Особенности управленческой деятельности в работе классного руководителя
Выпуск:
ART 86047
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Мурзина
О.
С.,
Декина
Е.
В. Особенности управленческой деятельности в работе классного руководителя // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2016. – Т. 11. – С.
211–215. – URL:
http://e-koncept.ru/2016/86047.htm.
Аннотация. Статья посвящена управленческой деятельности в работе классного руководителя. В работе приведены результаты исследования по изучению особенностей управленческой деятельности классных руководителей в МБОУСОШ № 14 г. Тулы.
Ключевые слова:
управленческая деятельность, классный руководитель, особенности управленческой деятельности
Текст статьи
Мурзина Ольга Сергеевна,студентмагистрант 2 курса группы 581041 факультета психологии ФГБОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого», г. ТулаTHki@yandex.ru
Особенности управленческой деятельности в работе классного руководителяАннотация.Статья посвящена управленческой деятельности в работе классного руководителя.В работе приведены результаты исследования по изучению особенностей управленческой деятельностиклассных руководителей в МБОУСОШ №14 г. Тулы.Ключевые слова: классный руководитель, управленческая деятельность,особенности управленческой деятельности.
Образование в Российской Федерации претерпевает значительные изменения: меняется содержание образования; вводятся новые поколения государственных образовательных стандартов; внедряются новые методы, средства и технологии обучения, воспитания и управления.Главные задачи современной школы–раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.Поэтому рольклассного руководителя становится особенно важной.Классный руководитель является организатором деятельности учащихся в классе и координатором воспитательных воздействий [3]. Он проводит воспитательную работу с ученическим коллективом, с учителями предметниками, с родителями и общественностью. Задачи воспитательной деятельности определяют общие задачивоспитания и условия жизнедеятельностикласса. На разных этапах развития коллектива классный руководитель выдвигает конкретныезадачи воспитания, ипроводит воспитательную работу с классом и отдельными учениками. При определении этих задач,онучитываетвозрастные особенности учеников, уровень их знаний, успеваемости и дисциплины в классе.
Классный руководитель, по определению М.П. Нечаева, «это профессионалпедагог, духовный посредник между обществом и ребёнком в освоении культуры, накопленной человечеством, организующий систему отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности, создающий условия для индивидуального выражения каждого ребёнка и осуществляющий индивидуальный корректив развития каждой личности»[2].М.И. Рожков считает, что классный руководитель осуществляет функции организатора детской жизни, корректора межличностных отношений и защитника воспитанников своего класса в трудных деловых и психологических коллизиях школьной жизни[4].Таким образом, классный руководитель реализует различные функции и виды деятельности в своей работе.Рассмотримего деятельностьболее подробно.По мнению Б.В. Куприянова,деятельность классного руководителя, это управление ресурсами общеобразовательного учреждения и окружающей среды для реализации задач воспитанияучащихся вверенного ему класса[1].В деятельности классного руководителя Б.В. Куприянов выделяет четыре основные сферы ответственности классного руководителя: обеспечение жизни и здоровья учащихся; обеспечение позитивных межличностных отношений между учащимися и между учащимися и учителями; содействие освоению школьниками образовательных программ; осуществление патриотического, гражданскоправового воспитания, формирование социальной компетентности учащихся [там же]. Очень важной составляющей деятельностиклассного руководителя является управленческая деятельность.В.С. Лазарев под управленческой деятельностью классного руководителя понимает "непрерывную последовательность действий, осуществляемых субъектом управления, в результате которых формируется и изменяется образ управляемого объекта, устанавливаются цели совместной деятельности, определяются способы их достижения, разделяются работы между ее участниками и интегрируются их усилия"[6].Е.А. Слепенкова выделила направлениявуправленческой деятельности классного руководителя: организация учебной и внеучебной работы детей;
