Использование метода проектов при обучении школьников русскому языку

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Чередниченко Т. М. Использование метода проектов при обучении школьников русскому языку // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 351–355. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86076.htm.
Аннотация. В статье рассматривается теория метода проектов и ее использование при обучении школьников русскому языку, описана структура проектной деятельности, а также ее отдельные этапы.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Чередниченко Татьяна Михайловна, магистрант кафедры русского и иностранных языков Таганрогского института имени А.П. Чехова (филиал) РГЭУ (РИНХ)

Использование метода проектов

при обучении школьников русскому языку

Аннотация. В статье рассматривается теория метода проектов и ее использование при обучении школьников русскому языку, описана структура проектной деятельности, а также ее отдельные этапы.Ключевые слова: методика преподавания русского языка, метод проектов, проектная деятельность.

Новые Федеральные государственные образовательные стандарты определяют цели и задачи, стоящие сегодня перед образованием. Вместо простой передачи знаний, умений, навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, самостоятельно добывать необходимую информацию, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, умение учиться.Большие возможности в этом плане открывает метод проектов ‬«один изметодовличностноориентированного обучения, способ организации самостоятельной деятельности учащихся в процессе решения задач учебного проектаª [1, 6]. Проектная деятельность

направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений: учащиеся формулируют проблему, собирают и обрабатывают информацию, проводят эксперименты, анализируют полученные результаты. Проектная деятельность способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания,полученные в ходе учебного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам. Работа над проектом ‬это самостоятельная деятельность учащихся ‬индивидуальная, парная или групповая. Учебный проект ‬ работа, запланированная в рамках учебнойпрограммы. Он вписан в контекст учебного процесса и подразумевает выставление отметок за его выполнение. Общая цельвсех учебных проектов ‬освоение конкретных знаний на уровне их практического применения. Использование метода проектов требует от учителя умения планировать проектную работу учащихся на уроке (в системе уроков) и во внеурочной деятельности. Необходимо продумать сроки, формы, методы и критерии итогового (а для долгосрочных проектов и промежуточного) контроля. Тема проекта должна представлять интерес для ученика. Желательно не предлагать детям готовых тем проектной работы. Лучше предложить какуюлибо проблему в самых общих чертах и дать ученикам возможность обсудить её и домыслить, переформулировать или самостоятельно выбрать проблему, над которой им было бы интересно поработать. Ученикамможно предложить собирать самую разную информацию по общей теме. При этом онисами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках изучаемого материала.Обычно используется следующий порядок действий:1.Знакомство класса с общей темой (разделом учебника).2.Выбор подтем (областей знания).3.Сбор информации.4.Выбор темы проекта.

5.Выбор проектного продукта.[2, 65]Учитель выбирает общую тему или организует еёвыбор учениками. Основанием выбора темы может быть желание реализовать проект, связанный по сюжету с какойлибо областью интересов ученика.При выборе направления работы учитель не только предлагает большое число подтем, но и подсказывает ученикам, как они могут сами их сформулировать.

