Деловая игра как вид интерактивного обучения, реализующий компетентностный подход: опыт разработки и реализации

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Медушевская И. Е., Басманова А. В. Деловая игра как вид интерактивного обучения, реализующий компетентностный подход: опыт разработки и реализации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 471–475. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86104.htm.
Аннотация. Данная статья посвящена деловой игре как интерактивному методу обучения, реализующему компетентностный подход согласно образовательному стандарту Финансового университета. Представлен авторский сценарий деловой игры «Совещание у директора по вопросу повышения эффективности функционирования предприятия радиоэлектроники».
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Басманова Анна Васильевна,магистрант 1 курса, Пензенский филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации», г. Пенза, экономист ОАО «НИИЭМП»anna940651@mail.ru

Медушевская Инна Евгеньевна,кандидат экономических наук, доцент, доценткафедры экономики и финансов Пензенского филиала

Финансовогоуниверситетапри Правительстве Российской Федерации», г. Пензаiem1616@mail.ru

Деловаяигракак вид интерактивного обучения, реализующий компетентностный подход: опыт разработки и реализации

Аннотация.Данная статья посвящена деловой игре как интерактивному методу обучения, реализующего компетентностный подходсогласно образовательному стандарту Финансового университета. Представлен авторский сценарийделовой игры«Совещание у директора по вопросу повышения эффективности функционирования предприятия радиоэлектроники». Ключевые слова: деловая игра, модели обучения в педагогике, интерактивный метод обучения, компетентностный подход, многосторонняя форма коммуникации,мозговой штурм, образовательный стандарт, Финансовый университет.

Модернизация российской экономики, реформирование системы высшего образования, негативные последствия мирового кризиса поставили в разряд первоочередных задач подготовку конкурентоспособных человеческих ресурсов как основного фактора экономического роста России на инновационной основе [1; 2]. Формирование, подготовка, развитие человеческих ресурсов происходит прежде всего в образовательной сфере. Качественная подготовка специалистов начинается в системе высшего образования. В качестве главной цели современной высшей школы выступает ориентация на формирование профессиональной компетентности. Реализация компетентностного подхода в системе высшего образования предполагает, что уровень образованности выпускника вуза определяется не столько объемом теоретических знаний, сколько способностью решать профессиональные проблемы, которые возникают в реальной экономической действительности,и практические задачи различной сложности на основе имеющихся теоретических знаний. Таким образом, компетентностныйподход представляет собой попытку привести в соответствие высшееобразование и потребности рынка труда, т.к. связан с выполнением конкретного заказа на компетентного специалиста со стороны работодателей.В соответствии с образовательным стандартом Финансового университета (ОС Финуниверситета) реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе интерактивных форм проведения занятий с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В педагогике различают такиемодели обучения, какпассивная –обучаемый выступает в роли «объекта» обучения (например, слушает лектора и смотрит его презентацию);активная –обучаемый выступает «субъектом» обучения (например, выполняет творческие задания преподавателя или выступает с докладом);интерактивная, котораяпредполагает взаимодействие между преподавателем и студентами и студентами между собой (например, проведение деловой игры). Именно здесь реализуется многосторонняя форма коммуникации, и каждый вносит в процесс обучения свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями,идеями,способами деятельности. Интерес студентов к занятиям и процессу обучения, их эффективность возрастают, когда используются интерактивные методы обучения, при которых практически всеобучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания и имеющими возможность понимать и рефлексировать то, что они знают,думают, реализуют.Цель интерактивного обучения –реализация компетентностного подхода, повышение эффективности образовательного процесса, достижение обучающимися высоких результатов.При интерактивном обучении активность преподавателя уступает место активности студентов, его задачей становится создание условий для их инициативы.В соответствии с ОС Финуниверситета для магистров по направлению «Корпоративные финансы» на первом курсе преподается учебная дисциплина «Институциональная экономика», которая включаетмного проблемных и дискуссионных тем и предполагает использование интерактивных методов обучения, среди которых мозговой штурм,кейсстади, деловая игра и др. Тема для деловой игры «Совещание у директора: Повышение эффективности функционирования предприятия радиоэлектроники» была предложена самими магистрантамипервокурсниками в процессе интерактивных лекционных занятий. Разработана и апробирована в ходе проведения практических занятий и окончательно оформленапо итогам выполнения ими домашних творческих заданий. Магистранты заочного отделения в Пензенском филиале Финансового университета –это работающие студенты (практики), каждый из которых сталкивается на своих предприятиях с различными финансовыми проблемами. В каждой подобнойстуденческой аудитории есть действующие бухгалтеры, менеджеры, маркетологи, юристы и др. Так,один из авторов статьи –магистрантка –сама предложила решить ряд проблем, которые возникли на конкретном предприятии радиоэлектроники, что и послужило началом подготовки к деловой игре. Отметим, что студентымагистранты самомотивированы, им проще самоорганизоваться, они готовы предлагать конкретные предложения и рекомендации. Разработанная деловая игра предназначена для студентов экономических вузов; может быть реализована и для студентов бакалавриата после изучения курса «Экономическая теория». Данную игру можно провести в конце изучения конкретной темы (или всего курса), т.к. она позволяет закрепить теоретические знания, более глубоко осмыслить и обобщить весь пройденный материал.В виду того, что в магистратуру поступают студентыбакалаврыиз непрофильных (неэкономических) вузов, не имеющих базового экономического образования, считаем допустимым проведение игрыв таком формате и под таким названием, чтобы освежить в памяти теоретические знания по экономике в целом.Рассматриваемая деловаяигра представляет собой спонтанную инсценировку студентами совещания у директора, в котором принимают участие специалисты различных областей: управления, финансов, маркетинга, делопроизводства и др. Число участников определяется исходя из численности студенческой группы (потока).Предполагается, что все студентызаранее изучают весь теоретический материал по теме (курсу)[36], содержание статей[712], нормативных документов, дополнительных материаловиз списка рекомендованных источников с цельюсвободнойориентациив материале по данной проблематике.

