Образ психолога в современном зарубежном кинематографе

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Дремова К. Е. Образ психолога в современном зарубежном кинематографе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 481–485. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86106.htm.
Аннотация. В статье представлены результаты теоретического анализа образа психолога, позиционируемого в современном зарубежном кинематографе. На основе требований, предъявляемых к личности и деятельности психолога, выступающих в качестве оценочных категорий анализа, показано, что в зарубежных фильмах образ психолога отражен фрагментарно и обобщенно, что может вызывать у зрителя как положительные, так и отрицательные чувства в его адрес.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Дремова Кристина Евгеньевна, студентка 1курса (направление подготовки «Психология», квалификация «бакалавр психологии») факультета психологии ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет», г.Новосибирскdremova.k@mail.ru

Научный руководитель –Белобрыкина Ольга Альфонсасовна, кандидат психологических наук, профессор кафедры общей психологии и истории психологии факультета психологии ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет», г.Новосибирск, академик Академии полярной медицины и экстремальной экологии человека olga.belobrykina@gmail.com

Образ психолога в современном зарубежном кинематографе

Аннотация.В статье представлены результаты теоретического анализа образа психолога, позиционируемого в современном зарубежном кинематографе. На основе требований, предъявляемых к личности и деятельности психолога, выступающих в качестве оценочных категорий анализа, показано, что в зарубежных фильмах образ психолога отражен фрагментарно и обобщенно, что может вызывать у зрителя как положительные, так и отрицательные чувства в его адресКлючевые слова:образ, профессия «психолог», кинематограф, этика, профессиональноважные качества.

В настоящее время кинематограф является наиболее распространенным и доступным видом искусства. В кинофильмах рассматриваются и обсуждаются такие проблемы, как добро и зло, смысл жизни, пути личностной самореализации, перспективы современной культуры, будущее человечества и многие другие. Причем, в сюжетах кинофильмов все чаще одним из действующих лиц становится психолог, образ которого, позиционируется системой художественных средств выражения [1], что позволяет ему закрепиться в сознании зрителей и может оказывать влияние на отношение людей к представителям данной специальности [2]. Кинематограф способен формировать образ психолога у зрителей, потому что он, вопервых, репрезентует информацию сразу на трех языках: языке естественной речи, языке зрительных образов и языке музыки, а, вовторых, сюжеты, изложенные на экране этим комплексным языком, охватывают бесконечное многообразие человеческих судеб и всевозможных жизненных путей. Следует отметить, что психолог, как действующий персонаж, сначала нашел отражение в зарубежных художественных фильмах, трансляция которых для российской аудитории активно началась в конце 90х годов ХХ века. Очевидно, что это не могло не оказать влияния на формирование представлений о деятельности и личности профессионального психолога у отечественного зрителя. Актуальность данной проблемы как раз и обусловлена широким распространением персонажа психолога в современном зарубежном кинематографе, атакже колоссальными возможностями воздействия данного вида искусства на формирование отношения к психологам у зрителей с одной стороны, и недостатком знаний о сущности и смысле деятельности психолога, существующей в обыденном сознании, с другой [3]. Для теоретического исследования образа психолога в современном зарубежном кинематографе были отобраны наиболее популярные фильмы и сериалы, вышедшие на экраны в период с 1997 по 2011 год [410]. В качестве основных аналитических критериев выступали требования,предъявляемые к деятельности и профессиональноважным качествам психолога, представленные в профессиограммах [11; 12] и этическом кодексе специалиста [13; 14].