К формулировке темы (названия) проекта также предъявляются определённые требования:в названии должна быть заложена какаято проблема, вопрос или тайна;название должно выражать главную идею;название проекта не должно быть сухим, только констатирующим содержание;название должно быть коротким, ёмким по содержанию, привлекательным и, повозможности, максимально индивидуальным.[3,78]Проектный продукт ‬это то, что должно быть создано в результате работы над проектом. Перечень возможных проектных продуктов весьма обширен.Мультимедийный продукт:мультимедийная презентация;видеоклип;видеофильм;гипермедиасочинение (озвученное сочинение, проиллюстрированное видеофрагментами, изобразительномузыкальными материалами);компьютерная графика;вебсайт.Научные или учебные материалы:научный доклад;научная статья;сравнительносопоставительный анализ к.л. явления, процесса и т.д.;отчёт об исследовательской экспедиции;анализ данных социологического опроса, словарь;тесты;атлас, карта;учебное пособие.Публицистические материалы:настенная газета;школьная тиражная газета;журнал;заметка, интервью, обзор и др. Нормативные документы:инструкция;законопроект;система школьного самоуправления.Творческий продукт:сборник стихотворений;литературный альманах;альбом с иллюстрациями;картина;театральная постановка.Мероприятие:экскурсия;праздник;соревнование;деловая игра;викторина (КВН, Что? Где? Когда? и т.п.);выставка;прессконференция;литературное кафе.Можно заметить, что одна и та же тема в зависимости от конкретной учебной ситуации может быть реализована в различных проектных продуктах. Например, продуктом проекта «Словари ‬наши помощникиª может быть мультимедийная презентация, тест или викторина. Выбор зависит от желания и возможностей учеников. Каждый учебный проект реализуется в несколько этапов.На подготовительном этапеученики под руководством учителя должны сформулировать тему будущего проекта. Для этого необходимо ответить на вопрос «Что мы хотим сделать?ª Ответ на этот вопрос определит тип проекта и проектный продукт. Например, мы хотим узнать мнение учеников нашей школы о введении школьной формы. В этом случае целесообразно разработать информационный проект, продуктом которого может быть статья в школьной газете или видеоролик для школьного телевидения. Или ученики, изучив тему «Фразеологияª, захотели проиллюстрировать некоторые фразеологизмы. Этот замысел может быть реализован в творческом проекте, продуктом которого будет альбом с рисунками или небольшой иллюстрированный фразеологический словарик.

Желание устроить интеллектуальное состязание с учениками параллельных классов может быть реализовано в игровом проекте, результатом которого будет проведение тематической викторины или КВН.[4,76]Очень важно, чтобы содержание проекта было ориентировано на интересы и жизненную ситуацию учеников, поскольку это будет поддерживать интерес к проекту и побуждать к активной деятельности. Например, работа над проектом «Профессионализмы в речи наших родителейª обычно бывает продуктивной, так как ученики не только осваивают материал по теме «Лексикологияª, но и лучше узнают своих родителей, их профессиональную деятельность.Поскольку в коллективном проекте будет участвовать несколько учеников, перед учителем стоят следующие задачи:1)собрать различные идеи учащихся;2)организовать дискуссию для обсуждения выдвинутых идей;3)поддержать (или тактично cкорректировать) идею, получившую коллективное одобрение.Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, умение соотносить свои действия с планируемыми результатами ‬ это важнейшие метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования, предусмотренные ФГОС.

Таким образом, обучая ребят планированию, мы формируем умения, которые понадобятся им не только в учебной деятельности, но и в жизни.На этапе планированияокончательно определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки процесса и результата проектной деятельности, согласовываются способы совместной деятельности. Конечно, планирование сложный процесс для учащегося. Помощь учителя может заключаться в том, что ученикам может быть предложен алгоритм планирования работы над проектом.1.Зачем мы это делаем? (Отвечая на этот вопрос, мы формулируем проблему и цели проекта.)2.Что нужно сделать (создать) для решения проблемы? (Выбор проектного продукта.)3.Кто это будет делать? (Назначение ответственных, формирование групп.)4.Всё ли у нас есть для решения проблемы? Что ещё необходимо? (Выявление имеющихся и недостающих ресурсов.)5.Какие шаги нужно предпринять от выявления проблемы до реализации цели проекта?(Перечисление основных этапов работы.)6.Что нужно сделать на каждом шаге?(Построение развёрнутого плана работы.)7.К какому сроку необходимо закончить работу? (Построение графика проектной работы.) Нужно отметить, что на этапе планирования не следует увлекаться чрезмерной детализацией плана работы: невозможно предусмотреть все мелочи, предвидеть все возможные трудности. Следует помнить о законе Хеопса: «Ничто не строится в срок и в пределах сметыª.На этапе реализации проектаучитель и ученики сталкиваются с различными трудностями, которые необходимо преодолеть: информации мало или, наоборот, слишком много; одни группы не успевают завершить работу, а другие простаивают без дела; в группах возникают конфликты между участниками; изза продолжительного отсутствия некоторых участников приходится перераспределять обязанности в группе и т.д. Умение решать текущие проблемы, определять наиболее эффективные способы достижения результата и есть те основные навыки, которые способствуют адаптации личности в динамично изменяющемся и развивающемся мире. Следовательно, важнейшая задача учителя на данном этапе ‬ грамотно определить степень своего участия в проекте, чтобы поощрять самостоятельность учащихся и в то же время при необходимости поддержать, направить, помочь, создать условия для проявления творческой активности.Очевидно, что степень участия учителя в проектной работе варьируется в зависимости от возрастных особенностей учащихся. Ученикам 56х классов учитель оказывает организующую и стимулирующую помощь на всех этапах проекта, стараясь поддержать самостоятельную работу ребёнка. Для учащихся 79х классов помощь необходима в отдельных, критических ситуациях. Учащиеся 1011х классов, как правило, нуждаются в минимальном участии учителя. Таким образом, педагогическое мастерство учителя заключается в том, чтобы поддерживать самостоятельность учащихся и в то же время ненавязчиво контролировать их работу.