изучениекаждой личности и классного коллектива в целом, коррекция воспитательного процесса;обеспечение социальной защиты детей;организация работы с родителями;
взаимодействие с учителямипредметникамии др.[5].Таким образом, управленческая деятельность классных руководителей имеет большое значение для школ и образования в целом, включает в себя воспитательную работу, организацию учебной деятельности,взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.Было проведено исследование поизучениюособенностей управленческой деятельности классных руководителей.В исследовании приняли участие 15 классных руководителей МБОУСОШ №14г. Тулы. Диагностическая программа включаласледующие психодиагностические методики: тест "Самооценка психических состояний" (Айзенк); тест "Опросник на эмоциональное выгорание" (К. Маслач и С. Джексон); тест "Диагностика уровня саморазвития и профессиональнопедагогической деятельности" (Л.Н. Бережнова); тестопросник "Исследование волевой саморегуляции" (А.В. Зверьков и Е.В. Эйдман); тест "Самооценка эмпатических способностей" (Ю.М. Орлов и Ю.Н. Емельянов); методика оценочной деятельности учителя (И.Ю. Кулагина).Анализируя данные, полученные в результате проведения методики "Самооценка психических состояний Айзенка" было выявлено, что у 3 человек (20%) высокий уровень тревожности. Он характеризуется напряжением, беспокойством и нервозностью. 3 педагога(20%) имеютсредний уровень тревожности,у9 человек (60%) выявлен низкий уровень тревожности. У7 испытуемых(57%)высокий уровень фрустрации, им свойственна низкая самооценка, избегание трудностей, боязнь неудач. 5 респондентов(20%)имеют средний уровень фрустрации, они испытывают внутреннее напряжение, вызванное конфликтом потребностей. 3 человека (33%) обладают низким уровнем фрустрации. У них высокая самооценка, они устойчивы к неудачам и не бояться трудностей.
У 8 педагогов (53%)
высокий уровень агрессивности,что свидетельствует о невыдержанности, трудностях в общении и работе с людьми. 1 испытуемый (7%) обладает средним уровнем агрессивностии 6 человек (40%) имеют низкий уровень агрессивности, они спокойныивыдержаны.8 респондентов (54%)характеризуются высоким уровнемригидности, что говорит о неизменности поведения, убеждений, взглядов, даже если они расходятся, не соответствуют реальной обстановке, жизни.5 педагогов (33%) обладают средним уровнем ригидности.У 2 испытуемых (13%) выявился низкий уровень ригидности, что свидетельствуето легкой переключаемости, перемене убеждений, взглядов.По методике"Опросник на эмоциональное выгорание" К. Маслача и С. Джексона у 10 человек (67%) выявлено эмоциональное истощение,у них наблюдается снижение эмоционального фона, равнодушие или эмоциональное пресыщение.У7 педагогов (47%)выявлена деперсонализация
это деформирование отношений с другими людьми или повышение зависимости от других, появление негативного, даже циничного отношения к окружающим.У6 испытуемых (40%)
редукция личных достижений,у них имеется тенденция к отрицательному оцениванию себя, своих профессиональных достижений и успехов, ограничение своих возможностей, обязательств по отношению к другим. Анализрезультатов по методике "Диагностика уровня саморазвития и профессиональнопедагогической деятельности" Л.Н. Бережновойпозволяет утверждать, чтодля 7 педагогов(47%) характерен уровень стремления к саморазвитию ниже среднего, у них низкая потребность в профессиональных ЗУНах и поиске недостающей информации. 5 испытуемых (33%)имеют низкий уровень стремления к саморазвитию, он характеризуется отсутствием стремлений к профессиональному самосовершенствованию, активности и самостоятельности в получении новыхзнаний, незаинтересованностью в получении новой информации, трудностями в выборе правильного решения, отсутствием значимости корректировки действий.3 респондента (20%) обладают средним уровнем стремления к саморазвитию, он характеризуется внутренней и внешней мотивацией в образовательной деятельности, ситуативным включением в процесс, частичной потребностью в поиске недостающей информации и профессиональных ЗУН, попытками самоанализа и самооценки своих действий
У
8 человек (53%) заниженная самооценка,она характеризуется чувством тревоги и неудовлетворенностью своей работой. У
3 педагогов (20%)–низкаясамооценка, она предполагает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности. 4респондента (27%) имеют адекватнуюсамооценку.
