Полный текст статьи
Печать

На современном этапе отмечается тенденция к увеличению численности детей с речевыми патологиями. Между тем общеизвестно, что речь не является врожденной способностью человека. У ребенка вместе с развитием речи происходит формирование некоторых черт личности и характера, поведения в социуме, которые позволяют осуществлять общение, т.е. коммуникацию. Соответственно общение можно рассматривать как одно из основных  условий развития ребенка, важнейшим  фактором формирования личности. Основным критерием успешной коммуникации является сформированность коммуникативных умений.

Проблема развития коммуникативных умений у дошкольников активно изучается в возрастной психологии, педагогике, логопедии. Исследования детей с общим недоразвитием речи (ОНР) способствовали разработке методов и приемов для преодоления различных нарушенных компонентов речевой деятельности, но проблема изучения и построения генезиса коммуникативных умений у детей с общим недоразвитием речи недостаточно изучена.

Актуальность настоящего исследования связана с тем, что современное состояние теории и практики логопедии  направлено на поиск педагогических идей и методов коррекционной работы по исправлению нарушений отдельных структур с общего недоразвития речи, в том числе и коммуникативных умений.

Одним из эффективных, универсальных методов развития и коррекции коммуникативных умений является сказкотерапия.

В науке существуют различные концепции сказкотерапии, разработанные зарубежными (Э. Берн, Э. Гарднер, А. Менегетти, Э. Фромм и др.) и российскими (И.В. Вачков, А.В. Гнездилов, Т.Д.  Зинкевич-Евстигнеева,  М.Б. Кисилева и др.) учёными.

Сказкотерапию можно считать стилем взаимодействия педагога и детей, позволяющим детям заинтересоваться и непринужденно вступить в рабочий процесс. Использование данного артметода позволяет создать ситуацию общения и повысить познавательный интерес детей, как к педагогу, так и к учебному материалу, даже в самой сложной эмоциональной ситуации.

Дошкольники с общим недоразвитием речи быстро отвлекаются,  утомляются, не удерживают в памяти задания. Не всегда доступны детям логические и временные связи между предметами и явлениями. Именно эти особенности детей с речевыми нарушениями обусловили целесообразность использования сказкотерапии в коррекционно-логопедической работе [1].

Можно выделить следующие задачи применения сказкотерапии в логопедической работе:

 - развитие речи детей (пересказывание сказок; группового рассказывания сказок; рассказывания сказок по кругу; сочинения сказок);

- выявление и поддержание творческих способностей;

- снижение уровня тревожности и агрессивности;

- развитие способности к эмоциональной регуляции и коммуникации, а также навыка конструктивного выражения эмоций.

Использование элементов сказкотерапии в развитии речи дошкольников придает коммуникативный характер каждому слову и высказыванию, повышает уровень развития лексико-грамматической стороны речи, корректирует нарушения звукопроизношения, развивает не только диалогическую, но и монологическую речь, а также развивает эмоциональность речи, также с помощью сказкотерапии задействуются следующие анализаторы: слуховой, зрительный и моторный. Соотвественно, сказкотерапия оказывает комплексное, всестороннее воздействие на развитее речи детей [2].

При развитии коммуникативных умений дошкольников с ОНР учитываются такие коррекционно-образовательные возможности сказки, как:

- развитие умения осознавать и различать свои и чужие чувства, эмоции, побуждения, устремления, желания;

- развитие фразовой речи в процессе ответов на вопросы;

- развитие интонационной выразительности и силы голоса;

- активизация и обогащение словарного запаса и т.д. [2].

Использование сказкотерапии в коррекционно-логопедической работе с дошкольниками с ОНР предусматривает следующие этапы:

1 этап. Формирование предпосылок к восприятию сказки. На этом этапе необходим показ и обыгрывание коротких сюжетов с речевым сопровождением.

2 этап. Обучение восприятию простых сказок. Этот этап предполагает показ театрализованной сказки с использованием различных видов кукольного театра.

3 этап. Обучение запоминанию сюжета сказки. Суть данного этапа заключается в показе и рассказе сказки с использованием плоскостных, предметных изображений на фланелеграфе.

4 этап. Обучение слушанию и пониманию текста сказки. Данный этап представляет собой - чтение сказки с показом иллюстраций, театрализация элементов сказки.

5 этап. Драматизация сказок совместно с педагогом.  На этом этапе происходит постепенное включение детей в драматизацию со сменой ролей [6].

В проведенном исследовании мы изучали эффективность использования сказкотерапии как средства коррекции коммуникативных умений старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Экспериментальной базой исследования являлся «Детский сад комбинированного вида №5» г. Оренбурга. Выборка включала 10 детей с общим недоразвитием речи III уровня (3 девочки и 7 мальчиков). Исследование было проведено  в период с сентября по ноябрь 2016 г.