Первое, на что обращает свое внимание зритель (осознанно или неосознанно) при просмотре фильма, это –внешность. Следует отметить, что одежда психологов в кинофильмах и сериалах, в большинстве случаев, либо деловая и строгая (например, «Особые отношения», «Психоаналитик», «Шестое чувство»), либо, наоборот, свободная и повседневная («Мой лучший любовник», «Умница Уилл Хантинг»). Интуитивно образы специалистовпсихологов в строгих костюмах воспринимаются как более директивные, настойчивые и холодные, тогда как психологи в свободной одежде выглядят более открытыми, мягкими и приветливыми. Информативной значимостью обладают поза и поведение специалиста. Так, психологи в кинофильмах, чаще всего, занимают положение, сидя в кресле, смотрят в глаза своему собеседнику, их поза открыта, они мягко жестикулируют, демонстрируя своим телом и мимикой спокойствие, расположение и внимание по отношению к клиенту, готовность его выслушать. Эти особенности внешнего вида и поведения, передаваемого исполнителями роли специалистовпсихологов, в целом соответствуют профессиональным требованиям и способствуют формированию у зрителей адекватного образа психолога.Предусмотрены по сюжетной линии в фильмах и средства, с помощью которых психолог взаимодействует со своими клиентами. Среди демонстрируемых приемов и способов работы, чаще всего фигурируют диалог (беседа) с вопросамии уточнениями от психолога к клиенту, методы гипноза и аутогенного воздействия (например, «Необходимая жестокость», «Особые отношения»), «погружение» в воспоминания детства и детские переживания («Умница Уилл Хантинг»), а также приемы релаксации («Необходимая жестокость»). Практически во всех фильмах и сериалах, анализируемых нами, психологами активно применятся техника перефразирования, представляющая собой приём активного слушания, заключающийся в пересказе речи клиента при помощи других слов [15]. Данный прием помогает психологу удостовериться, насколько точно им были поняты слова собеседника, и позволяет продолжить общение с клиентом дальше с полной уверенностью, что до сих пор все понято правильно. Персонажи психологов в обозначенных фильмах часто задают клиентам такие вопросы, на которые клиенты не хотят отвечать или которых не хотели бы касаться. При этом психологи демонстрируют настойчивость, некоторую твердость и стремление всетаки получить ответ на свой вопрос. Подобный аспект, с одной стороны, может создать негативный образ психолога, тогда как с другой, позволяет зрителям понять, что для успешного исхода психологического консультирования им придется размышлять над тем, над чем они сами до этого не задумывались, сопоставлять события своей жизни ибрать на себя ответственность за совершаемые поступки и собственную жизнь в целом. Важно также отметить и отражаемую в фильмах специфику расположения во время сессии психолога и клиента. Чаще всего демонстрируется два способа –это либо кушетка [16], когда клиент находится в положении лежа, а терапевт сидит около него (например, «Необходимая жестокость», «Умница Уилл Хантинг»), либо расположение друг напротив друга, сидя в креслах или стульях («Мой лучший любовник», «Особые отношения», «Психоаналитик»). Отражение приемов и техник работы психолога в кинематографе можно считать в целом правдоподобным, однако, у зрителей может сформироваться впечатление, что беседа и гипнотические техники представляют собой исчерпывающий список возможностей специалистапсихолога, в то время как в действительности существует множество не менее эффективных приёмов и техник работы психолога с различным контингентом клиентов [17; 18], для которых не подходят ни беседа, ни гипноз. Не менее важной стороной деятельности психолога является этическая компетентность. Наиболее часто в зарубежных кинофильмах упоминается принцип конфиденциальности, суть которого состоит в том, что вся информация, полученная, в процессе работы психолога с клиентом на основе доверительных отношений, не подлежит намеренному или случайному разглашению вне согласованных условий. Тот факт, что данный принцип, так или иначе, находит отражение в сюжетах, несомненно, можно