8 испытуемых (53%) оценили проект педагогической поддержки как неперспективный для самореализации, а 7 человек (47%) как перспективный для самореализации.По результатам методики"Исследование волевой саморегуляции" А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана,для 9 респондентов(60%)характерен низкий уровень развития волевой саморегуляции, чтоговорит о чувствительности, эмоциональной неустойчивости.6 педагогов (40%) характеризуются высоким уровнем развития волевой саморегуляции, им характерна эмоциональная зрелость, активность, независимость, самостоятельность.У 10 человек (67%) низкий уровень настойчивости, им свойственна повышенная лабильность, неуверенность, импульсивность. У 5 испытуемых (33%) высокий уровень, они деятельные, работоспособные, активно стремятся к выполнению намеченного, их мобилизуют преграды на пути к цели.
9 респондентов (60%)характеризуютсянизким уровнем самообладания, им свойственна спонтанность и импульсивность в сочетании с обидчивостью и предпочтением традиционных взглядов.У 6 педагогов (40%) высокий уровень, они эмоционально устойчивы, хорошо владеют собой в различных ситуациях.Результаты диагностики пометодике"Самооценка эмпатических способностей" Ю.М. Орлова и Ю.Н. Емельянова позволяют сделать вывод о том, что у 5 человек(33%)наблюдается низкий уровень развития эмпатических способностей, они стараются сдерживать свои эмоции и не приветствуют бурного выражения чувств другими. У6 испытуемых(40%) выявлен средний уровень развития эмпатических способностей, они умеют разделить чувства с окружающими, понимают чужие проблемы. 4 респондента (27%) обладают высоким уровнем развития эмпатических способностей, они чувствительны и ранимы. Анализ результатов пометодикеоценочной деятельности учителя И.Ю. Кулагиной показал, что у 12 человек (80%)
авторитарный стиль общения педагога с учащимися, он предполагает, что педагогединолично решает все вопросы, касающиеся жизнедеятельности как классного коллектива, так и каждого учащегося. 3 педагогам (20%) характерен демократический стиль общения с учащимися, для него характерны широкий контакт с воспитанниками, проявление доверия и уважения к ним, педагог стремится наладить эмоциональный контакт с ребенком.Таким образом,можно сделать вывод о том,чтоуправленческая деятельность классных руководителей связана с общением с большим количеством людей и сопровождается стрессами. Поэтому эта деятельность может вызвать развитие агрессивности, эмоционального выгорания, снижение волевой саморегуляции и самообладания. Изза невозможности реализовать свои амбиции у педагогов развиваются такие негативные качества, как фрустрация и ригидность. Они становятся менее эмпатийными, и чаще предпочитают авторитарный стиль общения с учащимися,который лишает педагога возможности установить контакт с учащимися, что часто приводит к возникновению конфликтных ситуаций. Поэтому актуальным являетсяпсихологическоесопровождение классных руководителей, направленное наулучшениеличностныхи профессиональныхпоказателей педагогов, влияющих на управленческую деятельность.
Психологическое сопровождение необходимоосуществлять, акцентируя внимание на психологической безопасностипедагога в образовательной среде. Именно психологическая безопасность является условием, обеспечивающим позитивное личностное развитие всех участников образовательной средышколы.
Обеспечение психологической безопасностиможет выступать одной из центральных задач психологической службыв школе. Ее реализация возможна черезпроведение тренингов, направленных на развитие навыков конструктивного общения и саморегуляции, конфликтологической компетентности, обучение навыкам стрессменеджмента и борьбу с эмоциональным выгоранием.