Диагностику уровня сформированности коммуникативных умений мы проводили по двум адаптированным методикам: «Педагогическая диагностика коммуникативных компетенций. Для работы с детьми 5-7 лет» О.В. Дыбиной [4] и  комплекс методик под редакцией И.С. Назаметдиновой [5]. Показателями сформированности коммуникативных навыков по первой методике являлись: понимание эмоций, умение вести диалог и отстаивать свою точку зрения, учитывалось участие детей в коллективных делах и адекватное реагирование в конфликтах. Вторая методика направлена на выявление уровня развития диалогической и связной речи, как одних из главных коммуникативных навыков.

По результатам исследования по методике О.В. Дыбиной (таблица 1) были установлены характерные коммуникативные трудности для детей с речевыми нарушениями, такие как неумение выполнять задания коллективно, негативизм по отношению к партнеру, неумение дифференцировать эмоциональные состояния других людей, неправильная реакция в конфликтных ситуациях, трудности осознания и анализа собственных коммуникативных действий.

Таблица 1

Количественный и качественный анализ результатов по методике О.В. Дыбиной

п/п

И.Ф.

Ребёнка

Понимание эмоциональных состояний и рассказывание о них

Умение вести диалог, получать информацию в общении

Умение спокойно отстаивать своё мнение, выслушать с уважением мнение другого

Умение принимать участие в коллективных делах

Умение уважительно относиться к окружающим, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях

Сумма баллов

Уровень

1

Алина М.

3

1

3

2

2

11

средний

2

Ваня О.

2

3

2

2

1

10

средний

3

Данил Б.

1

1

1

2

2

7

низкий

4

Дима З.

2

1

1

2

2

8

средний

5

Илья Б.

2

1

1

2

2

8

средний

6

Кира Т.

1

1

1

1

1

5

низкий

7

Настя П.

2

2

2

2

2

10

средний

8

Саша М.

2

3

3

3

2

13

высокий

9

Тимофей М.

1

1

1

2

2

7

низкий

10

Ярослав С.

1

1

3

1

2

8

средний

 

Из данных таблицы 1 можно сделать вывод, что только у одного ребенка из десяти  высокий уровень сформированности коммуникативных умений. Саша М. может без особых трудностей вступать в коммуникацию со взрослыми и сверстниками, умеет спокойно реагировать в конфликтных ситуациях, умеет работать в коллективе.

У 6 из 10 детей был выявлен средний уровень сформированности коммуникативных умений. Дети смогли справиться почти со всеми заданиями, некоторые вызывали затруднения, но с помощью педагога дети исправляли ошибки. Наибольшую сложность вызвали 2 и 5 задания. Дети не могли договориться, не умели правильно реагировать при возникновении конфликтов, не принимали сторону собеседника.

 Низкий уровень развития коммуникативных умений был выявлен у 3  дошкольников. Со многими заданиями дети не справлялись, не хотели их выполнять, вступали в конфликты со сверстниками.

Анализ результатов по методике И.С. Назаметдиновой (таблица 2) показал, что уровень развития диалогической и связной речи, как составляющих коммуникативных умений у дошкольников с ОНР, является высоким только у 1 ребенка. В ходе исследования мы установили, что 4 ребенка из десяти имеют средний уровень развития диалогической и связной речи, у 5 детей данные показатели соответствуют низкому уровню развития.

Таблица 2

Результаты диагностики дошкольников с ОНР по методике И.С. Назаметдиновой

И. Ф. ребенка

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Итого

Уровень

1

Алина М.

2

2

3

7

низкий

2

Ваня О.

3

3

4

10

средний

3

Даниил Б.

2

2

3

7

низкий

4

Дима З.

2

2

2

6

низкий

5

Илья Б.

4

3

2

9

средний

6

Кира Т.

2

3

2

7

низкий

7

Настя П.

2

3

2

7

низкий

8

Саша М.

6

3

4

13

высокий

9

Тимофей М.

4

3

3

10

средний

10

Ярослав С.

4

3

2

9

средний

 

Такие низкие результаты говорят о трудностях в составлении вопросно-ответной формы общения, дети затрудняются задавать вопросы, с помощью взрослого могут отвечать на них. Дошкольники малообщительны, не идут на контакт, иногда совсем отказываются.

В целом, результаты первичного исследования показали, что уровень развития коммуникативных навыков у старших дошкольников с ОНР остается на среднем, а иногда на низком уровне. Развитие диалогической и связной речи существенно отстает от нормы. Обращение детей к взрослому затруднено, некоторые не умеют и не стремятся научиться этому. Дети мало задают вопросы, чаще им проще отвечать на них, но фразы не развернуты, качество связной речи страдает. Используемая речевая продукция детей очень обеднена и немногомерна. Контакты детей ситуативные и не имеют продолжительный характер,  во время всего эксперимента некоторые дети испытывали коммуникативные трудности. Дети не инициативны, требуют помощи со стороны взрослого, большинство детей эмоционально несформировано. Детям сложно строить коммуникативные контакты, тяжело вести диалог, отстаивать свою точку зрения, решать конфликты. Чаще дети используют простые неразвернутые фразы, нераспространенные предложения.

