работают на семинарах и лекциях. Такие студенты охотно берутся участвовать в научно-исследовательской  деятельности: пишут контрольные, рефераты, курсовые работы, но быстро теряют к ним интерес, часто не доводят свои исследования до логического конца.