Возможно2 варианта:

1)заранее раздаются роли, обсуждаются проблемы (вопросы), студенты тщательно готовятся к совещанию (публичной игре) дома самостоятельно; возможно готовят презентации своих выступлений;2)вначале практического занятиястуденты получают карточки своих ролевых персонажей с кратким описанием целей и их экономических интересов, возможно заранее обдумать опорныевопросы для решения;им дается немного времени, чтобы продумать стратегию поведения своих героев.Деловая игра –это активная работа студентов, заставляющая переосмысливать изученныйтеоретический материал, использовать его в аргументации своей позиции, представить связь изучаемой проблемыс реальной экономической действительностью. Преподаватель лишь направляет дискуссию по мере возникновения сложностейв процессе проведения деловой игры.

Важно также перед началом деловой игры провести инструктаж по поводу этикета.Полезно напомнить основные правила ведения дискуссии, уважительного отношения к собеседнику, необходимость формулировать свое мнение внятно и корректно.Возможно,эта роль заранее отводится конкретному студенту, который готовит памятку.Целиделовой игры:1)Обучающие:

–обеспечить в ходе практическогозанятия полное усвоение теоретических знаний о способах повышения эффективности функционирования предприятия, ее видах, показателях, методикахрасчетана примере предприятия (в нашем случае конкретной отрасли);–сформировать умения применять полученные знания при решении практических задач: определении эффективностиработы предприятия, расчете экономических показателей, определяющих эффективность функционирования производства.2) Развивающие: развитие комплекса простых и сложных профессиональных и социальных умений;

активизация познавательной деятельности студентов;

развитие опыта коллективной мыслительной и практической деятельности; развитие самостоятельности студентов в решении учебнопознавательных задач;

развитие интеллектуальнотворческого потенциала учащихся;

развитие способностей регулярно и объективно анализировать свои суждения, поступки, деятельность.3) Воспитательные:

создание благоприятного психологического климата в группе,

формирование положительных мотивов к учению;

формирование стремления к саморазвитию;

привитие устойчивого интереса к изучаемой дисциплине и избранной специальности.Рекомендации по выбору ролей: Директор–занимает главенствующую позицию, поэтому целесообразно, наэту роль назначитьлидерагруппы, чтобы он могнаправить дискуссиюили наложить вето на нерациональные предложения.

Заместитель директора по производству и/или технолог–возможно выделить технолога отдельноили совместить технолога и зам. директора по производству в одном лице. Этодолжен быть студент, разбирающийся в производстве илиимеющий технические интересы или склонности.