Ссылки на источники1. Куприянов,Б.В. Современные подходы к определению сущности категории "педагогические условия"/ Б.В. Куприянов, С.А. Дынина// Вестник КГУ им. Н.А.Некрасова.—2011.—№2.—С. 101104.2. Нечаев,М.П. Практика управления воспитанием в школе: практическое пособие/ М.П. Нечаев.М.:Аркти.2011. –150с.3.Сластенин,В.А.Педагогика / В. А. Сластенин, И. Ф.Исаев, Е. Н. Шиянов. —М.: Издательский центр «Академия», 2012. —608 с.
4. Рожков,М.И. Организация воспитательного процесса в школе/ М.И. Рожков, Л.В. Байбородова.—М.: Гуманит,изд. центр ВЛАДОС, 2000. —256 с.
5. Слепенкова, Е. А. Работа классного руководителя: методическое пособие / Е. А. Слепенкова, Л. В. Кильянова, А. В. Повшедный. –М.: Педагогический поиск, 2005.— С.86.
6. Управление школой: теоретические основы и методы. Учебное пособие / Под ред. В.С.Лазарева. –М.: Центр социальных и экономических исследований, 2011. –С.75.
Список цитируемой литературы1. Куприянов, Б.В. Современные подходы к определению сущности категории "педагогические условия" / Б.В. Куприянов, С.А. Дынина // Вестник КГУ им. Н.А.Некрасова.—2011.—№2. —С. 101104.2. Нечаев, М.П. Практика управления воспитанием в школе: практическое пособие/ М.П. Нечаев.М.:Аркти.2011. –150 с.3.Сластенин, В.А.Педагогика / В. А. Сластенин, И. Ф.Исаев, Е. Н. Шиянов. —М.: Издательский центр «Академия», 2012. —608 с.
4. Рожков, М.И. Организация воспитательного процесса в школе / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. —М.: Гуманит,изд. центр ВЛАДОС, 2000. —256 с.
5. Слепенкова, Е. А. Работа классного руководителя: методическое пособие / Е. А. Слепенкова, Л. В. Кильянова, А. В. Повшедный. –М.: Педагогический поиск, 2005.— С.86.
6. Управление школой: теоретические основы и методы. Учебное пособие / Под ред. В.С.Лазарева. –М.: Центр социальных и экономических исследований, 2011. –С.75.
Особенности управленческой деятельности в работе классного руководителяАннотация.Статья посвящена управленческой деятельности в работе классного руководителя.В работе приведены результаты исследования по изучению особенностей управленческой деятельностиклассных руководителей в МБОУСОШ №14 г. Тулы.Ключевые слова: классный руководитель, управленческая деятельность,особенности управленческой деятельности.
Образование в Российской Федерации претерпевает значительные изменения: меняется содержание образования; вводятся новые поколения государственных образовательных стандартов; внедряются новые методы, средства и технологии обучения, воспитания и управления.Главные задачи современной школы–раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.Поэтому рольклассного руководителя становится особенно важной.Классный руководитель является организатором деятельности учащихся в классе и координатором воспитательных воздействий [3]. Он проводит воспитательную работу с ученическим коллективом, с учителями предметниками, с родителями и общественностью. Задачи воспитательной деятельности определяют общие задачивоспитания и условия жизнедеятельностикласса. На разных этапах развития коллектива классный руководитель выдвигает конкретныезадачи воспитания, ипроводит воспитательную работу с классом и отдельными учениками. При определении этих задач,онучитываетвозрастные особенности учеников, уровень их знаний, успеваемости и дисциплины в классе.