На основе полученных данных нами была разработана и реализована программа логопедических занятий, направленных на развитие коммуникативных умений у дошкольников с ОНР с использованием сказкотерапии.

Коррекционная работа составлялась с опорой на общедидактические принципы:

- принцип дифференцированного подхода, который опирался на особенности и возможности каждого ребенка;

- принцип комплексности подразумевал сочетание словесных и графических способов выражения содержания сказки;

- принцип деятельностного подхода выражался в учете формирования ведущего вида деятельности дошкольного возраста – игры;

- принцип наглядности предполагал широкое использование наглядных средств обучения;

- принцип цикличности проявлялся в повторении содержания сказок сквозь всю коррекционную работу.

Мы развивали коммуникативные умения у дошкольников с ОНР, а именно: систему языка как средства общения; правильное построение диалогического общения; умение адекватно реагировать в конфликтных ситуациях; отстаивать свое мнение; понимать эмоции собеседников.

Результаты повторного исследования показали наличие положительной динамики по многим коммуникативным переменным. Анализ данных повторного  исследования по методике О.В. Дыбиной (таблица 3, рисунок 1) позволил сделать вывод, что программа логопедических занятий с использованием сказкотерапии способствовала повышению уровня развития коммуникативных умений у дошкольников с ОНР: понимания эмоций собеседников, умения вести диалог и отстаивания своей точки зрения и др.

Таблица 3

Количественный и качественный анализ результатов по методике О.В. Дыбиной после коррекционной работы

п/п

И.Ф.

Ребёнка

Понимание эмоциональных состояний и рассказывание о них

Умение вести диалог, получать информацию в общении

Умение спокойно отстаивать своё мнение, выслушать с уважением мнение другого

Умение принимать участие в коллективных делах

Умение уважительно относиться к окружающим, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях

Сумма баллов

Уровень

1

Алина М.

3

2

3

3

2

13

высокий

2

Ваня О.

2

3

2

2

1

10

средний

3

Данил Б.

2

2

2

2

2

10

средний

4

Дима З.

2

1

1

2

2

8

средний

5

Илья Б.

2

1

1

2

2

8

средний

6

Кира Т.

1

2

1

2

1

7

низкий

7

Настя П.

3

3

3

2

3

14

высокий

8

Саша М.

3

3

3

3

3

15

высокий

9

Тимофей М.

2

2

1

2

2

9

средний

10

Ярослав С.

1

1

3

1

2

8

средний

 

 

Рис.1.Результаты исследования по методике О.В. Дыбиной до и после коррекционной работы 

В ходе исследования мы выявили, что количественные показатели высокого уровня развития коммуникативных навыков у дошкольников с ОНР изменились. Если первоначально только у одного дошкольника был определен данный уровень, то при повторном обследовании - у 3 детей  был выявлен высокий уровень развития коммуникативных навыков.

Средний уровень коммуникативных навыков в количественном отношении не претерпел изменений. Между тем снизились количественные показатели низкого уровня сформированности коммуникативных умений. Только у одного дошкольника был выявлен данный уровень.

Обследование коммуникативных навыков дошкольников с общим недоразвитием речи по методике И.С. Назаметдиновойпосле проведенной работы показало повышение уровня развития коммуникативных умений (таблица 4, рисунок 2). 

Таблица 4

Результаты диагностики дошкольников с ОНР по методике И.С. Назаметдиновой после коррекционной работы

И. Ф. ребенка

1

2

3

Итого

Уровень

1

Алина М.

3

2

3

8

средний

2

Ваня О.

4

3

4

11

высокий

3

Даниил Б.

3

3

3

9

средний

4

Дима З.

3

2

2

6

низкий

5

Илья Б.

6

3

3

12

высокий

6

Кира Т.

3

3

2

8

средний

7

Настя П.

3

3

4

10

средний

8

Саша М.

6

3

4

13

высокий

9

Тимофей М.

4

3

4

10

высокий

10

Ярослав С.

4

3

3

10

средний

 

Анализ данных рисунка 3 позволяет сделать вывод, что после реализации программы логопедических занятий, направленных на развитие коммуникативных умений у дошкольников с ОНР с использованием сказкотерапии произошло существенное повышения общего уровня развития коммуникативных умений детей. Так, высокий уровень развития коммуникативных умений на момент проведения контрольного эксперимента был выявлен у 4 детей, средний – у 5 детей и низкий – у одного ребенка. 

 

Рис.2. Результаты исследования до и после проведения коррекционной работы по методике И.С. Назаметдиновой

Таким образом, можно сделать вывод о том, что уровень коммуникативных умений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в ходе проведенной работы повысился.

При соблюдении необходимых условий применение сказкотерапии повышает эффективность логопедической работы, способствует повышению уровня коммуникативных умений, так как у детей с ОНР существенно увеличивается словарный запас, укрепляется артикуляционный аппарат, развиваются фразовая речь, интонационная выразительность, умения вести диалог, понимание эмоций собеседников.