Заместитель директора по экономике и финансам–роль студента, хорошо владеющего не только информацией по теме, но и свободно ориентирующего в материале покурсу, прежде всего,микроэкономики. Секретарь –записывает ход совещания, основные и наиболее интересные идеи. На эту роль можно выбрать студента, который не присутствовал на предыдущих занятиях,не владеет достаточными теоретическими знаниями по теме.

Можно разделить оставшуюсягруппу студентов на отделы. Например, плановоэкономический отдел, отдел маркетинга, логистики и др., бухгалтерия и т.д. В этом случае будут задействованы все студенты. Можно определить экспертов, которые будут наблюдать за ходом дискуссии на совещании (процессом проведения игры), чтобы оценить эффективность его проведенияДля разогрева и введения в курс дела можно предложить раскрыть сущность эффективности, определить основныеее показатели,вспомнить как онирассчитываются,выделить плюсыминусы различных методик расчета эффективности.Эта часть игры может проходить в форме опроса или дать слово отдельному студенту, который заранее подготовил выступление.Ходигры:IЭТАП:Организационный момент.Ознакомление со структурой изадачами игры.Можно предложить студентам самим дать название предприятию, на котором им предстоит «работать».Юрист должен обосновать целесообразность выбора той или иной организационноправовой формы, осветив все преимущества и недостатки различных форм. Мы воспользовались готовымиматериалами, которые принесла магистрантка на практическое занятие: ОПФ –ПАО, действующая организационная структура была представлена на слайде.Студенты попытались выявить преимущества и недостаткиданной структуры,оценитьее эффективность. Определить те трансакционные издержки, которые возникают в процессе взаимодействия сотрудников при данной структуре. Были даны рекомендации по ее совершенствованию,оптимизации трансакционных издержек.Юрист можетуже на данном этапедать пояснения, которые касаются целесообразности выделения отдельных структур ПАО в самостоятельные организации, дочерние компании и т.п. Вданном случае возможна налоговая оптимизация, дающая определенные преимущества малым предприятиям при использовании специальных режимов налогообложения.IIЭТАП:Анализ финансовогосостояния предприятия.Для анализа можно предложить студентам конкретные данные по предприятиюза базисный год(в тыс. или млн. д.е.)для анализа финансового состояния, по которым сразу можно сделать вывод о том, прибыльно/убыточно предприятие, с какими финансовыми проблемами сталкивается (кредиты, малый размер прибылиили убыток, кредиторская или дебиторская задолженность, финансово устойчиво/ или нетпредприятие).Вспомним основные техникоэкономические показатели функционирования предприятия, как они рассчитываются, какие факторы влияют на их изменения.Студенты могут принести реальный бухгалтерский баланс.Желательно, чтобы у каждогоперед глазамибыл этот финансовый документ, или заранее его рассылают по электронной почте. Возможно, необходимо дать эту роль конкретному студенту, который заранее тщательно подготовится и представит презентациюк своему выступлению, ответит на интересующие вопросы аудитории. Второй вариант –это сделает бухгалтер.Итак, вся аудитория должна сформулировать основные финансовые проблемы на основе данного выступления.Дальнейший ход дискуссии заключается в ролевой игре.

Директор предлагает ответить на следующие вопросы:Как повысить эффективность функционирования предприятия в целом? По каким направлениям? (каждый персонаж может высказаться…)От каких факторов зависит эффективностьработы предприятия?Как сократить издержки?Как увеличить выручку от продаж?Можно сразу применитьмозговой штурм–эффективныйметод быстрого поиска решений, основанный на их генерации, проводимой группой, с последующим отбором лучшего решения. Его цель –сбор как можно большего количества идей, пусть и на первый взгляд неудачных. Мозговой штурм состоит из двух этапов: на первом этапе –это запрет критики предложенных участниками идей; на втором этапе критическая оценкавсехсобранныхна первом этапе идей с последующим отбором лучших и исключениемнереалистичных. В процессемозгового штурма критикуются идеи, а не авторы идей.Секретарь фиксирует все внешние и внутренние факторы, влияющие на эффективность–проводим их группировку в случае необходимости.Описываяпроблему повышения эффективности, директор подчеркивает неоднозначность ее решения, возможность различных точек зрения.Возможно, что каждый отделвыскажется с какими трудностями может столкнуться предприятие, какими путями их можно разрешить.