Классный руководитель, по определению М.П. Нечаева, «это профессионалпедагог, духовный посредник между обществом и ребёнком в освоении культуры, накопленной человечеством, организующий систему отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности, создающий условия для индивидуального выражения каждого ребёнка и осуществляющий индивидуальный корректив развития каждой личности»[2].М.И. Рожков считает, что классный руководитель осуществляет функции организатора детской жизни, корректора межличностных отношений и защитника воспитанников своего класса в трудных деловых и психологических коллизиях школьной жизни[4].Таким образом, классный руководитель реализует различные функции и виды деятельности в своей работе.Рассмотримего деятельностьболее подробно.По мнению Б.В. Куприянова,деятельность классного руководителя, это управление ресурсами общеобразовательного учреждения и окружающей среды для реализации задач воспитанияучащихся вверенного ему класса[1].В деятельности классного руководителя Б.В. Куприянов выделяет четыре основные сферы ответственности классного руководителя: обеспечение жизни и здоровья учащихся; обеспечение позитивных межличностных отношений между учащимися и между учащимися и учителями; содействие освоению школьниками образовательных программ; осуществление патриотического, гражданскоправового воспитания, формирование социальной компетентности учащихся [там же]. Очень важной составляющей деятельностиклассного руководителя является управленческая деятельность.В.С. Лазарев под управленческой деятельностью классного руководителя понимает "непрерывную последовательность действий, осуществляемых субъектом управления, в результате которых формируется и изменяется образ управляемого объекта, устанавливаются цели совместной деятельности, определяются способы их достижения, разделяются работы между ее участниками и интегрируются их усилия"[6].Е.А. Слепенкова выделила направлениявуправленческой деятельности классного руководителя: организация учебной и внеучебной работы детей;
изучениекаждой личности и классного коллектива в целом, коррекция воспитательного процесса;обеспечение социальной защиты детей;организация работы с родителями;
взаимодействие с учителямипредметникамии др.[5].Таким образом, управленческая деятельность классных руководителей имеет большое значение для школ и образования в целом, включает в себя воспитательную работу, организацию учебной деятельности,взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.Было проведено исследование поизучениюособенностей управленческой деятельности классных руководителей.В исследовании приняли участие 15 классных руководителей МБОУСОШ №14г. Тулы. Диагностическая программа включаласледующие психодиагностические методики: тест "Самооценка психических состояний" (Айзенк); тест "Опросник на эмоциональное выгорание" (К. Маслач и С. Джексон); тест "Диагностика уровня саморазвития и профессиональнопедагогической деятельности" (Л.Н. Бережнова); тестопросник "Исследование волевой саморегуляции" (А.В. Зверьков и Е.В. Эйдман); тест "Самооценка эмпатических способностей" (Ю.М. Орлов и Ю.Н. Емельянов); методика оценочной деятельности учителя (И.Ю. Кулагина).Анализируя данные, полученные в результате проведения методики "Самооценка психических состояний Айзенка" было выявлено, что у 3 человек (20%) высокий уровень тревожности. Он характеризуется напряжением, беспокойством и нервозностью. 3 педагога(20%) имеютсредний уровень тревожности,у9 человек (60%) выявлен низкий уровень тревожности. У7 испытуемых(57%)высокий уровень фрустрации, им свойственна низкая самооценка, избегание трудностей, боязнь неудач. 5 респондентов(20%)имеют средний уровень фрустрации, они испытывают внутреннее напряжение, вызванное конфликтом потребностей. 3 человека (33%) обладают низким уровнем фрустрации. У них высокая самооценка, они устойчивы к неудачам и не бояться трудностей.