считать положительным аспектом позиционирования образа психолога в современном зарубежном кинематографе. Так, психолог –герой фильма «Умница Уилл Хантинг» в исполнении Робина Уильямса, настаивает на том, чтобы все третьи лица покинули кабинет во время его работы с клиентом, стремясь обеспечить таким образом пространство для установления доверительного контакта с клиентом. Вместе с тем, важно отметить, что в отдельных картинах демонстрируется нарушение психологом принципа конфиденциальности, например, в фильме «Психоаналитик» специалист рассказывает своему знакомому писателю историю одной из своих клиенток, даже не изменив ее имени. Писатель в последующем создает сценарий к фильму, причем, оставляя начальное имя героини без изменений. В дальнейшем клиентка, конечно, узнает о случившемся, что оказывает на нее сильное эмоционально негативное впечатление. На наш взгляд, демонстрация в кинофильмах таких грубых профессиональных ошибок психологов может способствовать формированию у зрителей недоверия к специалистам данного профиля, сомнений в том, можно ли действительно рассказывать психологам нечто личное,останется ли это только между ними, следует ли вообще обращаться за помощью к постороннему человеку и делиться с ним собственными проблемами. Следует отметить, что такие этические принципы как принцип уважения, принцип честности и принцип ответственности соблюдается большинством экранных психологов из перечня обозначенных кинокартин. Однако в комедийной киноленте «Мой лучший любовник», в которой роль психолога исполняет Мерил Стрип, демонстрируется несоблюдение психологом принципа честности и открытости с клиентом. Когда выясняется, что клиентка встречается с сыном самого психолога, специалист ничего не сообщает клиентке и продолжает работать с ней, хотя это противоречит этическим принципам профессионального психолога, более того, психолог начинает давать ей советы о том, как следует поступить, что также не соответствует реальным полномочиям психолога. Одно из важнейших требований, предъявляемых к личности психолога –это его профессиональноважные качества [19]. В подавляющем большинстве картин психолог представлен как человек внимательный, спокойный, уверенный, понимающий, проницательный, наблюдательный, открытый, уравновешенный, эрудированный, умеющий слушать и задавать наводящие вопросы, неподдающийся на провокации и уловки со стороны клиента, способныйвзять себя в руки и не терять самообладания, обладающий хорошим чувством юмора. Вместе с тем, в отдельных фильмах (например, «Психоаналитик», «Умница Уилл Хантинг») представлены такие качества психолога, как эмоциональная неуравновешенность (слезы, гнев, злость) и ситуация «выхода из себя». В контексте конкретного сюжета сцены с демонстрацией таких личностных характеристик воспринимаются очень лаконично и, видимо, созданы в целях акцентирования внимания зрителей на том, что психолог –это, прежде всего, живой человек со своим внутренним миром, своим опытом и чувствами, что должно осознаваться как клиентами, так и самими специалистами, понимающими, что ему не следует проявлять свои собственные чувства настолько открыто и экспрессивно. Примечательно, что психологи в картинах зачастую сталкиваются с ситуацией, когда клиент не идет на контакт. В этом случае они оказываются вынужденными «пускать в ход» разные средства для «настройки» клиента на работу и создания доверительной атмосферы (например, в фильмах «Необходимая жестокость» и «Шестое чувство»). При просмотре сцен с подобными способами выстраивания взаимодействия с клиентами создается образ психолога как специалиста, глубоко знающего человеческую природу, обладающего наблюдательностью и проницательностью, порой граничащую с ясновидением. Видимо, это и послужило одной из причин возникновения мифа о психологе, как «рентгене», «ясновидящем», который каждого человека «видит насквозь». Наиболее ярко такого рода проницательность психолога продемонстрирована в сериале «Необходимая жестокость», в котором женщинапсихолог всего лишь по нескольким деталям догадывается об измене мужа. Скорее всего, именно