Маркетолог

рассказывает отекущем состоянии рынка радиоэлектроники, отраслевых особенностях, опираясь на данные статистики, PESTанализа (выявления различныхаспектов внешней среды, которые влияют на деятельность предприятия), SWOTанализа (выявление внутренних сильных и слабых сторон предприятия, а также внешних возможностей и угроз) и др. Зам. директора по производству

рассказывает о том, чтопроизводит предприятие, каковы производственные мощности, их изношенность.

Фиксирует высокий уровень производственных издержек, возможных потерь, анализирует показатели рентабельностипроизводства, определяет возможности (необходимость) его модернизации и т.п.Можно предложить рассчитать данные показатели на основе предложенных данных.Зам. директора по персоналурассказывает о показателях эффективности использования труда, методах повышения производительности труда, роли интеллектуального капитала в работе современной компании.Зам. директора по экономике и финансамдокладывает о том, что помимо производственных издержек в современной организации есть трансакционные издержки.Предлагает провести мозговой штурм с привлечением всех служб в выявлении всех видов трансакционных издержек, которые возникают на предприятии.Бухгалтерозвучивает,какую часть прибыли можно потратитьна мероприятия по повышению эффективности, о возможностяхбанковского кредитования, налоговом бремени

и т.п.

Юристдокладывает основные положения государственных программ, развитияэлектроннойи радиоэлектроннойпромышленностина 2013 2025 годы и возможности участия в ней.Можно рассмотреть зарубежный законодательный опыт.IIIЭТАП:Определениеперспектив(способов повышения эффективности).Директорпредлагает рассмотретьнесколько вариантовповышения эффективности.Зам. директора по производствупредлагаетпути сокращения трансформационных (экономических) издержек.Проводим мозговой штурм, все службы предлагают свои путикак сэкономить.

Зам. директора по экономике и финансампредлагает пути сокращения трансакционных издержек.Проводим мозговой штурм, все службы предлагают свои пути –например, переход на электронные площадки по госзакупкам, пересмотр контрактной политики и заключение контрактов только с проверенными поставщиками и клиентами, унификация документации, использование программных продуктов и автоматизация ручного труда аналитиков и т.п.

Применение разработанных мероприятий позволит минимизировать трасформационныеи трансакционные издержки современной коммерческой организации.

IVЭТАП:

Детальная разработка программы по повышению эффективности.

Например, Зам. директоромпо производствувозможно будет предложен выпуск инновационного продукта или изменение существующей технологии. Данные для анализа различных технологий (инновационных продуктов) можно предложить оформить в таблицу 1.Принимаем, что технология №1 (существующая)/выпускаемый продукт, технология №2 (новая)/инновационный продукт.Целесообразно провести анализ дополнительных затрат, связанных с внедрением инноваций на производство, выручки и прибыли. Отражаются затраты на приобретение нового оборудования, на демонтаж старого оборудования и монтаж, установку и наладку нового, можно посчитать планируемую выручку и

прибыль.Таблица 1Сравнительная характеристика двух технологий

МатериалыФЗПСтоимость оборудованияЗанимаемая площадьДоп. затратыТрансакционные издержкиИтогоТехнология №1





Технология №2





Продумываем способы экономии трансакционных издержек.Маркетолог помогает определить продолжительность периода продвижения нового товара на рынок. Она может варьироваться в зависимости от отраслевых особенностей. По итогам данного периода принимается решение о снятии товара с производства, либо о переводе его в регулярную ассортиментную группу компании. Проводим мозговой штурм, все службы предлагают новые рынки сбыта или новые товары радиоэлектроники и сферы, где они могут быть использованыи т.п.Зам. директора по экономике и финансам Может уже здесь подробнее остановиться на выбранных ранее вариантах финансирования модернизации производства (собственные или заемные средства). Необходимо рассчитать исходные инвестиции для реализации предложенного проекта. Инвестиции считаютсяэффективными, если денежныйпоток достаточен для возврата исходной суммы капитальных вложений и обеспечения требуемой отдачи на вложенный капитал.Можно предложить рассчитать наиболее распространённыепоказатели эффективности капитальных вложений, таким как дисконтированныйсрококупаемости(DPB);чистыйприведенный(дисконтированный)доходинвестиционногопроекта(NPV);внутренняянормаприбыльности(доходности,рентабельности)(IRR);рентабельностьпроекта(PI).