У 8 педагогов (53%)
высокий уровень агрессивности,что свидетельствует о невыдержанности, трудностях в общении и работе с людьми. 1 испытуемый (7%) обладает средним уровнем агрессивностии 6 человек (40%) имеют низкий уровень агрессивности, они спокойныивыдержаны.8 респондентов (54%)характеризуются высоким уровнемригидности, что говорит о неизменности поведения, убеждений, взглядов, даже если они расходятся, не соответствуют реальной обстановке, жизни.5 педагогов (33%) обладают средним уровнем ригидности.У 2 испытуемых (13%) выявился низкий уровень ригидности, что свидетельствуето легкой переключаемости, перемене убеждений, взглядов.По методике"Опросник на эмоциональное выгорание" К. Маслача и С. Джексона у 10 человек (67%) выявлено эмоциональное истощение,у них наблюдается снижение эмоционального фона, равнодушие или эмоциональное пресыщение.У7 педагогов (47%)выявлена деперсонализация
это деформирование отношений с другими людьми или повышение зависимости от других, появление негативного, даже циничного отношения к окружающим.У6 испытуемых (40%)
редукция личных достижений,у них имеется тенденция к отрицательному оцениванию себя, своих профессиональных достижений и успехов, ограничение своих возможностей, обязательств по отношению к другим. Анализрезультатов по методике "Диагностика уровня саморазвития и профессиональнопедагогической деятельности" Л.Н. Бережновойпозволяет утверждать, чтодля 7 педагогов(47%) характерен уровень стремления к саморазвитию ниже среднего, у них низкая потребность в профессиональных ЗУНах и поиске недостающей информации. 5 испытуемых (33%)имеют низкий уровень стремления к саморазвитию, он характеризуется отсутствием стремлений к профессиональному самосовершенствованию, активности и самостоятельности в получении новыхзнаний, незаинтересованностью в получении новой информации, трудностями в выборе правильного решения, отсутствием значимости корректировки действий.3 респондента (20%) обладают средним уровнем стремления к саморазвитию, он характеризуется внутренней и внешней мотивацией в образовательной деятельности, ситуативным включением в процесс, частичной потребностью в поиске недостающей информации и профессиональных ЗУН, попытками самоанализа и самооценки своих действий
У
8 человек (53%) заниженная самооценка,она характеризуется чувством тревоги и неудовлетворенностью своей работой. У
3 педагогов (20%)–низкаясамооценка, она предполагает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности. 4респондента (27%) имеют адекватнуюсамооценку.
8 испытуемых (53%) оценили проект педагогической поддержки как неперспективный для самореализации, а 7 человек (47%) как перспективный для самореализации.По результатам методики"Исследование волевой саморегуляции" А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана,для 9 респондентов(60%)характерен низкий уровень развития волевой саморегуляции, чтоговорит о чувствительности, эмоциональной неустойчивости.6 педагогов (40%) характеризуются высоким уровнем развития волевой саморегуляции, им характерна эмоциональная зрелость, активность, независимость, самостоятельность.У 10 человек (67%) низкий уровень настойчивости, им свойственна повышенная лабильность, неуверенность, импульсивность. У 5 испытуемых (33%) высокий уровень, они деятельные, работоспособные, активно стремятся к выполнению намеченного, их мобилизуют преграды на пути к цели.
9 респондентов (60%)характеризуютсянизким уровнем самообладания, им свойственна спонтанность и импульсивность в сочетании с обидчивостью и предпочтением традиционных взглядов.У 6 педагогов (40%) высокий уровень, они эмоционально устойчивы, хорошо владеют собой в различных ситуациях.Результаты диагностики пометодике"Самооценка эмпатических способностей" Ю.М. Орлова и Ю.Н. Емельянова позволяют сделать вывод о том, что у 5 человек(33%)наблюдается низкий уровень развития эмпатических способностей, они стараются сдерживать свои эмоции и не приветствуют бурного выражения чувств другими. У6 испытуемых(40%) выявлен средний уровень развития эмпатических способностей, они умеют разделить чувства с окружающими, понимают чужие проблемы. 4 респондента (27%) обладают высоким уровнем развития эмпатических способностей, они чувствительны и ранимы. Анализ результатов пометодикеоценочной деятельности учителя И.Ю. Кулагиной показал, что у 12 человек (80%)
авторитарный стиль общения педагога с учащимися, он предполагает, что педагогединолично решает все вопросы, касающиеся жизнедеятельности как классного коллектива, так и каждого учащегося. 3 педагогам (20%) характерен демократический стиль общения с учащимися, для него характерны широкий контакт с воспитанниками, проявление доверия и уважения к ним, педагог стремится наладить эмоциональный контакт с ребенком.Таким образом,можно сделать вывод о том,чтоуправленческая деятельность классных руководителей связана с общением с большим количеством людей и сопровождается стрессами. Поэтому эта деятельность может вызвать развитие агрессивности, эмоционального выгорания, снижение волевой саморегуляции и самообладания. Изза невозможности реализовать свои амбиции у педагогов развиваются такие негативные качества, как фрустрация и ригидность. Они становятся менее эмпатийными, и чаще предпочитают авторитарный стиль общения с учащимися,который лишает педагога возможности установить контакт с учащимися, что часто приводит к возникновению конфликтных ситуаций. Поэтому актуальным являетсяпсихологическоесопровождение классных руководителей, направленное наулучшениеличностныхи профессиональныхпоказателей педагогов, влияющих на управленческую деятельность.