такого рода сцены могут способствовать формированию у зрителей не отвечающего действительности представления о специалистахпсихологах, завышенных ожиданий от их профессиональной деятельности, и, в случае непосредственного обращения к психологу, быстрого разочарования его работой, несоответствующей имеющимся представлениям о том, каким должен быть профессиональный специалист –психолог. Этим может объясняться и популярный в обыденной среде феномен под названием «Ты ж –психолог!», подтверждающий существование нереалистичных ожиданий людей от психологов. Важно отметить и такой аспект образа психолога в современном зарубежном кинематографе, как достаточно весомые проблемы и трудности в личной жизни практически всех экранных психологов. Чаще всего психолог в анализируемых нами кинокартинах имеет проблемы в отношениях с супругом, герой либо на время расстается, либо совсем разводится с супругом (в частности, в фильмах «Лечение», «Необходимая жестокость», «Особые отношения», «Шестое чувство»). В ленте «Психоаналитик» главный герой пристрастился к наркотикам вследствие того, что не смог пережить утрату жены, покончившей жизнь самоубийством. В фильме «Умница Уилл Хантинг» психолог также переживает личную драму –уход из жизни любимой супруги в результате смерти от онкологического заболевания. В картине «Особые отношения» сам психотерапевт страдает от обсессивнокомпульсивного расстройства, выражающегося в том, что он все время тщательно моет руки.Конечно, трудности возникают в жизни каждого человека, но создание в кинофильмах и сериалах персонажа психолога как человека, неспособного наладить свою собственную жизнь и разобраться с личными психологическими проблемами может, на наш взгляд, оказать негативное влияние на формирование образа специалистапсихолога у зрителей. Вместе с тем, еще одни важный аспект, на который необходимо обратить внимание при анализе образа психолога в современном зарубежном кинематографе, заключается в том, что абсолютно во всех картинах клиенту удается достичь желаемых результатов, решить свои проблемы, стать другим человеком. Естественно, это тот результат, ради которого и идут к специалиступсихологу, но создание образа психолога, который справляется с любой проблемой, также способно оказать влияние на формирование нереалистично высоких ожиданий от специалистовпсихологов, а также нетерпения людей к возможным неудачам психологов, не таких быстрых результатов работы с психологом «как в кино». В реальной профессиональнопсихологической практике результат, как правило, бывает отсрочен [20; 21].Обобщая результаты теоретического анализа можно отметить, что в целом, в современном зарубежном кинематографе весьма распространено использование в сюжетной линии персонажа психолога. Чаще всего его роль исполняют мужчины и крайне редко –женщины. В большинстве кинокартин психолог представляется как человек, обладающий такими качествами как: внимательность, терпение, самообладание, проницательность, интеллектуальность, уверенность, открытость. В фильмах психолог показан как специалист, ведущий с клиентами беседу наедине, задающий им различные вопросы, ответы на которые позволяют клиентам совершать в себе открытия, приходить к самостоятельным умозаключениям, смотреть на окружающий мир под отличным от своего углом зрения. Часто в фильмах встречается использование психологами метода гипноза и аутогенной тренировки, что может создавать у зрителей образ психолога, как человека внушающего чтолибо. Важно подчеркнуть, что в обозначенных фильмах, кроме беседы и гипноза, не отражены иные приемы и методы работы с клиентами, которых очень много в арсенале современных психологов [22; 23], что также может стать причиной формирования не в полной мере адекватного образа психолога у зрителей. Подводя краткий итог, необходимо указать, что образ психолога в современном зарубежном кинематографе отражает лишь некоторые аспекты реальной профессиональной деятельности специалистов данного профиля, некий обобщенный портрет психолога, который может вызывать у зрителя как положительные, так и отрицательные чувства в его адрес.