VЭТАП:Подведение итогов совещания Директорвыбирает наиболее значимые мероприятия по повышению эффективности функционирования предприятия. Дает задание соответствующим службам рассчитать прогнозные показатели, выполнить их анализ.Предлагает встретиться еще раз для окончательного выбора мероприятий по повышению эффективности функционирования предприятия и составлению плана действий.Делаем вывод: помимо трансформационных (производственных, экономических) издержек современное предприятие имеет огромные трансакционные издержки.От их снижения зависит эффективность функционировать предприятия как экономического института.VIЭТАП:Рефлексия, мобилизация студентов на обсуждение игрыи/или оценкаэкспертов. Преподаватель просит студентовответить на вопросы:1.Что вызвало наибольший интерес и почему?2. Какие были трудности и как их преодолели?Каждый высказывается по игре, обсуждаются достоинства и недостатки.Эксперты делают выводы о степени готовности студентов к деловой игре,определяют лучшие выступления, интересные идеи, формулируют рекомендации по деловой игре.Реализация такой деловой игры дает возможность студентам:–осуществить всесторонний анализ конкретных практических примеров профессиональной деятельности; –выполнить различные ролевые функции с учетом индивидуальных и интеллектуальных способностей каждого; –активно использовать мультимедийные средства; –осуществить взаимодействие в режиме строгого соблюдениясформулированных преподавателем норм и правил; –принять управленческие решения в условиях регламента и наличия элемента неопределенности в информации.Разрешая противоречия, заложенные в проблемных ситуациях, обучаемые самостоятельно могут прийти к тем выводам, которые преподаватель должен сообщить вкачестве новых знаний.Итак, деловая игра –эффективный вид интерактивного обучения, реализующий компетентностный подход, позволяет студентам самостоятельно искать пути решения финансовых проблем на конкретном предприятии, готовя их к реальной экономической действительности. Деловые игрыдолжныактивно применятся в высшей школе, готовя студента как компетентностного специалиста в соответствиис запросами рынка труда.

Список источников, рекомендованный для подготовки к деловой игре:1.ГосударственнаяпрограммаРФ «Развитиеэлектроннойи радиоэлектронной промышленностина 2013–2025 годы».2.Федеральная целевая программа «Развитие обороннопромышленного комплекса Российской Федерации на 2011–2020 годы».3.Басманова, А. В. Экономические предпосылки развития радиоэлектронной отрасли в современной экономике России / А. В. Басманова, И. Е. Медушевская // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Экономические науки. –2016. –№ 1.4.Васильцова, В.М. Институциональная экономика: учеб. пособие / В.М. Васильцова, С.А. Тертышный. –СПб.: Питер, 2014.5.Воробьева, В. В. Трансакционныеиздержки государственных закупок для нужд высшей школы / В. В. Воробьева, И. Е. Медушевская // Концепт. –2014. –№ 11 (ноябрь). –ART 14316. –URL: http://ekoncept.ru/2014/14316.htm. –Гос. рег. Эл No ФС 7749965. –ISSN 2304120X.