Психологическое сопровождение необходимоосуществлять, акцентируя внимание на психологической безопасностипедагога в образовательной среде. Именно психологическая безопасность является условием, обеспечивающим позитивное личностное развитие всех участников образовательной средышколы.
Обеспечение психологической безопасностиможет выступать одной из центральных задач психологической службыв школе. Ее реализация возможна черезпроведение тренингов, направленных на развитие навыков конструктивного общения и саморегуляции, конфликтологической компетентности, обучение навыкам стрессменеджмента и борьбу с эмоциональным выгоранием.
Ссылки на источники1. Куприянов,Б.В. Современные подходы к определению сущности категории "педагогические условия"/ Б.В. Куприянов, С.А. Дынина// Вестник КГУ им. Н.А.Некрасова.—2011.—№2.—С. 101104.2. Нечаев,М.П. Практика управления воспитанием в школе: практическое пособие/ М.П. Нечаев.М.:Аркти.2011. –150с.3.Сластенин,В.А.Педагогика / В. А. Сластенин, И. Ф.Исаев, Е. Н. Шиянов. —М.: Издательский центр «Академия», 2012. —608 с.
4. Рожков,М.И. Организация воспитательного процесса в школе/ М.И. Рожков, Л.В. Байбородова.—М.: Гуманит,изд. центр ВЛАДОС, 2000. —256 с.
5. Слепенкова, Е. А. Работа классного руководителя: методическое пособие / Е. А. Слепенкова, Л. В. Кильянова, А. В. Повшедный. –М.: Педагогический поиск, 2005.— С.86.
6. Управление школой: теоретические основы и методы. Учебное пособие / Под ред. В.С.Лазарева. –М.: Центр социальных и экономических исследований, 2011. –С.75.
Список цитируемой литературы1. Куприянов, Б.В. Современные подходы к определению сущности категории "педагогические условия" / Б.В. Куприянов, С.А. Дынина // Вестник КГУ им. Н.А.Некрасова.—2011.—№2. —С. 101104.2. Нечаев, М.П. Практика управления воспитанием в школе: практическое пособие/ М.П. Нечаев.М.:Аркти.2011. –150 с.3.Сластенин, В.А.Педагогика / В. А. Сластенин, И. Ф.Исаев, Е. Н. Шиянов. —М.: Издательский центр «Академия», 2012. —608 с.
4. Рожков, М.И. Организация воспитательного процесса в школе / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. —М.: Гуманит,изд. центр ВЛАДОС, 2000. —256 с.
5. Слепенкова, Е. А. Работа классного руководителя: методическое пособие / Е. А. Слепенкова, Л. В. Кильянова, А. В. Повшедный. –М.: Педагогический поиск, 2005.— С.86.
6. Управление школой: теоретические основы и методы. Учебное пособие / Под ред. В.С.Лазарева. –М.: Центр социальных и экономических исследований, 2011. –С.75.