Проект можно разделить на небольшие этапы, связанные со сбором информации, её обработкой и оценкой, изготовлением проектного продукта и его составляющих, подготовкой документации проекта, подготовкой к презентации. Часто ребята настолько увлекаются доработкой и совершенствованием продукта, что полностью забывают о намеченных сроках, которые бывает принципиально важны, если завершение проекта приурочено к какойлибо дате или по другим причинам. Многие из нас работают импульсивно, путём перенапряжения в короткий срок решая сложные задачи. Наши ученики также перенимают подобный стиль работы, глядя на старших. В этом случае тем более важно рациональное распределение усилий на всех этапах работы и следование намеченному плану (в том числе и в сроках). Презентация проекта.Основная задача этого этапа ‬ представить одноклассникам или специальному жюри результаты своей работы. Существуют различные формы презентации:устное сообщение на уроке;публичная защита проекта;театрализованное представление;демонстрация видеофильма;презентация вебсайта и др.Дляпубличной защиты проектаобычно выбирается внеурочное время, подготавливается аудитория, отбирается жюри с привлечением администрации, педагогов, учащихся старших классов, приглашаются ученики определённых классов или все желающие.В процессе презентации проекта учащиеся должны продемонстрировать:понимание цели и задач проекта;умение представить работу над проектом в устном сообщении;умение аргументировать выбор способов путей решения проблемы;умение проводить анализ успешности проделанной работы. Оценивание проекта ‬важная и ответственная процедура. Как показывает практика, очень важно, чтобы с критериями оценивания учащиеся были ознакомлены заранее, поскольку это всегда позитивно влияет на их работу: ученики точно знают, чего от них ожидают;ученики получают ориентир для самооценки;ученики знают, что их оценивание будет последовательным и объективным.Существенно облегчает процедуру оценивания проекта использование специальных бланков: одни и те же бланки могут применяться для оценки, самооценки и перекрёстных отзывов.

Итак, метод проектовпозволяет школьникам находить значимую для них проблему и решать её путём творческого поиска и применения интегрированного знания;даёт возможность связать теорию с практикой;развивает исследовательские, творческиеспособности учащихся, создаёт условия для самостоятельной деятельности учащихся в ситуации выбора;позволяет организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками.

Ссылки на источники1.Нарушевич, А.Г. Русский язык. Проекты? Проекты… Проекты! Ростов н/Д: Легион, 2013.2.Нарушевич,А.Г., Голубева,И.В.Русский язык. Готовимся к ГИА/ОГЭ. Тесты, творческие работы, проекты.9 класс. М.: Просвещение, 2016. 3.Нарушевич,А.Г., Голубева,И.В. Русский язык. Готовимся к ГИА/ОГЭ. Тесты, творческие работы, проекты.8 класс. М.: Просвещение, 2016.

4.Нарушевич,А.Г., Голубева,И.В. Русский язык. Литература. Тетрадьтренажер. 10 класс. М.: Просвещение, 2016.