6.Жемчугов, А. М. Создание эффективной системы ключевых показателей —KPI / А. М. Жемчугов, М.К.Жемчугов//Проблемы экономики и менеджмента. 2015. №6. [Электронный ресурс]. http://corpsys.ru/Articles/Strategy/Russia.aspx.7.Жемчугов, А.М. Как построить эффективную организацию в России: стратегия и структура / А. М. Жемчугов // Проблемы экономики и менеджмента. 2012. №3. С.326.8.Капелюшников, Р.И. Теория трансакционных издержек [Электронный ресурс] // http://www.libertarium.ru/libertarium/10623.9.Колодняя, Г. В. Роль трансакционных издержек в деятельности современной фирмы / Г. В. Колодняя // Экономические науки. –2008. –№ 3.10.Кореева, Е.Б. Оценка результатов внедрения инновационных технологий на предприятии / Е. Б. Кореева, А.В. Агуреева // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 12. [Электронный ресурс]. http://web.snauka.ru/issues/2014/12/39418.11.Медушевская, И. Е. Налоговая оптимизация как фактор повышения конкурентоспособности предприятия малого бизнеса / И. Е. Медушевская, Д. В. Родионова// Современное общество и экономика: анализ состояния и перспективы развития в условиях экономической турбулентности / под общ. ред. В. В. Бондаренко, П. Г. Яновой, М. А. Таниной, В. А. Юдиной, С. В. Самуйлова. Пенза, 2015. С. 333–350.12.Медушевская, И. Е. Трансакционные издержки современной коммерческой организации / И. Е. Медушевская // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Экономические науки. –2016. –№ 1.13.Нуреев,Р.М. Национальная экономика: учебник / Р. М. Нуреев. –М.: ИнфраМ, 2011. 14.Расширенное совещание руководителей предприятий радиоэлектронной промышленности// ЭЛЕКТРОНИКА наука. Технология. Бизнес. – 2015. –№5 (00145). С.3040.15.Холдинг ОАО «Росэлектроника»: по пути модернизации и высоких технологий. Альманах «Россия: Союз технологий». –М: НО «Ассоциация «Лига содействия оборонным предприятиям», 2014. 16.Хохлов,С. В. Итоги деятельности радиоэлектронной промышленности в 2014 г. Основные задачи и направления развития на 2015 г./ С. В. Хохлов // ЭЛЕКТРОНИКА наука. Технология. Бизнес. –2015. –№ 5 (00145). –С.2029.

Ссылки на источники1.Медушевская, И. Е. К вопросу о конкурентоспособности выпускника вуза: региональная практика / И. Е. Медушевская // Научные исследования и разработки. Экономика. 2014. Т. 2. № 1 (7). С. 34–43.2.Медушевская, И. Е. С. Выпускник вуза и его конкурентоспособность: теория и региональная практика / И. Е. Медушевская, В. С. Брысина //Экономика и общество: проблемы и перспективы модернизации в России / под ред. В. В. Бондаренко, В. А. Дресвянникова, О. В. Лосевой. –Пенза, Издво ПГУ, 2013.3.Васильцова, В.М. Институциональная экономика: учеб. пособие / В.М. Васильцова, С.А. Тертышный. –СПб.: Питер, 2014.4.Скворцова, В. А. Микроэкономика: учеб. пособие / В. А. Скворцова, И. Е. Медушевская, А. О. Скворцов; под ред. д.э.н., проф. В. А. Скворцовой.–Пенза : Издво ПГУ, 2014. –310 с. –(Экономическая аудитория). 5.Скворцова, В. А. Микроэкономика : учебное пособие / В. А. Скворцова, И. Е. Медушевская, А. О. Скворцов : под ред. проф. В. А. Скворцовой. –М.КНОРУС, 2016. –470 с.6.Нуреев, Р.М. Национальная экономика: учебник / Р. М. Нуреев. –М.: ИнфраМ, 2011. 7.Басманова, А. В. Экономические предпосылки развития радиоэлектронной отрасли в современной экономике России / А. В. Басманова, И. Е. Медушевская // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Экономические науки. –2016. –№ 1.8.Воробьева, В. В. Трансакционные издержки государственных закупок для нужд высшей школы / В. В. Воробьева, И. Е. Медушевская // Концепт. –2014. –№ 11 (ноябрь). –ART 14316. –URL: http://ekoncept.ru/2014/14316.htm. –Гос. рег. Эл No ФС 7749965. –ISSN 2304120X.9.Капелюшников, Р.И. Теория трансакционных издержек [Электронный ресурс] // http://www.libertarium.ru/libertarium/10623.10.Колодняя, Г. В. Роль трансакционных издержек в деятельности современной фирмы / Г. В. Колодняя// Экономические науки. –2008. –№ 3.11.Медушевская, И. Е. Налоговая оптимизация как фактор повышения конкурентоспособности предприятия малого бизнеса / И. Е. Медушевская, Д. В. Родионова// Современное общество и экономика: анализ состояния и перспективы развития в условиях экономической турбулентности / под общ. ред. В. В. Бондаренко, П. Г. Яновой, М. А. Таниной, В. А. Юдиной, С. В. Самуйлова. Пенза, 2015. С. 333–350.

12.Медушевская, И. Е. Трансакционные издержки современной коммерческой организации / И. Е. Медушевская // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Экономические науки. –2016. –№ 1.