Ссылки на источники1. Белобрыкина О.А. Роль искусства в формировании образа профессионала (на примере профессии «психолог») //Вестник Нижегородского университета. Серия: Социальные науки. 2014. № 4 (36). С. 202210.23. БайгужиноваО.А., Белобрыкина О.А. Образ психолога в обыденном и профессиональном сознании: общее и особенное //В сб.: Психологопедагогические технологии в условиях инновационных процессов в медицине и образовании: Материалы Международной междисциплинарной научнопрактической конференции (Кемер, Турция, 1420 марта 2010 г.) /Под науч. ред. М.Г. Чухровой, О.А. Белобрыкиной. Новосибирск: ООО «АльфаВиста», 2010. С. 20234. УмницаУиллХантинг= GoodWillHunting. Кинокомпания: Мирамакс филмс. Странапроизводитель: США, 1997. Режиссер: Гас Ван Сент. Сценарий: Мэтт Дэймон, Бен Аффлек. В главных ролях: Мэтт Дэймон, Робин Уильямс (психолог). 5. Шестоечувство= TheSixthSense. Кинокомпания: SpyglassEntertainment. Странапроизводитель: США, 1999. Режиссер и сценарист:М.Найт Шьямалан. В роли психолога Брюс Уиллис. 6.Мой лучший любовник = Prime. Кинокомпания: Universal Pictures. Странапроизводитель: США, 2005. Режиссер и сценарист: Бен Янгер. В роли психолога Мерил Стрип. 7.Психоаналитик = Shrink. Кинокомпания: Ignite Entertainment. Странапроизводитель: США, 2005. Режиссер: Джонас Пейт. Сценарий: Томас Моффетт, Генри Рирдон. В роли психолога Кевин Спейси. 8.Лечение= In Treatment (3 сезона). Кинокомпания: Closest to the Hole Productions, Home Box Office (HBO),Leverage Management.Странапроизводитель: США, 20082010. Режиссеры и сценаристы: Родриго Гарсия, Пэрис Барклай, Мелани Мейрон. В главное роли: Гэбриел Бирн. 9.Особые отношения = Sans queue ni tete. Кинокомпания: Liaison Cinematographique.

Странапроизводитель: Франция, Люксембург, Бельгия.2010. Режиссер: Жанна Лабрюн. Сценарий: Ришар Дебюсн, Жанна Лабрюн. В роли психоаналитика Були Ланнерс. 10.Необходимая жестокость = Necessary Roughness (сериал). Кинокомпания: Sony Pictures Television.Странапроизводитель: США, 2011. Режиссер: Кевин Даулинг. Сценарий: Элизабет Крюгер, Крэйг Шапиро, Илди Модрович. В роли психолога Кали Торн. 11. Психология как профессия /Т.Ю.Базаров, Е.М.Иванова, А.С.Кузнецова и др.; отв. ред. Е.А. Климов, О.Г.Носкова [Электронный ресурс] // Факультет психологии МГУ им. М.В.Ломоносова [сайт]. –URL: http://psy.msu.ru/science/public/psy_prof/(дата обращения 12.12.2015).12. Романова Е.С. 147 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. М.: Аспект Пресс, 2011. 416 с.13. Ethical principles of psychologists (Amended June 2, 1989)//American Psychological Association. 1990. American Psychologist, 45. Pp. 390395.14. Метакодексэтики= MetaCode of Ethics[Электронныйресурс] //Европейскаяфедерацияпсихологическихассоциаций= European Federation of Psychologists’ Associations [сайт].–URL: http://www.efpa.eu/ (датаобращения10.01.2016).15. Бьюдженталь Д. Наука быть живым. Диалоги между терапевтом и пациентами в гуманистической терапии. М.: Независимая фирма «Класс», 1998. 336 с. 16. Ялом И.Д. Лжец на кушетке. М.: Эксмо, 2015. 480 с.17. Ялом И.Д. Дар психотерапии. М.: Эксмо, 2005. 352 с.18. Шнейдер Л.Б. Основы консультативной психологии. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2010. 352 с.19. Вачков И.В., Гриншпун И.Б., Пряжников Н.С. Введение в профессию «психолог». М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2007. 464 с.20. Флоренская Т.А. Диалог в практической психологии. Наука о душе. М.: Владос, 2001. 208 с.2122. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. М: Независимая фирма «Класс», 1994 144 с.23. Шнейдер Л.Б. Указ. соч.